Солженицын А.И.
классный час по литературе (10, 11 класс)

Огрызкова Лариса Евгеньевна

"Обреченный на бессмертие" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_solzhenitsyn.docx469.6 КБ

Предварительный просмотр:

Обреченный на бессмертие                                                                                            (по страницам великой жизни Александра Исаевича Солженицына)

                                                                                                  

Когда – то в метро, электричках и аэропортах люди читали журнал «Новый мир»: всех взбудоражил напечатанный «Архипелаг ГУЛАГ». Впереди было знакомство с другими произведениями Александра Исаевича Солженицына. Теперь мировая литература немыслима без его книг. Писательский подвиг совершен. А путь к нему лежал через войну, лагерь, ссылку.

11 декабря 2018 года исполнится 100 лет со дня рождения Александра Солженицына. Сегодня его знают во всем мире:  Лауреат Нобелевской премии, автор книги «Архипелаг ГУЛАГ», выдающийся социальный мыслитель – одна из ключевых фигур в истории XX века.

Значение творчества Александра Солженицына, как и его вклад в литературу России, трудно переоценить, именно поэтому Президент России  В. В. Путин издал Указ о праздновании юбилея писателя в 2018 году.

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодске. Своего отца он не знал: тот  погиб за несколько месяцев  до рождения  сына от несчастного случая на охоте. Исай Семенович Солженицын происходил из крепкой крестьянской семьи, жившей на Ставрополье, учился в Московском университете, в Первую мировую войну ушел добровольцем. Офицер царской армии, награжденный Георгиевским крестом.                                                               Мать писателя – Таисия Захаровна Щербак происходила из зажиточного украинского крестьянского рода. Она окончила Бестужевские курсы в Петербурге, прекрасно знала иностранные языки.

После революции крестьянское семейное владение было разграблено. Оставшись вдовой, Таисия Захаровна стала стенографисткой и в 1924 году переехала с сыном в Ростов-на-Дону, где «в невероятно тяжелых условиях», по словам писателя, вырастила его.

По воспоминаниям друга Солженицына, Николая Дмитриевича Виткевича, еще учась в школе, будущий писатель осознал свое призвание и настойчиво шел к намеченной цели: «… целеустремлен и организован Санька был необыкновенно уже тогда… В четвертом или пятом классе я видел у него тетрадь с надписью: «Полное собрание сочинений А. Солженицына. Том первый. Книга первая».                   Он составлял четко продуманные планы: прочитать всю русскую и зарубежную классику, непременно интересоваться музыкой и другими видами искусства….  Выполнял планы неукоснительно».

После учебы в школе будущий писатель поступил на физико – математический факультет Ростовского университета и с отличием окончил его в 1941 году. С 1939 года юноша параллельно учился на заочном отделении Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ).

Выехав в Москву для продолжения обучения в МИФЛИ, Солженицын услышал трагическую новость: гитлеровская Германия напала на Советский Союз.

В октябре 1941 года Солженицын был мобилизован в армию и вначале попал в гужетранспортный батальон. Рассказывая о буднях в «лошадиной роте» в одном из военных писем он пишет: «Нельзя стать большим русским писателем, живя в России 41-43 годов и не побывав на фронте».

Война как будто «услышала» эти ожидания будущего писателя. И осенью 1942 года пройдя ускоренный курс 3-го Ленинградского артиллерийского училища в Костроме, Солженицын в звании лейтенанта оказывается в частях действующей армии.Он был назначен командиром разведывательной артиллерийской батареи, и в этой должности прослужил непрерывно на разных фронтах.

Военный опыт Солженицына и работа его звукобатареи отражены в прозе1990-х годов – рассказ «Желябугские выселки» и повесть «АдлигШвенкиттен». Солженицын получил звание капитана, был награжден орденом Отечественной войны IIстепени (в 1943) г. и орденом Красного Знамени (1944г.).

Военные годы стали для Солженицына временем нравственного, гражданского и писательского самопознания. Война высветила и обострила противоречия сталинского режима. Солженицын полагал, что Сталин извратил смысл ленинских идей. Этими размышлениями он поделился в письмах с другом, Николаем Виткевичем, воевавшим на другом фронте.

«У нас уже был немалый фронтовой опыт. Мы пересмотрели все устоявшиеся тогда оценки… Думаю, за нами следили уже давно, не только прочитывали наши письма. …» (Н.Д. Виткевич).

9 февраля  1945 года Солженицын был арестован. 7 июля 1945 года был вынесен приговор – восемь лет исправительно – трудовых лагерей за «антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации».

Сначала Солженицын содержался в лагерях под Москвой и в Москве. Впечатления этих лет отразились в его пьесах «Олень и шалашовка», «Республика труда», в стихотворных циклах «Сердце под бушлатом», «Когда теряют счет годам…».

Затем его перевели в Рыбинск, а летом 1947 года вернули в Москву, в «спецтюрьму № 16». Здесь, в закрытом научно – исследовательском институте прозванном «Марфинской шарашкой», разрабатывались новые системы связи. И здесь Солженицын встретил разносторонне образованных людей: германиста Льва Зиновьевича Копелева, художника Сергея Михайловича Ивашева-Мусатова, инженеров Д. Панина и Н. Потапова. Общение с ними решительно повлияло на его социальные, философские, исторические,  этические взгляды. Как вспоминает Николай Виткевич, «именно здесь Солженицын начал серьезные литературные занятия, на крохотных лоскутках бумаги записывал мысли, готовил основы будущих книг. Законспектировал «Толковый словарь» Даля, а русский язык изучил так, что на шараге говорили: «по Ушакову-Солженицыну».

В 1949 году начинается второй, самый трудный период лагерной жизни Солженицына: его переводят в Казахстан, в Экибастузский политический Особлаг (система особых лагерей ГУЛАГа для политических заключенных). Здесь он работал литейщиком, каменщиком и продолжал сочинять. Записывать сочинения запрещалось, и Солженицын заучивал наизусть стихи Там же у заключенного обнаружилась страшная болезнь – рак. В 1952 году опухоль удаляют. По окончании срока заключения до 1953 года писатель был направлен на «вечноессыльно-поселение» в аул Кок-Терек в Казахстане. Здесь он преподавал математику, физику и астрономию. И снова рак. Писателя отпустили в Ташкент для операции. По словам Александра Исаевича, он приехал туда «почти уже мертвецом». Его чудом удалось спасти, это описано в романе «Раковый корпус».

После ХХ    съезда КПСС постановлением Верховного суда СССР от 6 февраля 1957 года Солженицын был реабилитирован. Писатель возвращается в Среднюю Россию. Некоторое время он преподавал в Мезиновской школе Владимировской области. Жил Солженицын в деревне Мильцево, в доме Матрены Васильевны Захаровой. Она послужила прототипом рассказа «Матренин двор». Солженицын писал, что рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были.(из фильма кадры).

Здесь, в Мильцево же была закончена первая редакция романа «В круге первом». Сам автор выделяет три этапа работы над романом: написан – 1955 – 1958 гг., искажен – 1964 г., восстановлен – 1968 г. роман автобиографичен, в нем отразились годы пребывания в «Марфинскойшарашке». Один из героев романа рассказывает: «Все эти шарашки повелись с девятьсот тридцатого года, когда стали инженеров косяками гнать. На воле невозможно собрать в одной конструкторской группе двух больших инженеров или двух больших ученых: начинают бороться за имя, за славу, за Сталинскую премию, обязательно один другого выживет. Поэтому все конструкторские бюро на воле – это бледный кружок вокруг одной яркой головы. А на шарашке? Ни слава, ни деньги никому не грозят. Дюжина медведей мирно живет в одной берлоге, потому что деться некуда. Поиграют в шахматишки, покурят – скучно. Может, изобретем что-нибудь? И в этом – основная идея шарашек».                                                                                                                         Пересечение судеб героев романа объясняют образ-символ круга,заданный названием произведения. Глеб Нержин уходит из той самой лаборатории, где был создан прибор, с помощью которого найден звонивший в посольство Володин.         Символ круга появляется перед Иннокентием Володиным, размышляющим о том, кого он предает своим звонком. В названии романа отозвалась и «Божественная комедия» Данте. Солженицын описывает мир шарашки как первый Дантов круг. (Если вспомнить девять кругов ада, описываемые итальянским гением Данте Алигьери в «Божественной комедии»).

В 1959 году произошло поистине историческое событие: за несколько недель Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича» (первоначальное название – Щ-854). Замысел повести возник в Экибастузском лагере:                                 Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в войну.

Впоследствии, уже в 1973 году, Солженицын женился на Наталье Дмитриевне Светловой, ставшей настоящей единомышленницей, соратницей и родившая ему троих детей.

Заключение:

Имя Александра Исаевича Солженицына – появилось, вспыхнуло и исчезло на годы, «преданное хуле и забвению». Сейчас нет необходимости представлять писателя, которого называют не только последним классиком отечественной литературы, но и русским пророком. Осмыслен ли его вклад не только в литературу, но и в русскую культуру в целом? Понят ли до конца «пророк в своем отечестве»?                                                                                                                                Может быть, здесь есть о чем подумать, поразмышлять  и поспорить. Можно по-разному относиться к личности Солженицына. Но при чтении произведений Солженицына всякий раз нас захлестывает волна такого глубокого, жгучего интереса к эпохе, событиям, людям, нравственным, философским, этическим коллизиям, взглядам персонажей, что мы понимаем: это золотая классика. С уходом Солженицына ушла целая эпоха. И если «большое видится на расстоянии», значит, есть надежда, что увидим. Поймем. Оценим.

https://bookz.ru/authors/soljenicin-aleksandr/rannee-_961/i_001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- исследование в 11 классе " Слово Солженицына"

Урок был проведен в форме исследования, посвящен А.И.Солженицыну.Цели урока были определены так:    - обучающая - представить А.И.Солженицына как знатока русского языка и блестящего метра слова;  - ...

Учебно-методическое пособие по творчеству А.Солженицына

Пособие содержит методические указания, дидактический и тестовый материал по творчеству писателя....

Испытание праведника страданием ( по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")

Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....

"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)

Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....

Презентация А. Солженицын

Презентация к урокам литературы 9 класс...

Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...