Презентация к методической разработке "Базаров - нигилист?"
презентация урока для интерактивной доски по литературе (10 класс)

Саралиева Зарина Петровна

Презентация к открытому уроку по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" раскрывает основное содержание урока, способствует визуальному восприятию представленного для обсуждения материала. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение « Эльхотовский многопрофильный колледж имени Героя Социалистического Труда Д.Е.Накусова » «Базаров – нигилист !?» Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» Саралиева З.П. Преподаватель русского языка и литературы высшей категории

Слайд 2

Цель урока: проанализировать образ главного героя романа, показать художественные особенности создания образа Базарова познакомиться с толкованием понятия «нигилизм » сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова д оказать тезис - Базаров - «нигилист» ф ормировать культуру читательского восприятия

Слайд 3

ЭПИГРАФ "... Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить..." ( Николай Петрович Кирсанов)

Слайд 4

НИГИЛИЗМ -это - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни . (Большой энциклопедический словарь) - "безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать" ( Толковый словарь В.И.Даля ) - "голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм" (Толковый словарь русского языка ) - "философия скептицизма, возникшая в России в Х1Х веке во время правления Александра II "

Слайд 5

С КАКИМ ПРИРОДНЫМ ЯВЛЕНИЕМ, ЗВУКОМ, ЦВЕТОМ АССОЦИИРУЕТСЯ У ВАС ЭТО ПОНЯТИЕ «НИГИЛИЗМ» И ПОЧЕМУ? Природные явления: буря , ветер, метель, ураган,- все эти природные явления разрушают и уничтожают, так и Базаров в своей теории говорит о том, что необходимо все разрушить, а строить будут другие. Звуки : скрежет, скрип, гром. Цвет: черный, серый, вишневый.

Слайд 6

АССОЦИАЦИИ К ОБРАЗУ БАЗАРОВА. БАЗАРОВ - КАМЕНЬ, ПРОПАСТЬ, ЛЕТЯЩАЯ ПТИЦА

Слайд 7

Когда мы впервые слышим слово «нигилист» и кто при этом присутствует? В первой сцене , за утренним чаем …. « нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип ». Аркадий

Слайд 8

С какой целью было произнесено это слово и, какова была реакция на него? Аркадия больше занимает не смысл того, чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов и их ошеломляющее воздействие на отца и дядю. Для Павла Петровича нигилист — это, прежде всего, тот, кто «не склоняется» ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены «существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве».

Слайд 9

Как изменяется разговор с появлением Базарова? Во что он верит? Базаров склонен принять то, только лишь пропущенным через собственное «я »: «МНЕ СКАЖУТ ДЕЛО, Я СОГЛАШУСЬ...», — т. е. во главу угла ставится исключительно личный опыт, а не то, что выверено временем, является авторитетным и общепринятым

Слайд 10

вопросы Теперь скажите, во имя чего ломают старое? Зачем? Что же хорошо и что плохо в программе Базарова? А есть ли у него последователи? Назовите фамилии этих героев, которые произносят данные фразы . Можно ли их назвать учениками Базарова? Почему? Как объясняет Базаров Аркадию, что он прощается с ним навсегда? Как относится Тургенев к убеждениям Базарова? Разделяет ли он их ? Какое испытание не выдерживает Базаров?

Слайд 11

Вывод: Базаров переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры . ВЕРНЕМСЯ К ЭПИГРАФУ "... Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить ...» Ваше мнение?

Слайд 12

Домашнее задание Написание синквейна : НИГИЛИСТ, БАЗАРОВ, Мини – сочинение: «Гибель Базарова - это досадная случайность или же она предрешена всем ходом повествования?»

Слайд 14

литература 1.Золотарёва И.В., Т.И. Михайлова Поурочные разработки по литературе XIX в. 10-й класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, испр . и доп. Обновлённый комплект уроков. М.: “ Вако ”, 2004. 336 с. 2.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч.1, 2, 10 кл . М.: Просвещение, 2002. Интернет . https://www.literaturus.ru / https://ru.wikipedia.org/wiki / https:// nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/03/02/razrabotka-uroka-literatury-v-10-klasse-bazarov-i-ego-roditeli https://harakteristikaaa.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

Презентация к методической разработке "Каждый павший - живой, если в сердце живет "

Презентация, посвященная памяти беловчан, погибших в Афганской и Чеченских войнах....

Презентация к методической разработке "Easter"

Презентация к методической разработке внеклассного мероприятия в 5х классах пол теме "Easter"....

Презентация к методическому совету по теме "Ситуация успеха на уроке"

Презентация к методическому совету по теме "Ситуация успеха на уроке", с рекомендациями для учителей и родителей....

Презентация к методической разработке "Земля- наша общая забота"

В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...

Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....