Материалы к уроку
учебно-методический материал по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».
- О.Н.У.
- Проверка д/з (проверочная работа по тексту)
- Словарная работа (слайд 1). Введение в тему урока
На доске слова из текста произведения. Давайте прочитаем их.
Кунсткамера – музей, собрание редких вещей;
Кизлярка – виноградное кислое вино;
Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;
Дансе – танец;
Мелкоскоп – микроскоп;
Свистовые – вестовые, посланные для передачи вести;
Тугамент – документ;
Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто;
Грандеву – встреча, свидание;
Долбица – таблица.
- Эти слова обычные, мы употребляем их в своей речи?
- А как можно охарактеризовать, назвать эти слова?
- Теперь, ответив на мои вопросы, подумайте какова тема нашего урока?
- Запишем тему нашего урока: Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша» (слайд 2).
- А какова цель нашего урока? (обратить внимание на жанровые особенности сказа, на связь сказа с народным творчеством; осмыслить своеобразие изображения Лесковым особенностей русского национального характера).
4. Работа по теме урока
1) Беседа
- Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?
(Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.)
- Для чего автор использует в тексте необычные слова?
(Необыкновенный слог и манера повествования автора придают произведению оригинальность).
- Какие элементы фольклорных произведений вы заметили?
(Зачин: царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть; повторы: император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушен к ним; мотив дороги: «сели в карету и поехали»; концовка сказа содержит назидание: «А доведи они Левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был»).
- Сюжет произведения прост. Юрий Нагибин определяет его так: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».
Скажите, что ....
- Что такое сюжет художественного произведения?
2) Игра «Рассыпанные открытки» (слайд 3).
- Перед вами иллюстрации, на которых изображены основные эпизоды из произведения. Восстановите сюжетную последовательность.
«Англичане дарят русскому императору блоху»
«Николай Павлович посылает Платова в Тулу»
«Работа тульских мастеров»
«Левша на царском приеме»
«Левша в Англии»
«Возвращение Левши в Петербург и его бесславная смерть»
(правильное расположение картинок - 3,1, 2, 5, 4, 6)
3) Работа с таблицей
Давайте понаблюдаем за языком сказа. Начертите таблицу (слайд 4).
Найдите в тексте: просторечия, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологические обороты (заполнение таблицы)
просторечия | устаревшие слова | заимствованные слова | фразеологические обороты, характерные для устной речи |
дерябнул, приноровлено, откудова, отопрусь, пустяковина, шабаш | карета, извозчики | ажидация, плезирная, форейтор, цейгаузы | дать маху, как снег на голову |
5.Подведение итогов. Рефлексия
- Какие выводы о языке сказа мы можем сделать?
Запись в тетрадь:
- широко используется лексика разговорного стиля
- много неполных предложений, частиц, обращений, междометий, вводных слов
- автор прибегает к самым различным средствам художественной выразительности, но отдаёт предпочтение, которые присущи устному народному творчеству
6. Д/задание составить кроссворд по сказу «Левша»
Особенности языка повести Левша Лескова
В сказе «Левша» идет повествование об интересных событиях. Главный герой повести является реальным персонажем, взятым из былины.
Повесть написана особенным языком. Обычное книжное повествование тесно переплетается с простым, народным сказанием, что позволяет читателю увидеть все многообразие русской речи, которой разговаривал обычный народ. С помощью такого языка восприятие информации происходит легче и точнее.
При чтении повести некоторые фразы кажутся забавными и привлекают особое внимание. Они показывают необразованность обычных людей и иногда не всем понятны. Но для простонародья они являются инструментом для выражения истинных и более четких мыслей. Автор специально пишет таким языком. Это более точно характеризует народ на Руси.
Перед написанием произведения автор долгое время вникал в тонкости русской речи, изучая словари староязычных слов из прошлого и многочисленные документы, которые описывают историю народа.
Для каждой сцены в повести используется разная манера повествования. Этим автор хочет подчеркнуть важность событий. При написании в обиход шли разные языковые приемы, такие как неологизмы, искаженные и устаревшие выражения, речевые и лексические обороты.
Чтобы точнее показать интонацию героев и более правдоподобно описать исторических личностей в сказе, идут в ход яркие сравнения и эпитеты. А так же в повести встречаются различные старинные поговорки, тавтологии и уменьшително-ласкательные конфигурации слов.
Всеми этими приемами позиция автора выражается более насыщенно и полно. Его грандиозный труд привел к появлению не встречавшегося ранее литературного жанра под названием сказовый рассказ. Все мысли, которые задумывал автор, получается выразить именно благодаря такому написанию произведения, а для читателя оно предстает более интересным и насыщенным. Для создания повести писатель проделал колоссальный труд, чтобы сделать его более лаконичным и понятным каждому.
Вариант 2
Творение писателя представляет собой произведение, созданное в стиле сказания на основе смешения реальных и вымышленных событий с введением в образ главного персонажа повести героя персонажа, заимствованного из народной былины.
Отличительной особенностью повести является его самобытная и пестрая картина изложения, заключающаяся в использовании автором многообразия говоров русского народа и отсутствие изящной классической языковой формы.
Писатель применяет в повести огромное количество смешных, непонятных выражений и фраз, воссоздающих особенности живой народной речи, а также иллюстрирующих необразованность людей из простонародья в сочетании с их остроумием и точной выразительностью своих эмоций и чувств. Именно языковой направленностью произведение подражает фольклорным стилям, характеризующимся спецификой интонационных элементов и проявлением простой народной речи.
На всем протяжении повествования манера изложения писателем меняется для того, чтобы подчеркнуть серьезность происходящих событий. Для этого автор использует в повести неологизмы, простые речевые выражения, формы слов в виде устаревших и искаженных фраз, а также и высокие лексические обороты.
Для характеристики героев, прототипами которых являются исторические личности, писателем применяется введение в их речь экспрессивно окрашенных слов, заключенных в интонационную оболочку высказываний персонажей.
Кроме использования народнопоэтических приемов, автор демонстрирует в произведении и иные художественные методы в виде тавтологии, глагольных форм с приставкой, уменьшительно-ласкательных слов, а также видоизменных поговорок.
Различные манеры художественного изложения, представленные автором в форме смешения, акцентируют литературную игру повествования, выражающуюся в характерных неологизмах, описывающих и действия героев, и иностранные диковинные предметы, и состояние и поступки персонажей повести.
Описание событий в повести в форме сказания позволяет ярко выразить своеобразную писательскую позицию и как рассказчика, и как автора, тем самым создавая новый литературный жанр в виде сказового рассказа, отличающегося объемной глубиной изображения действительности.
Сочинение Особенности языка сказа Левша 6 класс
Гениальное произведение Николая Семёновича Лескова “Левша” большинству читателей независимо от их возраста даётся затруднительно. Почему так происходит? Всё дело в особом языке повести: странных словах, их формах и ошибках в них. Очевидно, что Лесков не был безграмотным дураком, как вы могли подумать, все эти приёмы были использованы писателем намеренно. Перед читателем возникает закономерный вопрос, зачем же это было нужно автору?
Дело в том, это произведение не является повестью в чистом виде. Не зря же полное название звучит, как “Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе”. Так что же такое сказ? Сказ – это приём в литературе, характеризующийся художественной ориентацией на устный монолог, иначе говоря, автор исключается из повествования и лишь записывает услышанное. Особенностью сказа является смесь разговорной и художественной речи.
Для придания речи правдоподобности Лесков исследовал старинные книги, в том числе церковные, и выписывал из них все слова, выразительность которых его заинтересовала. Также Лесков посещал разные, самые отдаленные деревни, знакомясь с их бытом и языком. Все эти слова, пришедшие из самых глубин нашего языка, активно использовались автором в его произведении.
Произведение Лескова пестрит как давно забытыми словами, так и устаревшими формами слов, например, вместо знакомого нам слова “полезнее” в сказе можно найти слово “ползительнее”. На строках произведения можно также найти невероятное количество просторечных слов и выражений.
Встречаются в тексте и ранее упомянутые мною ошибки, которые могут быть встречены на всех уровнях речи от самой структуры предложения до правописания отдельных слов. Так, Лесковым используется слово “нацыя”, а Венский конгресс он называет “венским советом”. Ошибки автором допускались и в постановке запятых.
Таким образом, сказ “Левша” – это результат феноменального труда Николая Семёновича. В этом произведении раскрывается вся полнота, вся выразительность русского народного языка, существовавшего в реальном мире, а не только на страницах художественных произведений. Этот сказ позволяет читателю полностью окунуться в атмосферу тех времен, побывать в народе, понять его. Не с проста Игорь Северянин называет Лескова “очарованным странником катакомб языка”, а Максим Горький – “волшебником слова”, не имеющим равных в искусстве рассказывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать звуки ш-ж”. Учить учащихся г...
Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.
Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4. Даёт технологию...
Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока
Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ
Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...