Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Беспалая Л.М
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Николай Алексеевич
                  Некрасов

Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века. Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом, однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год.

К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».

Замысел поэмы

Поэт работал над поэмой с 1863 по

1877 год, т. е. около 14 лет. За это время

его замысел менялся, но поэма так и не 

была закончена автором, поэтому в критике

нет единого мнения о её композиции.

       Четыре части поэмы в современных изданиях располагаются в разной последовательности: литературоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу авторского замысла.

          Незадолго до смерти Некрасов писал Г.И.Успенскому, что надеется «создать народную книгу», опираясь «на весь опыт», «все сведения» о народе, «накопленные по словечку… в течение 20 лет».

Семь временнообязанных мужиков путешествуют          по стране в поисках ответа на вопрос: «Кому         живётся весело, Вольготно на Руси?». Это и есть сюжетная   линия поэмы. В рукописях Некрасова сохранился      план, согласно которому герои            должны были    встретиться с министром и                увидеть царя. Об этом свидетельствует спор странников:

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! —

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю...

                              Образ Ермила Гирина

Если у Якима наблюдается полная покорность судьбе, нет даже малейшего намека на сопротивление, то Ермил предстает перед читателем более сильным, он пытается как-то изменить собственную безрадостную жизнь. В столь неимоверно сложных условиях, в которых он вынужден жить, ему удается проявлять такие положительные черты своего характера, как благородство, честность, доброту, сострадание.

       Ермил Гирин честен, порядочен, умен, он принимает все правила окружающего мира. Жизнь простого народа вселяет в читателя чувство безысходности и горечи за унижения, бедствия и страдания русских людей.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Слайд 2

Содержание

Слайд 3

Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века. Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом, однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью . Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир». История создания

Слайд 4

Замысел поэмы Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о её композиции. Четыре части поэмы в современных изданиях располагаются в разной последовательности: литературоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу авторского замысла. Незадолго до смерти Некрасов писал Г.И.Успенскому , что надеется «создать народную книгу», опираясь «на весь опыт», «все сведения» о народе, «накопленные по словечку… в течение 20 лет».

Слайд 5

Семь временнообязанных мужиков путешествуют по стране в поисках ответа на вопрос: «Кому живётся весело, Вольготно на Руси?». Это и есть сюжетная линия поэмы. В рукописях Некрасова сохранился план , согласно которому герои должны были встретиться с министром и увидеть царя. Об этом свидетельствует спор странников : Сюжет Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи : Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю...

Слайд 6

Героем своей поэмы Некрасов избрал не отдельную личность, а весь народ, все “мужицкое царство”. “Кому на Руси жить хорошо” — такая народная поэма, какой еще не было на Руси. Некрасов рассказывает о тысячелетних страданиях народа, но в то же время мы видим, сколько духовной красоты и величия в его героях, простых крестьянах. Главные герои Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука — кора древесная, А волосы — песок. Яким Нагой - один из мужиков, с кем пришлось столкнуться странникам: Перед читателем предстает изможденный человек, у которого практически не осталось сил и здоровья. Все, абсолютно все забрала у него работа. У него нет в жизни ничего хорошего, поэтому он так и тянется к пьянству: “А всё вином кончается …“ В образе Якима Нагого показана вся трагичность существования простого мужика, он – символ беспросветности и безнадежности, и именно об этом говорит автор, рисуя данные картины.

Слайд 7

Образ Ермила Гирина Если у Якима наблюдается полная покорность судьбе, нет даже малейшего намека на сопротивление, то Ермил предстает перед читателем более сильным, он пытается как-то изменить собственную безрадостную жизнь. В столь неимоверно сложных условиях, в которых он вынужден жить, ему удается проявлять такие положительные черты своего характера, как благородство, честность, доброту, сострадание. Ермил Гирин честен, порядочен, умен, он принимает все правила окружающего мира. Жизнь простого народа вселяет в читателя чувство безысходности и горечи за унижения, бедствия и страдания русских людей.

Слайд 8

Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой “счастливой” женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею: Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми . Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. Голос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» — самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны — это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать».

Слайд 9

Савелий — очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно, как из лесу, Согнувшись, выходил. Савелий Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он — всего лишь игрушка в руках судьбы.

Слайд 10

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа. Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время — и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

Слайд 11

До Некрасова о русской жизни писали Гоголь, Тургенев, Пушкин, Чаадаев, Гончаров. Некрасов, как и Гоголь, в своей поэме решил обзорно показать жизнь всей Руси. Понятно, что такая глобальная задача не под силу одному человеку, поэтому Некрасов ограничился описанием жизни нескольких смежных деревень. Основным сословием, выбранным для описания, у Гоголя является мелкопоместное дворянство, а у Некрасова - крестьянство (мужицкое сословие). Своей цели авторы достигли, так как выбранные ими для описания срезы общества были самыми представительными в описываемую авторами эпоху. Эти образы - самые типичные русские люди, а Русь времен Гоголя или Некрасова целиком состояла из уездных городов и смежных деревень. Самый естественный способ повествования - показ России глазами одного героя (или же группы героев), откуда и вытекает тема дороги, ставшая стержневой и связующей темой и в “Мертвых душах”, и в “Кому на Руси жить хорошо”.

Слайд 12

Н.А.Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», однако он выполнил свою задачу: создал масштабное произведение о народной жизни в переломный момент истории. Обращение к мотиву дороги позволило ему включить в поэму большое количество событий и массовых сцен. Глубокое знание народных традиций и культуры помогло создать яркие образы. Использование элементов устного народного творчества содействовало передаче специфики народного языка. По верному замечанию писателя Г.И.Успенского , Некрасов выступил в поэме «Кому на Руси жить хорошо» как « наиискреннейший выразитель сущности русской души – страстной, жаждущей жизни, испорченной тысячами дурных влияний, рвущейся из этих пут на волю, к свету, к правде…» Анализ

Слайд 13

Источники http:// www.litra.ru http:// briefly.ru http :// litem.ru http :// skola.ogreland.lv http:// ru.wikipedia.org http:// lit-helper.ru Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...

презентация к уроку в 10 классе Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"

подробая информация о создании поэмы "Кому на Руси жить хорошо" с анализом отдельных глав и образов...

Презентация Н. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация к уроку по теме "Идейный смысл главы "Пир на весь мир"....

Своя игра. Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. 10 класс

Предлагаемая игра позволит организовать работу по проверке знания и понимания прочитанного текста, поможет провести обобщающий урок по поэме "Кому на Руси жить хорошо". Игра также будет спос...