Конспект урока А.П.Чехов "Хирургия"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Людмила Павлюк

Урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p.chehov_hirurgiya.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель литературы: Павлюк Людмила Геннадьевна

Предмет: литература

 Класс: 5  

УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение,2016

 Тема: Рассказ А.П.Чехова «Хирургия»

Тип: урок открытия новых знаний.

Цель:

Развивать способности понимать тексты литературных художественных произведений.

Познакомить с понятиями «юмор и сатира».

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания об авторе и биографических сведений о нем;

- развивать умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как грустный взгляд сквозь веселый смех, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи героев;

- развивать умение составления рассказа о писателе на основе прочитанного, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации;

- тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету;

 - способствовать развитию правильной речи

- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе.

Формировать УУД:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Планируемые предметные результаты:

- овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Планируемые метапредметные результаты:

-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности 

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, карточки для групповой   работы, портрет писателя, выставка книг А.П. Чехова.

Этап урока

  Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Надеюсь, что урок нам принесет радость общения и новые открытия в удивительном мире литературы.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражение положительного отношения к процессу познания, проявление  желания узнать новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Организует диалог с обучающимися, составляет совместно с обучающимися план урока.

Давайте обратимся к портрету писателя..Каким вы представляете себе этого человека?

Отмечают добрый и грустный взгляд человека, который многое знает о жизни.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

3. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Портрет А.П.Чехова

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» 

 - Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

Это Чехов Антон Павлович. Его смешные рассказы.

Формулируют тему и задачу урока

Осуществляют учебные действия по намеченному плану

Сообщение ученика, который готовился к уроку вместе с учителем:

сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни.

Чехов-гимназист был неистощим на выдумки, обладал даром перевоплощения. Уже первые рассказы изображают злободневные вопросы. Они заставляют читателя не только смеяться, но и негодовать. Это такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «Пересолил»

Иногда он изображал зубного врача. Знаменитый рассказ «Хирургия» был написан под влиянием этого домашнего спектакля.

Регулятивные:

- оценивание (сравнение с эталоном) результатов своей деятельности.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

4. Этап выявления места и причины затруднения

Прослушивание аудиозаписи Беседа по ней

Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия».

 Организует подводящий к теме диалог.

- Что за ситуация лежит в основе рассказа? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос  после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении замечательного артиста.

 

- Понравился рассказ Чехова?

- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».

Слушают аудиозапись, объясняют толкования слов, делают выводы.

Повторяют теорию о жанре рассказа.

Словарная работа: фельдшер, дьячок, ряса, псалтырь, литургия, хирургия, тракция.

 

Изучают рассказ.

Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр.

Смешной, юмор.

Узнают о юморе.

Проверяют себя по учебнику.

Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

 Личностные:

- знание основных моральных норм работы в коллективе (умение слушать, вступать в беседу);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

 - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

5. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Работа в парах.

- А что такое юмор?

- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.

- Давайте попробуем разобраться в этом.

Нарисуйте на листочках, которые лежат перед вами,  рисунок юмора, как вы представляете себе его.

 

Проводится рефлексия. Вопросы:

• Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Что нужно сделать ещё?

Юмор — это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

Юмор – это добрый смех.

Дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Коммуникативные:

 - умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.  Работа в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки-задания.)

 Дать характеристику герою рассказа по плану.

Организует работу в группах. Раздаёт карточки-задания:

1-я группа фельдшер Курятин.

2-я группа дьячок Вонмигласов.

3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках.

- Чем вы объясняете эти совпадения?

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит?

.

Работа в группах. Обсуждение.

Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание. Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.

Дьячок смиренно выслушивает рассуждения фельдшера о хирургии, хвалит его за еще не сделанную работу. Но зуб не удален. Происходит резкая смена настроения героев. После  повторной попытки вырвать зуб Вонмигласов уходит ни с чем. Взаимные обвинения героев. Обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

Коммуникативные:

 - умение работать в группах, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой  по эталону

- Что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

Создайте проект сатиры: нарисуйте рядом с проектом юмора сатиру и сравните их.

Сатира – это злой смех, смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.

Осуществляют учебные действия.

8.  Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Предлагаю вам заполнить лист самооценки.

Организует самооценку.

Выполняют задание. Осуществляют самопроверку и самооценку. Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Работают с листом самооценки.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, домашнее задание.)

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Дает комментарий к домашнему заданию.

7. Домашнее задание. 

Подготовиться к внеклассному чтению.

1. По группам или индивидуально подготовить:

1в.:   чтение и пересказ рассказа «Толстый и тонкий»

2в.:  чтение по ролям рассказа «Лошадиная фамилия»

3в. инсценирование рассказа «Хамелеон»

2. Письменно ответить на вопрос:

- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который готовится для представления).

Могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Схема анализа урока по ФГОС[1](Он же оценочный лист)

ФИО учителя  Павлюк Людмила Геннадьевна

Класс, его краткая характеристика 5 класс,  в классе 3 учащихся,

Тема урока Рассказ А.П.Чехова «Хирургия»

Тип урока Открытие новых знаний

Критерий

Да

Частично

Нет

  1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (Значимость критерия сопряжена с ролью целеполагания в создании мотивации к обучению)

1.1.

Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев

1.2.

Учитель пытается сделать цель понятной для ученика (объясняет цель в логике темы, предмета, практического использования знаний)

1.3.

Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников (при объяснении цели  ориентируются на пользу, любознательность, иные личностные мотивы детей)

1.4.

Цель урока обсуждается и формулируется в диалоге с учениками (дети высказывают предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке)

3

0

0

1.5.

Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы (есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в процессе само- и взаимодействия).

  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

(Значимость критерия обусловлена особенностями познавательной деятельности. Действующие стандарты ориентированы на переход от репродуктивной деятельности к активному обучению, которое обеспечивается не только за счет современных  педагогических технологий, но и за счет использования различных информационных источников  и создания полноценной информационно-образовательной среды обучения).

2.1.

Основной источник информации-рассказ учителя, знания преподносятся в монологической модели

2.2.

Используются только традиционные материалы (учебник, рабочая тетрадь)

2.3.

Наряду с традиционными используются разнообразные справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники, электронные учебные материалы и ресурсы Интернет)

1

2.4.

Создаются учебные ситуации, в которых необходимо  сравнивать, сопоставлять данные из разных источников)

1

2.5.

Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент.

1

2.6.

Используются материалы разных форматов (текст, таблицы, схемы, графика, видео, аудио)

1

2.7.

Целесообразность использования ИКТ.

1

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ (значимость критерия обусловлена требованиями действующих стандартов  к  организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся)

3.1.

Учитель дает подробные инструкции по выполнению заданий или алгоритмы деятельности

3.2.

Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения зданий и обсуждает эффективность

3.3.

Задания вариативны, ученик имеет возможность выбора  темпа урока, уровня сложности, способов деятельности.

3.4.

Есть технологическая карта урока

2

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  (Значимость критерия обусловлена  требованиями действующих стандартов, связанных с  использованием  технологий активного обучения)

4.1.

Урок строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя- его воспроизведение-прямое или через выполнение простых заданий).

4.2.

На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследовательские, игровые, проблемное обучение, работа в группах или парах (подчеркнуть нужное или дописать)

1

4.3.

Учитель дает задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции (пояснить, какие именно)

4.4.

На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников

5. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕФЛЕКСИЯ (значимость критерия обусловлена тем, что действующие стандарты  ставят задачу по смещению акцентов с внешней оценки на самооценку, с контроля –на самоконтроль и рефлексию, то есть осмысление познавательного процесса и его результата. Кроме того, важен переход от оценивания «ошибки» к формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность через понимание причин успехов и затруднений. Есть также проблемы, связанные с фиксацией не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов обучения)

5.1.

Учитель использует только 5-балльную шкалу оценки

5.2.

Использует 5-балльную шкалу и объясняет критерии выставления балов.

5.3.

Учитель использует формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им.

5.4.

Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям.

2

5.5.

Учитель создает возможности для самооценки по установленным критериям

2

5.6.

Учитель организует эмоциональную рефлексию учеников (понравилось\не понравилось, как себя чувствовал на уроке)

2

5.7.

Учитель организует системную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...