Статья "Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе."
статья по литературе (6 класс)

Салохина Елена Николаевна

Данная статья позволит вам познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе». Я предлагаю вам задуматься о том, зачем современный человек обращается к литературе далёкого прошлого?

Скачать:


Предварительный просмотр:

– Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Древнерусская литература «Сказание о белгородском киселе».»

Мы продолжаем с вами знакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе». Я предлагаю вам задуматься о том, зачем современный человек обращается к литературе далёкого прошлого?

Вспомним с вами, когда возникла древнерусская литература? (Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси в 988 г. Введение христианства князем Владимиром имело большое прогрессивное значение: усилились культурные и политические связи, появилась письменность.)

Давайте вспомним характерные черты древнерусской литературы:

-Возникла на Руси в XI веке и просуществовала до XVIII века.

-Фабула произведений проста.

- Повествование ведется спокойно, неторопливо.

-В центре изображения – исторические события, исключительные герои.

-Поэтичность языка, связь с устным народным творчеством: метафоричность образов, гиперболизация, использование сравнений (воины – соколы), песни, плачи…

- Произведения древнерусской литературы отмечены высокой гражданственностью, любовью к Родине.  Призывают к возвышенному, хорошему, доброму.

- Рукописный характер.

- Зачастую автор неизвестен, так как это коллективное творчество.

В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Давайте вспомним, что такое летопись? (Термины  вам нужно записать в тетрадь.)

Летопись - погодовая запись исторических и политических событий, производимая современником. ( Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался со слов «.. в лето…» - отсюда название - Летопись)

Летописание – составление летописи.( запись исторических событий древнего времени по годам)

Летописец – составитель летописи.

В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. “Повесть временных лет” дошла до нас в нескольких рукописных сборниках.

Из летописных источников мы узнаем историю нашей страны. Знание прошлого дает возможность нам понимать настоящее и глубже чувствовать характер своего народа.

Первым летописцем был киево – печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских. В конце жизни он стал игуменом Киево – Печерского монастыря. Видимо, тогда он и составил летопись. Учёные считают, что произошло это в 1073 году. Труд его продолжили другие монахи, а в первой четверти XII века монах Киево – Печерского монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» - одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До наших дней дошла эта «Повесть…»  переписанная и отчасти переработанная монахом Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.

Перед нами репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор - летописец», именно он считается составителем первой на Руси летописи. Главная мысль этой репродукции свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду. Жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась историей человечества.

 «Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания.

Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе».

Что мы можем узнать из названия произведения? (жанр - Сказание)

Сказание – это общее название произведений фольклорного характера. К сказаниям относятся предания, былины и др. Их особенностью считается историческая основа: в большинстве случаев сказание повествует о реальных, произошедших в действительности событиях. Но следует учитывать и недостоверность некоторых фактов, о которых сообщает сказание. Слово «Сказание» в древнерусской литературе имело широкое употребление, обозначая всякий литературный, то есть письменный рассказ.

Итак, делаем с вами вывод, что

Сказание – это рассказ исторического или легендарного содержания, опирающийся на исторические события. (Этот термин нужно записать в тетрадь!)

В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге Руси, расположенный в десяти верстах от Киева на реке Ирпень. Город был основан в 991 году.

Белгород – это резиденция Киевских князей. Согласно летописи в 991 году князь Владимир Святославич «заложил град Белгород» (то есть окружил поселение стеной) «и много людей свёл в него, потому что любил град сей».

Город Белгород стал одним из прочных форпостов ( крепостей) в обороне Киевской Руси от кочевников. В XII веке –Белгород – это центр небольшого удельного княжества, которым правили ближайшие родственники или союзники великого князя.

После разрушения монголами (1240г) город пришёл в упадок. В настоящее время на месте легендарного города стоит село Белогородка Киево – Святошинского района Украины. Таким образом, мы понимаем, что город Белгород – это не выдуманное место, а исторический факт.

Под стенами Белгорода не раз проходили бои, которые решали судьбу Киевского государства. Один из эпизодов длительной борьбы с печенегами отражён в “Сказании о белгородском киселе», записанном в летописи под 997 годом.

 Прослушаем аудиозапись “Сказания о белгородском киселе»

Л.Кулагин- Сказание о белгородском киселе. 

Ребята, вы можете следить за чтением по учебнику.

Словарная работа.

При чтении нам встретились непонятные слова (Осада, Вече, печенеги, корчага, восвояси.) Давайте узнаем их значение:

  • Осада – окружение войсками укреплённого места с целью захвата.
  • Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
  • Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским  князем Ярославом Мудрым.
  • Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
  • Восвояси – к себе домой.

Итак, мы пояснили значение незнакомых нам слов.

 Теперь я вам предлагаю остановить запись и самостоятельно прочитать «Сказание…».

Заранее подумайте над вопросом: Какие черты характера прославляет летописец в «Сказании о белгородском киселе»?

Анализ произведения.

В «Сказании…» описывается реальное историческое событие. Осада города печенегами в 997г.

 О том, что печенеги - это враги Русской земли, говорит следующая фраза «И не давали выйти из города. Осада затянулась».

Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно. Поэтому «был в городе голод сильный».

Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, горожане сначала решили сдаться печенегам, иначе все умрут от голода.

Жители с радостью послушались мудрого старца, ведь сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.

План спасения города мудрым старцем заключался в военной хитрости: показать, что осажденный город не гибнет от голода.

Главный смысл произведения заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)

Итак, вернёмся к нашему вопросу: Какие черты характера прославляет летописец в «Сказании о белгородском киселе»?

В этом произведении летописец прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа. В этом сказании герой – простой человек, который своей личной инициативой освобождает родную землю от врагов.

“Сказания о белгородском киселе» - отрывок из древнерусской летописи. Прежде чем оно попало в летопись, это сказание сохранялось в памяти людей, постепенно изменялось и дополнялось. Тем не менее это сказание повествует о реальном историческом событии, пусть и в несколько приукрашенном виде. Город выстоял благодаря мудрому старцу. Неслучайно возраст и мудрость объединены в одном человеке.

На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков и знали, что все они сохраняются благодаря старцам. Вот и в “Сказании о белгородском киселе», честь спасти целый город выпадает не князю и дружине, а почтенному старцу. В этом произведении не задерживается внимание на описании жестокости врага, страдании русского народа, не лелеется мечта о возмездии врагам. Наоборот, звучит призыв к возвышенному, хорошему – как с помощью простой хитрости, объединившись, избавиться от врагов и избежать кровопролития и гибели народа. Автор подчёркивает, что хитрость лучше побеждает врага, чем оружие. Сила – ничто по сравнению с хитростью. Хитрость – палочка – выручалочка в любых ситуациях.

Выражение «белгородский кисель» стало крылатым и обозначает «ловкий обман».

Итак, мы завершаем с вами изучение произведения древнерусской литературы

“Сказании о белгородском киселе» и мне хотелось бы, чтобы вы задумались над вопросом: Зачем мы обращаемся к произведениям далёкого прошлого? Что древнерусская литература даёт нам, современным читателям?

Я считаю, что культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал русский народ. Читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами, учат нас с уважением относиться к родной земле, нашим предкам, заботиться о благе Родины, нравственно нас развивают, учат с честью и достоинством выходить из любых ситуаций.

План рассказа:

  • Осада города
  • Голод
  • Решение вече
  • Предложение старца
  • Горсточка овса
  • Немного меда
  • Два колодца
  • Приглашение печенегов
  • Еда из земли
  • Удивление печенегов
  • Снятие осады


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 6 классе по произведению «Сказание о белгородском киселе»

Цели урокаОбразовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о бел...

Презентация интегрированного урока литературы и истории в 6 кл на тему: "Русские летописи."Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе". Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях".

Представленный материал позволяет осуществить знакомство учащихся с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе"....

Древнерусская литература. Русская летопись. Отражение исторических событий в "Повести временных лет". "Сказание о белгородском киселе".

Рабочие материалы по теме урока: презентация, тест и карточки для самостоятельной работы....

Сказание о белгородском киселе

Комбинированный урок....

Разработка урока литературы в 6 классе на тему "Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе"

Цель: Познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе»  Задачи: Обучающие. Ра...