Тема Родины в лирике С.А.Есенина
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Багулова Лия Томаевна

Цель данного урока познакомить студентов с жизнью и творчеством С.А. Есенина, дать представление о его личности посредством исторических данных о эпохе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №        _

Организационная информация

Предмет

Литература

Группы

Э-20

Тема

Тема Родины в лирике С.Есенина

Автор урока (ФИО,

должность)

Багулова Лия Томаевна – преподаватель литературы

Образовательное

учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Эльхотовский многопрофильный колледж» им. Героя Социалистического Труда Д.Е.Накусова

Республика

РСО-Алания

Город

с. Эльхотово

Описание занятия

Тип урока (мероприятия,

занятия)

Урок изучения нового материала

Время реализации

занятия

2 часа

Цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

1) познакомить с жизнью и творчеством С.А. Есенина, дать представление о его личности посредством исторических данных об эпохе.

Развивающие:

  1. формировать умение анализировать текст поэтического произведения;
  2. развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок лирического героя;
  3. формировать представление о лирическом герое произведения на основе сопоставления с другими героями;
  4. обогатить культуру речи школьников, используя образцы чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией).

Воспитательные:

  1. воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характеров лирических героев;
  2. умение работать в группе, в парах: планировать работу, уважать мнение выступающего.

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

  1. познакомить с эпохой, в которой жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;
  2. проследить изменения, произошедшие в характере лирического героя под влиянием обстоятельств.
  3. развивать умение обобщать, делать выводы;
  4. обогатить культуру речи, отрабатывая навыки выразительного чтения;
  5. развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.
  6. уметь слушать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения;
  7. работать в группе, в парах: уважать мнение выступающего, развивать чувство взаимопомощи, поддержки.

1. Дидактическая структура урока

мультимедийный проектор, экран, книжная выставка с произведениями С.А.Есенина, опорные конспекты для учащихся,

портреты С.А.Есенина, альбом с иллюстрациями жизни и творчества

поэта, иллюстрации к поэзии Есенина

компьютерная презентация, видеоматериалы, звукозапись

Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование и

материалы

Проектор, экран, компьютер.

Список учебной и дополнительной литературы

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2016. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература.практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2017

  1. С.А. Есенин. Стихотворения и письма разных лет и изданий.
  2. Соловей, Т.Г. "Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет..." : Образ матери в лирике С.Есенина.
  3. Шубникова-Гусева Н. И.. С. А. Есенин в жизни и творчестве. М.: «Русское слово», 2017.
  4. Русская Литература частьII, под редакцией И.Г.Беленький, Ю.И.Лыссый, Л.Б.Воронин.-М.,2015

Дидактическое

обеспечение занятия

Компьютерная презентация Проектор

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Индивидуальная и групповая работа

Ссылки на использованные

интернет-ресурсы

https://nsportal.ru/

Тема Родины в лирике С.А. Есенина

Цель деятельности учителя

Активизация художественного восприятия лирического произведения

Термины и понятия

Поэзия, Имажинизм, Лирический герой, Певец деревни

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

познакомить с жизнью и творчеством С.А. Есенина, дать представление о его личности посредством исторических данных об эпохе

воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характеров лирических героев

I этап. Организация пространства (3 мин)

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные ресурсы

Презентация по теме, интерактивная доска, мультимедийный проектор

II этап. Вступительное слово учителя (7 мин)

Цель деятельности

Совместная деятельность

Активизировать внимание, актуализировать тему

Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – Родина. Нет ни одного значительного поэта, который не обращался бы в своем творчестве к этой теме. Но С.Есенин, пожалуй, единственный поэт, для которого Родина олицетворяет все.

«…В Есенине жила красивая гипотеза России. Как сейсмограф, он уловил колебания времени. Россия кричала в нем, кричала им и через него. Я не знаю более национального поэта в России, он не мыслим ни в какой другой стране. По силе открытости, непосредственности, обнаженности нет, на мой взгляд, равного ему. Как никто, он чувствовал несовершенство мира, переживал это несовершенство, как свою глубоко личную трагедию», — так о поэте говорил Е. Винокуров. И так может сказать о Сергее Есенине каждый, кому близки его стихотворения, кто над страницами его поэтических сборников так же сопереживал судьбе своей Родины.

Обратите внимание на эпиграф, сам С.Есенин говорит, что чувство родины главное в его творчестве. Чувство, а не тема. Почему для поэта оно основное? Давайте попытаемся это понять.

(Беседа по материалам предыдущего видеоурока о жизни и творчестве Есенина)

III этап. Сообщение новых знаний. Формирование умений и навыков. (60 мин.)

Цель деятельности

Деятельность педагога

Деятельность студентов

формировать представление о лирическом герое произведения на основе сопоставления с другими героями; обогатить культуру речи школьников, используя образцы чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией).

  1. Организует деятельность учащихся по участию в рассмотрении изучаемого материала.
  2. По ходу урока вместе с учащимися участвует в обсуждении периодов жизни и творчества поэта, в художественном анализе его лирики; следит за культурой речи учащихся.
  3. Демонстрирует учащимся слайды, видео по ходу изучения рассматриваемого материала.
  4. Обращает внимание учащихся к наглядным пособиям.
  5. Привлекает учащихся к выполнению различных заданий.
  6. Организовывает проведение мозгового штурма по анализу лирики поэта.
  7. Добивается выразительного чтения учащимися лирики С.Есенина.
  8. Поощряет учащихся за активное участие в работе.

  1. Участвуют в рассмотрении каждого пункта плана урока.
  2. Выступают с сообщениями по творчеству С.Есенина.
  3. Выразительно читают наизусть стихи поэта.
  4. Прослеживают особенности художественного стиля лирики поэта, своеобразие есенинской поэтики (анализируют поэзию).
  5. Принимают участие в различных видах урока:
  • работают с опорным конспектом;
  • участвуют в ролевой игре (сценке);
  • исполняют песню;
  • составляют синквейн;
  • отвечают на вопросы учителя (мозговой штурм)

IV этап. Закрепление полученных знаний (5 мин.)

Цель деятельности

Закрепить знания, полученные на уроке

  1. Подводит итог изученного материала.
  2. Демонстрирует слайды презентации по значению творчества С.Есенина.
  3. Организовывает проведение письменной самостоятельной работы по изученной теме.
  4. Контролирует правильность ответов учащихся
  1. Воспринимают рассказ учителя.
  2. Выполняют самостоятельную работу.
  3. Знакомятся с книжной выставкой по теме урока

V этап. Итоги урока. Рефлексия (5 мин)

Деятельность педагога

Деятельность студентов

(Ф/И) Что понравилось на уроке, что нового вы узнали?

(Ф/И) Обсуждают урок.

VI этап. Выставление оценок (5 мин.)

VII этап. Задание на дом (5 мин.)

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Поясняет выполнение домашнего задания (д/з индивидуальные)

Разговаривая с Мариегофом, С.Есенин сказал о том, что не пишет стихи про любовь – “всё про кобыл да телят”. Объяснил Есенин свои слова тем, что для этого “влюбиться надо”, но в городе “влюбиться человеку не в кого – хоть с фонарём ищи...”. Учащимся дается задание опровергнуть утверждение С.Есенина об отсутствии в его творчестве любовной лирики. Опровергнуть на анализе конкретных стихотворений поэта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум по литературе в 9 классе «Тема Родины в лирике С.А.Есенина»

Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся  предстоит ответить ...

Тема Родины в лирике Есенина.

Тема Родины в лирике Есенина....

Урок литературы в 9 классе по теме "Тема Родины в лирике С.А.Есенина".

·        Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве;·        показать, что тема родины – ведущая в творче...

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению.  С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....

Урок по литературе в 9 классе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта.»

Методическая разработка урока по литературе, в которой показано своеобразие лирики Сергея Есенина, даётся понятие имажинизм.. Даётся анализ стихотворений "Вот уж вечер. Роса...", Гой ты, Русь моя родн...

Презентация "Тема Родины в лирике С.А.Есенина"

Тема. Тема Родины в лирике С.А.Есенина Цель: выявить, как представлена тема Родины в лирике С.Есенина; рассмотреть особенности художественного мира поэта; формировать умение вести диалог, отстаивать с...

Тема Родины в лирике С.А. Есенина.

Тема Родины в лирике С.А. Есенина...