Анализ стихотворения Блока "Россия"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
История создания, жанр,тема, проблема
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotvoreniya_rossiya_blok.docx | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения «Россия» (А. Блок)
Александр Александрович Блок – один из величайших русских поэтов, символист. В родной стране он застал множество потрясений, несколько режимов, но независимо от политических условий он всегда с любовью относился к родной земле, с болью переживая все ее жертвы и потери и искренне радуясь ее победам.
История создания
Многие произведения поэта посвящены России. Среди них – цикл «На поле Куликовом», поэма «Двенадцать», стихотворения «Русь моя, жизнь моя…», «Русь», а также знаменитое стихотворение «Россия», лирический шедевр Александра Блока.
Стихотворение было написано в 1908 году, в первый постреволюционный период. В это время писатель переживал внутренний кризис, разочарование монархической властью и результатами первой революции. Постепенно взгляд поэта на политическую ситуацию меняется, Блок начинает больше симпатизировать революционерам и их благородным целям. Тем не менее, неизменным остается отношение автора к просторам родной России, ее людям и истории. Свою бесконечную любовью к «нищей России» автор выразил в стихотворении «Россия».
Жанр, направление, размер
Произведение можно отнести к жанру гражданской лирики. Однако, несмотря на отчетливо звучащий социальный протест, стихотворение очень поэтично. Благодаря четырехстопному ямбу с перекрестной рифмовкой оно звучит светло и легко.
Стихотворение представляет собой обращение автора к родной земле, искренний, открытый разговор с ней. Текст наполнен множеством разных тропов; поэт не отступает и от принципов символизма, в стихотворении он создает загадочный и крайне индивидуальный образ своей страны.
Образы и символы
- В центре произведения – образ России, который достигает невероятной выразительности благодаря намеку на сравнение с девушкой, чья «разбойная краса» и «прекрасные черты» затуманены горькой заботой тяжелых дней.
- В стихотворении поэт использует символы, расширяющие смысловое поле текста. Неизменно присутствует в тексте символ пути, распутья. России предстоит выбрать свою дорогу, неровную, с множеством развилок. Дорога – это судьба, паломничество, движение к лучшей жизни, к своему предназначению. Однако путь этот долог и сложен; но России, встретившей новый век, не избежать его.
- Для лирического героя же дорога легка, прежде всего, потому, что освещена любовью к родине и надеждой на долгожданные счастливые перемены. Для него Россия – возлюбленная, самая первая и долгая любовь.
- Образ России, созданный Блоком, удивительно лиричен и красочен. Несмотря на патриотический пафос произведения, оно больше напоминает письмо к возлюбленной, немного грустное, но неизменно нежное.
Темы и проблемы
Кончено, основной темой стихотворения является любовь к родной земле. Несмотря ни на что, автор остается верен своей Родине, всей душой поддерживая ее в трудные времена. Мотив самоотверженной любви к Родине и патриотизма звучит в блоковской «России» наиболее явно.
Тревога за судьбу России — это основная проблема стихотворения. Автор переживает за будущее и настоящее, обращает внимание на социальную незащищенность родины, которую он отождествлял с народом. Его Русь — это бедная, измученная трудом женщина. Такой поэт и видел свою страну и стремился открыть власть имущих глаза на ее лохмотья. Несмотря ни на что, он не ропщет и несет крест — то есть терпит трудности без ропота.
Лирический герой показывает пример самоотверженной любви к отечеству, со всеми его недостатками; он верит, что любовь проявляется совсем не в жалости («тебя жалеть я не умею»), а в преданности и искреннем деятельном сочувствии.
Основная идея
Поэт утверждает невозможность отстраниться от жизни своей страны, упрекать ее в минуты неудач и горестей. Он призывает с состраданием и любовью относится к родине, утверждая ее особую роль в жизни каждого человека: родина – мать, родина-друг, родина – возлюбленная. Каждый из нас должен нести свой крест и идти по дороге, как бы ни вязли спицы. Родина утешит нас пути и развеет тоску. Это и есть смысл и главная мысль стихотворения Блока «Россия».
Патриотизм стал сквозным мотивом в творчестве Блока, его основополагающей ценностью и идеей.
Средства выразительности
Невероятно поэтичный образ Родины рисует Александр Блок в своей «России». Он использует самые разные тропы, в том числе:
- эпитеты («золотые годы», «расхлябанные колеи», «стертые шлеи»),
- метафоры («какому хочешь чародею отдай разбойную красу», «песни ветровые», «крест свой бережно несу»),
- сравнения («как слезы первые любви»»).
Также автор использует синтаксические приемы, например, ряды однородных членов предложения («лес, да поле, да плат», «не пропадешь, не сгинешь ты»), которые придают певучесть и плавность слогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Анализ стихотворения «Воробей»
Задание для самостоятельной работы...
Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.
Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...