А.С.Пушкин «Дубровский». Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Бекмамбетова Ферузе Ризаевна

Открытый урок в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.61 КБ
Office presentation icon 000c623c-eb9a8a08.ppt1.18 МБ

Предварительный просмотр:

17.10

Урок №

Урок литературы в 6 классе

Тема: А.С.Пушкин «Дубровский». Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.

1.Организационный момент

- Здравствуйте, я рада вас приветствовать. Сегодня на уроке мы продолжаем работу над романом А. С. Пушкина «Дубровский». На предыдущих уроках, посвященных пушкинскому произведению, мы делились своими впечатлениями, искали ответы на авторские «загадки», создавали обложки к роману. Вы видите свои работы на доске. Надеюсь, и сегодняшний урок запомнится вам!!!

4.Работа над формулировкой темы через приём «Да-нетка»

Задание: Я загадала что-то. Вам необходимо найти ответ, задавая вопросы, на которые я могу ответить «да», «нет», «да и нет». Например, этот предмет можно потрогать, это предмет мужского рода, может ли человек обойтись без него??? Сегодня я загадала то, что французский писатель 17 века сравнил с привидением…

(«Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел» Ларошфуко «Максимы»)

Почему Ларошфуко сравнил любовь с привидением? Согласны ли вы с этим утверждением? Почему сегодня я загадала именно это слово? Правильно на сегодняшнем уроке мы будем говорить об истории любви Маши и Владимира. Запишите тему урока…

- Чьё чувство возникло раньше: Маши или Владимира? Докажите по тексту. («как небесное видение», «видеть ваше белое платье», «следовал за вами», «счастливый мыслью»

«Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно».)

- Можно ли любовь Владимира назвать красивой, возвышенной? (Такую любовь называют романтической!!! Такую любовь ждала Маша, воспитанная на зарубежных романах)

- Как возникла любовь Маши к Дефоржу?

- Сейчас вам придется ответить на очень сложный, взрослый, вопрос. Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести?

 («Пока люди любят, они прощают», - говорил Ларошфуко. И действительно именно любовь подводит Дубровского к христианской заповеди: не отвечай на зло злом, прощай врага своего, не убий. Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести. )

Просмотр фрагмента из фильма «Дубровский» (1936г.) «Сцена в беседке».

- Почему Дубровский признался Маше, что он не Дефорж?

- Какие обстоятельства разлучили Машу и Дефоржа?

- Как отреагировала Маша на предложение князя Верейского стать его женой? Кто более неприятен и жесток: Троекуров или Верейский? Почему?

 -  Неравные браки в те времена были частыми. Давайте обратимся к картине Пукириева «Неравный брак». Похожи ли герои картины на Машу и Верейского?  (Верейский был старше Маши на 33 года!)

- Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?

- Маша убеждает, плачет, грозит отцу, но свадьба неминуема. Почему она обращается к Дубровскому? (Маша решается выйти замуж за Дубровского от отчаяния: «Главное было для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».)

Звучит рус. народная песня «У церкви стояла карета»

- Что вы представили, слушая эту песню? Как можно озаглавить этот эпизод?

Эпизод « День венчания Марии Кириловны», глава 18, стр.131)

- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет? Радость, ожидание чуда

- А как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? Давайте найдем и прочитаем (с. 131).

Как можно прокомментировать этот отрывок? Ей безразличен ее наряд. Она все еще надеется, что свадьба не состоится.

- Какой увидел свою невесту князь Верейский в церкви? Как он к этому отнесся и почему? Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кириловны, и это выдает в нем человека черствого и бесчувственного.

- О чем Машенька могла в этот момент думать?

- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды…

Найдем, как про это пишет Пушкин. (с.132)

- Какие слова говорят об отношении Машеньки к Верейскому?

Ответ ученика: «немилый супруг».

- Почему Пушкин подчеркнул бесчувственность ее взгляда, когда они вышли из церкви? Ответ ученика: Ей теперь все безразлично, ничто не может теперь ее развеселить.

- Где же Дубровский? Так сильно ждала его и надеялась на свое спасение Мария Кириловна? Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.

- Прокомментируйте эпизод нападения на свадебный поезд (с. 133) (Мария Кириловна отказывается бежать с Владимиром, она дала клятву перед Богом о верности своему мужу и не отказывается изменить ему, хотя всем сердцем и душой любит Дубровского, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве долга и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и долг для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини “Дубровского”, и жизненная драма.)

Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?(Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.)

- Читаем последние строки этой главы (читает учитель).

Как они характеризуют Дубровского? ( Он сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство. )

4. Подведение итогов. Выводы.

- Вот мы и разобрали эту главу. Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?

Выводы: 

1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми

2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.

3) Он отказался от мести ради любви.

4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кириловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.

- Тема, поднятая Пушкиным в этом эпизоде, была характерна для 19 века. Она раскрывалась и в других видах искусства, песню мы уже прослушали, а теперь рассмотрим картину Василия Пукирева «Неравный брак».

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Что помешало счастью Владимира и Маши?

5. Выставление отметок за урок.
     
6. Домашнее задание.
Написать ответ на вопрос: «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой Александр Сергеевич Пушкин «Дубровский».

Слайд 2

Цели урока: продолжить знакомство с содержанием романа «Дубровский»; проанализировать историю любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского; развивать навыки выразительного чтения; развивать навыки работы в группах; воспитывать духовно-нравственные качества личности.

Слайд 3

«…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».

Слайд 4

«Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…»

Слайд 5

Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

Слайд 6

Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положил на нём свою неизгладимую печать.»

Слайд 7

Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать?

Слайд 8

МАША ТРОЕКУРОВА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе. "Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой"

Конспект урока для учащихся 6 класса.Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах произведения....

Маша Троекурова и Владимир Дубровский

Урок литературы о общих и различных чертах героев повести "Дубровский"...

«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладимира Дубровского и Маши Троекуровой».«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладим...

«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»....

Конспект урока по литературе в 6 классе «А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

Конспект урока по литературе в 6 классе«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладимира Дубровского и Маши Троекуровой»Цель урока: помочь учащимся разобрат...