Рассказы героев «Бежина луга»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Тип урока: Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся
Форма урока – урок – исследование.
Методы: частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный, проблемный, репродуктивный, исследовательский
Приёмы: выразительное чтение, пересказ, анализ текста с чтением отдельных эпизодов, беседа, «мозговая атака», составление синквейна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 6 классе. И. С. Тургенев "Бежин луг" | 51.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе «Рассказы героев «Бежина луга»
Цели: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа, увидеть и понять, как создаются картины природы в художественном произведении и живописи.
Задачи урока:
1. Формировать читательскую самостоятельность учащихся.
2. Развивать речевую активность, память, внимание, образное мышление, познавательные интересы, текстовую грамотность, творческие способности; корректировать эмоциональные отклонения, интеллектуальную пассивность, пополнять словарный запас.
3. Воспитывать положительные нравственные качества: доброту, бережное отношение к природе, чувство любви к ближнему человеку и всему живому, чувства патриотизма.
Тип урока: Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся
Форма урока – урок – исследование.
Методы: частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный, проблемный, репродуктивный, исследовательский
Приёмы: выразительное чтение, пересказ, анализ текста с чтением отдельных эпизодов, беседа, «мозговая атака», составление синквейна.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование урока: презентация к уроку, репродукции картин известных художников, иллюстрации учащихся к произведению, раздаточный материал, музыкальное сопровождение урока.
Теория литературы: пейзаж, фольклор, жанры фольклора, портрет героя.
Межпредметная связь – русский язык, рисование, музыка.
Технология: развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо.
Подготовительная работа: обучающиеся знакомятся с рассказом самостоятельно, каждая группа выполняет задание (исследование) по определённому плану, рисуют иллюстрации к прочитанному тексту.
Ход урока:
Организационный момент (Приветствие).
Придумано кем-то просто, но мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»!
«Доброе утро» - солнцу и птицам,
«Доброе утро» -приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!
Актуализация знаний. II. Мотивация учебной деятельности.
1. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
2. Целеполагание
- Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
- Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).
- Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).
- Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. И какова тема урока?
-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.
- Давайте запишем тему нашего урока – Рассказы героев «Бежина луга»
- Ребята, давайте прочитаем вопрос, записанный на доске.
- Ответ на этот вопрос мы дадим в конце урока.
– Наше путешествие будет проходить в несколько этапов: они перед вами на доске:
- Встреча с героями рассказа.
- В мире народного фольклора.
- Мой Бежин луг.
- Живопись словом.
- На прошлом уроке я вас разделила на группы – «Психологи», «Филологи», «Художники», «Пейзажисты», и каждой группе нужно было провести небольшое исследование, результаты которого вы будете озвучивать в ходе урока. Также по ходу урока вам нужно заполнить таблицы, которые лежат у вас на партах.
- Итак, начинаем наше путешествие.
III 1.«ВСТРЕЧА С ГЕРОЯМИ РАССКАЗА»
Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.
- Сколько же ребят сегодня в ночном и как их зовут?
- «Угадай героя»
- Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (
- Давайте познакомимся с Федей
Выступление группы «ПСИХОЛОГИ»
- Как описывает его автор?
(Федя стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой).
(На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой, небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские)
Вопросы к классу:
- На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).
Армячок (знакомство с лексическим значением) – в старину кафтан из толстого сукна.
- Что он делает в Ночном? (группе)
(Автор замечает, что Федя в ночном не по нужде, а для забавы).
- Его отношение к другим мальчикам?
(Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям)
- «Угадай героя»
- Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША)
- Итак, знакомимся с Павлушей
Выступление группы «ПСИХОЛОГИ»
- Внешний вид
(У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов).
Вопрос классу:
- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).
- Почему на глаза обращает внимание писатель? (Глаза – зеркало души)
- Что он делал во время рассказов детей? (группа)
(Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду)
- Чем отличается Павлуша от остальных ребят?
(Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились)
- Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?
- «Угадай героя»
Какой герой отличался умением увлекательно рассказывать страшные истории? (ИЛЬЮША)
Выступление группы «ПСИХОЛОГИ»
Внешний вид
(Ильюша - некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет).
Вопрос классу:
- Что же заботит 12-летнего мальчика?
(он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик, как будто чем-то придавлен)
- По силам ли подростку такая жизнь?)
Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.
- Чем отличается Илюша от всех остальных? (группе)
(Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории).
- «Угадай героя»
- Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ)
- Что отмечает автор в описании Кости?
Выступление группы «ПСИХОЛОГИ»
(В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно)
- Как он вёл себя во время рассказов мальчиков?
(Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален)
Вопрос классу:
- Чем же возбуждал любопытство Тургенева мальчик Костя?
(у него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать)
- «Угадай героя»
- Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ)
- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев?
Выступление группы «ПСИХОЛОГИ»
(Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей)
- Как он ведёт себя среди ребят?
(Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Можно сделать вывод, что Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре).
- Что ребята ночью делали в лесу?
– Тяжелы ли для них обязанности пастухов?
Вот вам ещё одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века
- Итак, герои произведения – деревенские ребята. Любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой.
2.«В МИРЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
– Ребята, а что мы называем фольклором?
- ФОЛЬКЛОР – народное творчество.(на доске)
- ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА- сказка, былина, предание, песни, загадки, пословицы, поговорки и т.д.(на доске)
– А что – нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?
(Автор использует сказочный приём: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый)
– Большая часть изучаемого нами произведения посвящена рассказам мальчиков. Раньше их называли былички или бывальщины.
- БЫЛИЧКА - небольшой рассказ о действительном происшествии, случившемся с героем рассказа и его близкими. (на доске)
- БЫВАЛЬЩИНА – в русском народном творчестве – это короткие устные рассказы о будто бы имевших место невероятных происшествиях. (на доске)
– Сколько быличек и бывальщин рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?
(9 , в основном рассказывал Илюша) Группа «Филологи»
- О чём рассказывают мальчики?
Выступление группы «ФИЛОЛОГОВ»
“Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”
|
– Назовите сказочные персонажи и дайте краткий пересказ былички с этим персонажем?
Выступление группы «ФИЛОЛОГИ»
– Домовой
– Леший
– Водяной
– Все эти существа – нечистая сила. Это представители низшей мифологии. Таким образом, можем сделать вывод, что в рассказе присутствуют сказочные мотивы и персонажи. А сказка, как мы знаем, жанр устного народного творчества или народный фольклор.
- А верят ли мальчики тому, о чём рассказывают?
- Как эти рассказы характеризуют самих мальчиков?
(Мальчики суеверны, боятся непонятного, но таинственное притягивает их. Но их живой ум и богатое воображение стараются всё объяснить. Они эмоциональные рассказчики, верят в свои рассказы. Павел относится иронично. Каждая история, рассказанная тем или иным мальчиком, соответствует его характеру).
- А как автор реагирует на рассказы мальчиков?
(Слушает, не перебивает)
- Верит ли он этим рассказам?
(Нет. Понимает, что страшное и таинственное навеяно образом ночи. Мальчики суеверны, и все, что непонятно, воспринимается ими как таинственное, а за таинственным чудится страшное начало жизни).
Вот вам ещё одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века – СУЕВЕРИЕ – вера во что – то сверхъестественное.(на доске)
- А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?
- Удалось ли рассказчикам донести до вас истории?
- Чья история показалась вам более интересной?
3.«МОЙ БЕЖИН ЛУГ»
– На этом этапе путешествия мы рассмотрим иллюстрации к рассказу «Бежин луг», которые нарисовали нам ребята из группы «Художники». В эту группу входили все ученики класса. Это было включено в домашнее задание. Вы должны были нарисовать свой Бежин луг, каким вы его видите.
4.«ЖИВОПИСЬ СЛОВОМ»
– Что такое живопись?
ЖИВОПИСЬ – изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок. (на доске)
– Посмотрите на нашу картинную галерею. Здесь прекрасные пейзажи русских художников. Здесь прекрасные картины русской природы, той самой, о которой писал И.С. Тургенев, той самой, о которой писали А.С. Пушкин, Ф. Тютчев, С. Есенин и другие русские поэты и писатели.
– Посмотрите на эти образцы живописи, вспомните Тургенева и подумайте, что же такое живопись словом?
– Тургенев – один из тех писателей, которому удавалось писать картины с помощью замечательной, могучей, прекрасной русской речи, передавать оттенки красок, завораживать читательское воображение мощью цветовой гаммы.
– Обратимся к картине утреннего пробуждения природы. Попробуйте представить, ощутить дуновение ветерка, услышать голоса, почувствовать запахи. СЛАЙД № 29
Как называется такое описание природы?
(Пейзаж)
ПЕЙЗАЖ – Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. (на доске)
- Так каким предстает пейзаж перед охотником в самом начале рассказа?
Результаты исследовательской работы группы «ПЕЙЗАЖИСТЫ» (остальные по ходу заполняют таблицу) ТАБЛИЦА № 2
- В своем ответе используйте фразы:
- В ходе исследования мы пришли к выводу, что
- Итак, цель, которая стояла перед автором, - показать :
УТРО
( В ходе исследования мы пришли к выводу, что И.С.Тургенев использует следующие изобразительно – выразительные средства: эпитеты - "солнце огнистое, лиловый туман; могучее светило: метафоры - заря не пылает пожаром, разливается румянцем, сравнения - блеск их подобен блеску кованого серебра; словно взлетая, поднимается светило. Цель, которая стояла перед автором - показать как пробуждается и оживает природа. Настроение - жизнерадостное.
Вопрос классу:
- Если бы вы были музыкантами, какую музыку вы подобрали бы к данному фрагменту?
Учитель: Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы
- А сейчас давайте снова попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. А теперь проследим, что они видят, наблюдают ночью, что видит автор рассказа? СЛАЙД № 30
(Чтение отрыва от слов "Между тем ночь приближалась и росла:до слов :побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи")
НОЧЬ
- выступление группы «Пейзажисты»
(В ходе исследования мы пришли к выводу, что цель, которая стояла перед автором, - показать не только картину наступления ночи, но и чувство нарастающей тревоги при потере дороги. И.С. Тургенев использует эпитеты (угрюмый мрак, неприятная, неподвижная сырость); сравнения (ночь росла, как грозовая туча: громадными клубами надвигался мрак); метафоры (лилась темнота, все было немо и глухо, уныло висело небо). Автор не столько изображает природу, сколько выражает свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает).
Вопрос классу:
- Какие звуки вы здесь услышали?
- А какую музыку вы подобрали бы к этому фрагменту?
ВЫВОД: Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном. И с наступлением темноты их истории становятся всё грустнее и страшнее.
- Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?
(Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное).
ПЕРЕД РАССВЕТОМ
- А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод описания глубокой ночи.
(Зачитываются фрагменты от слов "Картина была чудесная: до слов :мрак боролся со светом", "Я поглядел кругом: Странный, резкий крик раздался вдруг")
(В ходе исследования мы пришли к выводу, что автор создает спокойные картины природы, так как герой- повествователь нашел дорогу и успокоился. В этом описании мы нашли образы - звуки (странный, резкий, болезненный крик: тонкий, острый хохот: слабый шипящий свист), зрительные образы (бесчисленные золотые звезды, тонкое чистое небо, луны не было на небе), образы - запахи (в воздухе уже не так сильно пахло, особенный томительный и свежий запах - запах русской летней ночи). Автор восхищается красотой русской летней ночи, заинтересовали его и дети. Цель автора - через краски, звуки, запахи, ощущения передать свое восхищение этим временем суток).
Вопрос классу:
- Почему, как вы думаете, в этом отрывке много олицетворений?
( Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день).
ВЫВОД: Автор всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира. С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Мы с вами увидели, что автор стремится не только пробудить в нас чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставляет задуматься над их дальнейшей судьбой. Поэтому, может быть, рассказ заканчивается праздничной картиной наступающего утра.
- Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?
(Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа. Только наблюдательному, чуткому и внимательному человеку открывается мир природы. Таким человеком был И.С. Тургенев
5.Выводы урока. ОБЩАЯ ТАБЛИЦА
- А теперь обратимся к вопросу, поставленному в начале урока.
Как на протяжении рассказа писатель показывает связи между человеком и окружающей его природой?
- Герой рассказа вступает с природой в разнообразные отношения. Настроение - то тревожное, томительное, то радостное бодрое, ясное.
- Человек чувствует себя частью природы.
- Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил.
- Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное
- Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полных фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.
- Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.
- Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
- Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.
- Итак, сегодня на уроке мы обращались к проблеме взаимодействия человека и природы и эта работа облегчит вам выполнение вашего домашнего задания.
6. Домашнее задание (на выбор) – раздать.
- Опишите утро, день или вечер вашего любимого уголка природы.
– Выучить наизусть понравившийся отрывок.
- Придумать свою быличку.
7.Выставление оценок.
8. Рефлексия.
В заключение составьте синквейн на тему «Наш сегодняшний урок»
1. Существительное (что?) Урок
2. Два прилагательных или причастия (какой?) интересный, познавательный, неповторимый
3. Три глагола (что сделал?) научил, заинтересовал, показал
4. Фраза из 4-х слов (предложение) все должны любить природу
5. 1 слово или словосочетание (что?) замечательно, прекрасно
Домашнее задание
- Опишите утро, день или вечер вашего любимого уголка природы.
- Выучить наизусть понравившийся отрывок.
- Придумать свою быличку.
ТАБЛИЦА № 1
Имя мальчика | Внешний вид | Поведение | Характер | История | Отношение автора |
ВЫВОД: |
ТАБЛИЦА № 2
Изобразительно - выразительные средства | Утро | Ночь | Перед рассветом |
Сравнение | |||
Метафора | |||
Олицетворение | |||
Эпитеты | |||
Звуки | |||
Запахи | |||
Зрительные образы | |||
Цветовая палитра | |||
ВЫВОД: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тургенев И.С. "Бежин луг". Герои рассказа. Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.
Презентация к уроку литературы в 6 классе. И.С. Тургенев. "Бежин луг". Герои рассказа. План-характеристика героя ( портретная и речевая характеристики). Духовный мир крестьянских детей. Народные вер...
Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе Тургенева "Бежин луг".
Урок литературы в 6 классе. По рассказу Тургенева "Бежин луг"....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» 6 "А" класс
Технологическая карта урока по литературе (6"А") класс. "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" -...
Тест по рассказу Тургенева "Бежин луг"
Контрольная работа...
Урок по литературе в 6 классе "И.С. Тургенев "Бежин луг". Портретная характеристика героев рассказа
Данная разработка поможет учителям- предметникам в проведении урока по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг"....
Конспект урока по теме: И.С. Тургенев. Рассказы героев «Бежина луга»
Показать мастерство Тургенева в создании портретной характеристики....
- Мне нравится (1)