А.С.Грибоедов. История создания «Горе от ума».
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Открытый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_griboedov_istoriya_sozdaniya_gore_ot_uma_oktyabr_2020.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03 e-mail:cenreab@dszn.ru
Утверждаю
директор ГБОУ ТРОЦ
«Солнышко»
____________ Л.И. Пономарева
Открытый урок по литературе по теме:
«А.С.Грибоедов. История создания «Горе от ума».
Урок проведен 02.10.2020 в 9- А классе.
Учитель: Дорофеева О.В.
Руководитель ШМО: Кольченко Е.А.
Тема: «А. С. Грибоедов. История создания «Горе от ума».
Цель: проследить историю создания комедии; познакомиться с галереей образов пьесы; проанализировать, как завязываются в комедии любовный и общественный конфликты.
Ход урока:
- Орг. момент
- Проверка д/з
- Опрос учащихся
Новая тема
1) Вступительное слово учителя.
Сегодня мы начинаем знакомство с замечательным, великолепным по замыслу и исполнению произведению А.С.Грибоедова «Горе от ума». Эта пьеса относится к ряду произведений «на все времена». В течение почти двухсот лет оно является бессменным в репертуарах разных театров. Почему? Чем оно привлекает зрителя и читателя? Почему до сих пор никто из критиков не даёт полного и цельного анализа этого произведения? Эти и другие вопросы будут стоять перед нами на протяжении нескольких уроков изучения бессмертной комедии.
Ну что, в добрый путь?!
2) Теория литературы.
- Вспомните, чем драматические произведения отличаются от других жанров? (от лирики и эпоса)?
(Они предназначены для исполнения на сцене)
- Что представляет собой содержание драматического произведения?
(Содержание составляют реплики действующих лиц в форме диалога и монолога. Реплики героев сопровождаются ремарками и актёрской игрой. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, музыка) усиливают впечатление от спектакля.
- Что такое диалог и монолог? Ремарка?
- Назовите виды драмы.
( Трагедия, драма, комедия)
- Каковы отличительные признаки комедии?
( В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей)
Драматические произведения отличаются от лирики и эпоса прежде всего тем, что предназначены для исполнения на сцене. Их содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога и монолога. Речи действующих лиц сопровождаются ремарками, т.е. авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах.
Учитель.
Грибоедов создал комедию. Какие стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей в ней осмеиваются, мы узнаем в ходе анализа произведения, а вот какова история её создания.
3) История создания комедии «Горе от ума».
Комедия задумана ещё в Петербурге около 1816 года. Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из светских вечеров и был поражён тем, как вся публика раболепствует перед всем иностранным. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза. Грибоедов не выдержал и сказал пламенную обличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.
Существует и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причём сам автор подтверждает её в одном из писем: «Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал её с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла моё беспамятство, сажусь писать и живо помню моё обещание: ВО СНЕ ДАНО, НАЯВУ ИСПОЛНИТСЯ!»
Комедия была завершена к осени 1824 года. Грибоедов очень хотел увидеть комедию…Комедия произвела неописуемое действие… Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году. Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума».
4) Галерея образов пьесы.
- Назовите действующих лиц комедии.
Одной из характерных особенностей данной пьесы являются «говорящие фамилии».
ФАМУСОВ (от лат. Fama – «молва»). Его зависимость от общественного мнения, молвы подчёркивает его «говорящая фамилия».
МОЛЧАЛИН – он робок и молчалив с Софьей и Фамусовым, но с Лизой и Чацким он превращается в «говоруна». Очевидно, его фамилия несёт намёк на скрытые и важные свойства натуры.
ЧАЦКИЙ – несёт намёк на имя интереснейшего человека той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Его взгляды, идеалы, убеждения – словом, все его мировоззрения оказались неприемлемы для царской России, поэтому его постигло небывалое и страшное наказание. Высочайшим (императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так получилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал её.
Софья, Фамусов и Молчалин. Фамусов и Чацкий. Скалозуб.
Фамусов, Чацкий и Скалозуб.
Завязка любовного и общественного конфликтов в комедии.
Сюжетную основу пьесы составляет драматический конфликт.
- Что такое конфликт драматического произведения?
(острое противоречие, столкновение противоположных взглядов, мировоззрений)
Учитель. Конфликт является основной пружиной, источником напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
Беседа с учащимися:
- Почему Софья находится в замешательстве?
(Она не ждала Чацкого. За три года его отсутствия увлеклась другим)
- Что Чацкий вспоминает из детства?
(игры, детские шалости с Софьей в доме Фамусова)
- Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта?
(задели насмешки над Молчалиным. Образовался любовный треугольник: Чацкий – Софья – Молчалин)
- Кого ставит в пример Фамусов?
- Могут ли Фамусов и Чацкий найти общий язык?
(Нет. У них противоположные взгляды на службу, образование, воспитание и т.д. Поэтому между ними возникает противоречие, а следовательно – конфликт)
4. Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал…
-Сегодня на уроке я понял…
- Я хотел бы узнать на следующем уроке…
5. Домашнее задание
1) Прочитать 1 и 2 действия комедии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История создания комедии "Горе от ума". Презентация к уроку
Презентация, хорошо подходящая для урока, начинающего изучение с классом комедии "Горе от ума"...
Урок по литературе в 9 классе «Горе от ума» и его творец. История создания комедии»
Первый урок по творчеству А. С. Грибоедова. Дает краткий обзор биографии поэта, знакомит с историей создания пьесы "Горе от ума"...
Открытый урок: А. С.Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума».
На уроке ученики 9 класса изучили биографию Грибоедова, узнали много интересных фактов о его жизни и творчестве, подготовили презентации и доклады. Прочитали дополнительную литературу, написали развёр...
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. А.С.Грибоедов. Горе от ума. История создания. 9 класс
Цель урока: познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», историей ее создания, показать особенности композиции.Задачи:продолжить знакомство с творчеством А.С. Грибоедова; познакомить уча...
Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.
Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....
История создания пьесы Горе от ума
Посмотри видео по ссылке, запиши в тетрадь вопросы и ответы к ним....
Творчество А.С. Грибоедова, история создания комедии "Горе от ума"
Биография А.С. Грибоедова, истопия создания комедии "Горе от ума"...