Урок в 7 классе на тему:"Величие русских женщин"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок литературы в 7 классе по теме "Величие русских женщин"(поэма Н.А.некрасова "Русские женщины"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан
        МБОУ   Азевская основная общеобразовательная школа
       Агрызский муниципальный район Республики Татарстан

                   

 

Урок по литературе в 7 классе на тему:

«ПОЭМА Н.А.Некрасова «Русские женщины». Историческая основа. Величие русских женщин»

Выполнила:

Кузнецова Любовь Витальевна
 учитель русского языка и литературы

МБОУ АМР РТ

 Азевская  ООШ  

 Адрес :

422218 Республика  Татарстан  
Агрызский район
 село Азево  ул. Советская дом 81                                  

 

2020-2021

Главной целью урока является повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работать с текстом. На уроке применены такие технологии, как перевернутое обучение, технологии развития критического мышления. Учащиеся используют свои знания при заполнении рабочих листов. Выполняя различные практические задания. Урок способствует воспитанию уважения к женщине, способной совершить самоотверженный подвиг во имя любви, способствует воспитанию патриотизма.

Тема урока

ПОЭМА Н.А.Некрасова «Русские женщины». Историческая основа.

Величие русских женщин.

 
Цель урока: 
-формирование у учащихся 7-го класса одного из основных метапредметных результатов обучения – смыслового чтения и работы с информацией (повышать уровень читательской грамотности через формирование умений работы с текстом)

-научить детей способам работы с текстом, чтобы они могли перенести эти умения на тексты из других предметных областей

Учебной ситуацией на уроке является текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач, познакомить с поэмой русские женщины; создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.

Задачи:

1) формировать навык анализа произведения, умения выделять главное через анализ поступков героев;

2) создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины; способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма; развивать речь учащихся, умение размышлять на заданную тему;

3)воспитывать чувство уважения к женщине, способной совершить самоотверженный подвиг во имя любви.

Ход урока:

I.ОРГ.МОМЕНТ

-физминутка для глаз

-ваше настроение (показывают смайлики)

-сегодня работаем на рабочих листах

1. Вступительное слово учителя

«Есть женщины в русских селеньях

С покойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдёт, будто солнцем осветит,

Посмотрит – рублём одарит!»

ВОПРОС:

 1.Из какой поэмы эти строки? Какова тема поэмы? Кто автор?

(Это отрывок из поэмы «Мороз-красный нос», в которой Некрасов восхищается обыкновенной крестьянкой - русской женщиной. Тема женщины – одна из главных тем в творчестве поэта).

2.Что вы можете рассказать о поэте? ( Используется  стенд о Некрасове)

3. Какое произведение ВЫ читали дома? Сегодня мы используем технологию перевернутого обучения (читаем дома, в классе выполняем практические задания)

-что ВЫ читали дома?

II .СЕГОДНЯ МЫ ВЫПОЛНИМ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Н.А. НЕКРАСОВА «Русские женщины»

1.Запишите тему и эпиграф урока

ПОЭМА Н.А.Некрасова «Русские женщины». Историческая основа.

Величие русских женщин.

                   

ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ! ЕДВА ЛИ

В ИСТОРИИ КАКОЙ - НИБУДЬ СТРАНЫ

ВЫ ЧТО – НИБУДЬ  ПРЕКРАСНЕЕ ВСТРЕЧАЛИ.

ИХ ИМЕНА ЗАБЫТЬСЯ НЕ ДОЛЖНЫ.

 

2. Ваши цели. (Запишите на листочкам ваши цели на сегодняшний урок и прикрепи их на «дерево предсказаний. В конце урока мы проверим, добились ли вы 3.Составление интеллектуальной карты  

Н.А.Некрасов (все, что ВЫ знаете о поэте, его произведения, темы произведений, главные герои)

4.Составляем кластер ЖЕНЩИНА (по произведениям автора)

5.Составляем синквейн ЖЕНЩИНА (по произведениям автора)

6.Вопрос: Какое историческое событие легло в основу поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»?

Выступление учащихся. (Ученик, изучивший эту тему, подготовил сообщение, изложить материал ему помогут другие ученики)

Ученик: Есть такие даты в календаре, которые знает и должен знать каждый русский человек. Это день декабристского восстания на Сенатской площади – 14декабря 1825года. Декабристы. Лучшие люди России, дворяне, офицеры, богатые и знатные. Что заставило их выйти на Сенатскую площадь? Против чего они протестовали?      

 Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Ученик: Страна была опустошена, города и села разрушены и сожжены, посевы уничтожены. Бывшие солдаты и ополченцы возвращались в родные села и города. Солдаты, освобождая Европу, видели, насколько свободнее там живет простой народ, там прошли буржуазные революции, народ получил свободу слова, печати, выступлений. Населению были предоставлены Конституции, не было крепостной зависимости.  Возвратившись на Родину, русские солдаты и офицеры ожидали, что в России начнутся какие-то изменения, произойдет облегчение участи крестьян. Но этого не произошло.

Ученик: Мне хотелось бы добавить еще данные из дневников заговорщиков. Матвей Муравьев-Апостол писал: «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже саму жизнь, ради любви к Отечеству было нашим побуждением». Таким образом, постепенно в эти годы складывалась общность людей, ставящих благо России выше личного блага, понимавших, что без коренных перемен, без свержения самодержавия и уничтожения крепостничества невозможно двигаться вперед.

Ученик: В 1821-22 годах возникли два тайных общества «Северное» в Петербурге и «Южное» на Украине. Общества понимали, что выступать им нужно совместно, поэтому выбрали время для военного переворота –лето 1826 года, но события развернулись иначе. Внезапно умер после недолгой болезни император Александр I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Будущие декабристы решили воспользоваться создавшимся положением и выступить в день принятия присяги Николаю Романову. Местом выступления была избрана Сенатская площадь в Петербурге. «Диктатором» восстания накануне был назначен С.П. Трубецкой.  

 Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Ученик: Утром 14 декабря Россия впервые видела революцию. И хотя восстание закончилось трагически, люди, вышедшие на Сенатскую площадь, навсегда останутся в памяти России. Участников восстаний арестовывали в полках и в родительских усадьбах, хватали на пути в Петербург или Москву, при попытках перейти границу.

Ученик: Для расследования декабрьских событий высочайшим повелением была создана Следственная комиссия. Всего было арестовано 579 человек, виновными признали 289.  Обстановка допросов была тяжелой. Царь Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно-доброжелательно, с другими оскорбленно строго.

Декабристов судили как уголовных преступников. Николай I сам давал распоряжения: «Присылаемого Рылеева посадить в Алексеевский равелин, без всякого сообщения с другими, дать ему бумагу и что будет писать приносить мне ежедневно.

Бестужева по присылке, равно и Оболенского велеть заковать в ручные железа и посадить под строжайший арест.

Якушкина заковать в ножные и ручные железа, поступать с ним строго и не иначе содержать, как злодея»

Ученик: Через полгода участь декабристов была решена

Пятерых самых опасных преступников - П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, П.Г. Каховского приговорили к четвертованию. Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти всем разрядам. Пятерым четвертование заменили на повешение.

На разные сроки каторги осудили около 111 обвиняемых; 9 офицеров были разжалованы в рядовые.

Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, эполеты и ордена, сломали над их головами шпаги.

Учитель: Давайте оценим содержание сообщения.

Учитель:  В июле 1926 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них. Таков был умысел царя. В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, племянника. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, облегчить участь своих мужей, отправленных в на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния. Но женщин, удивительных русских женщин было не остановить никакими преградами. О подвиге этих удивительно хрупких и удивительно сильных душою и верных женщин создал своё произведение Н.А.Некрасов. Одиннадцать женщин, последовавших добровольно в Сибирь, разрушили умысел царя. Заключенным была запрещена переписка. Эту обязанность взяли на себя жены декабристов. Через письма, которые они писали своим родным, а также близким других каторжан, об узниках помнили, им сопереживали, старались облегчить их участь.

     Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся.  А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”  Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами.

III. Работа с текстом.

1.- Кто является главной героиней первой части? С кем прощается княгиня Трубецкая?  Как провожает ее отец? Что говорит ему на прощанье героиня поэмы? Что узнаём мы о ней и её жизни до печальных событий?  

- Каков сюжет? (отвечают дети)

2.Выступление учащихся:

Историческая справка
Трубецкая Екатерина Ивановна (
21 ноября 1800 — 14 октября 1854Иркутск) — урождённая графиня Лаваль. Жена декабриста С. П. Трубецкого. Последовала за ним в Сибирь Дочь французского эмигранта, члена Главного правления училищ, позднее — управляющего 3-й экспедицией особой канцелярии Министерства иностранных дел Ивана Степановича Лаваля и Александры Григорьевны Лаваль . Екатерина и её сестры ни в чем не нуждались и не ведали отказа.

По отзывам современников, Екатерина Лаваль не была красавицей – невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая резвушка с прекрасным голосом. В 
Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, а в мае 1821 года вышла за него замуж. Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.

Событие 14-го декабря и отправление в Сибирь князя Сергея Петровича служили только поводом к развитию тех сил души, коими одарена была Екатерина Ивановна и которые она так прекрасно умела употребить для достижения высокой цели исполнения супружеского долга

Трубецкая первая из жён декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Екатерина Ивановна прибыла в Иркутск 16 сентября 
1826 года. 8 октября 1826 года партию ссыльных, в которой находился и С. П. Трубецкой, отправили в Нерчинские рудники. Некоторое время Трубецкая не знала, куда отправили мужа. По воспоминаниям Оболенского, Екатерина Ивановна обращалась к начальству с тем, чтобы было разрешено ей следовать за Сергеем Петровичем и «долго томили её разными уклончивыми ответами». В Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев — губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении.
Княгине предстоит проехать всю Россию. Куда она спешит, в какую сторону?

- Сегодня трудно представить себе, чем была Сибирь в те времена: «дно мешка», конец света, за тридевять земель. Для самого быстрого курьера - более месяца пути. Бездорожье, разливы рек, метели и леденящий душу ужас перед сибирскими каторжниками - убийцами и ворами.

3.УЧИТЕЛЬ:

Их было одиннадцать - женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них - незнатные, как Александра Васильевна Ентальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова. Но большая часть - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая. Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева. Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына. баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна , Камилла Ивашева.

Немногие декабристы дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году, после 30 – летней ссылки. Из 11 женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, трое остались здесь навечно. Александрина Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая.

Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская.

4..Чтение отрывка (…Я не раба…)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1.ЗАДАЙТЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ ДРУГ ДРУГУ (дети пишут вопросы, задают их друг другу)

2.Напишите какова идея поэмы (рабочие листы)?

3.Практическая работа.

Вы создатель сайта «Исторические даты». Что бы Вы написали о произведение Н.А.Некрасова и почему?

ИТОГОВЫЙ ВОПРОС:

-Какие ценности жизни ВЫ выбираете (любовь, преданность, богатство и др.)

РЕФЛЕКСИЯ.

- Проверяем! Добились ли Вы своей цели? (Открываем свои листы и читаем)

Д.З.Создайте рекламу произведения Н.А.Некрасова



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"

Урок называется "Подвиг любви бескорыстной". Название урока отражает и основные задачи...

Урок по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»

Урок по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»...

Конспект урока по ИЗО в 6 классе по теме "Величие подвига советского народа"

Данный урок построен на материале важного события Великой Отечественной - Сталинградской битвы. В этом году (2014) мы отмечаем 70 летие этой знаменательной даты. В основе практической работы лежит гра...

Презентация к уроку по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"

Данную презентацию целесообразно применять на вводном или первом уроке по поэме  Некрасова Н.А. "Русские женщины"...

Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"

Групповая работа на уроке позволяет интегрировать исторические факты и литературный анализ текста....

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 7 классе «Мужество и стойкость русской женщины » (по фрагментам повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»).

на примере повести показать мастерство писателя в создании человеческого характера, образа женщины – матери как воплощение высокой нравственности....