Материалы для презентации "Синтаксические нарушения в речи"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Маслова Наталья Петровна

Материалы  для презентации "Синтаксические нарушения  в речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaxicheskie_narushenia_v_rechi.docx409.63 КБ

Предварительный просмотр:


Синтаксис

  • Это раздел языкознания, который изучает синтаксический строй языка, типы и правила построения словосочетаний и предложений.

 

  • Синтаксические нарушения – это нарушения в построении словосочетаний и предложений.         

Виды нарушений

  • Ошибка в построении предложения                          с деепричастным оборотом
  • Ошибка в построении предложения                          с однородными членами
  • Ошибка в построении сложноподчиненного предложения
  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Неправильное употребление формы существительного с предлогом

Ошибка в построении сложноподчиненного предложения

  • Правильно!
  • Андрей Болконский подумал, что его жизнь кончена в 31 год.  

 

  • Для Островского школой стал Малый театр, с которым связана большая часть его жизни.

 

  • Ошибка!
  • Андрей Болконский подумал то, что его жизнь кончена в

31 год. (часть то лишняя)

 

  • Для Островского, с которым связана большая часть его жизни, школой стал Малый театр. (придаточное предложение расположено не в той части предложения)  

 

Неправильное употребление формы существительного с предлогом

  • Предлоги благодаря,         Запомните! вопреки, наперекор,          

согласно употребляются                По прибытии с существительными                            По приезде в дательном падеже                      

  • По возвращении 

(кому? чему?)

 

  • Справился благодаря

(чему?) помощи друга

  • Действовал вопреки 

(чему?) просьбам матери

  • Двинулся наперекор

(чему?) судьбе

  • Приняли согласно (чему?) закону

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  • Правильно!
  • Героизм и трусость переплелись  в поступках персонажей.
  • Многие из тех, кто увлечен астрономией, знают происхождение небесных тел.
  • Никто из присутствующих не хотел признавать своих ошибок.
  • Нарушение!
  • Героизм и трусость переплелОсь  в поступках персонажей.
  • Многие из тех, кто увлечен астрономией, знаЕт происхождение небесных тел.
  • Никто из присутствующих не хотелИ  признавать своих ошибок.

 

 

Ошибка в построении предложения  с деепричастным оборотом

 

  • Подъезжая к станции, с моей головы слетела шляпа. (ошибка)

   Верные варианты:

  • Подъезжая к станции, я потерял шляпу.  
  • Когда я подъезжал к станции, с моей головы слетела шляпа.

 

  • Действие, которое выражается глаголом            и деепричастием, должен выполнять один объект!

Ошибка в построении предложения        с однородными членами

    Правильно!

  • Россию в своих произведениях воспевали не только поэты, но и писатели. (союз не только, но и)

 

  • Я люблю музыку и спорт.

    Я люблю слушать музыку и заниматься спортом.

 

  • Мать верила в своих детей и надеялась на них.  (верила в кого? надеялась на кого?)

    Нарушение!

  • Россию в своих произведениях воспевали не только поэты, а также писатели. (нельзя менять части союза)

 

  • Я люблю музыку и заниматься спортом. (нельзя соединять разные части речи)

 

  • Мать верила и надеялась на своих детей. (глаголы требуют разных падежей)

Задание. Отредактируйте предложения и запишите их в тетрадь, определите и укажите (в скобках) вид синтаксического нарушения.

  1. Убив старуху Алену Ивановну, Раскольникова мучила совесть.
  2. Согласно приказа директора все кабинеты были опечатаны, а работники уволены.
  3. Я с радостью, которая случилась со мной в поездке, рассказал друзьям историю.
  4. Я призываю вас беречь и заботиться о своих родителях.
  5. Сто сорок депутатов прибыло на московскую международную конференцию.
  6. Экскурсия не только имеет познавательную ценность,            а также серьезное историческое значение.

 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Тренировка баланса для коррекции нарушения осанки у детей и подростков при нарушении речи с использованием тренажера ТРХ»

Доклад на семинар 17.12.2013 в Лицеи №1457 - "Практическое использование инновационных программ в образовательном процессе в рамках 3-го урока физической культуры"тема:  «Тренировка баланса для к...

«Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта»

Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...