Сценарий веб-квеста "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
методическая разработка по литературе (8 класс)
Образвательный веб-квест по литературе для 8 класса продолжительностью 2 урока по 40 минут направлен на подготовку учащихся к сочинению-рассуждению на тему: "Емельян Пугачев: историческая правда и художественный вымысел в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_veb-kvesta.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий веб-квеста.
Описание
Тема: «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Класс – 8.
Учебник — Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3-х частях / Авт-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО "ТИД "Русское слово".
Тип урока – подготовка к сочинению-рассуждению.
Форма урока – веб-квест «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Продолжительность — 2 урока по 40 минут.
Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:
"Емельян Пугачев: историческая правда и художественный вымысел в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Общая проблема: историческая правда и художественный вымысел в образе Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерный класс.
Технологии:
интернет-технология «Образовательный веб-квест»;
интерактивная модель обучения: работа в малых группах, экспресс-диспут, ролевая игра;
технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность, презентации-отчеты;
технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье».
В основе разработки – интернет – технология «Образовательный веб-квест». Веб-квест (webquest) в педагогике — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Структура веб-квеста
Интернет – адрес проекта - http://malcevatatyana80.wixsite.com/mysite
Во введении четко описаны главные роли участников квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание - написать сочинение-рассуждение на тему " Емельян Пугачев: историческая правда и художественный вымысел в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка ". Таким образом, четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
Рабочие материалы проекта — ссылки на ресурсы, адреса веб-страниц по теме, необходимые для выполнения задания. В качестве рабочих материалов проекта учащимся предложен текст произведения, отчетные карты.
Ролевые группы - Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при выполнении задания (этапы). Данный квест предусматривает четыре ролевые группы: «Историки», «Литературоведы», «Иллюстраторы», «Аналитики».
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Стадия рефлексии.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Подготовительный этап.
Просмотр отрывка из кинофильма «Капитанская дочка» (Пугачев в крепости).
3. Определение цели урока, формулировка учебных задач.
Цель урока — подготовиться к сочинению-рассуждению на тему: "Емельян Пугачев: историческая правда и художественный вымысел в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Задачи:
– проанализировать главы повести "Капитанская дочка";
– составить словесный портрет Емельяна Пугачева по повести Пушкина;
– познакомиться с эпохой правления Екатерины II, причинами крестьянской войны, с Пугачевым как исторической личностью;
– выявить авторское отношение к изображаемым историческим событиям.
4. Знакомство учащихся с формой урока.
На данном этапе учитель знакомит учащихся с понятием веб-квест, его структурой, распределяет ролевые группы.
5. Прохождение веб-квеста, индивидуальные и групповые консультации учителя.
Подробное описание, задания, вопросы, рекомендации см. на страницах веб-квеста.
Этапы работы над квестом
§ Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, материалами проекта. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в команде.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
§ Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с определенной ему учителем ролевой группой, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет (по возможности). Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
§ Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством координатора веб-квеста (т.е. учителя), ощущает свою ответственность за работу.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.
6. Презентации-отчеты групп. Выводы.
На данном этапе урока учащиеся представляют результаты своей работы: отчеты, выводы.
8. Рефлексия.
9. Оценки, домашнее задание.
На данном этапе обращается внимание учеников на критерии выполненной работы, учитель выставляет и комментирует оценки.
Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение "Емельян Пугачев: историческая правда и художественный вымысел в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).
ВВЕДЕНИЕ
Дорогой восьмиклассник!
Рады приветствовать тебя в нашей не только увлекательной, но и познавательной игре. Приглашаем вас совершить путешествие с Александром Сергеевичем Пушкиным по страницам повести "Капитанская дочка». Это путешествие в мир русской культуры, в мир далекого прошлого своего народа, дабы не забыть прошлое и знать настоящее своего народа.
Дорогой друг, ты уже, наверное, догадался, что, путешествуя по страницам повести, выполняя различные задания, ты должен будешь найти ответ на главный вопрос: "В чем заключаются историческая правда и художественный вымысел в образе Пугачева в повести А.С.Пушкина".
Итак, обо всем по порядку.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1. В меню слева выбери ту ролевую группу, в которой ты состоишь.
2. Внимательно ознакомься с целями, заданиями и порядком работы для твоей ролевой группы.
3. Успешно выполни все задания и представь координатору веб-квеста (т.е. учителю) требуемую форму отчета. (См. на странице твоей группы).
4. Приготовься к публичной презентации отчета группы на заключительном этапе.
Вы находитесь на странице
"Ролевые группы".
Выберите ту ролевую группу, которую определил вам координатор квеста (т.е. учитель). Внимательно ознакомьтесь с целями, задачами и порядком работы в своей ролевой группе.
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!
РОЛЬ 1. ИСТОРИКИ.
Вы выбрали роль историков для анализа повести Пушкина "Капитанская дочка".
Ваша задача: изучите исторические сведения о Пугачевском восстании, личности Е. Пугачева.
Отчет в виде сообщения с сопровождением презентацией PowerPoint. В сообщении вы должны отразить следующее:
1) причины крестьянского восстания;
2) личность Емельяна Пугачева, биографическая справка;
3) описание событий крестьянской войны под предводительством Пугачева, ее завершение.
РОЛЬ 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ.
Вы выбрали роль литературоведов для анализа повести Пушкина "Капитанская дочка".
Ваша задача: характеристика образа Е. Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Характеристика образа Пугачёва. Пользуясь текстом художественного произведения, заполните таблицу примерами (выпишите цитаты), описывающими внешность Пугачёва, черты характера этого персонажа:
Глава | Характеристика образа Пугачёва |
II глава «Вожатый» с. 219, 221 |
|
VI глава «Пугачевщина» с. 246 | |
VII глава «Приступ» с. 257-259 |
|
VIII глава «Незваный гость» с. 263 - 266 |
|
IX глава «Разлука» с. 268 | |
XI гл. «Мятежная слобода» с. 280, 285 |
|
XII гл. «Сирота» С. 288-291 |
|
РОЛЬ 3. АНАЛИТИКИ.
Вы выбрали роль аналитиков для анализа повести Пушкина "Капитанская дочка".
Ваша задача: проанализировать статью "Образ Пугачева в повести Пушкина "Капитанская дочка" и подготовить развернутый ответ на вопрос: "Какую оценку Емельяну Пугачеву дают исторические документы и каким мы видим его в повести Пушкина?".
РОЛЬ 4. ИЛЛЮСТРАТОРЫ.
Вы выбрали роль иллюстраторов для анализа повести Пушкина "Капитанская дочка".
Ваша задача: найти портреты Емельяна Пугачева.
Отчет в виде сообщения с сопровождением презентацией PowerPoint.
Критерии оценки выполненной работы
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно |
Понимание задания | Работа демонстрирует точное понимание задания | Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. | Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. |
Выполнение задания | Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно;используется информация из достоверных источников. | Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. | Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию. |
Результат работы | Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. | Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. | Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. |
Творческий подход | Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы. | Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. | Ученик просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста. |
ПАМЯТКА
КАК ПИСАТЬ
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
Определение понятия | Рассуждение – это один из типов речи, в котором даётся словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли. |
Цель | исследовать предмет или явление, рассмотреть причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.
|
Композиция | Тезис (1 абзац) Доказательства: Во-первых,… . Например,… . (2 абзац) Во-вторых,… . Например,… . (3 абзац) Вывод: Таким образом,… . (4 абзац) |
1. Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, размышлять, но и объяснить и убедить; что текст-рассуждение чётко структурирован и строится по схеме: основная мысль (тезис) – аргументы (доказательства) – вывод.
2. Продумайте, какой тезис вы будете формулировать и какими доказательствами аргументировать свои мысли. Составьте план сочинения, отразив в нём количество и содержание аргументов.
3. Приступая к написанию рассуждения, следуйте составленному плану. С помощью языковых средств выражайте логические отношения между частями текста.
4. Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при последовательной (цепной) связи предложений.
5. Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании. Избегайте чрезмерного цитирования и нагромождения предложений.
6. Соблюдайте абзацное членение текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дорогие друзья!
Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Уверена, что все успешно выполнили предложенные задания. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Емельяна Пугачева по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
На изучение всего произведения в программе отводится 10 уроков. Образ Пугачёва изучается на двух уроках.На первом уроке идет обсуждение акцентного вычитывания текста и составляется характеристика геро...
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Урок проводится по слайдам презентации. Надеюсь, что мои труды будут полезны коллегам....
Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Презентация демонстрируется в течение всего урока,слайды иллюстрируют работу по этапам урока. Надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам. Хотелось бы услышать Ваши отзывы....
Образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Урок носит обобщающий характер и построен на основе использования диалогово-коммуникативной и личностно-ориентированной технологий, технологии исследовательско-поисковой направленности. Тема данн...
Противоречивый образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме, формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерн...
Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
В данной работе рассматривается один из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра...