Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта: Что вам известно о Бородинском сражении? (Метод ЗХУ) Заполните первую колонку таблицы. Организует деятельность по выполнению пробного учебного действия и фиксирует индивидуальные затруднения; предлагает поработать с материалом карточки и заполнить вторую колонку таблицы. Осуществляет рефлексию. | Заполняют первую колонку. Обсуждают. Самостоятельно работают с текстом, заполняют вторую колонку таблицы (метод «Инсерт»). Осуществляют рефлексию. | Применение знаний в нестандартной ситуации (направлено на актуализацию и применение необходимых знаний, умений и способов деятельности в нестандартных ситуациях); Устная коммуникация (направлена на высказывание своих суждений, умение отвечать на вопросы). Развитие интереса к теме урока. | Самооценка (знаковая шкала на оценочном листе) оценочное суждение |
Сообщает тему урока. Организует и координирует работу учащихся по определению связи урока с выполненным заданием. Вместе с учениками определяет цель урока (чувства автора в стихотворении, смыслы, какой урок можно извлечь из этого стихотворения). Предлагает учащимся перед поработать над трудными словами и заполнить рабочий лист ( стихотворение читалось дома): Бивак, булат, картечь, драгуны, уланы, лафет, кивер, басурманы. Определите значение слова и запишите его в нужную строчку. Значение слова | Слово | 1.Стальное оружие, сабля. |
| 2. Станок, на котором укрепляется ствол пушки |
| 3. Кавалеристы, конные войска. Пёстрые значки и острые хвосты на киверах были отличительным знаком этих войск; |
| 4.Стоянка войск под открытым небом. |
| 5. Кавалеристы, конные войска. Пёстрые значки и острые хвосты на киверах были отличительным знаком этих войск; |
| 6. Здесь: враги |
| 7. Небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянии |
| 8. Высокий головной убор военных |
|
| Отвечают устно на вопросы. Формулируют цели урока. Оформляют рабочий лист. | Планирование познавательной деятельности (направлено на целеполагание своей деятельности) Планирование информационного поиска (направлено на умение извлекать необходимую информацию из представленного материала)
| Самооценка (знаковая шкала на оценочном листе) Оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения Оценочное суждение Коррекция ответов учащихся |
Организует чтение по ролям начала стихотворения и беседу. (Что заставило старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям. - Какими по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложениями являются слова молодого солдата? О чём это говорит? - С чего начинает старый солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим его рассказом?) Организует устное словесное рисование. (Давайте ещё немного пофантазируем, порисуем словами. Лермонтов не даёт нам описания внешности рассказчика, старого солдата. Расскажите, каким вы его себе представляете. Где, в какой обстановке, при каких обстоятельствах происходит разговор? Не забывайте, сколько лет прошло после Бородинского сражения.) | Читают начало стихотворения. Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль. | Чтение и анализ необходимой информации; обработка информации; (направлено на совершенствование выразительного и смыслового чтения; понимание заданного вопроса, построение ответа в устной форме в соответствии с вопросом); | Создание продукта деятельности (Выразительное чтение. Устное словесное рисование). Взаимоконтроль. Взаимооценка (по плану) |
Организует работу в парах по анализу, осмыслению текста, по поиску ответа на вопрос, выполняя разноуровневые задания. Стимул. В классе на уроке литературы разгорелся спор: многие посчитали, что богатыри бывают только в сказках или былинах, старый солдат называет своих товарищей «богатырями». Ты с ним согласен. Аргументированно доказать свою точку зрения. Источники: 1.В.И.Даль «Толковый словарь русского языка» 2.Текст стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» 1 пара * Вопросы | Цитаты | Какие качества проявляются в этот момент? | Можно ли быть уверенным в правдивости рассказчика? |
|
| Найдите доказательство того, что рассказчиком является солдат – участник боя. |
|
| Лермонтов рассказал о Бородинском сражении языком простого солдата и шутит он по - народному. Найдите фразеологизмы, слова, которые доказывают это. |
|
|
2 пара Вопросы | Цитаты | Какие качества проявляются у них в этот момент? | Что испытывали солдаты, когда они отступали? |
|
| Как изменилось настроение солдат, когда «нашли большое поле»? |
|
| Как ведут себя русские солдаты перед боем? В чём смысл противопоставления поведения русского и французского войск7 |
|
|
3 пара Вопросы | Цитаты | Какие качества характеризуют? | С какими словами обращается полковник к солдатам? |
|
| Как говорит о полковнике старый солдат? |
|
| Почему именно перед рассказом о бое вспоминает старый солдат о полковнике? |
|
|
4 пара* Вопросы | Цитаты | Какие качества характеризуют? | Как рисует Лермонтов бой? Выделите зрительные образы. |
|
| Как рисует Лермонтов бой? Выделите звуковые образы. Приведите примеры звукописи. |
|
| Для чего таким жестоким его показывает? |
|
|
5 пара& Предложите свои размышления над цитатами из стихотворения, которые записаны в первой колонке таблицы, запишите их во вторую колонку таблицы. Цитата | Ваши размышления | Качества личности | Да, были люди в наше время… |
|
| Плохая им досталась доля, немногие вернулись с поля… |
|
| Уж постоим мы головою за Родину свою! |
|
|
Из списка предложенных качеств личности выбрать те, которые были присущи воинам русской армии, и соответствуют данной цитате. Занесите их в третью колонку. Храбрость, смелость, героизм, чувство долга, мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.
6 пара& Предложите свои размышления над цитатами из стихотворения, которые записаны в первой колонке таблицы, запишите их во вторую колонку таблицы. Цитата | Ваши размышления | Качества личности | И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой |
|
| Вам не видать таких сражений! |
|
| Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой! |
|
|
Из списка предложенных качеств личности выбрать те, которые были присущи воинам русской армии, и соответствуют данной цитате. Занесите их в третью колонку. Храбрость, смелость, героизм, чувство долга, мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.
Текст стихотворения разбивается на части, каждая пара работает со своей частью. | Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Оформляют соответствующие записи в таблицу, готовят устное высказывание. Осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль.
| Поиск, отбор и систематизация необходимой информации; обработка информации; преобразование информации в другие формы; публичное представление своих результатов (аспекты направлены на – умение анализировать и структурировать полученную информацию; - переработку, использование информации для решения учебных ситуаций / задач; - извлечение и обработку информации, передачу информации; выделение существенной информации из текста; - умение работать с различными источниками информации)
| Исследовательская деятельность. Создание продуктов деятельности. Рефлексия с использованием «Маршрутного листа». Взаимооценка, самоконтроль, самооценка по эталону. |
Комментирует выступления, обращает внимание на детали, не замеченные учащимися, организует диалог. Предлагает сформулировать результат исследования, сделать общий вывод. | Выступают представители пары по своим вопросам. Представляют результаты работы. Участвуют в диалоге с учителем и друг с другом. Формулируют общий вывод по результатам исследования: автор восхищается мужеством солдат. | анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности (аспекты направлены на - оценку результата/продукта деятельности; - рефлексию (оценку собственного продвижения); - внесение необходимых корректив после процедуры оценки. - оценку правильности выполненного действия, сравнение с эталоном;)
| Взаимоконтроль Участие в дискуссии, ответы на вопросы; Заполнение листа достижений, самооценка, взаимооценка выполненной работы; Оценка работы в паре
|
Организует деятельность по выявлению смысла стихотворения: Составьте кластер: «Качества, присущие воинам русской армии». Можем ли мы назвать их богатырями? | Составляют кластер, работая в группах.
| Умение выделять главное, отбрасывать второстепенное, систематизировать (направлено на установление причинно-следственных связей, умение делать умозаключения и выводы) Презентация результатов своей деятельности;продуктивная групповая коммуникация (направлено на умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать;умение публично представлять результаты) | Взаимоконтроль, взаимооценка.
|
- Создаёт условия для обобщения и подведения итогов урока: Вернитесь к теме урока. Какое слово мы поставим на месте знака вопроса? Какой лермонтовский урок мы извлечём из этого стихотворения для себя, закончите фразу: сегодня я узнал…
- я понял, что…
- я почувствовал, что…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Оценка эмоционального состояния, для этого учащиеся выбирают из каждой пары то состояние, которое соответствует Вашему состоянию после урока: 1) устал – не устал 2) понял материал – не понял 3) старался – не старался 4) чувствую вдохновение – чувствую подавленность 5) я сегодня успешен – неуспешен.
| Устанавливают закономерности; делают выводы. Оформляют соответствующие записи в тетрадь. Озвучивают записи. Устанавливают соответствие между поставленной целью и результатом урока. | Рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности. Умение выделять главное(направлено на умение делать умозаключения и выводы) Формировать нравственно-ценностную ориентацию. | Самооценка. Оценка действий по достижению планируемых результатов. Рефлексия с использованием «Маршрутного листа». |