Контрольные работы по русскому языку и литературе
учебно-методический материал по литературе (5, 6 класс)
Для 5-6 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
по литературе в 5 классе
Демонстрационный вариант
Часть 1
1. Определи, к какому жанру относится произведение, из которого взяты эти строки:
Из далека - далеча чиста поля,
Выезжал старый казак да Илья Муромец.
- Рассказ.
- Сказка.
- Былина.
- Басня.
2. Продолжи определение. Сказка - это… .
- Русская народная эпическая песня о богатырях.
- Краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с моралью.
- Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.
- Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
3. Как называется созвучие концов стихотворных строк?
- ритм
- рифма
- размер
- строфа
4. Узнай героя произведения А.С. Пушкина. Этот герой обращался с просьбой о помощи к солнцу, месяцу, ветру.
- Царь Салтан.
- Царь Дадон.
- Королевич Елисей.
- Князь Гвидон.
5. Кому из персонажей басен И.А.Крылова принадлежат эти слова?
Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
- Лисице.
- Стрекозе.
- Муравью.
- Мартышке.
6. Кто из перечисленных авторов является поэтом?
- Б.Житков.
- В.Бианки.
- Л.Толстой.
- Н.Некрасов.
7. Назови поэта, написавшего следующие строки:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
А) А.Фет.
Б) М.Лермонтов.
В) Ф.Тютчев.
Г) И.Бунин
8. Назови автора, который написал «Денискины рассказы».
- В. Драгунский.
- Е.Чарушин.
- А.Гайдар.
- Н.Носов.
9. Восстанови пословицу.
Чтение – вот лучшее…
- Развлечение.
- Учение.
- Мышление.
- Обучение.
Часть 2
1. Продолжите ряд постоянных эпитетов из сказок:
хитрая лиса, добрый ____.
2. Определите жанр:
Баю-баю, баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
___________________
3. Кто является автором фольклорных произведений? ___________________
Часть 3.
Объясни смысл пословицы «Книга мала, а ума придала», приводя примеры из жизни (3-5 предложений).
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа
по литературе
Ученика(цы)_________класса
Ф.И.______________________________________________________
Демонстрационный вариант
1.Определи жанр приведенного произведения из устного народного творчества. Подчеркни правильный ответ.
Один – свистун, другой - болтун, два брата - видаки, а два -слышаки, два - бегуна, да два брата – ухвата.
- загадка 2) пословица 3)поговорка 4) дразнилка
2. Этот жанр народного творчества представляет собою меткое изречение, содержит поучительный смысл. Подчеркни правильный ответ. 1) пословица 2)сказка 3)небылица 3)загадка
3. Определи тип фольклорной сказки по данному фрагменту. Подчеркни правильный ответ.
Идёт чистым полем, попадается ему медведь. «Дай, — говорит, — убью зверя!»
А медведь провещал ему: «Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе».
Идёт он дальше, глядь, а над ним летит селезень; царевич прицелился из ружья, хотел было застрелить птицу, как вдруг провещала она человечьим голосом:«Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сама пригожусь».
Он пожалел и пошёл дальше. Бежит косой заяц; царевич опять за ружье, стал целиться, а заяц провещал ему человечьим голосом:«Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сам пригожусь».
Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба. «Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море».
Он бросил ее в море и пошёл берегом.
1)фантастическая 2) о животных 3)бытовая 4)волшебная
Текст к заданиям № 4-6
Свинья под дубом
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей с Дубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".-
"Пусть сохнет", говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".-
"Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут:
"Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
4. Определи, к какому жанру литературы относится это произведение. Подчеркни правильный ответ.
1) басня 2)сказка 3)лирическое стихотворение 4)сказ
5. Объясни в 2-3 предложениях свой выбор. ____________________________________________________________________________________________
6. Охарактеризуй героя этого произведения – Свинью. Запиши 2-3 характеристики.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст к заданиям № 7-8
В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы, висевшая у него на перевязи при боку ладунка, в которую он спрятал украденный месяц, как-то нечаянно зацепившись в печке, растворилась, и месяц плавно поднялся по небу. Все осветилось. Снег загорелся широким серебряным полем. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться, в такую ночь, между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади. Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. Все наперерыв спешили рассказать красавице что-нибудь новое, выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки. Оксана, казалось, была в совершенном удовольствии и радости, болтала то с той, то с другою и хохотала без умолку. С какой-то досадою и завистью глядел кузнец на такую веселость и на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал от них без ума.
— Э, Одарка! — сказала веселая красавица, оборотившись к одной из девушек, — у тебя новые черевики! Ах, какие хорошие! и с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает; а мне некому достать такие славные черевики.
— Не тужи, моя ненаглядная Оксана! — подхватил кузнец, — я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит. (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
7. Почему «какой-то досадою и завистью глядел кузнец на такую веселость и на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал от них без ума»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Из предложенных словосочетаний три являются примером к одному изобразительно - выразительному средству, четвёртое – к другому. Найди лишнее словосочетание и выпиши его.
«хрустальными звёздами», «весело смеющаяся ночь», «горят щёки», «славные черевики»
Ответ________________________________________________________________________________
9. В предложенном отрывке встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение вполне понятно при чтении. Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование из второго.
Слова | Толкование слова |
А) ПАРУБОК | 1) сумка, носимая через плечо на ремне |
Б) ЧЕРЕВИКИ | 2)юноша, парень |
В) ЛАДУНКА | 3)женские узконосые сапожки на высоком каблуке |
А | Б | В |
Запиши в таблицу для каждой буквы выбранную тобою цифру
10.Напишите автора и название книги, которую прочитали недавно. Объясните, чем книга понравилась или не понравилась. Ответ должен содержать 4-5 предложений, и это должен быть текст
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Промежуточная аттестация по литературе за первое полугодие 5 класс
Демонстрационный вариант
- Правильно сопоставьте автора и его малую родину
А) А.С. Пушкин | А)Тверь |
Б) М.Ю. Лермонтов | Б) Грешнево |
В) И.А. Крылов | В) Тарханы |
Г) Н.А. Некрасов | Г)Москва |
- Найдите соответствия: писатель – произведение
А) И.А.Крылов | А) «Муму» |
Б) Н.В.Гоголь | Б) «Ночь перед Рождеством» |
В) А.П.Чехов | В) «Волк на псарне», |
Г) И.С.Тургенев | Г) «Пересолил» |
3. Кому принадлежат следующие строки?
А) «Сыр выпал – с ним была плутовка такова».
Б) «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
В) «Служил на Кавказе офицером один барин».
Г) «Вам не видать таких сражений!..»
4. Какое средство выразительности используется в строке:
Между тем росла, росла
Поднялась и расцвела
А) эпитет
Б) метафора
В) сравнение
Г) олицетворение
5. Определите жанры следующих произведений
А) И.С.Тургенев. «Русский язык»
В) М.Ю.Лермонтов. «Бородино»
С) И.С.Тургенев «Муму»
6. Распределите по порядку элементы фабулы:
Завязка - развязка – экспозиция – кульминация – эпилог
7. Чей это портрет: « Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем» А) Степан
Б) Гаврила
В) Капитон
Г) Герасим
8. Узнай литературный термин по определению
А) Краткое народное изречение с назидательным содержанием.
Б) Созвучие окончания стихотворных строк.
В) Художественный приём в литературе, основанный на изображении чего-либо в смешном виде.
9. Какое из произведений художественной литературы, прочитанных в 5 классе, произвело на тебя сильное впечатление и почему? Напиши сочинение – рассуждение.
Предварительный просмотр:
Входная контрольная работа по литературе для 6 класса
Демонстрационный вариант
Часть А. Выбери 1 правильный ответ. А. 1 Из какого произведения взяты следующие строки:
«Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы»?
1. «Железная дорога» (Н. А. Некрасов)
2. «Узник» (А. С. Пушкин)
3. «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)
4. «Волк на псарне» (И. А. Крылов)
А. 2 Определите композиционную часть из повести «Муму»: «И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырёх по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен».
1. экспозиция 2. кульминация 3. эпилог 4. завязка
А. 3 Лиза Муромская – героиня произведения А.С.Пушкина
1. «Выстрел»
2. «Барышня – крестьянка»
3. «Дубровский»
4. «Метель»
А. 4 Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» - это отклик на события
1. Отечественной войны 1812 года (войны с Наполеоном)
2. Великой Отечественной войны
3. Гражданской войны 4.Первой Мировой войны
А. 5 Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке: «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля,
Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля».
1.Эпитет 2. Метафора 3.Олицетворение 4.Сравнение
А. 6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили». 1) Саша Чёрный «Кавказский пленник» 2) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон» 3) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 4) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
А. 7 Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна» 1) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» 2) Д. Дефо «Робинзон Крузо» 3) Н.А. Некрасов «На Волге» 4)Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»
Часть В. Запишите на строке под вопросом ответ
В. 1 Из данных стихотворных строк выпишите эпитеты:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Ответ _______________________________________________________________
В. 2 Выпишите сравнение из отрывка: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она».
Ответ _______________________________________________________________
В. 3 Допишите фамилии писателей
Александр Сергеевич __________________Николай Васильевич ___________________Иван Андреевич _________.
Василий Андреевич ___________________Андрей Платонович ___________________Михаил Юрьевич ________.
Часть С. Напишите сочинение-рассуждение (6 – 8 предложений) по предложенному заданию
С. Почему Васютке удалось выжить в тайге? (По рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по литературе за I полугодие для 6 класса
Раздел «Из мифологии»
- Древнее народное сказание о богах и героях, о происхождении мира и жизни на земле – это:
А) легенда;
Б) предание;
В) миф.
- Какому царю был вынужден служить Геракл?
А) Эврисфею
Б) Нерею;
В) Антею.
- Установите соответствие между греческим богом и его характеристикой.
1.Зевс
2. Посейдон
3. Аид
4. Афродита
5. Гефест
6. Аполлон
7. Арес
8. Афина
А) Бог-кузнец
Б) Богиня любви и красоты
В) Богиня мудрости, покровительница городов и ремёсел
Г) Бог-громовержец
Д) Бог царства мёртвых
Е) Бог войны
Ж) Покровитель морей
З) Покровитель искусства
Раздел «Из устного народного творчества»
- Куда солдат посадил смерть в русской народной сказке «Солдат и смерть»?
А) в мешок;
Б) в корзину;
В) в тюрьму.
- Почему Бадыноко решил сражаться с одноглазым великаном?
А) когда-то давно великан обманул Бадыноко;
Б) великан убил братьев Бадыноко;
В) Бадыноко мстит за смерть братьев нарта Хагура.
- Как зовут главного героя «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»?
А) Иванушка-дурачок;
Б) Иван-царевич;
В) Богатырь Иван.
Раздел «Из древнерусской литературы»
- Как называется летопись, составленная монахом Нестором?
А) «Повесть временных лет»;
Б) «Сказание о белгородских колодцах»;
В) «Повесть о разорении Рязани Батыем».
- Объясните значение выражения «пошли восвояси».
А) с радостью отправились домой;
Б) побежали в испуге;
В) ушли, ничего не добившись.
- Обрядовое поэтическое произведение в русском фольклоре, связанное с оплакиванием покойника или проводами в солдаты, - это:
А) лирическая песня;
Б) плач;
В) повесть.
Раздел «Из русской литературы XIX века»
- Из какого произведения эти строки?
«…В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны…»
А) элегия В.А. Жуковского «Вечер»;
Б) баллада В.А. Жуковского «Светлана»;
В) стихотворение А.С. Пушкина «Деревня».
- Какой русский поэт был кумиром для А.С. Пушкина в юные годы?
А) В.А. Жуковский;
Б) К.Н. Батюшков;
В) Г.Р. Державин.
- К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Дубровский»?
А) рассказ;
Б) роман;
В) повесть.
- За кого выдавал себя Владимир Дубровский, проживая в доме Троекурова?
А) за учителя Дефоржа для сына Троекурова;
Б) за учителя музыки Дефоржа для Маши Троекуровой;
В) за судебного пристава, прибывшего для судебного разбирательства между Троекуровым и Дубровским.
- Что ответила Дубровскому Маша Троекурова, когда он остановил карету и предложил бежать с ним?
А) «Но я другому отдана; я буду век ему верна».
Б) «Князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним».
В) «Я согласна бежать с вами!»
- Укажите название произведения, автора и стихотворный размер.
«…А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
А) «Листок» М.Ю. Лермонтова, ямб.
Б) «Парус» М.Ю. Лермонтова, ямб.
В) «Парус» М.Ю. Лермонтова, хорей.
16. Какой раздел показался вам наиболее интересным и почему? Дайте развёрнутый ответ (5-8 предложений).
Предварительный просмотр:
Входная диагностическая работа по русскому языку. 5 класс.
Демонстрационный вариант
- Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы.
Сжатая рож(?), бур(?)ян, молочай, … -все ож…вало, чтоб вновь зацвести. Над д…рогой с в…селым криком н…сились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток всп…рхнуло и со своим мягким "тррр" п…летело к х…лмам. Кузнечики, сверч(?)ки, скрипачи и медве(д/т)ки зат…нули в тр…ве свою скрипуч(ую/юю), монотонную музыку.
2. Определите род имен существительных (заполните таблицу): рожь, бурьян, роса, солнце, дорога, суслики, стадо.
Мужской род | Женский род | Средний род |
- Определи склонение имен существительных (заполни таблицу): небо, равнину, холмы, куропаток, травой, степь, коршун, (о) жизни.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
5. Определите падеж имен существительных (запиши ответ):
А) (к) холмам_______________________________,
Б) (от) зноя_________________________________,
В) (над) дорогой_____________________________,
Г) (в) траве_________________________________,
Д) кузнечики_______________________________,
6. Укажите номера слов, которые являются глаголами:
1) Оживало; 2) зацвести; 3) монотонную; 4) стадо
Ответ:___________________.
7. Напишите количество букв и звуков в словах:
рожь_______________________________________,
бурьян_____________________________________.
8. Подчеркните грамматическую основу в предложении
Кузнечики, сверч(?)ки, скрипачи и медве(д/т)ки зат…нули в тр…ве свою скрипуч(ую/юю), монотонную музыку.
9. Выпишите из текста предлоги, союзы, частицы.
10. Укажите последовательность, в которой нужно расположить предложения, чтобы получился текст.
А. Народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра-послезавтра пойдёт снег.
Б. Поэтому эта красногрудая птица и зовётся снегирём.
В. Почти всегда так бывает.
Г. Чуть раньше первого снега появляются снегири.
Ответ:_____________.
Предварительный просмотр:
Годовая контрольная работа по русскому языку для 5 класса
Демонстрационный вариант
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Я кипяч.. крепкий ч..й в ч..рном зак..пчённом чайнике. (В)чайник.. плавают пер..горевшие в к..стре ивовые лист..я.
Особенно хор..шо пишет..ся в беседк.. (в)тих..ю осенн..ю ноч.., когда (в)саду шумит отвес..ный дождь.
От прохладн..го воздуха едва(1) к..чает..ся язычок св..чи. Угловатые тени от в..ноградных(3) лист..ев ложат..ся на потолок бесе(т/д)ки. Ноч..ная бабоч..ка садит..ся на ра..крытую книгу и ост..вляет (на)листе тон..чайшую бл..стящую пыль. Воздух пахн..т дождём острым зап..хом грибной влаги и с..довых дорожек.
На ра..свет.. я пр..сыпаюсь. Утренний вет..р шурш..т и воз..т..ся (в)саду(4). Со..нце уже осв..щает(2) ветви дерев..ев и лучи спускают..ся (к)доро(ш/ж)кам сада.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите из 3 абзаца все глаголы, поставьте их в начальную форму.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа за 1 полугодие по русскому языку для 5 класса
Демонстрационный вариант
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Море это одно из самых уд..вительных ..влений. Оно всегда новое и необыч..ное. Иногда оно тихое яс..ное сп..койное. В другой м..мент море станов..т..ся ярк..м(1) и блестящ..м. При сильн..м ветре оно похоже на в..л..хмаченную шерсть гиган..ского зверя. Когда надв..гает..ся мощ..ный ц(ы/и)клон, море станов..т..ся почти ч..рным. Шт..рмовой ветер гон..т крупную зы(б/п)ь(4). (По)небу (с)криками л..тают ч..йки. В..баламученные волны тащ..т и ра..брасывают вдоль берега з..лёные водор..сли, похожие (на)щ..пальца загадоч..ных ч..довищ...
Но главное оч..рование моря заключа..т..ся в какой-то тайне(3), которую оно хр..нит в своих бе..крайних(2) просторах и никому чужому (не)открыва..т. Но каждый наст..ящий м..реход нос..т эту тайну (в)своей душе.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Определите основную мысль текста.
Предварительный просмотр:
Входная контрольная работа по русскому языку для 5 класса
Демонстрационный вариант
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Осенн..я ноч.. тян..т..ся медленно (4). Каж..тся‚ ей (не)будет к..нца. Сон в такую ноч.. в п..латк.. крепкий но недолгий. Ты пр..сыпаеш..ся чере(с/з) каждые два часа и выход..ш.. взглянуть (на)небо. Смотр..ш.., не взош..л ли Сириус, не видно ли на в..стоке п..лосы ра..света.
(С)каждым ч..сом ноч.. х..лодеет. (К)утру воздух обж..гает лицо лё(х/г)ким морозом. Полы п..латки ч..ть-ч..ть провисают(2) и тр..ва седе..т от первого утренника.
П..ра встать. На в..сток.. уже нал..вает..ся тихим(3) светом заря. Уже видны (на)небе огромные оч..ртания ив уже меркнут звёзды. Я спускаюсь (к)реке моюсь(1). Вода тёплая она кажет..ся даже подогретой.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите из 1 абзаца все глаголы.
Предварительный просмотр:
Годовая контрольная работа по русскому языку для 6 класса
Демонстрационный вариант
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Замысел художника
Однажды утр..м я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они с..дят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всём подр..жать мальчишка. М..лчат погружены в свои мысли. Настолько сердеч..ными, теплыми были их отн..шения что это не могло (не)запасть в душу.
Мя..кий, (не)вид..мый свет окут..вал их фигуры(4). На лицах теплый любящий взгля(т/д). В чем-то еле ул..вимом я почу..ствовал что это не отец и сын.
Дмитрий Федорович чел..век очень добрый но выгл..д..л суровым сдержанным. Вовка полная ему прот..воположность. У этого мальчика необычайно одух..творе(н/нн)ое св..тящееся изнутри в ра(с/сс)ветном полумраке лицо. И прежде всего мне зах..телось передать ту излучающуюся изнутри тепл..ту(2) которая ра..крылась в них для меня в это ра(н/нн)ее(3) утро.
(По В. Гаврилову.) (112 слов.)
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите из 3 абзаца все местоимения, укажите начальную форму.
Предварительный просмотр:
Вариант 1.
Задание 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Перед утренней охотой лисица всегда ищ..т м..стеч..ко для отдыха. Где-нибудь в прошлогодн..й тр..ве, чтобы самой всё видеть а её (не)видел никто. Такое укромн..е место Рыжуха д..вно отыскала.
Со..нце нетор..пливо вст..вало. Пора было перед..хну́ть но лисица (не)хотела останавливат..ся. Очень много мышей в пол..! Через сне(г/к) слышался их писк и тогда Рыжуха доб..ралась до добыч.. и играла с ней. Отпуст..т мышку уп..дёт перед ней на ж..вот пойма..т — отпуст..т. И так — пока (не)надоест. Морда Рыжухи и(з/с)пачкалась подушеч..ки лап г..рели, самое время было пр..лечь. Возр..ст у лисицы далеко не юный и в огненно-рыж..й шу(б/п)к.. уже проглядыва..т с..дина. Л..сица ут..милась и л..гла отдыхать.
Задание 2. Выполните разборы:
утренний — морфемный и словообразовательный разборы слова;
Перед утренней охотой лисица всегда ищ..т м..стеч..ко для отдыха — синтаксический разбор предложения.
Задание 3. Выпишите из первого абзаца все имена прилагательные.
Вариант 2.
Задание 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Мал..чик тихо вышел из избы. Он бе(з/с)звуч..но пр..крыл дверь быстро поднялся на гору. Бабушку он (не)отыскал и (з/с)пустился по косогору к тёмно-син..й реке.
В некоторых м..стах на ней блестели лужайки серебряного света а у самого берега сквозь з..лёную воду пр..чудливо просвечивали янтарно-белые камешки. Пр..брежные камешки ок..зались тёпл..ми от со..нца.
Ветра (не)было и белые чайки плавали по воде, ра(з/с)пластав крыл..я. Было видно, как неш..рокая но бурная р..ка снос..т их вни(з/с) по т..чению. Чайки (не)сопр..тивлялись. Они уже пол..тали по свету поб..ролись с волнами и теперь пок..рились воде. Ст..яла нечастая для августа в этой мес..ност.. жара. На син..й р..ке кое-где в(з/с)пыхивали и гасли острые огненные искры.
Задание 2. Выполните разборы:
огненный - морфемный и словообразовательный разборы слова;
Бабушку он (не)отыскал и (з/с)пустился по косогору к тёмно-син..й реке - синтаксический разбор предложения.
Задание 3. Выпишите из второго абзаца все имена прилагательные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланки для анализа контрольных работ по русскому языку и литературе.
Заполнение данных бланков очнь удобно для учителя, т.к. экономит время и дает реальное представлние о результате работы....
Контрольные работы по русскому языку и литературе Архив
Контрольные работы по русскому языку и литературе Архивом...
Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»
Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....
Контрольная работа по русскому языку по теме "Наречие" 7 класс, контрольная работа по русскому языку по теме "Частицы" 7 класс
Контрольная работа по теме "Наречие", контрольная работа по теме "Частицы"...
ФГОС Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка и литературы. УМК по русскому языку и литературе
Анализ УМК по литературе и русскому языку в свете внедрения ФГОС...
Контрольные работы по русскому языку и литературе
Тестовые работы...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...