"Счастлив ли Мечтатель?"Урок по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Небольшая повесть и такое необычное название. Наверно, это не случайно. Литературовед Ю.Манн определил 7 слов названия как семь ключей к хранящейся за семью замками «художественной тайне» повести. С этих ключей мы и начнем свою работу над произведением Ф.М. Достоевского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по повести Достоевского "Белые ночи" | 59 КБ |
_materiayl_dost.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Обучающие: формировать навыки анализа текста
Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное, творческое, ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение.
Воспитывающие: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к слову; добросовестность, любознательность, умение видеть, слышать, ценить прекрасное в окружающем мире.
Оборудование:
- Картина Куинджи «Лунная ночь»;
- Рисунки М. Добужинского к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»;
- Портрет Ф.М. Достоевского
- Запись медленной инструментальной музыки;
- Магнитная доска (отпечатанные на листах высказывания о Ф.М. Достоевском, афоризмы писателя и т.п.)
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Ребята, здравствуйте, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Это поистине гениальный писатель. Достаточно лишь сказать, что его роман «Преступление и наказание» стоит самым первым в цикле 10 великих романов 20 века, подготовленном специалистами Оксфорда.
1848 год. Достоевскому 26 лет. Он казался себе уже глубоким стариком, все увидевшим и все пережившим: и смерть родных, и безответную, невысказанную даже любовь (к А.Я. Панаевой), и игру неизъяснимой судьбы, и бремя кратковременной славы гения (первая повесть Достоевского «Бедные люди» была очень благосклонно встречена критикой), уязвленность насмешками людей, и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты от непонимания. («Двойник» осмеян, «Хозяйка» поругана), а впереди – ничего и зачем писать, и жить для чего? Хорошо еще, в это время рядом с тобой такой же, как ты, мечтатель, друг поэт Алексей Плещеев.
А ночи стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей….
2) Поэтическая «пятиминутка» (Ученицы под запись инструментальной музыки читают стихи русских поэтов о белых ночах) (см. приложение).
3) Продолжение слова учителя.
В 1848 году в журнале «отечественные записки» было напечатано самое поэтичное и лирическое из произведений Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Ребята, запишем в тетрадь:
Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 г.г.)
Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя.
Небольшая повесть и такое необычное название. Наверно, это не случайно. Литературовед Ю.Манн определил 7 слов названия как семь ключей к хранящейся за семью замками «художественной тайне» повести. С этих ключей мы и начнем свою работу над произведением Ф.М. Достоевского.
Писатель определил жанр своего произведения как роман. Дело в том, что в 40 – е годы 19 в. роман как литературный жанр подразумевал, прежде всего, изобретение личной жизни обыкновенных людей. Недаром второе значение слова роман – история любви.
Не забудем слово «сентиментальный». Что оно обозначает?
Ответ ученика. Сентиментальный (от фр. Sentiment – чувство) т. е. обращённый к изображению жизни сердца в тончайших её проявлениях. Итак, в произведении будет важно не то, что произойдёт с героями, а то, что они будут чувствовать, переживать, как будут воспринимать происходящее.
Достоевский назвал своё произведение «Белые ночи» Как вы думаете, что скрывает в себе это название? Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти.
4) Беседа с классом по вопросам учителя.
- Из воспоминаний Мечтателя. Ребята, от какого лица ведётся повествование. Почему?
(Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание).
- Имеет ли главный герой имя?
(Нет, Он назван просто – Мечтатель)
Образ Мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. И позднее, в 70 - ее гг., Достоевский собирался писать большой роман под названием «Мечтатель». Тема эта всю жизнь волновала Достоевского. Образ Мечтателя в «Белых ночах» автобиографичен: за ним стоит сам писатель.
- Ребята, а кто такой Мечтатель? Мечтатель это хорошо или плохо? (ответы ребят).
Ребята, известный критик Белинский дал свою трактовку образа Мечтателя.
(Выступление с сообщением Белинского о Мечтателе).
Итак, по мнению Белинского, мечтательность пошла и приторна. Неоднозначно относился к своему герою и сам Достоевский
(выступление с мнением Достоевского).
Учитель. Итак, с одной стороны, Ф. М. Достоевский утверждает, что призрачная жизнь есть грех, так как она уводит от настоящей действительности.
Но с другой стороны?
- Ребята, а что же с другой стороны?
Запишите в тетрадь проблемный вопрос нашего урока. Счастливый ли человек Мечтатель?
(Д/з: Написать сочинение – рассуждение на эту тему). (На магнитной доске под проблемным вопросом вывешиваем)[1]
Счастливый ли человек Мечтатель
Ребята, каждый человек понимает слово счастье по- своему, но есть общее, что объединяет, мне кажется, мнения всех людей. Обратимся к толковому словарю Ожегова: (запись сделана на доске)
Счастье – 1)чувство и состояние полного и высшего удовлетворения;
2) Успех и удача.
Счастье – прежде всего чувство гармонии, согласия с самим собой.
Расскажите, на какое состояние души героя указывает Достоевский в самом начале?
(ответы: Одиночество)
Безусловно, мечтатель Одинок. Ребята, можно ли считать Одиночество состоянием Счастливого человека? ( Нет) (ответ вывешивается на доску). Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми, герой повести наделён способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города.
Ребята, как мечтатель воспринимает город?
(ответы: Город он воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо).
Но более всего запомнилась Мечтателю история с Одним домом. Давайте прочитаем отрывок. (Чтение отрывка (наизусть) выразительно см. приложение)
Ребята, обратимся к мастерству Достоевского – художника. Какие краски использует автор в отрывке? (розовый? Почему?) «Караул, домик красят в желтую краску!» Ребята, кому из вас не нравится желтый цвет? Есть ли в отрывке слово, которое можно было бы поставить в один ряд с этим словом? (Желчь).
Ребята, литературовед В. Кожинов заметил (с мнением В. Кожинова выступает ученица)
В. Кожинов заметил, что при жизни Достоевского желтый и желчный писались через о.
«Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский».
Какое же значение вкладывал Достоевский?
В словаре Ожегова значение слова желчный – раздражительный, злой.
Сердце Мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.
Комфортно ли Мечтателю в его одиночестве? (Мечтатель одинок, но душою он тянется к людям).
Герой, как и все Мечтатели, грезит о Любви.
Однажды Судьба послала ему встречу.
Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку. Прочитаем описание её внешности (чтение отрывка).
Ребята, что настораживает вас в этом отрывке, что кажется нелогичным?
(ответ: Девушка была в премиленькой жёлтой шляпке).
Как вы думаете, почему желчный жёлтый цвет выступает в соседстве со словом «премиленький»? (ответ ребят).
Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку? (Хорошим, весёлым).
Почему?
Мечтатель упоён красотой петербургской летней ночи. Поддавшись её очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всём, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый жёлтый цвет.
Умеет ли герой воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира? (Да).
Способность чувствовать красоту – это дар счастливого или несчастливого человека?
(Счастливого. (На доску крепим лист с нужным ответом)).
Герой начинает встречаться с Настенькой.
Любил ли герой кого – нибудь до неё? (мечту, идеал).
Что привлекло героя в Настеньке? (то, что она не Хозяйка).
Ребята, как вы понимаете значение слова Не хозяйка? (ответ).
Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту, наивность.
Он понял, что любовь к Настеньке спасёт его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни.
В одну из встреч Настенька попросила Мечтателя рассказать ей свою историю.
Что ответил Мечтатель? (У меня нет истории).
Расскажите коротко о жизни Мечтателя (ответы).
О чём мечтает герой?
Каким словом можно охарактеризовать бытие Мечтателя? (Неустроенный быт).
Как вы думаете, делает ли неустроенный быт Мечтателя счастливым человеком? (Нет).
(На доску прикрепляем лист: «неустроенный быт»).
А какова история Настеньки? Что сближает её с Мечтателем? (Одиночество, круг чтения, мечты).
О чём мечтает Настенька? (ответы).
В одну из встреч Настенька рассказала Мечтателю о том, что любит другого.
Как к этому сообщению отнёсся герой? (ответ).
Как вы считаете, любил ли Мечтатель Настеньку? Подтвердите примерами из текста. (Любил, когда любишь – желаешь человеку добра).
Ребята, у одной из любимых моих поэтесс Вероники Тушновой есть такие строки:
Улыбаюсь, а сердце плачет
В одинокие вечера
Я люблю тебя, это значит –
Я желаю тебе добра.
У кого из русских поэтов мы встречаем подобное отношение к любви? (А. С. Пушкин «Я вас любил»).
Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что он может получить от жизни: Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи.
Как завершилась история любви Настеньки и Мечтателя?
Настенька написала герою письмо о том, что выходит за другого. Обратимся к мастерству Достоевского – психолога. Посмотрите, как меняется душевное состояние героя после прочтения письма (выразительное чтение).
Как называется приём, использованный Достоевским в словосочетании молодая старуха. Для чего он нужен? (ответы).
Итак, герой испытал безответную любовь
Счастлив ли он? Ответ вывешивается на доску. (Нет). Испытав несчастную любовь, герой снова возвращается к своему страшному состоянию – Одиночеству.
Так счастливый ли человек Мечтатель?
(Ответы. Работа с теми признаками, что вывешены на магнитную доску).
Да, на первый взгляд Мечтатель кажется нам глубоко несчастным человеком. Однако безысходного трагизма здесь нет. Прочитаем последние строки произведения: (чтение).
«Целая минута блаженства, разве этого мало хотя бы на всю жизнь человеческую?»
Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! (последний лист вывешивается на доску). И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар. А это не всем дано.
Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое,- вот мысль Достоевского. Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновения, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасёт мир», приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: Умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее. Закончить же урок хочу стихотворением И. А. Бунина «Вечер». (чтение).
«Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив»
(Ф. М. Достоевский).
Приложение.
На магнитной доске в конце урока получается схема.
Стихи о белых ночах.
(«поэтическая пятиминутка).
Лазурный свод
В зерцале вод
Блестит, красой своей любуясь:
Едва – едва
Шумит Нева,
В гранитных берегах волнуясь ….
(А. Комаров «Ночь»).
*****
Дышит счастьем,
Сладострастьем
Упоительная ночь
Ночь немая,
Голубая
Неба северного дочь.
……………..
Блещут свежестью сапфирной
Небо, воздух и Нева
И, купаясь в влаге мирной
Зеленеют острова
(П. Вяземский «Петербургская ночь»).
******
Город спит, окутан мглою
Чуть мерцают фонари…
Там далеко, за Невою,
Вижу отблески зари
В этом дальнем отраженье,
В этих проблесках огня
Притаилось пробужденье
Дней тоскливых для меня…
(А.Блок)
*****
Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве
Бродит призрачно- прекрасный
Отражается в Неве.
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?...
(А.Блок)
[1] Листочки вывешиваются на доску в течение всего урока, с левой стороны – признаки счастливого человека, с правой – несчастливого. Итоги сравниваются в конце урока.
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Обучающие: формировать навыки анализа текста
Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное, творческое, ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение.
Воспитывающие: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к слову; добросовестность, любознательность, умение видеть, слышать, ценить прекрасное в окружающем мире.
Оборудование:
- Картина Куинджи «Лунная ночь»;
- Рисунки М. Добужинского к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»;
- Портрет Ф.М. Достоевского
- Запись медленной инструментальной музыки;
- Магнитная доска (отпечатанные на листах высказывания о Ф.М. Достоевском, афоризмы писателя и т.п.)
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Ребята, здравствуйте, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Это поистине гениальный писатель. Достаточно лишь сказать, что его роман «Преступление и наказание» стоит самым первым в цикле 10 великих романов 20 века, подготовленном специалистами Оксфорда.
1848 год. Достоевскому 26 лет. Он казался себе уже глубоким стариком, все увидевшим и все пережившим: и смерть родных, и безответную, невысказанную даже любовь (к А.Я. Панаевой), и игру неизъяснимой судьбы, и бремя кратковременной славы гения (первая повесть Достоевского «Бедные люди» была очень благосклонно встречена критикой), уязвленность насмешками людей, и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты от непонимания. («Двойник» осмеян, «Хозяйка» поругана), а впереди – ничего и зачем писать, и жить для чего? Хорошо еще, в это время рядом с тобой такой же, как ты, мечтатель, друг поэт Алексей Плещеев.
А ночи стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей….
2) Поэтическая «пятиминутка» (Ученицы под запись инструментальной музыки читают стихи русских поэтов о белых ночах) (см. приложение).
3) Продолжение слова учителя.
В 1848 году в журнале «отечественные записки» было напечатано самое поэтичное и лирическое из произведений Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Ребята, запишем в тетрадь:
Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 г.г.)
Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя.
Небольшая повесть и такое необычное название. Наверно, это не случайно. Литературовед Ю.Манн определил 7 слов названия как семь ключей к хранящейся за семью замками «художественной тайне» повести. С этих ключей мы и начнем свою работу над произведением Ф.М. Достоевского.
Писатель определил жанр своего произведения как роман. Дело в том, что в 40 – е годы 19 в. роман как литературный жанр подразумевал, прежде всего, изобретение личной жизни обыкновенных людей. Недаром второе значение слова роман – история любви.
Не забудем слово «сентиментальный». Что оно обозначает?
Ответ ученика. Сентиментальный (от фр. Sentiment – чувство) т. е. обращённый к изображению жизни сердца в тончайших её проявлениях. Итак, в произведении будет важно не то, что произойдёт с героями, а то, что они будут чувствовать, переживать, как будут воспринимать происходящее.
Достоевский назвал своё произведение «Белые ночи» Как вы думаете, что скрывает в себе это название? Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти.
4) Беседа с классом по вопросам учителя.
- Из воспоминаний Мечтателя. Ребята, от какого лица ведётся повествование. Почему?
(Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание).
- Имеет ли главный герой имя?
(Нет, Он назван просто – Мечтатель)
Образ Мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. И позднее, в 70 - ее гг., Достоевский собирался писать большой роман под названием «Мечтатель». Тема эта всю жизнь волновала Достоевского. Образ Мечтателя в «Белых ночах» автобиографичен: за ним стоит сам писатель.
- Ребята, а кто такой Мечтатель? Мечтатель это хорошо или плохо? (ответы ребят).
Ребята, известный критик Белинский дал свою трактовку образа Мечтателя.
(Выступление с сообщением Белинского о Мечтателе).
Итак, по мнению Белинского, мечтательность пошла и приторна. Неоднозначно относился к своему герою и сам Достоевский
(выступление с мнением Достоевского).
Учитель. Итак, с одной стороны, Ф. М. Достоевский утверждает, что призрачная жизнь есть грех, так как она уводит от настоящей действительности.
Но с другой стороны?
- Ребята, а что же с другой стороны?
Запишите в тетрадь проблемный вопрос нашего урока. Счастливый ли человек Мечтатель?
(Д/з: Написать сочинение – рассуждение на эту тему). (На магнитной доске под проблемным вопросом вывешиваем)[1]
Счастливый ли человек Мечтатель
Ребята, каждый человек понимает слово счастье по- своему, но есть общее, что объединяет, мне кажется, мнения всех людей. Обратимся к толковому словарю Ожегова: (запись сделана на доске)
Счастье – 1)чувство и состояние полного и высшего удовлетворения;
2) Успех и удача.
Счастье – прежде всего чувство гармонии, согласия с самим собой.
Расскажите, на какое состояние души героя указывает Достоевский в самом начале?
(ответы: Одиночество)
Безусловно, мечтатель Одинок. Ребята, можно ли считать Одиночество состоянием Счастливого человека? ( Нет) (ответ вывешивается на доску). Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми, герой повести наделён способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города.
Ребята, как мечтатель воспринимает город?
(ответы: Город он воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо).
Но более всего запомнилась Мечтателю история с Одним домом. Давайте прочитаем отрывок. (Чтение отрывка (наизусть) выразительно см. приложение)
Ребята, обратимся к мастерству Достоевского – художника. Какие краски использует автор в отрывке? (розовый? Почему?) «Караул, домик красят в желтую краску!» Ребята, кому из вас не нравится желтый цвет? Есть ли в отрывке слово, которое можно было бы поставить в один ряд с этим словом? (Желчь).
Ребята, литературовед В. Кожинов заметил (с мнением В. Кожинова выступает ученица)
В. Кожинов заметил, что при жизни Достоевского желтый и желчный писались через о.
«Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский».
Какое же значение вкладывал Достоевский?
В словаре Ожегова значение слова желчный – раздражительный, злой.
Сердце Мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.
Комфортно ли Мечтателю в его одиночестве? (Мечтатель одинок, но душою он тянется к людям).
Герой, как и все Мечтатели, грезит о Любви.
Однажды Судьба послала ему встречу.
Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку. Прочитаем описание её внешности (чтение отрывка).
Ребята, что настораживает вас в этом отрывке, что кажется нелогичным?
(ответ: Девушка была в премиленькой жёлтой шляпке).
Как вы думаете, почему желчный жёлтый цвет выступает в соседстве со словом «премиленький»? (ответ ребят).
Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку? (Хорошим, весёлым).
Почему?
Мечтатель упоён красотой петербургской летней ночи. Поддавшись её очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всём, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый жёлтый цвет.
Умеет ли герой воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира? (Да).
Способность чувствовать красоту – это дар счастливого или несчастливого человека?
(Счастливого. (На доску крепим лист с нужным ответом)).
Герой начинает встречаться с Настенькой.
Любил ли герой кого – нибудь до неё? (мечту, идеал).
Что привлекло героя в Настеньке? (то, что она не Хозяйка).
Ребята, как вы понимаете значение слова Не хозяйка? (ответ).
Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту, наивность.
Он понял, что любовь к Настеньке спасёт его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни.
В одну из встреч Настенька попросила Мечтателя рассказать ей свою историю.
Что ответил Мечтатель? (У меня нет истории).
Расскажите коротко о жизни Мечтателя (ответы).
О чём мечтает герой?
Каким словом можно охарактеризовать бытие Мечтателя? (Неустроенный быт).
Как вы думаете, делает ли неустроенный быт Мечтателя счастливым человеком? (Нет).
(На доску прикрепляем лист: «неустроенный быт»).
А какова история Настеньки? Что сближает её с Мечтателем? (Одиночество, круг чтения, мечты).
О чём мечтает Настенька? (ответы).
В одну из встреч Настенька рассказала Мечтателю о том, что любит другого.
Как к этому сообщению отнёсся герой? (ответ).
Как вы считаете, любил ли Мечтатель Настеньку? Подтвердите примерами из текста. (Любил, когда любишь – желаешь человеку добра).
Ребята, у одной из любимых моих поэтесс Вероники Тушновой есть такие строки:
Улыбаюсь, а сердце плачет
В одинокие вечера
Я люблю тебя, это значит –
Я желаю тебе добра.
У кого из русских поэтов мы встречаем подобное отношение к любви? (А. С. Пушкин «Я вас любил»).
Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что он может получить от жизни: Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи.
Как завершилась история любви Настеньки и Мечтателя?
Настенька написала герою письмо о том, что выходит за другого. Обратимся к мастерству Достоевского – психолога. Посмотрите, как меняется душевное состояние героя после прочтения письма (выразительное чтение).
Как называется приём, использованный Достоевским в словосочетании молодая старуха. Для чего он нужен? (ответы).
Итак, герой испытал безответную любовь
Счастлив ли он? Ответ вывешивается на доску. (Нет). Испытав несчастную любовь, герой снова возвращается к своему страшному состоянию – Одиночеству.
Так счастливый ли человек Мечтатель?
(Ответы. Работа с теми признаками, что вывешены на магнитную доску).
Да, на первый взгляд Мечтатель кажется нам глубоко несчастным человеком. Однако безысходного трагизма здесь нет. Прочитаем последние строки произведения: (чтение).
«Целая минута блаженства, разве этого мало хотя бы на всю жизнь человеческую?»
Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! (последний лист вывешивается на доску). И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар. А это не всем дано.
Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое,- вот мысль Достоевского. Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновения, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасёт мир», приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: Умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее. Закончить же урок хочу стихотворением И. А. Бунина «Вечер». (чтение).
«Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив»
(Ф. М. Достоевский).
Приложение.
На магнитной доске в конце урока получается схема.
Стихи о белых ночах.
(«поэтическая пятиминутка).
Лазурный свод
В зерцале вод
Блестит, красой своей любуясь:
Едва – едва
Шумит Нева,
В гранитных берегах волнуясь ….
(А. Комаров «Ночь»).
*****
Дышит счастьем,
Сладострастьем
Упоительная ночь
Ночь немая,
Голубая
Неба северного дочь.
……………..
Блещут свежестью сапфирной
Небо, воздух и Нева
И, купаясь в влаге мирной
Зеленеют острова
(П. Вяземский «Петербургская ночь»).
******
Город спит, окутан мглою
Чуть мерцают фонари…
Там далеко, за Невою,
Вижу отблески зари
В этом дальнем отраженье,
В этих проблесках огня
Притаилось пробужденье
Дней тоскливых для меня…
(А.Блок)
*****
Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве
Бродит призрачно- прекрасный
Отражается в Неве.
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?...
(А.Блок)
[1] Листочки вывешиваются на доску в течение всего урока, с левой стороны – признаки счастливого человека, с правой – несчастливого. Итоги сравниваются в конце урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""
Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...
Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...
Урок-игра по литературе "...какая поэзия! Какая чувствительность!" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 6 класс
Игра -викторина по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»....
Урок по повести Н.В.Гоголя "Майская ночь или утопленница"
Разработка урока, позволяющая проанализировать повесть....
урок-викторина по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Цели: - обобщить и закрепить знания по содержанию повести в игровой форме; - научить внимательно и осознанно читать произведение; - развивать связную речь учащихся, логическое ...
"Сатирический портрет в искусстве" (интегрированный урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством")
Рабочие материалы к интегрированному уроку по литературе / ИЗО состоят из:1. Конспекта урока2. Информационного листа3. Портретных характеристик героев (из текста повести)4. Презентации (на страничке Н...