Лирическая зарисовка
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Творческая мастерская по теме "Лирическая зарисовка" . 6 класс. Программа Кутузова. Использован культурный образец литературного этюда, музыкального, живопись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liricheskaya_zarisovka._urok_literatury_v_6_klasse.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Лирическая зарисовка.

Урок литературы в 6 классе по программе Кутузова.

Цель:

1. Показать необходимость наблюдения для создания лирической зарисовки на примере удачных сочинений о природе и образцов пейзажной лирики. Показать отличительную особенность этюда – выражения чувств и мыслей автора через образы. Проследить проявление этой особенности в произведениях разных видов искусства: фотографии, живописи, музыке, литературе.

2. Развивать навыки выразительного чтения стихотворных и прозаических произведений. Развивать навыки отбора материала на заданную тему, изобразительно-выразительных средств. Развивать творческие навыки учащихся в создании собственных произведений.

3. Воспитывать уважительное отношение к творческим поискам одноклассников.

Ход урока

I.Объявление темы урока.

Тема сегодняшнего урока пробы пера «Лирическая зарисовка».  Дома вы писали лирическую зарисовку на тему «Осень- пора золотая», «Первый заморозок» , «Лесные фантазии».  Мы оценим эти работы, подумаем, соответствуют ли они данной форме творческих работ, познакомившись с особенностями лирической зарисовки.

II. Чтение учителем удачной работы.

Беседа по работе.

- Как вы думаете, удачна ли эта работа?

- Соответствует ли она форме лирической зарисовки?

- Что вы считаете главным в лирических зарисовках? Чем лирическая зарисовка отличается от сочинения?

(Выражены чувства автора. Взята небольшая картинка жизни. Передано с помощью ярких, запоминающихся, поражающих читателя образов).

III. Работа со словарем

- Найдите в словаре иностранных слов значение слова ЭТЮД.

- Какие главные черты этюда?

IV. Анализ этюдов разных видов искусства.

  1. Чтение учителем лирической зарисовки «Осень».

Лениво стекают капли мутными дорожками по оконному стеклу, медленно сталкиваясь друг с другом, тяжело падают… и нет конца мерному, тоскливому стуку…

Так прощаются с прошлым, так невозвратимо уходит поезд, как начинается осенний дождь. Вот упала первая капля, за ней вторая, третья. Поезд тронулся: по другую сторону заплаканного окна- глаза с прощальным криком. И будут впереди короткие остановки- и снова мерный стук колес на стыке рельсов.

Будут неторопливо текущие мысли, воспоминания, выводы- надоедливые и тягуче надоедливые. Будет серое небо и рой мелких капель, с тихим шелестом трущихся друг о друга.

Будет осень.

- Какую отличительную особенность литературы как рода литературы вы увидели в этом произведении?

-(Выражение чувств).

- Какие чувства выражает автор?

(Осень- пора раздумий, прощание с летом- прощание с прошлым, выводы о прожитом. Ощущение неизбежности расставаний с кем-то или с чем-то).

- Описан один дождь или конкретный?

(Передано ощущение от конкретного дождя в конкретной ситуации).

- Большой ли по объему отрезок жизни?

(Короткий).

- Как автор передает чувство неизбежности расставаний? Какие предложения по строению?

(Длинные, нудные, как осенний дождь. Анафора: БУДУТ).

- Какое сравнение использовано?

(Это образ: дождь-поезд).

- Каковы же особенности лирической зарисовки как формы лирического произведения?

-(Выражены чувства автора. Взята небольшая картинка жизни. Передано с помощью ярких, запоминающихся, поражающих читателя образов).

2. Реализация домашнего задания. Чтение учащимися примеров лирических зарисовок из произведений русских писателей. ( «Зимний вечер» А.С. Пушкина, «Антоновские яблоки» И. С. Бунина, «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и др.).

- Какие чувства выразил автор?

- Какими средствами?

3. Рассматривание фотоэтюдов «Закат», «Февраль».

- Каково отношение фотохудожника?

- Какими средствами он это передает?

4. Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь» и «Дождь в дубовом лесу».

- Каково отношение художника к изображаемому?

(Он восхищается раздольем, простором, благодатной красотой России. Тогда зритель думал: Почему так беден крестьянин на этой благодатной земле, почему богат только помещик. А могучие сосны вызывали не только восхищение- они пробуждали мысль, точно сформулированную великим современником художника А.П. Чеховым: «Какие деревья! В сущности, какая красивая жизнь должна быть возле них!» )

- Какими средствами он это передает в картине «Рожь»?

-(До самого горизонта простирается море ржи, занимает весь передний план, треть картины. Краски сочные, золотые. Мазки тяжелые. Передают ощущение спелых колосьев. Сосны занимают две третьих картины. Краски густые, темные. Человек не присутствует, но его присутствие ощущается. Это он истоптал лаптями и покрыл золотом хлеба землю. Его повозки выбили колеи на дороге. Это он вырубил красовавшийся некогда на земле неприветливый сосновый бор. Да не поднялась рука до конца загубить могучую красоту-до самого горизонта возвышаются среди ржи вековые сосны. Под ними весной отдыхает пахарь, а осенью жнут спелую рожь жнецы).

5. Прослушивание этюда Черни в исполнении ученика.

- Какое настроение передает композитор?

- Почему создалось такое настроение?

- Какие звуки?

6. Повторить вывод об особенностях лирической зарисовки.

V. Запись термина в «Словарик литературоведческих терминов».

Лирическая зарисовка или этюд- это форма лирического произведения, выполненного с натуры.

VI. Анализ неудачной работы.

VII. Д.З. Доработать лирические зарисовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные ремесла России. Золотая Хохлома. Зарисовка элементов композиции.

Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы....

«ПОРТРЕТНЫЕ ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА и РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ, 4 КЛАСС, УЧАЩИЕСЯ 14-17 ЛЕТ

Методические пособия-таблицы для уроков рисунка.живописи. станковой композиции ДШИ и ДХШ по теме "Портрет, рисунок головы, гипсовой головы"...

"Первосентябрьские зарисовки"в 7-м классе

Классный час  “Первосентябрьские зарисовки”.   Цели: 1. Создание положительного эмоционального настроя на новый учебный год....

Урок русского языка "Сочинение-зарисовка"

Урок развития речи. Урок разработан по УМК В.В.Бабайцевой. К уроку предусмотрена презентация....

Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза). Презентация к уроку в 8 классе коррекционной школы VIII вида

презентация к у уроку по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)». Эстетическая неделя на уроке т...

Освоение понятий лирический герой, лирический сюжет

Мастер-класс по анализу лирического произведения на тему "Освоение понятий лирический герой, лирический сюжет"...

Тема занятия 3 г.о.: Зарисовки людей. Зарисовки людей в движении.

Тема: "Зарисовки людей. Зарисовки людей в движении". Теоретический материал, предназначенный для учащихся 3 года обучения в изостудии (5-6 классы). Материал для самостоятельного изучения....