Яркие и самобытные герои рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Робак Людмила Анатольевна

Яркие и самобытные герои рассказа В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                Все мы родом из детства.

Антуан де Сент-Экзюпери

                 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом «Конь с розовой гривой», с характерами героев, отметить своеобразие языка.

 Задачи урока: 

а) образовательная – помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее;

б) развивающая – развивать творческие способности, воображение учащихся; развивать речевую культуру учащихся;

в) воспитательная – способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

 

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

 Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку? Тогда начнём.

II. Мотивация

    − Сегодня у нас 2-ой урок по произведению В.П. Астафьева.  На прошлом уроке мы узнали о жизни и творческом пути писателя и приступили к обсуждению рассказа.

− Вспомните, в каком году родился В.П. Астафьев? В каком месте? Кто воспитывал мальчика? Почему?

− Рассказ «Конь с розовой гривой» является самостоятельным произведением или это часть какой-то другой книги? Кому она посвящена?

III. Актуализация опорных знаний (слайды 1-8)

   − Сегодня мы продолжим работу по одному из рассказов книги «Последний поклон» − «Конь с розовой гривой». А сейчас − блиц-опрос!  Я показываю картинки – вы очень кратко отвечаете, какое отношение они имеют к рассказу (удочка, туесок, стриж, пряник, ягода, забор, лодка).

  − «Все мы родом из детства», − сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Как вы понимаете это высказывание?

         (Детство – это важнейшая пора в жизни человека. Именно в детстве формируется личность ребёнка, его характер. Именно о детях мы будем говорить сегодня).

IV. Объявление темы и целей урока (слайд 9).

  − Тема нашего урока сегодня «Яркие и самобытные герои рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».  Чем займёмся на уроке?

(Познакомимся поближе с героями рассказа, поговорим об их жизни, порассуждаем).

  − Вспомните, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (В основе рассказа лежит обман самого родного человека бабушки, и справедливое наказание).

  − Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

    (Вспомнив подобные ситуации в своей жизни, дети невольно поставят себя на место главного героя Вити, и он станет им чуточку понятнее.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon astafev._kon_s_rozovoy_grivoy_6_kl.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Яркие и самобытные герои рассказа В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой».

                                                                                                        Все мы родом из детства.

Антуан де Сент-Экзюпери

                 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом «Конь с розовой гривой», с характерами героев, отметить своеобразие языка.

 Задачи урока: 

а) образовательная – помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее;

б) развивающая – развивать творческие способности, воображение учащихся; развивать речевую культуру учащихся;

в) воспитательная – способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент 

 Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку? Тогда начнём.

II. Мотивация

    − Сегодня у нас 2-ой урок по произведению В.П. Астафьева.  На прошлом уроке мы узнали о жизни и творческом пути писателя и приступили к обсуждению рассказа.

− Вспомните, в каком году родился В.П. Астафьев? В каком месте? Кто воспитывал мальчика? Почему?

− Рассказ «Конь с розовой гривой» является самостоятельным произведением или это часть какой-то другой книги? Кому она посвящена?

III. Актуализация опорных знаний (слайды 1-8)

   Сегодня мы продолжим работу по одному из рассказов книги «Последний поклон»  «Конь с розовой гривой». А сейчас  блиц-опрос!  Я показываю картинки – вы очень кратко отвечаете, какое отношение они имеют к рассказу (удочка, туесок, стриж, пряник, ягода, забор, лодка).

  − «Все мы родом из детства», − сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Как вы понимаете это высказывание?

         (Детство – это важнейшая пора в жизни человека. Именно в детстве формируется личность ребёнка, его характер. Именно о детях мы будем говорить сегодня).

IV. Объявление темы и целей урока (слайд 9).

  − Тема нашего урока сегодня «Яркие и самобытные герои рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».  Чем займёмся на уроке?

(Познакомимся поближе с героями рассказа, поговорим об их жизни, порассуждаем).

  − Вспомните, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (В основе рассказа лежит обман самого родного человека − бабушки, и справедливое наказание).

  − Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

    (Вспомнив подобные ситуации в своей жизни, дети невольно поставят себя на место главного героя, Вити, а значит, он станет им чуточку ближе, понятнее.)

V. Работа над темой урока

   − Итак, в центре повествования случай из жизни мальчика Вити Потылицына, которого воспитывают бабушка и дедушка. Случайно ли повествование ведётся от первого лица?  

(Нет, это произведение автобиографическое.)

  − Главного героя неудержимо тянет в семью соседа Левонтия. Как к этому относится бабушка Катерина Петровна?

(Она против, соседи ведут не очень правильный образ жизни)

  −  ______________, поставь себя на место Вити. От его лица объясни, почему тебе очень хочется бывать у них?   ____________, представь себя в роли строгой Катерины Петровны.

    (Они меня жалеют, бабушка, а ты строгая, у них весело, угощают всем, что есть дома.)

   − Катерина Петровна, что вы скажете на это?

  (Соседи выпивают, не умеют вести хозяйство, тратят деньги бестолково. Они   грубые, дерутся.)

       

  − И, тем не менее, именно с ребятами из семьи Левонтия бабушка отпускает Витю за ягодами.

  Сценка.

Действующие лица: бабушка и внук.

Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Внук: Конём, баба?

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту сколько будет, внимания!

Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

  − Итак, зачем нужны ягоды? (Продать, купить пряник)

  − Подумаешь − пряник! Что удивительного в нём?! Зачитайте фрагмент (стр. 64), в котором говорится о том, что почувствовал герой, когда узнал об этом.

  − А почему у него такая радость?  Богато ли жили люди?

 (Небогато, события происходят после Гражданской войны. Пряник – это счастье для ребёнка, гордость и предмет зависти ровесников.)

 − Чем в композиционном плане является поход за ягодами? (Завязка действия)

− Обратимся к тексту. Откройте учебники на стр. 68. Проследим, как ведут себя ребята при сборе ягод. Страницу в тетради поделите пополам. На одной стороне напишите: левонтьевские ребятишки, на другой – Витя. Работаем в группах. Ваша задача: записать слова (в основном это будут глаголы), которые характеризуют поведение детей во время похода за ягодами.

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Левонтьевские ребятишки

Витя

бросали друг в друга

барахтались

принимались драться

дразнились

напластали

жрут ягоды

бьются

катаются

трудом своим заработать пряник

начали брать землянику радостную и дорогую

брал старательно

собрать скорее

скоро покрыл дно аккуратненького туеска

вздохнул с облегчением

              ЗАЧИТАТЬ

− И вот… левонтьевские собрались на речку. С такой работой много ягод все равно не наберёшь. А Витя не может идти. Почему?

 (Бабушке обещал, ещё не набрал полный туес.)

− Сейчас ребята представят эпизод, который произошёл на увале.

Инсценировка.

 – Бабушки Петровны испугался? Эх ты! (Санька)

– Зато мне бабушка пряник конём купит! (Витя)

– Может, кобылой? Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный! (Санька)

– Я?! (Витя)

– Ты! (Санька)

– Я? (Витя)

– Ты, ты! (Санька)

– Жадный? (Витя)

– Жадный! (Санька)

– А хочешь, все ягоды съем? (Витя)

 – Слабо! (Санька)

– Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)

            – Я ещё у бабушки калач украду! (Витя)

– Давай!  Только одного калача мало!  Шанег прихвати!  А лучше ещё и пирог!

Лишнее не будет! (Санька)

– Ладно! (Витя)

         

     − Я вижу, что вы улыбаетесь. В какой-то мере это действительно смешно.  Но если вдуматься?  Какие же качества проявляют при этом левонтьевские ребята?

(Зависть, злоба, понимают, что Вите достанется, а все равно подначивают его.)

− А чем является в композиции произведения этот эпизод? (Кульминацией.)

− Итак, Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивает мальчика: «Бабушки Петровны испугался!» и Витя попадается «на уду». Вите важно стало не спасовать, не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Навалилась левонтьевская орда, и ягоды, с таким трудом собранные мальчиком, вмиг исчезли.

− Стоит только начать совершать злые поступки и уже трудно остановиться. Вспомните, что делают ребята на реке. Какие проявляют при этом качества?

(Растерзали рыбу, убили стрижа)

− Наступает вечер, пора домой, в туеске ничего нет, а пряник-то хочется… Это ж мечта! На что подбивают так называемые друзья Витю?

(На обман: траву в туесок – вместо ягод.)

− Как к обману относятся левонтьевские ребята?  

(Им это не в первой, они так часто делают, и им за это ничего дома не бывает.)

− Витя всё-таки обманывает бабушку, и она уезжает с пустым туеском в город, чтобы стать самой обманщицей и испытать стыд перед дамочкой, решившей купить у неё ягоды. Витя ещё и крадёт калач… Что испытывает Витя, пока ждёт бабушку? (Муки совести)

− Пытался ли он исправить ситуацию, рассказать ей обо всём?

(Да, хотел утром рассказать, но проспал, ещё и деда не было дома, он бы помог.)

− Чем занимается Витя в отсутствие бабушки?

(Идёт на рыбалку. День чудесный, но ему не радостно.)

 − Удалось ли ему отвлечься от ужасных мыслей, мук совести? (Нет)

− А что левонтьевские ребята? Пожалели? Поддержали?

 (Нет, смеялись, дразнили.)

−Когда вы читали рассказ, что вы предполагали увидеть в финале? Как представляли себе развязку действия? (Бабушка накажет Витю.)

Бабушка (слайд 10)

− Ругала его бабушка?  (Ругала, позорила перед другими, но простила)

− Зачитайте финал рассказа (стр. 80)

− Почему бабушка простила внука?

(Любила, жалела, ведь он сирота, догадалось, что это его левонтьевские подбили на злое дело. Как мудрая женщина, поняла, что нужно добром воспитывать ребёнка. Зло порождает только зло. Преподала внуку урок доброты и прощения).  

−  Докажите, что Витя усвоил этот урок? (Последние слова рассказа)

− Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание.                                               Мальчик Витя вырос, стал писателем и написал книгу «Последний поклон», отблагодарив таким образом свою бабушку за любовь, заботу и добро.

            VI. Рефлексия

     Рассказ В. П. Астафьева, построенный на впечатлениях детства, поучителен. Он приоткрывает мир детства, когда во всем хочется самому разобраться, когда маленький человек постигает не только окружающий мир, но и окружающих людей. Круг общения главного героя не так велик, но определенный опыт взаимоотношения с разными людьми он получил. После чего стал ценить самых близких людей, стал разборчивее в выборе друзей.  Чтобы принять решение, надо прислушаться к самому себе, а не идти на поводу у кого-либо. Герой рассказа слишком доверчив, но его сердце открыто для всех, он добрый, честный, чувствительный и благодарный. А бабушка Катерина Петровна настолько щедра на доброту, что всем окружающим ее людям хватит. «Против всего можно устоять, но не против доброты».

− А какие уроки вы извлекли из этого произведения?

(Нужно быть честными, не поддаваться чужому влиянию, быть добрыми, уметь прощать, раскаяние приносит облегчение)

V. Выставление оценок

VII. Домашнее задание (слайд 11) 

1. Перечитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».

3. Индивидуальное задание: подготовить презентацию и устный рассказ биографии писателя (кратко) В.Г. Распутина.

4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «История создания рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....

Конспект урока в 6 классе «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема: «Подготовка к домашнему сочинению. Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».Класс: 6....