Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
план-конспект урока по литературе (6, 7 класс)
Технология проблемного обучения использовалась на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы "Правописание приставок ПРЕ-ПРИ" и на уроке литературы в 7 классе при изучении темы "Проблематика и основные мотивы в "Песне про царя Ивана Васильевича...". Представлены 2 технологические карты по русскому языку и конспект урока по литературе. К каждому уроку разработана презентация. Имеется обоснование актуальности технологии проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavki_pri-pre._6_klass._tehnologicheskaya_karta._urok_no1.doc | 103.5 КБ |
pristavki_pri-pre._6_klass._tehnologicheskaya_karta._urok_no4.doc | 99.5 КБ |
pristavki_pre-pri._urok_no1.pptx | 85.32 КБ |
pristavki_pre-pri._urok_no4.pptx | 83.24 КБ |
marshrutnyy_list.docx | 13.29 КБ |
kontrol-test._urok_no4.docx | 13.81 КБ |
urok_20.docx | 46.13 КБ |
obosnovanie_ispolzovaniya_obrazov.tehnologiy.docx | 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока. Русский язык. 6 класс
Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-» (урок №1)
Цели урока:
- познакомить с условиями выбора букв Е и И в приставках пре- и при-;
- развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность;
- воспитывать уважение к родному языку.
Планируемые результаты:
- знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-;
- владение навыками морфемного разбора слов;
- умение объяснять языковые явления.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, к проявлению креативных способностей;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу.
Познавательные:
- структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.
Регулятивные:
- осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
- принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные:
- организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией;
- обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.
Тип урока: «Открытие» нового знания
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.
- учебник,
- раздаточный материал (маршрутный лист),
- презентация
Образовательные технологии: проблемное обучение, элементы здоровьесберегательной технологии, исследовательская деятельность.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный (3 мин.) Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха. | Проверяет готовность класса к уроку, создает положительный эмоциональный настрой на восприятие новых знаний. - Здравствуйте, дети! Садитесь. Скажите, вы все сегодня поздоровались друг с другом? А улыбнулись при этом? Давайте поздороваемся друг с другом и улыбнемся! | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются | Коммуникативные: - умение слушать Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). Регулятивные: -научатся контролировать организацию своего рабочего места. |
2. Словарная работа (6 мин.) Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности. | - Проверим, как вы усвоили орфограмму, изученную на прошлом уроке. Запишем словосочетания и обозначим в них орфограмму. Один ученик будет записывать на доске, остальные – в тетради: Диктует словосочетания с орфограммой «Буквы И-Ы после приставок»: разыграть партию в шахматы, предыдущая страница, сверхискусная работа, безымянный палец, подытожить результат, сыграть в футбол, межигровой момент. Организует взаимопроверку, помогает исправить ошибки | Записывают словосочетания, выделяют орфограмму Взаимопроверка | Познавательные: - обобщение наблюдений Коммуникативные: умение строить связное высказывание. |
3. Актуализация знаний (5 мин.) Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к осознанию нового способа действия. | Организует повторение: - Прежде, чем мы перейдем к новой теме, вспомним, правописание каких приставок мы уже изучили? - Расскажите об условиях их выбора. Готовит к восприятию нового материала: - Сегодня утром я получила странное письмо и не смогла его прочитать. Ребята, помогите мне это сделать. (Слайд №1) Пр…бываем в Болтутино завтра на автобусе, пр…ходящем ровно в 11.00 на пр…школьную площадь. Если не возникнут непредвиденные обстоятельства, в 11.10 будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе. С пламенным пр…ветом, пр…ставки Пре- и При- - Попробуем прочитать его. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Что для этого необходимо знать? (В какой части слова они пропущены и условия выбора). Знаем ли мы условия выбора этих приставок? (Нет). - Как вы думаете, как будет звучать наша тема урока? (Приставки пре- и при-) Запишем ее (Слайд №2) - А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ? | Отвечают на вопросы, рассказывают об условиях выбора букв -з, -с на конце приставок. Формулируют тему и цель урока. | Познавательные:
- структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить высказывание
-анализ объектов с целью выделения признаков; -умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез); -обобщение наблюдений; Регулятивные: -оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению -целеполагание Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; -умение полно и точно выражать свои мысли; -умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства. |
4. Изучение нового материала (12 мин.) Цель этапа: знакомство с условиями выбора приставок пре-, при-. | Организует самостоятельную работу обучающихся в парах. Поработаем в парах. - У вас на партах лежат маршрутные листы. В течение 8-10 мин. вы идёте по ним. В случае затруднения просите помощи учителя. Маршрутный лист: 1. Обратитесь к учебнику(стр. 111-112), проанализируйте таблицу, изучите правило. Оформите пункты 2-4 таблицей 2. Найдите значения приставки при-, запишите, приведите примеры. 3. Найдите значение приставки пре-, запишите, приведите примеры. 4.Возьмите на заметку! (Стр. 116), выпишите слова, в которых приставки пре-/при- не выделяются. Что нового узнали из учебного материала? А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни? | Работают самостоятельно в парах по маршрутным листам Работают с информацией, представленной в форме текста. Передают знания друг другу. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его. | Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации; -смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации; -умение применять информацию для решения практических задач. -структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить устное высказывание. Регулятивные: -планирование своей деятельности; -волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей; -коррекция; -контроль. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнёра; - умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: -ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в парах). |
5. Физкультминутка (2 мин.) Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения. | После физкультминутки настраивает на следующий этап урока. | Физкультминутка «Приставочки». (Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова) А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять. А теперь: присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получается!» Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию. | Регулятивные: -саморегуляция; Коммуникативные: - управление поведением партнёра Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе). |
6.Применения знаний и умений в новой ситуации (12 мин.) Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение способов действий, вызвавших затруднения. | Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке. 1) -Расскажите об условиях выбора приставок пре- и при-. 2) -Давайте проверим, правильно ли вы заполнили таблицу в маршрутном листе? (Слайд №3) Оцените свою работу 3)- Теперь мы можем прочесть присланное нам письмо. Вставьте пропущенные буквы, объясните (Слайд №4, 5). 4) Буквенный диктант Ответ: И, Е, И, И, И, И, Е, И, Е, И (Слайд №6) Проверка со слайда 5) Работа с учебником (Упр. 202 –устно) 6) Мини-контроль: Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок, запишите исправленные слова Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте | Строят монологическое высказывание по теме. С помощью интерактивной доски проверяют заполнение таблицы. Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном. Оценивают свою работу. Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-. Пишут буквенный диктант. Сверяются с ответом. Работают группой и индивидуально (упр. 202) Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. | Познавательные:
- умение применять информацию для решения практических задач; - умение адекватно, осознанно строить устное высказывание; - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; - умение строить доказательства; - рефлексия способов и условий действия
- анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация; - умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез) Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона - коррекция; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий. Коммуникативные: - сотрудничество в поиске информации; - умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: - самоопределение; - развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха. |
7. Домашнее задание (3 мин.) | Даёт комментарий к выполнению задания. | Записывают домашнее задание: Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. Для всех: § 31; На выбор: 1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой. 2.Написать заметку «Делаем цветник» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные. 3. Упр. 203 (Слайд 8) | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий Регулятивные: - прогнозирование; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самооценка на основе успешности |
8. Рефлексивно-оценочный (2 мин.) Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию. Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Я попрошу вас поделиться своими впечатлениями. А для этого прошу продолжить фразу: «Сегодня на уроке…» Осталось поставить оценки. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - оценка процесса и результата деятельности. Личностные: - самооценка на основе успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока. Русский язык. 6 класс
Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-» (урок №4)
Цели урока:
- закрепить умение правильно писать слова с приставками пре- и при-;
- развивать навыки морфемного разбора слов, самостоятельной работы;
- воспитывать уважение к родному языку.
Планируемые результаты:
- умение правильно писать слова с приставками пре- и при-;
- владение навыками морфемного разбора слов;
- умение объяснять языковые явления;
- развитие мотивации к аналитической деятельности.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, к проявлению креативных способностей;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу.
Познавательные:
- объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.
Регулятивные:
- осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
- принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные:
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.
Тип урока: комбинированный
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.
- учебник,
- раздаточный материал (карточки контроля)
Образовательные технологии: проблемное обучение, элементы здоровьесберегательной технологии, исследовательская деятельность.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный (3 мин.) Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха. | Проверяет готовность класса к уроку, создает положительный эмоциональный настрой на восприятие новых знаний. - Здравствуйте, дети! Садитесь. Посмотрите в окно. Какой чудесный день! Порхает первый снег. Все скоро станет белоснежным, красивым, чистым. | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. | Коммуникативные: - умение слушать Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). Регулятивные: -научатся контролировать организацию своего рабочего места. |
2. Словарная работа (7 мин.) Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности. | - Повторим корни с чередованием. Наша задача – среди этих корней выделить корни с проверяемой гласной. И указать эти слова. Один ученик будет записывать на доске, остальные – в тетради: Диктует слова с орфограммой «Корни с чередованием»: Косой (дождь), коснуться, растение, касаться, косички, излагать, росинка, загорать, заря, росток, роскошный, косить, изложение, лазейка, ложный. Организует взаимопроверку, помогает исправить ошибки | Записывают слова, выделяют орфограмму, определяют слова с чередованием и с проверяемой гласной в корне. Взаимопроверка | Познавательные: - обобщение наблюдений Коммуникативные: умение строить связное высказывание. |
3. Проверка домашнего задания (3 мин.) Цель: Проверить уровень усвоения теоретического материала (правописание приставок пре-, при-), проверить навыки практического применения | Проверка домашнего задания Упр. 214. Организует взаимопроверку (обмен тетрадями в классе) | Проверяют тетради друг друга | Познавательные: -понимают и принимают познавательную задачу. Коммуникативные: - умение осуществлять коррекцию работы. |
4. Актуализация знаний (5 мин.) Цель этапа: подготовка обучающихся к закреплению материала. | Организует повторение: - Вспомним правописание приставок пре- и при-. Расскажите о значении приставок, приведите примеры. Готовит к закреплению материала. Помогает сформулировать цели урока | Отвечают на вопросы, приводят свои примеры Формулируют цели урока . | Познавательные:
- структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить высказывание
-умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез); -обобщение наблюдений; Регулятивные: -оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено; -целеполагание. Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; -умение полно и точно выражать свои мысли; -умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства. |
5. Закрепление материала (9 мин.) Цель этапа: закрепить пройденный материал. | Организует самостоятельную работу обучающихся в парах. 1. Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ- и запишите. 1)Расположенный у вокзала. (Привокзальный). 2)Очень хороший. (Прехороший). 3)Участок около усадьбы. (Приусадебный). 4)Очень старательный. (Прилежный). 5)Спуститься с неба на землю. (Приземлиться). 6)Очень длинный. (Предлинный). 7)Слегка открыть дверь. (Приоткрыть). 8)Сощурить на солнце глаза. (Прищуриться). 9) Соединить с помощью клея. (Приклеить). 10)Расположенный у моря. (Приморский). (слайд 1) Проверьте себя (слайд 2) 2. Запишите слова. Но написание их проверьте по орфографическому словарю Пр…ятный, пр…думать, пр…ключение, пр…обрести, пр…рода, пр…пятствие, пр…зирать. (слайд 3). | Работают самостоятельно в парах по маршрутным листам Работают с информацией, представленной в форме текста. Передают знания друг другу. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его. | Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации; -смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации; -умение применять информацию для решения практических задач. -структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить устное высказывание. Регулятивные: -планирование своей деятельности; -волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей; -коррекция; -контроль. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнёра; - умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: -ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в парах). |
6. Физкультминутка (2 мин.) Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения. | После физкультминутки настраивает на следующий этап урока. | Физкультминутка Отдых наш - физкультминутка, Словно мой упругий мяч. Ребята выполняют действия по физкультминутке | Регулятивные: -саморегуляция; Коммуникативные: - управление поведением партнёра Личностные: -ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе). |
7.Контроль знаний (8 мин.) Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение на практике. | Организует деятельность по закреплению и применению полученных знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке. Контроль: Тест 1. В каком слове нужно писать И? А) пр…небрегать Б) пр…задуматься, В) пр…зидент Г) пр…следовать 2. В каком слове нужно писать Е? А) пр…вилегия Б) пр…украсить В) пр…зрение Г) непр…хотливый 3. Найдите неправильный ответ: А) прибить – присоединение Б) прилететь – приближение В) пригнуть – неполное действие Г) причалить – присоединение 4. Какое слово не имеет значение неполного действия: А) приумолк Б) пристегнул В) привстал Г) пригорел 5. Какое слово имеет значение приближения? А) приколотил Б) принагнул В) приманивал Г) приплёлся 6. В каком слове допущена ошибка? А) превередливый Б) приозерный В) пригоршня Г) признательный | Осуществляют самопроверку Выполняют тест | Познавательные:
- умение применять информацию для решения практических задач; - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;
- анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация; Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона - коррекция. Личностные: - самоопределение; -развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля. |
8. Домашнее задание (3 мин.) | Даёт комментарий к выполнению задания. Подготовка к контрольной работе. Повторить § 36-40 (слайд 4) | Записывают домашнее задание, осознают, что необходимо повторить. | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий Регулятивные: - прогнозирование; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самооценка на основе успешности |
8. Рефлексия (5 мин.) Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | А закончить наш урок хотелось бы стихотворением: Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова, Выучи русский язык! (слайд 5) Зачем нам нужно учить русский язык? (обсуждение) | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, отвечают на вопросы | Регулятивные: - оценка процесса и результата деятельности. Личностные: - самооценка на основе успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ-
ПРИ- ПРЕ- Приставки не выделяются Присоединение = очень Привет пришить презабавный Пример Приближение = пере- Природа прибежать прервать Предмет Неполное действие Премьера приоткрыть Препятствие
Пр …бываем в Болтутино завтра на автобусе, пр …ходящем ровно в 11.00 на пр …школьную площадь. Если не возникнут непредвиденные обстоятельства, в 11.10 будем в вашей школе и сможем пр …ступить к работе . С пламенным пр … ветом , пр …ставки Пре- и При-
Прибываем в Болтутино завтра на автобусе, пр и ходящем ровно в 11.00 на пр и школьную площадь. Если не возникнут непредвиденные обстоятельства, в 11.10 будем в вашей школе и сможем пр и ступить к работе . С пламенным пр и ветом , пр и ставки Пре- и При-
Буквенный диктант И, Е, И, И, И, И, Е, И, Е, И
Прекатился клубок, преостановился . Пресмотрелся , пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь , только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался …
Домашнее задание Для всех: § 31; На выбор: 1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой. 2.Написать заметку «Делаем цветник» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные. 3. Упр. 203
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверьте себя: Привокзальный Прехороший Приусадебный Прилежный Приземлиться Предлинный Приоткрыть Прищуриться Приклеить Приморский
Запишите слова. Правописание проверьте по орфографическому словарю Пр … ятный , пр …думать, пр … ключение , пр …обрести, пр …рода, пр … пятствие , пр … зирать
Домашнее задание: Подготовка к контрольной работе. Повторить § 36-40
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова, Выучи русский язык!
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист:
1. Обратитесь к учебнику(стр. 111-112), проанализируйте таблицу, изучите правило.
Оформите пункты 2-4 таблицей
2. Найдите значения приставки при-, запишите, приведите примеры.
3. Найдите значение приставки пре-, запишите, приведите примеры.
4.Возьмите на заметку! (Стр. 116), выпишите слова, в которых приставки пре-/при- не выделяются.
Предварительный просмотр:
_____________________________ (ФИО, класс)
Тест
1. В каком слове нужно писать И?
А) пр…небрегать
Б) пр…задуматься,
В) пр…зидент
Г) пр…следовать
2. В каком слове нужно писать Е?
А) пр…вилегия
Б) пр…украсить
В) пр…зрение
Г) непр…хотливый
3. Найдите неправильный ответ:
А) прибить – присоединение
Б) прилететь – приближение
В) пригнуть – неполное действие
Г) причалить – присоединение
4. Какое слово не имеет значение неполного действия:
А) приумолк
Б) пристегнул
В) привстал
Г) пригорел
5. Какое слово имеет значение приближения?
А) приколотил
Б) принагнул
В) приманивал
Г) приплёлся
6. В каком слове допущена ошибка?
А) превередливый
Б) приозерный
В) пригоршня
Г) признательный
Предварительный просмотр:
Урок 20
Тема урока: «Проблематика и основные мотивы «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»
Предмет: Литература
Класс: 7
Планируемые результаты:
Предметные знания и умения: определять художественную идею «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; определять проблематику и основные мотивы произведения; сопоставлять произведения разных видов искусства с близким сюжетом.
Метапредметные УУД:
Познавательные- формулировать ответы на поставленные вопросы; участвовать в поиске ответа на вопрос.
Коммуникативные - владеть монологической и диалогической речью; уметь работать в составе группы.
Регулятивные - адекватно воспринимать информацию; решать учебную задачу.
Личностные – воспитание эмоциональной отзывчивости на события исторические и литературные.
Цели урока:
Образовательная: формирование понятий историческая эпоха, сюжет и проблематика произведения, мотивы.
Развивающая: формирование умения вести диалог с автором, учителем, товарищами; выделять ключевые эпизоды произведения.
Воспитательная: формирование нравственно-эстетических представлений о добре, чести, совести, долге…
Тип урока: урок объяснения новых знаний
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, картина В.М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный», опера Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (партия Ивана Грозного в исполнении Ф.И.Шаляпина), компьютерные презентации «Кто такие гусляры», «Иван Грозный».
Оформление доски: в центре портрет М.Ю.Лермонтова и строчки из стихотворения «Дума»
…Перед опасностью позорно малодушный
И перед властию – презренные рабы…
Вопрос: как вы думаете, о ком сказал эти слова поэт?
Ход урока:
1. Начало урока – создание мотивации.
Учитель
Прочитайте строчки из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Дума» и ответьте на вопрос, о ком так мог сказать поэт.
Ученики
Дают предположительный ответ: может быть, о каких-то людях?
Учитель
О каких именно?
Ученики не дают ответа
Учитель
Ответ будет найден позже. А сейчас следующий вопрос.
Как можно соотнести эти строки с темой нашего урока?
Какие ключевые слова можно выделить?
Запишите тему урока в тетрадь (учитель озвучивает эту тему).
Ученики
Эти люди позорно малодушны, они презренные рабы. Значит, ключевые слова можно определить так: опасность, власть, рабы.
2. Выдвижение проблемы.
Используемый прием «Линия несоприкосновения»
М.Ю.Лермонтов Создание «Песни….» Иван Грозный
1814-1841гг. 1837г. 1530-1584гг.
(Прожил 27 лет (Прожил 54 года)
убит на дуэли)
19 век 16 век
а) первый этап – постановка проблемы.
Почему М.Ю.Лермонтов обращается к эпохе Ивана Грозного, какие проблемы звучат в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашников»?
б) второй этап – выдвижение гипотез.
Ученики
- Надо определить название проблем
- Узнать, что такое проблематика
- Узнать, что такое мотивы
Учитель
Принимаю ваши гипотезы. Необходимо найти теоретические сведения.
в) третий этап – открытие новых знаний.
Использую прием «А-4», составляю схемы ключевых слов на листке формата А-4 (появляется следующая запись на экране)
Проблема – авторская трактовка темы: выявление и осмысление жизненных противоречий под определенным углом зрения. задача автора - художественно раскрыть тему, то есть творчески изучить жизненное явление с интересных автору сторон. Сделать это возможно, лишь поставив вопрос или несколько вопросов к рассматриваемому явлению. Вот этот- то вопрос, который задает автор, используя доступные ему образные средства, и есть проблема литературного произведения. Проблема - авторская трактовка темы: выявление и осмысление жизненных противоречий под определенным углом зрения. Проблемой называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных решений проблема отличается от задачи. Совокупность таких вопросов называется Проблематикой. Чем сложнее интересующее автора явление (то есть, чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы.
Ученики читают текст 1,5 минуты.
Работа с текстом, составление схемы и ключевых слов. Организуется работа в парах.
Проблема Проблематика
вопрос, не имеющий совокупность таких
однозначного решения вопросов
авторская трактовка темы
Почему много вопросов?
Ответ: чем сложнее явление, интересующее автора (тема), тем больше вопросов оно будет вызывать.
Далее ученики находят ключевые слова: жизненное явление, образные средства, жизненные противоречия.
Учитель
Вы получили теоретические знания по теме «Что такое проблема и проблематика». Следует выяснить, что такое мотивы.
Вопрос: какие у вас будут предположения?
Ученики
- Это, наверное, не основные темы
- Это второстепенные вопросы
- Это мотивы, которые помогают что-то выяснить
Учитель
Вы на верном пути. Но необходимы точные знания по теории.
На экран выводится текст.
Мотив – (от лат. moveo – двигаю) – это повторяющийся компонент литературного произведения, обладающий повышенной значимостью.
Мотив – ключевой термин при анализе композиции произведения.
Свойства мотива – его вычленяемость из целого и повторяемость в многообразии вариаций.
Например, библейские мотивы, фольклорные мотивы, романтические мотивы, мотив страха, дороги, смерти, тревожного предчувствия…
Б.В.Томашевский писал: «Тему необходимо разделить на части, чтобы эти части нанизать на повествовательный стержень. Эпизоды распадаются на ещё более мелкие части, которые уже нельзя дробить. Это и есть мотивы».
(При работе с этим текстом снова использую прием «А-4». Учащиеся читают текст 1 минуту. На обратной стороне этого листа составляют схему и подбирают ключевые слова)
Мотив Мотивы
повторяющийся компонент повторяющиеся компоненты
выделение части из целого
Ключевые слова: тема распадается на части, их нельзя дробить более.
Вопрос: какие бываю мотивы?
Романтические, фольклорные, страха, смерти, дороги…
г) четвертый этап – тренировочные упражнения по воспроизведению полученных новых знаний. Работа с текстом произведения, проверка домашнего задания.
Вопрос 1. стр. 221- УМК под редакцией Г.С. Меркина.
Почему М.Ю.Лермонтов назвал свою поэму песней?
Ответ ученика: По жанру произведение Лермонтова считается поэмой, но в названии он определил ее как «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Песня потому, что ее сложили гусляры. Начинается поэма со вступления, в котором упоминается слово «песня». Она сложена про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и смелого купца Калашникова. Обозначен жанр произведения, который взят из фольклора. пред каждой повествовательной частью есть припев: Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте - дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!
В конце 3 части произведения гусляры поют песенку во славу Степана Парамоновича.
Учитель
Можно ли определить, какой именно звучит мотив в «Песне» по работе ученика?
Ученики предполагают: сказочный, народный, фольклорный.
Учитель
Следует подобрать примеры художественных средств выразительности, чтобы определить точно.
Ученики работают с текстом произведения, находят постоянные эпитеты. Работают в группах малого состава по три человека. Время- 5 минут.
1 группа (работа с первой частью произведения): солнце красное, тучки синие, во златом венце, вино сладкое, золоченый ковш, удалой боец, буйный молодец, очи темные, широкая грудь, дума крепкая, очи зоркие, голубь сизокрылый, дума нечестивая, сырая земля, богатырские плечи, кушачок шелковый, красны девушки, очи слезные.
2 группа (работа с второй частью произведения): речи ласковые, заря туманная, дверь дубовая, скатерть белая, детки любезные, дума крепкая, иконы святые, листочек осиновый, красная красавица, красно солнышко, на белом свете, лиха беда, сердце молодецкое, братцы любезные, сизый орел.
3 группа (работа с третьей частью произведения): заря алая, кудри золотистые, снега рассыпчатые, плечи могучие, очи соколиные, бой богатырский, грудь молодецкая, буйная головушка, чистое поле, ветры буйные, люди добрые.
Учащиеся зачитывают примеры, обмениваются мнениями.
Вопрос: можно ли добавить эти сведения в предыдущую работу, чтобы они стали подтверждением жанра песни?
Ответ учеников: да, можно.
Вопрос 2. Подготовленный ученик показывает компьютерную презентацию «Кто такие гусляры».
Вопрос 3. Подготовленный ученик показывает компьютерную презентацию «Картина В.М. Васнецова «Царь Иван Грозный»».
Музыкальная пауза. Звучит партия Ивана Грозного из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка». Беседа после прослушивания и работа по картине В.М.Васнецова.
Учитель
Что связывает оперу и картину?
Ученик
Главный герой – Иван Грозный.
Слово учителя
Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» была написана в 1897 году под влиянием оперы Н.А.Римского – Корсакова «Псковитянка». Партию Ивана Грозного исполнял великий русский певец Ф.И.Шаляпин. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Учащиеся составляют на листке формата А-4 ключевые слова к образу Ивана Грозного, изображенного на картине В.М. Васнецова.
Ключевые слова: суровый, подозрительный, жестокий, решительный.
Прием «Задай вопрос».
Учитель
Ребята, вы прочитали художественное произведение. Все ли вам в нем понятно? Пожалуйста, задайте вопросы по тексту.
Ученики
1. Мне непонятно, почему царь приказал казнить Степана Парамоновича, ведь купец победил в бою? Значит, царь не сдержал своего слова?
Ученики обсуждают ответ. Например, Калашников убил любимого опричника царя. Царь разгневан, поэтому принимает решение казнить.
2. Почему смерть Калашникова названа «позорною, лютою»? Купец же защищал честь своей семьи.
Ученики обсуждают ответ. Ответа нет.
Учитель
Калашников вступился за честь своей семьи. Он имел право на выбор: остаться в живых, но при этом стал бы «презренным рабом». Или лишиться жизни, но защитить свою семью от позора. Можно сказать, что здесь звучит проблема долга и чести, независимости, личности и власти.
3. Почему Кирибеевич не признался царю, кто такая Алена Дмитриевна?
Ответ учеников :наверное, побоялся царя.
Учитель
Найдите ответ в тексте. Это в конце первой части.
Ученики читают
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви Божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому…
Учитель
Кто говорит эти слова?
Ученики
Наверное, автор.
Учитель
Начинают «песню» гусляры, а не автор. Значит, и эти слова принадлежат гуслярам.
4. Почему Киребеевич побледнел в лице, когда услышал ответ Степана Парамоновича?
Ученики обсуждают ответ. Степан Парамонович, выходя на кулачный бой, ответил Кирибеевичу так:
- К тебе вышел я теперь, басурманский сын,-
Вышел я на страшный бой, на последний бой!
- А родился я от честнова отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены…
Учитель
Подведем итог. Поступок Кирибеевича бесчестен. Решение Ивана Грозного казнить Степана Парамоновича нарушает христианский закон. Поступок Калашникова –это мужество, независимость, отвага.
д) пятый этап – возвращение к проблеме урока.
Учитель читает стихотворение Лермонтова «Дума», учащиеся выделяет ключевые слова.
Ключевые слова: наше поколение, гляжу печально, грядущее пусто, темно.
Можем ли мы теперь ответить на вопрос, почему Лермонтов обращается к эпохе Ивана Грозного?
Ученики отвечают
Да. Молодое поколение эпохи Лермонтова бездействует.
Учитель
У Лермонтова не было жизненного материала, не было таких героев, как Степан Парамонович, который не побоялся царя и защитил честь своей жены.
е) шестой этап – заключительный
Дать развернутый письменный ответ на вопрос, почему М.Ю.Лермонтов обратился к исторической эпохе 16 века? (ученики создают на уроке текст)
Рефлексия
Учащиеся обмениваются впечатлениями.
Проверка полученных знаний
Прием «Продолжи предложение»
Проблема – это ….
Проблематика – это …
Мотив – это …
Основные проблемы в произведении: …
Домашнее задание: вопросы 4-7 стр.221, выучить наизусть отрывок из «Песни...», составить цитатный план к образам Ивана Грозного, Кирибеевича, Калашникова
Предварительный просмотр:
Актуальность использования данной технологии заключается в личностно-деятельностном подходе к обучению: ученик становится субъектом обучения, поэтому развивается познавательная активность, на новый уровень выходит логическое мышление, совершенствуется письменная и устная речь. Так как ученик является субъектом обучения, то все этапы урока строятся на интересе ученика к изучаемому предмету.
Технология проблемного обучения делает урок уроком открытия знаний. Технология проблемного обучения применяется мной не на всех типах урока. Особенно удачны уроки добывания новых знаний на уроке объяснения нового материала или на уроке обобщения знаний. Используемые мною формы и методы технологии проблемного обучения помогают поддерживать устойчивость мотивов учения. Дети при этом не чувствуют усталости, потому что переключаются от простых мыслительных операции на более сложные. Возрастает темп урока.
Необычное начало урока способствует созданию психологического настроя на восприятие учебного материала. Формы тренировочно-творческих упражнений не повторяются из урока в урок. Каждая работа стала открытием для ученика. Широко использую прием семантизации (смысловое значение слова), учу видеть в тексте незнакомое слово, не проходить мимо, подбираем однокоренные слова, которые используются в разных стилях. Прием новизны используется при демонстрации учебных презентаций как мной (на уроках русского языка), так и обучающимися (на уроках литературы).
Постановка проблемной задачи решается мною двояко: либо формулирую я, либо формулируют ученики, но доказательства ищут ученики.
На уроках литературы использую обязательный этап урока: письменный развернутый ответ на вопрос. Это позволяет развивать речевые навыки на более высоком уровне.
Тематические физминутки (тематические стихотворения на изучаемую орфограмму) позволяют дать учащимся возможность отдохнуть и в то же время развивают память.
В конце каждого урока этап рефлексии показывает, на сколько интересен был урок, на каком уровне находятся полученные-усвоенные знания, намечается алгоритм дальнейшей работы.
Таким образом, технология проблемного обучения в моей деятельности является приоритетной, поскольку она реализуется на любой образовательной ступени и, по моему мнению, развивает не только ученика, но и учителя. В своей дальнейшей педагогической деятельности планирую более тщательно изучить проблемно-диалогическую технологию и создать свои методы и приемы для обучения.
Для выявления результатов моей работы использую диагностики:
№ 1 - «Способность ученика действовать в условиях проблемной ситуации»;
№2 - «Наблюдение за активностью и отвлекаемостью учащихся»;
№3 - «Отношение учащихся к учению»;
ранжирование «Эмоциональное отношение к учебе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
В условиях внедрения ФГОС неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но ...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.
Выступление на педагогическом совете....
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения....
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся.
В статье даётся не только общая информация по технологии проблемного обучения, но и представляется опыт работы по данной технологии на уроках русского языка и литературы, приводятся пример...