Литературно-музыкальная композиция "Сороковые, роковые..."
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Болотова Валентина Дмитриевна

Урок литературы в 6 классе, посвященный творчеству писателей в годы ВОВ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 «А» классе.

Дата: 26.04.2021г.

Тема: Литературно-музыкальная композиция «Сороковые, роковые…»

Ход урока:

I. Постановка проблемы

Учитель:

- Чего бы вы хотели больше всего на свете?

- К этому вопросу мы ещё вернёмся в конце урока. Я думаю, что тогда вы уже точно сможете определиться.

II. Формулирование учащимися темы урока

- Посмотрите небольшой видеофрагмент и подумайте, о чём мы будем разговаривать на уроке?

- Скажите, пожалуйста, а какой период в русской литературе мы будем изучать?

- Сформулируйте тему нашего урока: Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов 20 века.

- А сейчас давайте на основе ваших уже имеющихся знаний, представлений о войне составим кластер. Вы запишете те слова, которые выражают звуки, запахи войны, те чувства и эмоции, которые испытывает человек на войне (Составление кластера).

- Посмотрите, как много вы уже знаете о войне.

- И действительно, мы очень много уроков и занятий посвящаем теме войны. Мы касаемся этой темы на классных часах, на общешкольных мероприятиях, на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыке и др. Скажите, пожалуйста, для чего мы это делаем? Что мы должны вынести для себя, что должны усвоить из сегодняшнего урока?

III. Постановка цели и задач учителем

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в творчестве поэтов 20 века. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов-фронтовиков, послушаем песни военных лет, обратимся к творчеству художников, изобразивших войну.

IV. Знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков

 Сообщение читает Тарасова Виолетта:

Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. В  этом  году  наш народ отмечает  семидесятую   годовщину Победы  над  фашистской  Германией. Это уже более полувека! Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Стихи  и  песни  выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. И сегодня мы с вами вспомним и познакомимся с теми произведениями искусства, с теми стихотворениями, которые поднимали людей на борьбу с захватчиками, которые придавали сил, когда руки опускались от усталости.

Звучит песня “Священная война”

Сообщение читает Абызова Полина:

24 июня 1941 года газеты “Известия” и “Красная звезда” опубликовали стихи Лебедева-Кумача, начинавшиеся словами: “Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой…” Их прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Стихотворение  произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

- Будем разучивать новую песню – “Священная война”.

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще один день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня “Священная война”, тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает…

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль “Священную войну”.

Учитель:

- Ребята, подумаем над вопросами: Почему война названа Священной? (Дело в том, что это была первая война не только за то, ЧТО мы любим, но и еще за то, ЧЕМ мы любим. И в этом ее Священное содержание. Фашистская теория и практика были нацелены на изъятие из человека его сокровенного начала, отделяющего его от всего животного мира. На религиозном языке это начало называется искрой божьей, благодаря наличию которой человек является венцом творения. Священной Великую Отечественную войну называют потому, что. люди защищали самое дорогое – свою Родину). Почему война «народная»? 

Сообщение читает Калюжная Валерия:

В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком. Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине...

Толпинская Валерия читает выразительно стихотворение "Сороковые" Д.Самойлова :

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

 Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

 А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

 Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

 Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Учитель:

- Стихотворение было написано спустя двадцать лет после начала войны. Оно рассказывает о первом, самом тяжелом периоде. В стихотворении воссоздан автопортрет лирического героя – солдата той войны. В описании чувствуется доброе и чуть ироничное отношение к самому себе, тогда еще юному, наивному, душевно щедрому, желающему походить на бывалого.

«Сороковые, роковые» - стихотворение-воспоминание. Поэт ведет с читателем задумчивый разговор о пережитом, гордится поколением юных защитников Родины, сумевших выстоять и победить.

- И сегодня, десятилетия спустя, людям дорого всё, что напоминает о тех тяжёлых героических годах. Внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни, которые пелись там, в окопах.

Звучит мелодия песни М.И. Блантера на стихи М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом», Помазкова Ангелина выразительно читает наизусть стихотворение М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом».

Казанцева Алина читает сообщение:

«В лесу прифронтовом» (1942) – это удивительная песня, передающая высокие гражданские чувства. Её мелодия звучит как призыв к борьбе с ненавистным врагом. Замечательная песня  создана поэтом М.В.Исаковским и композитором М.И.Блантером. Исаковский рассказывал: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В прифронтовом лесу» исполняет Ефрем Флакс.

В годы ВОВ советские писатели получали десятки писем с благодарностью за творчество, помогающее в борьбе с фашизмом.

Уходя на фронт, многие брали с собой стихотворение К.Симонова «Жди меня», ставшее олицетворением верности, любви и долга.

Выразительное чтение наизусть Стихотворения К. Симонова «Жди меня». Читает Серко Кристина:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Учитель:

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Что вы почувствовали?

- В какой форме написано стихотворение?

- Какой глагол поэт использует чаще всего? Для чего он это делает?

- О чём же стихотворение Симонова? ( О женщине, умеющей ждать с войны солдата, любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет.)

- А  ещё  стихотворение о ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ, ЛЮБВИ.

- «Жди меня» - послание К.Симонова любимой женщине. Автор не полагал, что оно получит такую общественную огласку. Послание сурово и сдержанно. В нем нет нежных слов, признаний в любви. Но при всем этом читатель ощутит огромную силу чувств поэта. Об этом говорит убежденность лирического героя в том, что она, любимая, умеет ждать, «как никто другой», а ее преданность поможет ему все преодолеть.

Это стихотворение завоевало сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.  По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу (Валентине Серовой.). Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа. Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» — это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.

Сообщение читает Тимофеев Иван:

У каждого истинного поэта своя земля и свое небо, вдохновляющие его на создание стихотворений, считал Сергей Сергеевич Орлов. Притяжение земли и стремление к небу – две важнейшие составляющие его поэтического мира.

Сергею Орлову было 19 лет, когда началась Великая Отечественная война. Сергей Орлов воевал на Волховском и Ленинградском фронтах, в 1944 году горел в танке. Шрамы от ожогов остались у него на всю жизнь. Но война оставила шрамы не только на теле, но ив душе поэта. Он всё время помнил о друзьях, погибших на войне.

 Стихотворение «Его зарыли в шар земной» (1944 года) – яркое подтверждение этих слов.

Выразительное чтение стихотворения С. Орлова «Его зарыли в шар земной». Читает Колосов Владислав:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

Учитель:

- Почему солдата « зарыли», а не похоронили?

- Скажите, какими словами можно описать русского солдата? ( Мужественный, стойкий, смелый, храбрый, сильный, доблестный, отважный, выносливый, закалённый…)

Композиционная, ритмическая и лексическая простота художественного текста, разговорно-доверительная интонация, психологическая открытость и душевная ясность свойственны этим строкам.

- Ребята, среди поэтов-фронтовиков были не только мужчины, но и женщины. Я хочу зачитать вам стихотворение поэтессы Юлии Друниной, которая прошла через всю войну медсестрой.

Я только раз видала рукопашный,

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

- Вся страна переживала огромный патриотический подъем. Люди не жалели сил, отдавая всё победе. И музы не молчали!

Деятели искусства считали себя «мобилизованными и призванными» на борьбу с фашизмом. В годы войны появились «Окна ТАСС», где работали лучшие художники и поэты. А плакат, как самый оперативный вид искусства, откликался на самые важные события.

Давайте рассмотрим плакаты, которые рисовали художники в годы войны

Автор плаката «Родина-мать зовет» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать выражению ее лица решимость, сделать ее призывающий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката в две краски – черную и красную. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение, он разошелся по всей стране с текстом, напечатанном на многих языках.

Звучит песня «Журавли» в исполнении М.Бернеса.

Учитель:

 Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую популярность и славу. Каждый год в День Победы эта песня звучит как гимн всем ушедшим, не вернувшимся с войны.

Давайте почтим всех павших минутой молчания.

Учитель:

- Ребята, вы всегда должны помнить о том, что победа досталась нам ценой жизни миллионов людей. Среди них были и талантливые поэты, которые ушли на фронт и не вернулись.

Помните! Через века, через года,

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,

Помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханием, будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,

Помните!

V. Домашнее задание

Cоставить интервью «Мой разговор с участником войны».

VI. Заключительно – эмоциональный этап. Рефлексия. Оценивание.

Учитель:

А сейчас я вам раздам анкеты с вопросами. Вы оцените урок в целом, свою работу на уроке.

  1. На уроке я работал                                активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я                     доволен / не доволен
  3. Мое настроение                                     стало лучше / стало хуже
  4.  Материал урока мне был                     интересен / скучен
  5. Домашнее задание мне кажется              лёгким / трудным

Оценки

VII. Возвращение к проблеме урока

А теперь давайте вернёмся к вопросу, заданному вначале урока:

- Чего бы вы хотели больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературно-музыкальная композиция «Сороковые, роковые…» (Конспект урока на конкурс педагогического мастерства "Есть в памяти слово "Победа").

Данный конспект урока и мультимедийная презентация были разработаны для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства "Есть в памяти слово "Победа". Темой этого урока является тема Велик...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...