Статья "Информационные технологии на уроках русского языка и литературы"
статья по литературе (9 класс)

Косых Лилия Юрьевна

статья по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_k_konferentsii.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

Л.Ю. Косых, учитель русского языка и литературы

В статье рассматриваются особенности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы, их значение, а также некоторые виды работ, выполняемых с помощью компьютера для формирования общих компетенций студентов СПО.

Пока общество живёт, оно постоянно развивается. На производствах появляются новые технологии, везде получает массовое применение вычислительная техника. Не стоит на месте и система образования. В профессиональном образовании также  постоянно идёт поиск новых современных форм и методов повышения качества обучения. Поскольку главная задача любого учебного заведения состоит в том, чтобы подготовить знающего и думающего специалиста, а также творческую и активную личность, то без современных технологий не обойтись. Говоря конкретно об уроках русского языка и литературы, хочу заметить, что современные информационные технологии позволяют  более разнообразно и интересно проводить уроки гуманитарного цикла.

Сегодняшний век — век нано технологий,  поэтому особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Мультимедийные технологии помогают приобретать знания и зрительно, и на слух, что позволяет усваивать и запоминать изучаемый материал  на более долгий срок. Ещё К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. А современные компьютеры  как раз и позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы,

В XXI информационные технологии становятся базой современного образования, которая  гарантирует необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Компьютерная коммуникация позволяет совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче ЕГЭ в частности.

 Чтобы воспитать конкурентоспособного специалиста, мы на уроках литературы и русского языка также стараемся использовать современные образовательные технологии, ведь овладение новыми средствами обучения позволяет изменить у детей психологический настрой к уроку; существенно расширить  круг их собственных интересов. Компьютерная техника с ее мультимедийными  возможностями  позволяет увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Такие уроки  становятся яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио - и видеосопровождений.

Только будучи увлечённым учёбой,  можно лучше и надолго освоить основные законы творчества; опорные понятия и категории литературоведения,  понять природу и сущность литературы как вида искусства, её место в жизни человека и общества; овладеть навыками анализа художественного текста, стать подлинным читателем и ценителем литературы,  получить от неё глубокое эстетическое наслаждение.

Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при повторении и обобщении сведений, закреплении изученного, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования, а также при объяснении нового материала. Однако практика показала, что применение элементов алгоритмизации и компьютеризации наиболее эффективно использовать именно на зачётных уроках, поскольку даёт возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, и организовать контрольную проверку знаний по изученной теме.

 Следует отметить эффективность использования компьютерных средств обучения в процессе контрольно-оценочной деятельности ученика. Так, например, на уроках русского языка я  стараюсь применять современные  информационные технологии во время опроса, пользуюсь компьютерной программой «Фраза» наравне с другими видами контроля знаний учащихся, которая включает тесты по орфографии, тесты по синтаксису, проверочные диктанты, словарные диктанты, контрольные диктанты. Только компьютер значительно облегчает, упрощает работу и экономит время. Например, сученик работает у доски. Я диктую ему текст, он пишет, потом идёт проверка и объяснение. На компьютере эта же работа занимает в два раза меньше времени, так как текст уже дан на экране, студент вставляет недостающие буквы или запятые. Компьютер тут же определяет количество ошибок, выдаёт оценку, и в результате студент получает задание работать над  темами, по которым допустил ошибки. Если же учащийся работает по карточке, то преподаватель затрачивает намного больше  времени на проверку этих карточек,  компьютер же проверяет мгновенно. А контрольные   проверки знаний удобно проводить в кабинете информатики, разбив группу на две подгруппы.

 Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет  также повышать интерес  у студентов, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий, мультимедиа и Интернет-ресурсов.

Так рассказы о творчестве писателей XIX и XX веков можно сопровождать документальными фильмами или презентацией. Использование презентаций позволяют полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, глубже понять личность писателя, его судьбу и произведения.

Сегодня, к сожалению, ребята не любят читать книги, не умеют работать с учебником, но очень хорошо владеют компьютером, именно это обстоятельство я стараюсь максимально использовать в  работе. Создавая свою творческую работу, учащинся используют различные источники информации: Интернет, литературоведческие издания, популярные журналы. Затем анализируют весь материал, выбирают самые интересные факты и события, находят фотографии, рисунки, репродукции, иллюстрирующие теоретическую канву презентации. Следующим этапом работы становится подбор музыкального сопровождения, стихотворных цитат и строк из произведений. Также на уроке литературы можно применять хронологические карты и схемы, создание фотогалереи, сопровождая всё это  шоу-слайдами. Очень эффективно  приходят на помощь диски с записями фильмов по мотивам изучаемых произведений. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё-таки можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих студентов. Такие уроки носят творческий характер, как для студентов, так и для преподавателя. Они расширяют кругозор, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Безусловно, большую помощь в работе педагога оказывает сейчас компьютер. Это очевидно. Ведь работа в среде информационных технологий приучает  понимать смысл каждой операции, её взаимосвязь с другими действиями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы ее выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке — разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать уроки русского языка и литературы интересными и эффективными. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного ученика к обучению.

Библиографический список

  1. Беспалько В. П. Качество образовательного процесса. Школьные технологии. 2007г.//№3, с. 164-177
  2. Словари и энциклопедии на Академике: энциклопедический словарь. URL : www.http: // dic.akademik.ru (дата обращения 16.02.2015)
  3. Гришаева Ю. М. Об аспектах информационного взаимодействия систем профессионального образования и рынка труда. «Среднее профессиональное образование», 2014 //№8,с. 39-41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...