Конспект урока А.П.Чехов "Хирургия"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Учитель литературы: Павлюк Людмила Геннадьевна
Предмет: литература
Класс: 5
УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение,2016
Тема: Рассказ А.П.Чехова «Хирургия»
Тип: урок открытия новых знаний.
Цель:
Развивать способности понимать тексты литературных художественных произведений.
Познакомить с понятиями «юмор и сатира».
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания об авторе и биографических сведений о нем;
- развивать умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как грустный взгляд сквозь веселый смех, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи героев;
- развивать умение составления рассказа о писателе на основе прочитанного, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации;
- тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету;
- способствовать развитию правильной речи
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе.
Формировать УУД:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Планируемые предметные результаты:
- овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Планируемые метапредметные результаты:
-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, карточки для групповой работы, портрет писателя, выставка книг А.П. Чехова.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Надеюсь, что урок нам принесет радость общения и новые открытия в удивительном мире литературы. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания узнать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Организует диалог с обучающимися, составляет совместно с обучающимися план урока. Давайте обратимся к портрету писателя..Каким вы представляете себе этого человека? | Отмечают добрый и грустный взгляд человека, который многое знает о жизни. | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание |
3. Этап актуализации и пробного учебного действия. | Портрет А.П.Чехова Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» - Что нового вы узнали о А.П.Чехове? - Что заинтересовало вас в биографии писателя? А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов. | Это Чехов Антон Павлович. Его смешные рассказы. Формулируют тему и задачу урока Осуществляют учебные действия по намеченному плану Сообщение ученика, который готовился к уроку вместе с учителем: сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Чехов-гимназист был неистощим на выдумки, обладал даром перевоплощения. Уже первые рассказы изображают злободневные вопросы. Они заставляют читателя не только смеяться, но и негодовать. Это такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «Пересолил» Иногда он изображал зубного врача. Знаменитый рассказ «Хирургия» был написан под влиянием этого домашнего спектакля. | Регулятивные: - оценивание (сравнение с эталоном) результатов своей деятельности. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
4. Этап выявления места и причины затруднения Прослушивание аудиозаписи Беседа по ней | Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия». Организует подводящий к теме диалог. - Что за ситуация лежит в основе рассказа? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении замечательного артиста.
- Понравился рассказ Чехова? - Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия». | Слушают аудиозапись, объясняют толкования слов, делают выводы. Повторяют теорию о жанре рассказа. Словарная работа: фельдшер, дьячок, ряса, псалтырь, литургия, хирургия, тракция.
Изучают рассказ. Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр. Смешной, юмор. Узнают о юморе. Проверяют себя по учебнику. Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно | Личностные: - знание основных моральных норм работы в коллективе (умение слушать, вступать в беседу); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска |
5. Этап построения проекта выхода из затруднения. Работа в парах. | - А что такое юмор? - Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые. - Давайте попробуем разобраться в этом. Нарисуйте на листочках, которые лежат перед вами, рисунок юмора, как вы представляете себе его.
Проводится рефлексия. Вопросы: • Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Что нужно сделать ещё? | Юмор — это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка. Юмор – это добрый смех. Дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) | Коммуникативные: - умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Работа в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки-задания.) | Дать характеристику герою рассказа по плану. Организует работу в группах. Раздаёт карточки-задания: 1-я группа фельдшер Курятин. 2-я группа дьячок Вонмигласов. 3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках. - Чем вы объясняете эти совпадения? - Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? - Отчего это происходит? . | Работа в группах. Обсуждение. Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание. Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер. Дьячок смиренно выслушивает рассуждения фельдшера о хирургии, хвалит его за еще не сделанную работу. Но зуб не удален. Происходит резкая смена настроения героев. После повторной попытки вырвать зуб Вонмигласов уходит ни с чем. Взаимные обвинения героев. Обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер. | Коммуникативные: - умение работать в группах, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | - Что такое сатира? Чем она отличается от юмора? Создайте проект сатиры: нарисуйте рядом с проектом юмора сатиру и сравните их. | Сатира – это злой смех, смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло. Осуществляют учебные действия. | |
8. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности. | Предлагаю вам заполнить лист самооценки. Организует самооценку. | Выполняют задание. Осуществляют самопроверку и самооценку. Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Работают с листом самооценки. | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, домашнее задание.) | Отмечает степень вовлеченности учащихся Дает комментарий к домашнему заданию. 7. Домашнее задание. Подготовиться к внеклассному чтению. 1. По группам или индивидуально подготовить: 1в.: чтение и пересказ рассказа «Толстый и тонкий» 2в.: чтение по ролям рассказа «Лошадиная фамилия» 3в. инсценирование рассказа «Хамелеон» 2. Письменно ответить на вопрос: - Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который готовится для представления). | Могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. |
Схема анализа урока по ФГОС[1](Он же оценочный лист) ФИО учителя Павлюк Людмила Геннадьевна Класс, его краткая характеристика 5 класс, в классе 3 учащихся, Тема урока Рассказ А.П.Чехова «Хирургия» Тип урока Открытие новых знаний | |||||
Критерий | Да | Частично | Нет | ||
| |||||
1.1. | Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев | ||||
1.2. | Учитель пытается сделать цель понятной для ученика (объясняет цель в логике темы, предмета, практического использования знаний) | ||||
1.3. | Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников (при объяснении цели ориентируются на пользу, любознательность, иные личностные мотивы детей) | ||||
1.4. | Цель урока обсуждается и формулируется в диалоге с учениками (дети высказывают предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке) | 3 | 0 | 0 | |
1.5. | Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы (есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в процессе само- и взаимодействия). | ||||
(Значимость критерия обусловлена особенностями познавательной деятельности. Действующие стандарты ориентированы на переход от репродуктивной деятельности к активному обучению, которое обеспечивается не только за счет современных педагогических технологий, но и за счет использования различных информационных источников и создания полноценной информационно-образовательной среды обучения). | |||||
2.1. | Основной источник информации-рассказ учителя, знания преподносятся в монологической модели | ||||
2.2. | Используются только традиционные материалы (учебник, рабочая тетрадь) | ||||
2.3. | Наряду с традиционными используются разнообразные справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники, электронные учебные материалы и ресурсы Интернет) | 1 | |||
2.4. | Создаются учебные ситуации, в которых необходимо сравнивать, сопоставлять данные из разных источников) | 1 | |||
2.5. | Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент. | 1 | |||
2.6. | Используются материалы разных форматов (текст, таблицы, схемы, графика, видео, аудио) | 1 | |||
2.7. | Целесообразность использования ИКТ. | 1 | |||
| |||||
3.1. | Учитель дает подробные инструкции по выполнению заданий или алгоритмы деятельности | ||||
3.2. | Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения зданий и обсуждает эффективность | ||||
3.3. | Задания вариативны, ученик имеет возможность выбора темпа урока, уровня сложности, способов деятельности. | ||||
3.4. | Есть технологическая карта урока | 2 | |||
| |||||
4.1. | Урок строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя- его воспроизведение-прямое или через выполнение простых заданий). | ||||
4.2. | На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследовательские, игровые, проблемное обучение, работа в группах или парах (подчеркнуть нужное или дописать) | 1 | |||
4.3. | Учитель дает задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции (пояснить, какие именно) | ||||
4.4. | На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников | ||||
5. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕФЛЕКСИЯ (значимость критерия обусловлена тем, что действующие стандарты ставят задачу по смещению акцентов с внешней оценки на самооценку, с контроля –на самоконтроль и рефлексию, то есть осмысление познавательного процесса и его результата. Кроме того, важен переход от оценивания «ошибки» к формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность через понимание причин успехов и затруднений. Есть также проблемы, связанные с фиксацией не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов обучения) | |||||
5.1. | Учитель использует только 5-балльную шкалу оценки | ||||
5.2. | Использует 5-балльную шкалу и объясняет критерии выставления балов. | ||||
5.3. | Учитель использует формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им. | ||||
5.4. | Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям. | 2 | |||
5.5. | Учитель создает возможности для самооценки по установленным критериям | 2 | |||
5.6. | Учитель организует эмоциональную рефлексию учеников (понравилось\не понравилось, как себя чувствовал на уроке) | 2 | |||
5.7. | Учитель организует системную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.) | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....