«Младшие символисты. Роль А.А. Блока, Андрея Белого, Вяч. И. Иванова в эволюции символизма»
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Данный материал предназначен для работы на уроке литературы при изучении темы "Поэзия Серебряного века". Материал поможет более детально изучить поэзию младосимволистов, их роль в эволюции символизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи урока Цель: определить роль А.А. Блока, Андрея Белого, Вяч . И. Иванова в эволюции символизма Задачи: дать понятие о символизме; охарактеризовать творчество основоположников символизма Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга Николай Александрович Ярошенко «Всюду жизнь» (1888)
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга Лев Самойлович Бакст «Античный ужас» (1908)
«Серебряным веком» в сравнении с «золотым», пушкинским, в истории русской культуры принято называть конец XIX – начало XX столетия . ! Новая концепция мира и человека в этом мире ! Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Одилон Редон «Пегас» Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
Символисты «Старшие» «Младшие» Мифичность, восхваление человека, обращение вглубь веков Аппелируют тайнами мира,воспевают Душу мира, Красоту, Прекрасную деву Творчество— подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
Эстетика символизма: 1) За грубой и скучной повседневностью скрывается таинственный идеальный мир, который можно раскрыть только при помощи символов-намёков; 2) Задача поэзии – выразить всю жизнь через эти символы особым языком, богатым поэтическими интонациями; 3) Только искусству дано приникнуть в суть бытия, так как оно способно постичь мир всесильной интуицией. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
Основные черты символизма : → Двоемирие : уход от реального земного и создание идеального мира мечты и мистики, существующего по законам Вечной Красоты; → Образы-символы: язык предчувствий, намёков, обобщений, таинственных видений, иносказаний; Одилон Редон «Призрак» Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
→ Символика цвета и света: лазурь, пурпур, золото, тени, мерцание; → Поэт – творец идеальных миров – мистического, космического, божественного; → Язык: ориентация на классический стих, изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога, отношение к слову, как к шифру, знаковое наполнение обыденных слов. Одилон Редон «Весна» Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
«Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб) Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга Предчувствую Тебя И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя. В. Соловьев Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 1901 г
«Стихи о Прекрасной Даме» Мотив – рыцарь стремится к Прекрасной Даме Символы: з аря , звезда, солнце, белый цвет , ветер, утро , весна, зима , ночь, синие , лиловые миры, одежды, болото, « чорный » Всякое стихотворение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звёзды. Из-за них существует стихотворение. А. Блок Смерть и время царят на земле, Ты владыками их не зови. Всё, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь Солнце Любви. «Царица смотрела заставки…» «Мы встречались с тобой на закате…» «Не сердись и прости. Ты цветешь одиноко» Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга Во храме Толпа, войдя во храм, задумчивей и строже… Лампад пунцовых блеск и тихий возглас: «Боже…» И снова я молюсь, сомненьями томим. Угодники со стен грозят перстом сухим, лицо суровое чернеет из киота да потемневшая с веками позолота. Забил поток лучей расплавленных в окно… Всё просветилось вдруг, всё солнцем зажжено: и «Свете тихий» с клиросов воззвали, и лики золотом пунцовым заблистали. Восторгом солнечным зажженный иерей, повитый ладаном, выходит из дверей . 1903 Храм Преподобного Серафима Саровского
Символ соединяет вечное с его пространственными и временными проявлениями, это окно в Вечность. А.Белый обнаружил себя не лириком, а мыслителем; п оявление христианских тем и мотивов (красный угол, храмы, иконы) «Во храме» (1903) «Церковь» (1921) «Пророк» (1922) Всё просветилось вдруг, всё солнцем зажжено: и «Свете тихий» с клиросов воззвали, и лики золотом пунцовым заблистали. Восторгом солнечным зажженный иерей, повитый ладаном, выходит из дверей Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга Gratiae plena Мария, Дева-Мать! Ты любишь этих гор Пещеры , и ключи, и пастбища над бором, И дани роз Твоих от пастырей, чьим взорам Являешься , надев их бедных дев убор. Пречистая , внемли! Не с ангельским собором, Клубящим по небу Твой звездный омофор, Когда за всенощной Тебя величит хор,— Владычицей Земли предстань родным просторам! Полей , исхоженных Христом, в годину кар Стена незримая, Ты, в пламени пожаров Неопалимая , гнала толпы татар. К струям святых озер, с крутых лесистых яров Сойди , влача лазурь,— коль нежной тайны дар И древлий Радонеж, и девий помнит Саров!
Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своём значении. Вячеслав Ивано в поэтическая книга «Кормчие звезды », идеалы любви, красоты и служения Богу. Мы - двух теней скорбящая чета Над мрамором божественного гроба, Где древняя почиет Красота . Единых тайн двугласные уста, Себе самим мы - Сфинкс единой оба. Мы - две руки единого креста. «Любовь» «Ночь» «Сон» Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга Анализируя стихотворения… У А. Блока Прекрасная Дама — это слияние земной женщины и Пресвятой Девы. Она предстаёт в трёх обликах: в космическом восприятии — это Душа мира, в религиозном — это Царица Небесная, в повседневном — это нежная, немного надменная девушка. В цветовом отношении стихотворение А. Белого построено на контрасте черного, темного и золотого, светлого 4 и делится на две равные части по три двустишия. В стихотворении В. Иванова мы видим образ Богоматери, Владычицы Земли, Покровительницы мира, Хранительницы мудрости и вечности.
Журнал «Весы » (1904 ) - центральный теоретико-публицистический орган символистов, знаменовал начало короткого, но насыщенного младосимволистского этапа в существовании школы, и этап этот прежде всего связан с развитием идей Соловьева. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
Домашнее задание Используя материал урока , проверьте свои знания, ответив на следующие вопросы: 1) Что повлияло на появление такого направления, как символизм? 2) Чем символизм отличается от других литературных течений? 3) Прочитайте стихотворение А.А. Блока «Ты отходишь в сумрак алый…» и найдите символы, используемые автором. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 385 Красносельского района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Романтический мир раннего Блока.А. Блок и символизм.(11 класс)
Урок разработан по учебнику литературы 11 кл. под редакцией Журавлева. Он содержит анализ ранней лирики А Блока из различных сборников,а также прослеживает постепенный переход поэта от символизма...

Урок по литературе. Цветовая символика Петербурга Андрея Белого (на примере трех стихотворений из цикла «Город»)
Урок представляет собой углубление представлений об образе Петербурга в лирике позднего А. Белого у старшеклассников, способствует освоению первоначальных знаний о семантике цвета. Разработан на матер...

Тест для 11-го класса по символизму и символистам (Брюсов, Бальмонт, Белый)
ТОЛЬКО ДЛЯ КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ!На первой страниц тест для учеников, на второй - для учителя (там вписаны/выделены жирным шрифтом верные ответы)....

Условия успешной адаптации к школе. Возрастные особенности младших подростков. Роль семьи в учебной мотивации
Здравствуйте, уважаемые родители! Переход в среднее звено – это важный момент в жизни школьника. Здесь у них начнётся новая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, н...
Символизм. Творчество русского символиста В.Я. Брюсова
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству В.Я. Брюсов...

Интеллектуальное развитие младших школьников: роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС
Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности....