Урок литератауры в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Шашукова Аник Валерьевна

Урок литературы в 5 классе. Рассказ И.С.Тургенева "Муму".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема: Рассказ И.С. Тургенева «Муму».


Цели:

Воспитательные цели:

  1. Способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса.
  2. Воспитывать чувство собственного достоинства, стремление к добру.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим.

Образовательная цель: выявить особенности характера героя, авторскую позицию.

Развивающие цели:

  1. Совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения.
  2. Развивать аналитическое мышление.

Цели для учащихся:

Знать/понимать:

- содержание рассказа И.С.Тургенева «Муму»;

- систему образов героев.

Уметь:

- определять авторскую позицию;

- проводить анализ эпизода.

Оборудование: иллюстрации, рисунки, карточки - задания для работы в группах, мультимедийный проектор, компьютер.

Словарная работа (идет по мере обращения к тексту): почтенный, уважаемый, неистомная, челядь и так далее.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Цель: организовать детей на работу

Для создания ситуации успеха, включения всех учащихся в беседу, учитель создает эмоциональный настрой, задав ребятам вопрос: «Что вы ждете от сегодняшнего урока?»

II.Актуализация знаний.

Цель: актуализировать ранее полученные знания для дальнейшей работы с текстом.

1) Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.С.Тургенева.

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

— Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?

— Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.

— Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.

2)Беседа. (Слайд 1)

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении, рассказе «Муму», великого русского писателя XIX века И.С.Тургенева.

- Дома вы прочитали рассказ «Муму». Я бы хотела узнать: какие чувства у вас возникали во время чтения(ответы учащихся)

- Кто вызвал у вас эти чувства? (ответы учащихся)

- Назовем героев рассказа. (Уч-ся называют, а учитель пишет их имена на доске)

3) Постановка темы. (Слайд №2)

Учитель: Героев в произведении много. Есть главные и второстепенные. Кто является главным героем? (Герасим) Почему? (Все события связаны с ним). Сегодня на уроке постараемся выявить особенности характера героя, отношение автора к своему герою.

Знать/ понимать:

- содержание рассказа И.С.Тургенева «Муму»;

- систему образов героев.

Уметь:

- определять авторскую позицию;

- проводить анализ эпизода.

4) Сообщение о значении имени Герасим (Слайд №3)

Уч: И.С.Тургенев не случайно дал своему герою имя Герасим. Дома вы подготовили сообщение о значении имени Герасим.

(Сообщение ученика) (Попутно проводится словарная работа: слова и их лексические значения записаны на доске: Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его. Уважаемый - уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих – либо достоинств.)

Имя «Герасим» переводится с греческого языка как «почтенный, уважаемый». Происхождение: имя Герасим пришло в Россию из Византии вместе с христианством. Покровитель имени - преподобный Герасим Вологодский родился в Киеве, в 1147 году построил церковь во имя Святой Троицы и монастырь в лесу, в полуверсте от реки Вологды.

В имени Герасим довольно хорошо сочетаются добродушие, твердость.

Человек с этим именем обладает очень чувствительной натурой. Добрый и отзывчивый, он помогает всем, кто к нему обращается, но нередко сам становится жертвой своей доброты. Это человек неконфликтный, в обществе он держится довольно уравновешенно, однако в некоторых, довольно редких случаях, все же может и вспылить. При этом остановить его бывает очень тяжело. Он трудолюбив.

Судьба не делает Герасиму подарков. Все, что у него есть, добыто упорным трудом, но он не заостряет особого внимания на том, как тяжело ему дается кусок хлеба.

Женится поздно, осторожно выбирает подругу жизни. Семья у Герасима крепкая, дружная. Дети растут в атмосфере покоя и дружелюбия, много знают, всем интересуются.

Беседа по вопросам:

1. Объясните, почему Тургенев так назвал героя?

2.Соотнесите черты Герасима Вологодского и Герасима из рассказа «Муму».

Работа в группах

Уч: Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать в группах. (Класс делится на 4 группы методом свободного выбора. Каждая группа получает задания. После подготовки учащиеся каждой группы отвечают. Учитель направляет, руководит деятельностью учащихся)

1 группа – Как описывает автор Герасима? (И.С. Тургенев пишет: « Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок»

Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий. (Слайд № 4)

(Попутно объясняем слово «замечательный» - исключительный по своим достоинствам)

2 группа - Отношение к труду. ( И.С. Тургенев пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...»)

Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность. (Слайд № 5)

(Попутно объясняем слово «неистомная» - неутомимая, «славный» - очень хороший)

3 группа – Интерьер каморки. («...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

Вывод: нелюдимый, все делает основательно. (Слайд №6)

4 группа – Отношение окружающих к герою. ( Все в околотке стали уважать его после того, как Герасим расправился с ворами, незнакомые люди отмахивались и кричали на него. «Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, - а в коротких: он считал их за своих»)

Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью.

(Слайд №7) (Попутно объясняем слово «челядь» - дворовые слуги помещика)

3) Общие выводы.

Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? (Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой,

здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность.)

- Как автор относится к своему герою? (Автор восхищается монолитной фигурой крестьянского богатыря, показывает, как крепко связан он с родной землёй и своей нелёгкой работой. Писатель не равнодушно фиксирует происходящее. Он горячо сочувствует Герасиму, и это выявляется как в прямых оценках, так и в сравнениях, которые раскрывают отношение писателя к происходящему. Тургенев подчёркивает близость Герасима к земле, к природе, а потому и сравнивает его с деревом, растущим на плодородной земле, с молодым, здоровым быком; с пойманным зверем, который потерял самое дорогое – свободу)

Итоги  урока:

- Какие качества героев вам близки?

- Какие выводы вы сделали для себя?

- И.С.Тургенев подчеркивает не столько физическую, но прежде нравственную силу Герасима. В чем, кроме трудолюбия, она проявляется? (Оторванный от родного окружения и привычной работы, используемый в барском доме лишь в качестве «представительной фигуры», Герасим сумел сохранить чувство собственного достоинства, остаться таким же трудолюбивым, собранным и прямым, каким был в родной деревне).

Рефлексия

- С каким настроением вы уходите с урока?

VI. Домашнее задание. Составить письменный или устный рассказ о героях, живущих в доме барыни (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован, как для проведения в коррекционном классе, так и для общеобразовательного класса....