Урок литературы в 9 классе на тему "Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Варанкина Ирина Владимировна

Цели урока:            Образовательные:

                                       а) познакомить учащихся с творчеством М.В. Ломоносова

                                       Развивающие:

                                       а) определить основные идеи и темы творчества М.В. Ломоносова

                                       б) выявить языковые и стилистические особенности творчества Ломоносова (на основе од)

                                       Воспитательные:

                                       а) развитие языкового эстетического идеала учащихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация400.73 КБ
Файл Конспект20.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жанр оды в творчестве М.В.Ломоносова .

Слайд 2

Идея государства, служения ему лежит в основе всего творчества М.В. Ломоносова. Тема могущества и величия России, патриотический пафос «пользы общества» сочетались в поэзии Ломоносова с прославлением Петра I как просвещённого государя. А жанром, который Ломоносов избрал для прославления богатства и могущества России, стала торжественная ода. Ода - жанр лирической поэзии, стихотворение торжественного характера в честь какого-то лица или события.

Слайд 3

Этот жанр возник в античности и сначала представлял собой песнь с широким лирическим содержанием. В русской поэзии ода осознавалась как жанр гражданской лирики с обязательным «высоким» содержанием и «возвышенным» стилем. В своём творчестве Ломоносов чаще всего использовал две разновидности оды – духовную и похвальную .

Слайд 4

Ода Похвальная Создавалась на торжественные случаи придворной жизни. Темы: прославление наук, просвещения, мира, монархов как хранителей наук и мира. Нередко используются библейские, исторические ассоциации. Основной тон - восторженный. Духовная (философская) Основные темы: несовершенство общества, одиночество человека. величие природы

Слайд 5

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». 1743г.

Слайд 6

Вывод Оды проникнуты высоким гражданским пафосом и главной их целью (как и всего творчества Ломоносова) было прославление богатства, мощи и величия просвещённой России.

Слайд 7

Домашнее задание 1. Выучить наизусть отрывок из оды (На день восшествия…) О вы, которых ожидает … В покое сладки и в труде 2. Сведения о Д.И.Фонвизине.



Предварительный просмотр:

Тема урока:            Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова

Цели урока:            Образовательные:

                                       а) познакомить учащихся с творчеством М.В. Ломоносова

                                       Развивающие:

                                       а) определить основные идеи и темы творчества М.В. Ломоносова

                                       б) выявить языковые и стилистические особенности творчества Ломоносова (на основе од)

                                       Воспитательные:

                                       а) развитие языкового эстетического идеала учащихся

1. Орг. момент

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с личностью М.В. Ломоносова, его реформаторской деятельностью. На сегодняшнем уроке мы обратимся к творчеству Ломоносова (конкретно к одам)

2. Лекция с элементами беседы

Прежде чем определить основные темы творчества М В. Ломоносова, нам необходимо понять, в чём он видел назначение поэта и поэзии.

Поэт, в представлении Ломоносова, не может ограничиться воспеванием одних лишь движений человеческого сердца, его должны волновать и одушевлять события, имеющие важное значение для всего государства, всей страны.

Идея государства, служения ему лежит в основе всего творчества М.В. Ломоносова. Тема могущества и величия России, патриотический пафос «пользы общества» сочетались в поэзии Ломоносова с прославлением Петра I как просвещённого государя. А жанром, который Ломоносов избрал для прославления богатства и могущества России, стала торжественная ода.

Ода - /жанр лирической поэзии /, стихотворение торжественного характера в честь какого-то лица или события.

Этот жанр возник в античности и сначала представлял собой песнь с широким лирическим содержанием. В русской поэзии ода осознавалась как жанр гражданской лирики с обязательным «высоким» содержанием и  «возвышенным» стилем. В своём творчестве Ломоносов чаще всего использовал две разновидности оды – духовную и похвальную.

Попробуем составить небольшую схему. Но для начала давайте подумаем  - что могло бы входить в содержание этих од, о чём они? (ода духовная? ода похвальная?)

Ода

              Похвальная                                                            Духовная

Создавалась на торжественные случаи                              (философская)

придворной жизни. Темы: прославление                  Основные темы:

наук, просвещения, мира, монархов как                    1) несовершенство

хранителей наук и мира. Нередко                               общества, одиночество

используются библейские, исторические                  человека.

ассоциации. Основной тон – восторженный.            2) величие природы

                                                   

3. Анализ од

Рассмотрим оду Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

(Выразительное чтение учителем оды)

К какой разновидности оды относится данная? Докажите.

(Философская ода, так как в ней даны размышления автора)

О чем размышляет автор?

(О величии природы, ее непостижимости, неразгаданности, мощи и человеке – «песчинке» в этом непознанном мире)

Но! Человек стремится проникнуть в тайны природы, то есть он не бессильный созерцатель, подавленный и сникший. Человек – разумное, мыслящее существо. Он восхищается величием Творца и его мощью, но не оставляет попыток проникнуть в суть явлений.

Беседа.

Разбор по строфам.

1-я строфа – рисуется величественная картина природы (приводят примеры)

Посмотрите, какой прекрасный метафорический образ рисует автор

Открылась бездна, звезд полна…

О чем говорит автор в этой строчке?

(о ночном небе)

На фоне этой мрачной торжественной картины природы рисуется человек? С чем сравнивает автор человека?

(С песчинкой, с малой искрой, с пером)

Каким необыкновенным природным явлением восхищается автор?

(северным сиянием)

К кому за объяснением этого природного явления обращается автор?

(к ученым, мудрецам)

С одной стороны, автор восхищается природным явлением как чудом, с другой – пытается понять его и объяснить.

Какие художественно-выразительные средства использует автор в оде и для чего?

(Автор использует множество риторических вопросов, восклицаний, особую “высокую” лексику для создания особого эмоционального настроя, для создания важности и глубины затронутой темы)

Теперь обратимся к оде «На день восшествия на всероссийский престол ея величества императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”

(выразительное чтение учениками)

День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.

Можно ли считать эту оду по содержанию и по форме классицистической?  (этот  вопрос мы поставим во главу угла)

Отметим черты классицизма.

Сфера – государственная жизнь; герои – монархи (Елизавета, Петр); герои идеализированы; «высокое» содержание, «возвышенный» язык.

Что прославляется в оде? Мы можем это понять с первых строчек

Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина…

«Тишина» – то есть мирное состояние государства как лучшее время для развития наук и искусств. И Елизавета – хранительница этой тишины.

Елизавета, Петр, Екатерина – рисуются идеализированно как монархи-просветители, покровительствующие наукам, образованию. Ломоносов рисует образ идеального государя, показывает, каким он должен быть, дает «урок царям».

Через прославление Елизаветы как хранительницы просвещения и наук прославляются сами науки. К кому обращается (и с какой целью) автор в отрывке?

О вы, которых ожидает…

(Автор обращается к сынам России с призывом доказать, что они не хуже чужеземных мастеров, учёных и могут служить развитию и процветанию своей страны)

4.  Итоги урока

Мы, проанализировав оды Ломоносова, видим, что они проникнуты высоким гражданским пафосом и главной их целью (как и всего творчества Ломоносова) было прославление богатства, мощи и величия просвещённой России.

5.  Домашнее задание

1. Выучить наизусть отрывок из оды (На день восшествия…)

О вы, которых ожидает…

2. Перечитать гл. «Медное» «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя....

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством"...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

План-конспект тематического урока в 5 классе «300 лет со дня рождения М. В. Ломоносова»

Классный час для учащихся 5 класса на тему "300 лет с дня рождения М. Ломоносова".Технологии: ИКТ, игровые технологии.Оснащение:-мультимедиа-раздаточный материал- классная доскаК плану прилагается пре...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания)...