Урок литературы в 7 классе "Письмо с фронта"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок литературы в 7 классе на тему "Письмо с фронта" с использованием проектной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 7 классе | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
Тема урока: Письмо с фронта
Вид урока: урок-исследование
Цели урока:
Познавательные:
- познакомить с историей бурятской литературы в годы Великой Отечественной войны.
- познакомить с поэзией бурятских писателей в годы войны.
- провести исследовательскую работу по поиску писем с фронта родных и близких.
Развивающие:
- развивать познавательные интересы учащихся.
- формировать культуру общения.
- формировать навыки проектной деятельности.
- формировать навыки групповой работы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к своему народу, семейным духовно-нравственным ценностям.
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому.
Оборудование:
- видеопроектор, презентации учащихся.
- портреты бурятских поэтов.
- музыкальное сопровождение (К. Симонов, муз. Блантера «Жди меня». М. Садовский, муз. Р. Бойко «Память войны»).
Ход урока:
Во все времена помните…
(А.Т. Твардовский)
Моим землякам посвящается
- Слово учителя:
Народ силен памятью. Памятью о своем историческом прошлом, о своих предках, о героях, их подвигах.
Многие из наших земляков вписали яркие страницы в историю нашей страны. Никогда не забудем их мужество, стойкость и героизм в боях за победу в Великой Отечественной войне. Героями Советского Союза стали 39 человек, 11 из них стали полными Кавалерами орденов Славы.
(звучит песня «Память войны»)
В канун 9 МАЯ мы решили вспомнить наших земляков, наших прадедов, прошедших войну.
- Презентация учащихся
1 группа:
В грозные годы войны многие писатели Бурятии ушли на фронт защищать свою Родину. Один из них – поэт Цокто Номтоевич Номтоев.
Ц.Н. Номтоев родился В Кижингинском районе Бурятии в 1910 году. В годы войны воевал на западном и восточном фронтах. Был участником обороны Сталинграда.
2 группа: Г.В. Дагуров родился в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области. Сталинградскую, Курскую битвы прошел рядовым противотанковой дивизии. Закончил войну в звании капитана.
- Актуализация:
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут
Как большую святыню
Сыновьям берегут.
- О чем будем говорить на уроке?
Тема нашего урока: Письмо с фронта
Мы познакомимся с письмами бурятских поэтов, ваших прадедов, писавших с фронта домой. Попытаемся сами написать поздравительное письмо ко Дню Победы.
-Единственной весточкой с фронта было редкое, но долгожданное письмо с передовой. Его свято хранили как память.
Это был простой лист бумаги, свернутый в форме треугольника. Чернила выцвели, поблекла типографская краска, но память осталась.
(В руках у учителя старое письмо без конверта, свернутое треугольником. Это письмо написано в 1943 году прадедом одного из учеников.)
- Как вы думаете, о чем писали с передовой?
- Чтение и анализ стихотворений
Давайте послушаем, о чем писал с фронта Ц.Н. Номтоев своим землякам:
Шлем солдата – могучие скалы
Белоснежных Саянских вершин,
А кольчуга – глубины Байкала
И просторы тайги и равнин.
Окрыленный высокою верой,
Ты разишь, словно батор, врага.
И отважным потомком Гэсэра
Называют не зря земляка.
- О чем стихотворение поэта?
Поэт пишет о силе и мужестве бурятского воина-освободителя, уверенного в своей победе.
Когда получали долгожданную весточку с фронта, плакали от радости. Письмо от родного человека поддерживало людей, придавало им сил. Особенно ждали и молились матери и жены.
(Звучит песня на слова К. Симонова «Жди меня», музыка М. Блантера)
- В 1942 году Геннадий Дагуров писал жене:
Коль смерть возьмет меня не вдруг,
В атаки час прервав мой бег,
И проживу я миг – другой,
Прощусь с тобой,
Мой верный друг:
Махну бескровною рукой
И уроню ее на снег,
Хоть будет бой греметь вокруг.
Жаль, не узнаешь,
В миг какой
С тобой простился я навек.
- Что чувствует герой стихотворения?
Боль утраты.
Эти трогательные строки прощания с любимой никого не могут оставить равнодушными.
Получали не только письма надежды, многие получали похоронки.
(Зачитывается отрывок из воспоминаний нашей землячки об отце, Иринчее Матханове)
…Ребятишки всегда ждали почтальона у ворот. Отец писал часто, в любую свободную минуту, скучая по жене и детям. Но в этот раз пришло не треугольное письмо, на котором папа писал адрес неизменно твердым каллиграфическим почерком учителя, а похоронка.
Сколько слез было пролито…а через три дня пришел почтальон с треугольным письмом. «Ошибка,- писал отец, - посчитали меня убитым». Мать так и села на пол, не веря своему счастью. Ее облепили дети, которые смеялись, кричали, радовались: «Папа вернется!»
- Проекты учащихся:
- Фронтовые письма до сих пор свято хранятся почти в каждой семье. Для многих они стали реликвией, единственной памятью о близких, погибших в той страшной войне.
- Что вы знаете о своих прадедах, защищавших родину во время Великой Отечественной войны?
- Сохранились ли письма с фронта в вашей семье?
(ученик рассказывает о своем прадеде Максимове Владимире Федоровиче, зачитывает его письмо)
Когда началась Великая Отечественная война, моему прадедушке было 15 лет. А в 1943 году он попал на 2-й Белорусский фронт. Сначала был связистом, потом разведчиком. Дважды был ранен. Ранение в голову он получил при штурме Кенигсберга, сейчас Калининграда. Был контужен. За отвагу, проявленную при взятии этого города, был награжден медалью «За отвагу». У дедушки было много наград: орден «Славы» третьей степени за форсирование Днепра, медаль «За боевые заслуги», орден «Отечественной войны» третьей степени и медаль «За победу над Германией». Мой прадедушка был настоящим героем.
В 1945 году война для него не закончилась. Поправившись после ранения, он попал на Восточный фронт. Там он был награжден медалью «За победу над Японией». Домой он вернулся только в 1946 году.
Мой прадедушка прожил трудную, но интересную жизнь. Я горжусь им и буду всегда помнить о нем.
В нашей семье как реликвию хранят письмо с фронта, написанное прадедушкой в октябре 1943 года.
Здравствуй, дорогая мама!
Получил твое письмо, за которое большое спасибо. Как дела? Как твое здоровье? Я жив и здоров, чего и тебе желаю.
На днях мы совершили большой переход, примерно 115 км., теперь наступаем в другом направлении и с другой армией. Местность очень болотистая. Ну ничего, мы и здесь повоюем. Побьем проклятых гадов, чтобы им тошно было.
Передавай всем привет, жду ответа. Крепко целую!
Твой сын Владимир.
23 октября 1943 г.
- Рефлексия:
- О чем рассказывают нам фронтовые письма?
Солдаты писали письма домой, чтобы поделиться своими горестями и радостями, спешили рассказать о своей жизни. А главное – успокоить родных и близких.
О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат: как жить, как трудиться, как беречь доброе имя.
(чтение стихотворения учащимся)
Прошу вас, храните солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!
(М. Львов)
Практическая работа «Письмо моему прадедушке»
- Сегодня мы редко пишем письма, потому что общаемся по телефону или Интернету. А ведь письмо – это один из самых древних способов общения людей. Именно эпистолярный жанр стал одним из излюбленных жанров литературы 18-19 веков. Образцом были «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина.
- Нужны ли письма в наше время?
Сегодня на уроке мы сами попытаемся написать письмо. Это будет поздравительное письмо ко Дню Победы. Пусть оно будет искренним и теплым. Выразите свои чувства признательности, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
(Письмо ученицы, адресованное прабабушке и прадедушке)
Здравствуйте, дорогие мои!
Я всегда помню о вас и очень люблю! Хочу поздравить Вас с Днем Победы! Спасибо, что вы есть рядом с нами. Спасибо за Победу, которую вы нам подарили. Я всегда буду свято хранить в памяти воспоминания о тяжелой жизни, которую вы прожили, о подвигах, которые вы совершили во имя родины.
Здоровья Вам и долголетия, любимые мои!
Целую вас крепко, ваша правнучка Марина.
- Итог урока:
Не забывайте о ваших близких и земляках, будьте горды их подвигами, расскажите о них своим детям. Память о прошлом нельзя стереть, пусть об этом напоминают письма той страшной войны.
Список использованной литературы:
- Дугаров Б. Они защищали Сталинград (Триптих о воинах Бурятии)// Новая Бурятия. -–2013.-3 февр.
- Лицом к победе: Сборник стихов.-М; Современник, 1985.
- Книга Памяти Республики Бурятия: Т, 1-2-Улан-Удэ: Бурят.кн. изд-во, 1995.
- Во все времена – помните: Сборник методико-библиографических материалов.- Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 2000.
- Говорят погибшие герои. 7-е изд.- М.: Политиздат, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
"Письма с фронта" (презентация к уроку литературы в 5 классе)
Урок, посвященный полевой почте времен Великой Отечественной войны. Стихи, которые ребята разбирали на уроке: В.И. Лебедев-Кумач "Вместо письма", И.П. Уткин "Ты пишешь письмо мне", Л. Кириевская "Пись...
Урок литературы 7 класс "ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА - ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ЖИЗНИ ( творчество поэтов-участников ВОВ)"
Конспект урока....
Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»
Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»...
Презентация к уроку Е.Благинина "Папе на фронт"
Интегрированный урок...
Технологическая карта урока "Воздушные массы и атмосферные фронты." 8 класс
Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний на основе технологии смешанного обучения...