Поэты-фронтовики
методическая разработка по литературе

Методическая разработка «Поэты-фронтовики» составлена по традиционным технологиям. Данное мероприятие разработано для проведения внеклассного занятия по теме «Великая Отечественная война». Включает в себя цели проведения, содержание, алгоритм проведения. Проведенное по данной методической разработке внеклассное занятие способствует развитию навыка выразительного и аналитического чтения, эмоциональной, познавательной сфер, расширению кругозора. Данная методическая разработка может быть использована для проведения внеклассного занятия о Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poety-frontoviki.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Республики Мордовия

«Темниковский сельскохозяйственный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 

внеклассного занятия

по дисциплине Литература

Поэты-фронтовики

2021 г.

Одобрена                                                                                    

Предметной (цикловой) комиссией                                    

Общеобразовательных дисциплин                                      

Протокол №___________________

Председатель__________________

    Н.С. Грицкова. Поэты-фронтовики: Методическая разработка. – Темников, 2021 - 20с. (1,4  л.)

Методическая разработка «Поэты-фронтовики» предназначена для преподавателей, учителей русского языка и литературы, библиотекарей и классных руководителей. В разработке приведен алгоритм внеклассного мероприятия. Рекомендована для проведения внеклассных мероприятий и классных часов о Великой Отечественной войне.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Методическая разработка «Поэты-фронтовики» составлена по традиционным технологиям.

          Данное мероприятие  разработано для проведения внеклассного занятия  по теме «Великая Отечественная война». Включает в себя цели проведения, содержание, алгоритм проведения.

          Проведенное по данной методической разработке внеклассное занятие способствует развитию навыка выразительного и аналитического чтения, эмоциональной, познавательной сфер,   расширению кругозора.

          Данная методическая разработка может быть использована для проведения внеклассного занятия о Великой Отечественной войне.

Цель:  рассказать о поэзии времен Великой Отечественной войны, познакомить с творчеством поэтов-фронтовиков.

          Задачи:

образовательные:  знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков; совершенствование навыков выразительного чтения стихотворений о войне.

развивающие: развитие эмоциональной, познавательной сфер, творческих способностей обучающихся.

воспитательные: воспитание патриотизма, уважительного отношения к истории Отечества; формирование высоконравственной гражданской позиции.

  .       Форма проведения: поэтический вечер

         Участники: студенты I  курсов

          Оформление и оборудование: презентация, компьютер, проектор.

Организация проведения внеклассного занятия.

Преподаватель  рекомендует обучающимся литературу для домашнего чтения, предлагает познакомиться с творчеством одного из поэтов, выучить наизусть стихотворение; обучающиеся готовят презентацию.

Ход мероприятия

Эпиграф (на экране):

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Ведущий 1. Прошло 76 лет  с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но в памяти людей навечно останутся события военной поры.

Ведущий 2. Священная российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги на Курской дуге, под Москвой и в Ленинграде, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия – это «голос героической души русского народа». Поэзия была самым  популярным жанром военных лет.

Ведущий 1. Война – страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг.      Война захлестнула их в свой беспощадный огненный вихрь, не оставив шанса выжить. Их искренняя и честная лирика протянулась сквозь годы светлой грустью воспоминаний о трепетном юношестве, о больших надеждах и оборвавшихся на полуслове мечтах... Их жизни и судьбы навсегда останутся на страницах книг, их подвиги будут вечно жить в сердцах многих поколений. Накануне  Победы рассказываем о поэтах, чьи имена увековечены в словах и рифмах.

Чтец 1.
Константин Симонов

"Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины"

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

Ведущий 2. Эти слова написаны  Константином Михайловичем Симоновым. Русский советский прозаик, поэт, драматург и киносценарист. Военный корреспондент. Общественный деятель, журналист, Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и шести Сталинских премий. Участни Великой Отечественной войны. Полковник Советской Армии. Заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР.

Константин Симонов начинает свою службу в качестве военного корреспондента в 1939 году на Халхин-Го, чтобы освещать события военного конфликта с Японией. С 1941года продолжает службу в качестве военного корреспондента. Симонов прошел войну от начала и до конца, по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. За годы службы Симонов был награжден медалями и орденами: «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы», «Красного Знамени», «Отечественной Войны». За годы службы Симонов видел столько ужасов войны, что порой ему необходимо было с кем-то делиться накопившимися впечатлениями, чтобы снять с себя весь накопленный груз. Так война стала главной темой творчества писателя. Настоящая слава к Симонову пришла после публикации стихотворения «Жди меня» в 1941 году.

Чтец 2.

Константин Симонов

"Жди меня"

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий 1. Сергей Сергеевич Орлов  - поэт-фронтовик, творчество которого было связано с Великой Отечественной войной. Воевал на Волховском и Ленинградском фронтах командиром тяжёлого танка "КВ", дважды горел в подбитом танке, чудом остался жив, скрывая в последствии ожоги на лице бородой.
Самое известное стихотворение С. Орлова - "Его зарыли в шар земной..."

Чтец 3.
Сергей Орлов

"Его зарыли в шар земной"

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

Ведущий 2. Кто не знает Василия Теркина?

Ведущий 1. Василия Теркина знают ВСЕ.

Ведущий 2. Автор поэмы  «Василий Теркин» - Александр Трифонович Твардовский. Советский писатель, поэт, прозаик, журналист и специальный корреспондент. Именно она прославила писателя и принесла ему народную любовь. В годы Великой Отечественной войны Александр Трифанович работал военным корреспондентом. За время службы Твардовский не бросил любимое увлечение литературой, а создал ряд стихов «Фронтовые хроники» и произведений. Еще в 16 лет Твардовский начал писать маленькие заметки. А в годы войны он продолжил свое творчество. За годы службы он  был награждён орденом "Отечественной войны». После войны Твардовский продолжил активно писать и докончил поэму «Дом у дороги», где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны. Помимо поэзии Александр Трифонович писал прозу, автобиографические произведения, поэтические сочинения. Основной темой творчества писателя была Великая Отечественная война.

Чтец 4.

Александр Твардовский

«Немые»

Я слышу это не впервые,
В краю, потоптанном войной,
Привычно молвится: немые,—
И клички нету им иной.

Старуха бродит нелюдимо
У обгорелых черных стен.
— Немые дом сожгли, родимый,
Немые дочь угнали в плен.

Соседи мать в саду обмыли,
У гроба сбилися в кружок.
— Не плачь, сынок, а то немые
Придут опять. Молчи, сынок…

Голодный люд на пепелище
Варит немолотую рожь.
И ни угла к зиме, ни пищи…
— Немые, дед?— Немые, кто ж!

Немые, темные, чужие,
В пределы чуждой им земли
Они учить людей России
Глаголям виселиц пришли.

Пришли и ног не утирали.
Входя в любой, на выбор, дом.
В дому, не спрашивая, брали,
Платили пулей и кнутом.

Немые. В том коротком слове
Живей, чем в сотнях слов иных,
И гнев, и суд, что всех суровей,
И счет великих мук людских.

Ведущий 1. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на свои плечи всю тяжесть войны. Они умели не только ждать, но и стояли за станком, растили детей, воевали. Говорят, у войны не женское лицо, но женщины шли на фронт – помогали раненым, подносили снаряды, воевали снайперами, лётчицами, зенитчицами, ходили в разведку. В этих рядах оказалась и Юлия Друнина, которая совсем девчонкой, вопреки воле родителей, ушла на фронт.

Ведущий 2.

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Эти строки написаны Друниной Юлией Владимировной. В начале Великой Отечественной войны, в возрасте 17 лет, Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину Красного Креста. Работала санитаркой в глазном госпитале. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском, затем служила в 1038-й самоходном артиллерийском полку 3-го Прибалтийского фронта, воевала в Псковской области, в Прибалтике. В одном из боёв Друнина была контужена и ее признали негодной к военной службе. Девушка вернулась в Москву. Вообще за годы службы на фронте Юлия была два раза ранена и каждый раз поправившись, возвращалась на фронт. Закончила войну Друнина в звании старшины медицинской службы. В послужном списке Юлии Друниной имеются награды: "За отвагу" и "Красной звезды". Война оставила неизгладимый след в душе Юлии Друниной. Военную тему девушка выразила в многочисленных стихах о войне.

Чтец 5.

Юлия Друнина

«Запас прочности»

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!— Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

Чтец 6.

Юлия Друнина

«Сверстницам»

Где ж вы, одноклассницы-девчонки?
Через годы всё гляжу вам вслед —
Стираные старые юбчонки
Треплет ветер предвоенных лет.
Кофточки, блестящие от глажки,
Тапочки, чинённые сто раз…
С полным основанием стиляжки
Посчитали б чучелами нас!
Было трудно. Всякое бывало.
Но остались мы освещены
Заревом отцовских идеалов,
Духу Революции верны.
Потому, когда, гремя в набаты,
Вдруг война к нам в детство ворвалась,
Так летели вы в военкоматы,
Тапочки, чинённые сто раз!
Помнишь Люську, Люську-заводилу:
Нос — картошкой, а ресницы — лён?
Нашу Люську в братскую могилу
Проводил стрелковый батальон…
А Наташа? Робкая походка,
Первая тихоня из тихонь —
Бросилась к подбитой самоходке,
Бросилась к товарищам в огонь…
Не звенят солдатские медали,
Много лет, не просыпаясь, спят
Те, кто Волгограда не отдали,
Хоть тогда он звался Сталинград.
Вы поймите, стильные девчонки,
Я не пожалею никогда,
Что носила старые юбчонки,
Что мужала в горькие года!

Ведущий 1. Муса Мустафиевич Джалиль. Поэт ушёл на войну в самом её начале. Он был тяжело ранен и взят в плен в 1942 году, когда воевал на Волховском фронте. В концлагере поэт активно вёл подпольную работу, за что был жестоко наказан и отправлен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме поэт написал цикл стихотворений, которые обрели славу далеко за пределами Родины. В 1944 году палачи тюрьмы Моабит казнили узников, в числе которых был и Муса Джалиль. Поэту посмертно присвоено звание героя Советского Союза.

Чтец 7.

«С земли встает туман голубоватый»

С земли встает туман голубоватый.
Грохочут танки, вытянувшись в ряд.
Как соколы отважные, крылаты
Над крышей флаги красные парят.
Старушка обняла бойца за шею,
От радости заплакала она,
И, улыбаясь, свежие трофеи
Подсчитывает строгий старшина.

Как тень судьбы Германии фашистской.
На всех путях, куда ни кинешь взгляд.
На глине развороченной и склизкой
Чернеют трупы вражеских солдат.

Покидая город в тихий час,
Долго я глядел в твои глаза.
Помню, как из этих черных глаз
Покатилась светлая слеза.

И любви и ненависти в ней
Был неиссякаемый родник.
Но к щеке зардевшейся твоей
Я губами жаркими приник.

Я приник к святому роднику,
Чтобы грусть слезы твоей испить
И за все жестокому врагу
Полной мерой гнева отомстить.

И отныне светлая слеза
Стала для врага страшнее гроз.
Чтобы никогда твои глаза
Больше не туманились от слез.

Ведущий 2. Окуджава Булат Шалвович  — советский и российский поэт, бард, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1960-е—1980-е годы.  Участник Великой Отечественной войны. С началом Великой Отечественной войны  Булат Окуджава работал токарем на оборонном заводе в Тбилиси. В 1942 году, после окончания девятого класса, ушел добровольцем на фронт. Служил на Северо - Кавказском фронте минометчиком, затем радистом. В том же году был ранен под Моздоком. С января 1943 года служил в Батуми и позже радистом Закавказского фронта, прикрывавшего границу с Турцией и Ираном. Демобилизовался в марте 1944 года, по состоянию здоровья. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил свою первую песню "Нам в холодных теплушках не спалось…", текст которой не сохранился.

Известные произведения о Великой Отечественной войне Булата Окуджавы: "А мы с тобой, брат, из пехоты..."; "До свидания, мальчики…"; "Не вели, старшина, чтоб была тишина..."; "Здесь птицы не поют…".

Булат Окуджава, как и остальные писатели - фронтовики являлся ярким символом своего времени.

Чтец 8.

Булат Окуджава

«До свидания, мальчики»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 1. Алексей Александрович Сурков. Поэт, общественный деятель, журналист, подполковник, Герой Социалистического Труда. Так же, как и Симонов, в грозное лихолетье прошёл военными дорогами, ощутил на себе все тяжести войны. В 1939–1945 году в качестве военного корреспондента участвовал в освободительных походах в Белоруссию, войне с белофиннами, затем - в Великой Отечественной войне.

Однажды, находясь на Западном фронте, поэт Алексей Сурков написал своей жене письмо в стихотворной форме. Этот текст стал известен бойцам, а в 1942 году композитор Константин Листов написал мелодию к этим стихам. Так родилась задушевная песня «В землянке», которая прошла через судьбу каждого солдата и была по-особенному любима.

Чтец 9.

Алексей Сурков

«Утро Победы»

Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина… Тишина… Не во сне — наяву.
И сказал пехотинец: — Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые —
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.

Ведущий 2. Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и высшие взлёты поэтического творчества. Казалось бы, задача людей в военную страшную пору – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи и поэмы. НО именно в это тяжёлое время поэзии придавали большое значение.

Ведущий 1. Голоса поэтов-фронтовиков звучали набатным колоколом, мобилизуя народ на борьбу, стихи их помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими варварами. Художественное слово согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе!

Ведущий 2. Поэзия фронтового поколения стала своеобразным лирическим дневником, исповедью солдатского сердца.

Ведущий 1. Чтобы стать достойными наследниками Великой Победы, достойной сменой поколению-победителю, нужно любить свое Отечество, чтить его историю, быть готовым защитить то, что досталось дорогой ценой, помнить о подвиге народа, сберечь эту память - сберечь по призыву сердца, совести и долга.

Ведущий 2.

Люди! Пока сердца стучатся, –

Помните! Какой ценой

Завоевано счастье, –

Пожалуйста, помните!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Была война…:Четыре главы из книги, написанной поэтами послевоенных лет/ Сост. и авт. Послесловия В. Акаткин, Л. Таганов; Предисл. Ал. Михайлова; Худож. Б. Чупрыгин. – 2-е изд.- М.: - Дет. лит., 2017.

2. Джалиль М. Костер над обрывом: Стихи. Письма. М.: Худ. слово, 2018.

3. Пою мое отечество: Сборник стихотворений русских советских поэтов/Сост. и предисл. А. Туркова; Оформл. А. Зайцева.- Изд. 2-е, доп. – М.: Дет. лит., 2017

4. Я землю эту люблю…: Из поэт. антологии Сов.России: Для ст. шк. Возраста/Сост., авт. Крат. Биогр. Сведений А.В. Ведрашко; Авт. Послесл. В.И. Фирсов; Худож. С.В. Соколов.- М.: Просвещение, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная «Поэтам-фронтовикам посвящается»

Материал содержит подробный  конспект воспитательного мероприятия, презентацию, видеоролик и музыкальные файлы. Знакомит с биографией и поэзией поэтов, погибших во время Великой Отечественной вой...

"Жизнь и творчество белгородских поэтов-фронтовиков"

Цели и задачи:Обучающие:познакомить учащихся с творчеством белгородских поэтов в годы Великой Отечественной войны;познакомить учащихся с биографическими данными ряда поэтов-белгородцев.Развивающ...

Поэты-фронтовики города Омска

Поэты-фронтовики.Работу выполнил Губаренко Михаил, ученик 8 б класса БОУ города Омска "СОШ № 107"...

Урок внеклассного чтения - Поэты - фронтовики.

К 70-ю Великой Отечественной войны....

Литературный вечер «Не в силах годы в нас разминировать сердца… », посвященный поэтам-фронтовикам Белгородчины и 70-летию Победы

Данный материал явился результатом исследовательской работы студентов по теме: "Великая Отечественная война в лирике и мемуарах поэтов-фронтовиков Белгородчины". В литературном вчере прозвучали стихи ...

Поэты-фронтовики

2015 год в России объявлен  Годом литературы. Наш литературный вечер посвящен к 70- летию победы. Посвящен тем, кто не вернулся с войны оставив на земле яркий след- свои стихи. Муса  Дж...

Презентация "Поэзия военных лет" Поэты-фронтовики г. Иваново

В презентации использованы фотографии и стихи поэтов - фронтовиков г. Иваново: Н. Майорова, М. Дудина, В. Жукова, А.Лебедева, В. Догадаева. Для урока внеклассного чтения в коррекционной школе VIII вид...