Публикация
статья по литературе
Ох уж эти уроки!
(размышления по поводу видов и типов уроков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oh_uzh_eti_uroki.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Аянот Е.В. учитель русского языка и литературы МБОУ «Излучинская ОСШУИОП»
Ох уж эти уроки!
(размышления по поводу видов и типов уроков)
Человечество накопило такой потенциал знаний, что на каждом уроке учителю необходимо сконцентрировать внимание на самом важном и значительном, ибо многознание не даёт развития. Чтобы усвоить как можно больше и качественнее, нужно научить ребят рациональным приёмам применения знаний не только в учёбе, но и в жизни. Это главная задача развивающего обучения.
Прав был философ, говоря: «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить». (Э.Кант)
Литература - такой предмет, который учит не только вдумчивому чтению, но и заставляет, порой невольно, пережить судьбу героя, задуматься над его поступками, осознать причину их, сделать для себя определённый вывод и, возможно, получить урок.
«Тарас Бульба» - поэма о любви к родине» (Белинский). А каким образом сегодняшнему читателю донести э т о понятие, когда оно размывается и переиначивается, особенно в свете современных отношений между Россией и Украиной. Слова критика – это интрига, которая заставит читателей искать ответ, задуматься над вопросами:
- Почему Тарас видел будущее своих сыновей только в Запорожской Сечи?
- За чью землю погибают Остап и Тарас и как это объяснить с точки зрения современной истории?
- Объясните, почему Н.В.Гоголь неоднократно повторяет «Русская земля», «русский характер», «русская сила» в повести о борьбе украинского народа за свою независимость?
- Какие чувства вложил писатель в слова: « Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу?» Насколько актуально они звучат сегодня?
Здесь очень важны паузы, которые помогут ребятам осознать важность и актуальность слов не только Белинского, но и самого Гоголя.
Другой урок: «Андрий – предатель или пылкий влюблённый?» строится на коллизии. Если раньше вопрос был однозначным, то сегодня и дети отвечают на него по-разному.
- Но как же тогда общечеловеческие ценности? – на этот вопрос семиклассникам ответить трудновато. И тогда вспоминаем, что В.Скотт охотно подписался бы под «этим «Бульбою». Но герои английского писателя – Ричарда Львиное сердце, Айвенго – совершают свои подвиги, когда это нужно для личного блага. Значит, Андрий - герой этих рыцарских романов. Вот почему он предатель. Вот почему Гоголь патетичнее, значительнее, а подвиги их богатырские. Здесь очень важна недосказанность, так ка вопрос должен остаться в душе каждого читателя, оценившего героя не только по своим нравственным критериям, но и общечеловеческим.
Речь Тараса о товариществе учит выразительности чтения и пересказа. А как провести параллель с читательскими интересами, чтобы она осталась в памяти каждого. О мыслях атамана должны поразмышлять семиклассники, составив обращение к товарищу, высказать своё отношение к чувству дружбы, вспомнить о дружбе великих людей.
Такие уроки – сравнения можно провести об одном герое – Петр Первый в «Медном всаднике» и в «Полтаве». Автор один и тот же, герой тот же, и тема поможет посмотреть на царя глазами поэта, осмыслившего образ через годы. «Полтава» - державная поэма, а «Медный всадник» - повесть о «маленьком человеке». Оказывается, Пушкин может обличать царя, воспевать его подвиг, но не преклоняясь, отдавать читателю право самому выносить приговор самодержцу.
Заканчивая урок по «Борису Годунову» А.С.Пушкина, возвращаюсь к «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова – урок - портрет. Здесь главная задача – работа с текстами, сюжет которых направлен на раскрытие особенностей характера Ивана Грозного. Лермонтовский царь мстительный и жестокий, (хотя современные читатели пробуют оправдать царя за незнание истины). У Пушкина царь «усталый от гневных дум и казней», и само признание в этом помогает ребятам понять не только его страдающую душу, но и роль портретных зарисовок в создании характера героя, отношение разных поэтов к грозному царю.
Интересно воспринимают ребята урок – лабораторная работа по балладе Пушкина «Песнь о вещем Олеге», так как происходит осознание богатства и красоты русского слова.
Урок – вступление к Л.Н.Толстому начинает большую серию уроков по творчеству писателя. И чтобы ребята «не испугались» больших романов, знакомимся дневниками, которые обрываются незадолго до смерти, с Правилами жизни. И если они не успеют осмыслить их на уроке, то он оборвётся на вершине. А это заставит задуматься и составить свои Правила жизни.
По такому принципу можно построить урок-откровение по чеховским афоризмам, собранным в процессе изучения произведений. А на итоговом уроке прозвучит вывод, к которым придут ребята, что главным делом человека является жизнь.
Выбор типа играет немаловажную роль в достижении самого главного – умения читателя видеть за каждой строчкой самого автора и его постижение художественного образа. Уроки литературы – это движение чувств, эмоциональных восприятий, которые станут нравственными ориентирами и принципами в жизни ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
10. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
Профессиональный опыт....
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...