Патриотические чувства автора в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Ревина Ирина Вениаминовна

Урок по технологии РКМЧП. Задачи урока: 

  1. раскрыть патриотические чувства автора, его восхищение подвигом народа в войне 1812 года;
  2. помочь глубже проникнуть в содержание стихотворения, понять и пережить положенные в его основу события,
  3. на основе анализа текста проникнуть в творческую лабораторию художника слова (выявить   изобразительные средства языка);
  4. на основе анализа стихотворения формировать умение выделять главное, передавать голосом чувства и настроение рассказчика;  
  5. помочь ребятам осознать те вечные ценности (любовь к Родине, ответственность за её судьбу, стремление быть похожими на героев прошлого), без которых нет личности, гражданина, не может существовать общество,
  6. способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию у них воображения, навыков монологической речи, выразительного чтения, устного словесного рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока(в рамках технологии РКМ через чтение и письмо)

Предмет_литература____________________________________класс__5______________________

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)  

 (?) чувства автора в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

2 урок из 3  по теме М.Ю. Лермонтов  

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок по технологии РКМЧП

Фронтальная, в парах.

Устное словесное рисование, чтение по ролям, «инсерт», анализ стихотворения,  составление кластера, закончи фразу; исследовательские методы.

Цель урока

Задачи урока

Создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций:

Когнитивная: знают содержание  стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»; понимают смысл, заложенный в него автором, авторское видение изображённого события; вычленяют основную идею стихотворения.  

Деятельностная: создать условия для развития компетенций:

- учебно-познавательной (анализировать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, находить причинно-следственные связи, систематизировать, отыскивать доказательства)

-коммуникативной (продуктивная коммуникация, работа в парах)

- информационной (анализ и отбор необходимой информации; обработка информации)

Личностная: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; осознавать материал темы как основы для развития индивидуальных способностей личности

  1. раскрыть патриотические чувства автора, его восхищение подвигом народа в войне 1812 года;
  2. помочь глубже проникнуть в содержание стихотворения, понять и пережить положенные в его основу события,
  3. на основе анализа текста проникнуть в творческую лабораторию художника слова (выявить   изобразительные средства языка);
  4. на основе анализа стихотворения формировать умение выделять главное, передавать голосом чувства и настроение рассказчика;  
  5. помочь ребятам осознать те вечные ценности (любовь к Родине, ответственность за её судьбу, стремление быть похожими на героев прошлого), без которых нет личности, гражданина, не может существовать общество,
  6. способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию у них воображения, навыков монологической речи, выразительного чтения, устного словесного рисования.

Педагогические технологии

Оборудование

 РКМЧП, элементы дифференцированного обучения

компьютер, проектор, мультимедийная презентация к уроку, наглядный  материал (распечатанные листы с заданиями и текстами)

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции

Оценивание/формы контроля

I вызов (время – 10 минут)

Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта: Что вам известно о Бородинском сражении? (Метод ЗХУ) Заполните первую колонку таблицы.  

Организует деятельность по  выполнению пробного учебного действия и  фиксирует индивидуальные  затруднения; предлагает  поработать с материалом карточки и заполнить вторую колонку таблицы. Осуществляет рефлексию.

Заполняют первую колонку.  Обсуждают.

Самостоятельно работают с текстом, заполняют вторую колонку таблицы (метод «Инсерт»).  

Осуществляют  рефлексию.

Применение знаний в нестандартной ситуации (направлено на актуализацию и применение необходимых знаний, умений и способов деятельности в нестандартных ситуациях);

Устная коммуникация (направлена на высказывание своих суждений, умение отвечать на вопросы).

Развитие интереса к теме урока.

Самооценка (знаковая шкала на оценочном листе)

оценочное суждение

Сообщает тему урока. Организует и координирует работу учащихся по определению связи урока с выполненным заданием.  Вместе с учениками определяет цель урока (чувства автора в стихотворении, смыслы, какой урок можно извлечь из этого стихотворения).  

Предлагает учащимся перед    поработать над   трудными словами и заполнить рабочий лист ( стихотворение читалось дома):

Бивак, булат, картечь, драгуны, уланы, лафет, кивер, басурманы.

 Определите значение слова и запишите его в нужную строчку.

Значение слова

Слово

1.Стальное оружие, сабля.

2. Станок, на котором укрепляется ствол пушки

3. Кавалеристы, конные войска. Пёстрые значки и острые хвосты на киверах были отличительным знаком этих войск;

4.Стоянка войск под открытым небом.

5. Кавалеристы, конные войска. Пёстрые значки и острые хвосты на киверах были отличительным знаком этих войск;

6. Здесь: враги

7. Небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянии

8. Высокий головной убор военных

 Отвечают устно на вопросы.

Формулируют цели урока.

Оформляют  рабочий лист.

Планирование познавательной деятельности (направлено на целеполагание своей деятельности)

Планирование информационного поиска (направлено на умение извлекать необходимую информацию из представленного материала)

Самооценка (знаковая шкала на оценочном листе)

Оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения

Оценочное суждение

Коррекция ответов учащихся

Осмысление (время – 27 минут)

Организует чтение по ролям начала стихотворения и беседу. (Что  заставило старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям.

- Какими по цели высказывания и по эмоциональной окраске  предложениями являются слова молодого солдата? О чём это говорит?

- С чего начинает старый солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим его рассказом?)

Организует устное словесное рисование. (Давайте ещё немного пофантазируем, порисуем словами. Лермонтов не даёт нам описания внешности рассказчика, старого солдата. Расскажите, каким вы его себе представляете. Где, в какой обстановке, при каких обстоятельствах происходит разговор? Не забывайте, сколько лет прошло после Бородинского сражения.)

Читают начало стихотворения.  

Отвечают на поставленные вопросы.

 Осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль.

 

Чтение и анализ   необходимой информации; обработка информации; (направлено на совершенствование выразительного и смыслового чтения;   понимание заданного вопроса, построение ответа в устной форме в соответствии с вопросом);

 

Создание продукта деятельности (Выразительное чтение. Устное словесное рисование).

 Взаимоконтроль. Взаимооценка (по плану)

 

Организует работу в парах   по анализу, осмыслению текста, по поиску ответа на вопрос, выполняя разноуровневые  задания.

 Стимул. В классе на уроке литературы разгорелся спор: многие

посчитали, что богатыри бывают только в сказках или былинах, старый солдат называет своих товарищей «богатырями». Ты с ним  согласен. Аргументированно доказать свою точку зрения.

Источники:

1.В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»

2.Текст стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

1 пара *

Вопросы

Цитаты

Какие качества проявляются в этот момент?

Можно ли быть уверенным в правдивости рассказчика? 

Найдите доказательство того, что рассказчиком является солдат – участник боя.

Лермонтов рассказал о Бородинском сражении языком простого солдата и шутит он по - народному.

Найдите фразеологизмы, слова, которые доказывают это.

2 пара

Вопросы

Цитаты

Какие качества проявляются у них в этот момент?

Что испытывали солдаты, когда они   отступали?

Как изменилось настроение солдат, когда «нашли большое поле»?

Как ведут себя русские солдаты перед боем?  В чём смысл противопоставления поведения русского и французского войск7

3 пара

Вопросы

Цитаты

Какие качества характеризуют?

С какими словами обращается полковник к солдатам?

Как говорит о полковнике старый солдат?

Почему именно перед рассказом о бое вспоминает старый солдат о полковнике?

4 пара*

Вопросы

Цитаты

Какие качества характеризуют?

Как рисует Лермонтов бой? Выделите зрительные образы.

Как рисует Лермонтов бой? Выделите звуковые образы.  Приведите примеры звукописи.

Для чего таким жестоким его показывает?

5 пара&

  Предложите свои размышления над цитатами из стихотворения, которые записаны в первой колонке таблицы, запишите их во вторую колонку таблицы.

Цитата

Ваши размышления

Качества личности

Да, были люди в наше время…

Плохая им досталась доля, немногие вернулись с поля…

Уж постоим мы головою за Родину свою!

 Из списка предложенных качеств личности выбрать те, которые были присущи воинам русской армии, и соответствуют данной цитате. Занесите их в третью колонку.

Храбрость, смелость, героизм, чувство долга, мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.

6 пара&

Предложите свои размышления над цитатами из стихотворения, которые записаны в первой колонке таблицы, запишите их во вторую колонку таблицы.

Цитата

Ваши размышления

Качества личности

И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой

Вам не видать таких сражений!

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

 Из списка предложенных качеств личности выбрать те, которые были присущи воинам русской армии, и соответствуют данной цитате. Занесите их в третью колонку.

Храбрость, смелость, героизм, чувство долга, мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.

Текст стихотворения разбивается на части, каждая пара работает со своей частью.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы.

Оформляют соответствующие записи в таблицу, готовят устное высказывание.

Осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль.

Поиск, отбор и систематизация  необходимой информации; обработка информации; преобразование информации в другие формы;

публичное представление своих результатов (аспекты направлены на – умение анализировать и структурировать полученную информацию;

- переработку, использование информации для решения учебных ситуаций / задач;

- извлечение  и обработку   информации, передачу информации;  выделение существенной информации из текста;

- умение работать с различными источниками информации)

Исследовательская деятельность.

Создание продуктов деятельности.  

Рефлексия с использованием «Маршрутного листа».

 Взаимооценка, самоконтроль, самооценка по эталону.

Комментирует выступления, обращает внимание на детали, не замеченные учащимися, организует диалог.

Предлагает сформулировать результат исследования, сделать общий вывод.

Выступают представители пары по своим вопросам. Представляют результаты работы. Участвуют в диалоге с учителем и друг с другом.

Формулируют общий вывод по результатам исследования: автор восхищается мужеством солдат.

анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности (аспекты направлены на

 - оценку результата/продукта деятельности;

- рефлексию (оценку собственного продвижения);

- внесение необходимых корректив после процедуры оценки.  

- оценку правильности выполненного действия, сравнение с эталоном;)

Взаимоконтроль

Участие в дискуссии, ответы на вопросы;

Заполнение листа достижений, самооценка, взаимооценка выполненной работы;

Оценка работы в паре

Организует деятельность по выявлению смысла стихотворения: Составьте кластер: «Качества, присущие воинам русской армии». Можем ли мы назвать их богатырями?

Составляют кластер, работая в группах.

Умение выделять главное, отбрасывать второстепенное, систематизировать (направлено на установление причинно-следственных связей, умение делать умозаключения и выводы)

Презентация результатов своей деятельности;продуктивная групповая коммуникация (направлено на умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать;умение публично представлять результаты)

Взаимоконтроль, взаимооценка.

Рефлексия (время – 5 минут)

  1. Создаёт условия для обобщения и подведения итогов урока: Вернитесь к теме урока. Какое слово мы поставим на месте знака вопроса? Какой лермонтовский урок мы извлечём из этого стихотворения для себя, закончите фразу: сегодня я узнал…
  2. я понял, что…
  3. я почувствовал, что…
  4. меня удивило…
  5. урок дал мне для жизни…
  6. мне захотелось…

Оценка эмоционального состояния, для этого учащиеся выбирают из каждой пары то состояние, которое соответствует Вашему состоянию после урока:

1) устал – не устал

2) понял материал – не понял

3) старался – не старался

4) чувствую вдохновение – чувствую подавленность

5) я сегодня успешен – неуспешен.

Устанавливают закономерности; делают выводы.

Оформляют соответствующие записи в тетрадь. Озвучивают записи.

Устанавливают соответствие между поставленной целью и результатом урока.

Рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности.

Умение выделять главное(направлено на умение делать умозаключения и выводы)

Формировать нравственно-ценностную ориентацию.

Самооценка.

Оценка действий по достижению планируемых результатов.

Рефлексия с использованием «Маршрутного листа».

Информация о домашнем задании (3 минуты)

Предлагает альтернативное домашнее задание: 1)  Объясните, чем вам понравилось стихотворение «Бородино» (письменно).

2) Составить словарь рифм, использованных в произведении «Бородино». Используя его, написать своё четверостишие, посвящённое Бородинскому сражению.

Осмысляют домашнее задание. Задают вопросы.

Письменная коммуникация (направлена на создание собственного текста, высказывание и развитие собственных идей)

Сочинение.

Самооценка умения применять полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова тюркского происхождения (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»)

В данной работе дается анализ тюркоязычных слов в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино". Авторы уделили свое внимание на этимологию заимствованных слов в стихотворении "богатырь", "булат"....

презентация к уроку по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Презентация содержит иллюстративный материал, позволяющий учащимся  понять тему и идею стихотворения  М.Ю.Лермонтова о значимости Бородинского сражения в истории России....

Исследовательская работа на тему:Богатырское племя в стихотворении М.Ю.Лермонтова«Бородино»

Исследовательская работа на тему: Богатырское племя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»     Работа выполнена ученицей 8 «Б» класса, МБОУ Заполярного района «СОШ п. Ис...

Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...

Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс

АннотацияМетодическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использование...

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Ход урока.I. Организационный момент.Мотивация учебной деятельности.Ребята, как вы считаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?-А что, по-вашему,  может являться  предметом гордост...