Прием контраста в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»
методическая разработка по литературе (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priem_kontrasta_v_rasskaze_l.n.tolstogo_posle_bala.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя Савченко Юлия Юрьевна
Учебный предмет: литература
Класс 8
Автор УМК под редакцией В.Я.Коровиной.
Тема урока: Прием контраста в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3) знакомство с новым композиционным приёмом – контрастом.
Деятельностная: развитие умения формулировать собственное мнение, умения договариваться и приходить к собственному решению, умения делать выводы.
тапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне
Приветствие учащихся.
Звучит музыка.
-Кто знает, что это за музыкальный жанр?
-Когда, на ваш взгляд, и где может звучать мазурка? Почему музыка меняется?
-Это как-то связано с текстом, который будем рассматривать на уроке?
- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.
Музыка, определяющая рассказ, жестокая эпоха, которая описана в произведении.
Давайте обратимся к жанру произведения. Почему вы считаете, что этот текст является рассказом?
-Не оговорилась ли я: действительно ли это рассказ? Докажите.
-Почему Толстой так назвал рассказ? Автор много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» … Как вы думаете, почему он все-таки остановился на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? Давайте поговорим об эпохе, отраженной в рассказе, ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора.
Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века и побываем на балу.
Небольшое сообщение о времени царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным"
Учащиеся высказывают предположение, свое мнение о прослушанной музыке, о том, что мазурку можно услышать на балу.
Подбирают эпитеты (волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая , жестокая, грустная и т.д), работают индивидуально.
Участвуют в дискуссии.
Учащиеся пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе, использую материал, полученный на уроках истории.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)
Построение речевого высказывания в устной форме(П3)
Целеполагание (Р1).
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1).
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Вы читали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, ещё раз проведёт вас по его страницам.
ТЕСТ на знание текста.
Познакомить с эпиграфом урока: …Толстой рассказал нам о русской жизни столько же,
сколько остальная наша литература.
М.Горький.
Беседа с классом о том, что такое композиция произведения, от чьего лица ведётся повествование в рассказе.
– В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция?
-Что необычного вы увидели в построении рассказа?
Групповая работа: обучающиеся записывают ответы в тетрадь, работают над тестом.
Знакомясь с эпиграфом, выдвигают предположения о теме урока, взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают.
Построение речевого высказывания в устной форме(П3)
Формулирование собственного мнения(К5)
Владение диалогической формой речи(К13)
Словарная работа.
И такая резкая противоположность называется контрастом.
По литературоведческому словарю дать понятие о контрасте.
Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность
Противопоставление, контраст или антитеза как художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу?
( образы, персонажи, художественные детали)
Построение речевого высказывания в устной форме(П3)
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2)
3.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
1. Выделим картины бала и события происходящие после него в виде плана.
Контраст в композиции.
Первая часть рассказа
Вторая часть рассказа
Место действия зала у предводителя
Описание улицы
Эмоциональное состояние героя
Портрет отца Вареньки
краски,цветовая гамма звуки
2. Провести наблюдение над языковыми средствами:
1гр.- выписать эпитеты обрисовки праздника на балу.
2гр.- выписать эпитеты из второй части рассказа(сцена наказания солдат).
– Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова?
3.Наблюдение над текстом, сравнить сцены на балу и после бала.
4. Сопоставить иллюстрации .
Работа в парах, ответы каждого ученика.
Работа в группах, участие в дискуссии.
Сравнивают отобранный материал и заполняют на доске таблицы, по мере ответов на вопросы, доказывают то, что контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика.
Работа в малых группах.
Работа в малых группах .
Анализ объектов с целью выделения признаков(П8).
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме(П3).
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2)
Использование схем, таблиц для решения задачи(П2);
4.Самостоятельная работа .
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний.
Учитель предлагает учащимся выполнить задание. Работа с книгой. Сопоставить полковника и наказываемого.
Полковник
Наказываемый
Учащиеся выполняют задание, сравнивают изображение полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала.
Поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П1).
Умение решать проблемы(Р1).
Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6);
Использование схем, таблиц для решения задачи(П2);
5. Включение в систему знаний и повторения.
Случай или среда виновны в том, что мир героя рухнул?
Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?
Какие выводы сделаете из этих наблюдений?
Можно работать в парах
Учащиеся делают выводы. Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества.
Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной форме(П3).
Уметь слушать и понимать речь других(К6).
Умение решать проблемы(Р1).
Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией(К7);
Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К3; К4)
6. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
-Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке?
-Остались ли довольны своей работой на уроке?
- Что мешало и что помогало достичь цели?
-Как оцениваете свою работу на уроке?
- Сможете ли вы теперь проанализировать эпиграф, который мы записали в начале урока?
-Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке.
Пример:
Николай 1
2 определения (властный, жестокий)
3 действия (наказывал, казнил, унижал)
Предложение из 4 слов (Его эпоха была бесчеловечной)
Ассоциация (несправедливость
Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)
Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке.
1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?»
2.Составьте синквейн : Варенька или полковник.
3. Напишите эссе «Моё мнение о полковнике».
Мне было очень приятно с вами работать. Наш урок закончен. До свидания.
Учащиеся в группах выполняют задание.
Самоанализ.
Участие в диалоге.
Выставляют оценки в дневник.
Отвечают на вопросы
Обучающиеся заполняют карточки (самооценка за каждый вид работы)
Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.
Формирование границ собственного знания и незнания(Л11).
Адекватное восприятие оценки учителя(Р5)
Самооценка личности (Л7)
ТЕСТ на знание текста
1. Жанр произведения:
А) очерк
Б) повесть
В) рассказ
2. Тема произведения:
а) повествование о любви Ивана Васильевича;
б) рассказ о полковнике;
в) показ николаевской России.
3. Раскрытию идеи произведения помогает:
А) антитеза
Б) гипербола
В) олицетворение
4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?
А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) полковник выполняет свои обязанности
5. Произведение заставляет задуматься о:
а) судьбе полковника;
б) личной ответственности человека за жизнь общества;
в) любви Ивана Васильевича.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское»...
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого " После бала" . Тема: "Контраст как основное средство построения рассказа"
План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...
Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала"
Прием контраста помогает раскрыть идею рассказа...
Контраст как основа композиции рассказа (урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала")
урок литературы...
ОТКРЫТЫЙ УРОК "КОНТРАСТ, КАК ПРИЕМ, РАСКРЫВАЮЩИЙ ИДЕЮ РАССКАЗА Л.Н. ТОЛСТОГО "ПОСЛЕ БАЛА"
Проект разработан в качестве электронной поддержки для учителей русского языка и литературы....
Разработка урока литературы в 8 классе «Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
Закрепить навыки работы с художественным текстом, используя литературоведческие понятия: цветовая гамма, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, художественная деталь,...
Урок "Художественное своеобразие рассказа Л. Н. Толстого "После бала. Прием контраста "
урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...