Урок "Повествование о любви в рассказе И.А.Бунина "Кавказ"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Методическая разработка урока в 8 классе по рассказу И.А.Бунина "Кавказ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Повествование о любви в рассказе И.А.Бунина "Кавказ" | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература. 8 класс. Урок по теме : «Повествование о любви в рассказе И.А.Бунина «Кавказ».
Автор : Рыспаева Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СШ №11.
Тема: «Повествование о любви в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».
Цели:
Образовательная: расширить представления учащихся о личности и творчестве И.А.Бунина; показать особенности творческой индивидуальности писателя; формировать навыки работы с художественной и справочной литературой; развивать навыки анализа текста.
Развивающая: формировать умение работать с информацией; формировать навыки создания мультимедийной презентации для предъявления итогового продукта в классе.
Воспитательная: повышение мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; формировать умение работать в паре.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Предметные результаты: умение анализировать художественный прозаический текст.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор, презентация.
Структура и ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организационный момент. | Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски) - Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! | Приветствие учителя. Показ тетрадей с домашними заданиями, задают вопросы, возникшие при выполнении работы. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция. | – Наш урок сегодня посвящён вечной теме в литературе и жизни. Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? ( А.П.Чехов «О любви») Прослущайте: Любовь, любовь – загадочное слово, -- Какой темой объединены эти строчки и рассказ А.П.Чехова? (Темой любви) - Tема любви одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Тема урока звучит так: « Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Кавказ». Повествование о любви . Мастерство Бунина-рассказчика. Запись даты и темы в тетрадь. | Ответы на вопросы учителя. | Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | Слово учителя (чтение) “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – эти слова из книги «Тёмные аллеи» могли бы повторить все «герои – любовники» у Бунина. При огромном разнообразии индивидуальностей, социального положения и т.п. они живут в ожидании любви, ищут её и, чаще всего, опалённые ею, гибнут. Слова И.Бунина послужат эпиграфом к нашему уроку: Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. И.Бунин - Бунин всю жизнь разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство.– Как вы понимаете слова писателя? (И несчастливая любовь, неразделённая – тоже для человека счастье, его опыт, который надо ценить) – Как вы думаете, любовь, несмотря на то, что приносит боль и страдание, всё равно счастье? – Используя слова СЧАСТЬЕ и ЛЮБОВЬ и знак препинания ТИРЕ, составьте свою формулу любви. (Любовь – счастье, счастье – любовь). Запись в тетрадь и пояснение. – Какова же цель нашего урока? Посмотрите записи в тетради. (В рассказе «Кавказ» найти формулу любви, поразмышлять о любви. (слайд- «Цели и задачи») | Анализируют эпиграф, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока. Слушают учителя, анализируют вопросы. | Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем |
4. Изучение нового материала. | Работа с биографией автора. Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года. Его родители – отец Алексей Николаевич и мать Людмила Александровна – принадлежали к старинному дворянскому роду, из которого вышло много знаменитых людей (поэт Василий Жуковский, географ-путешественник Семенов-Тян-Шанский и другие). Детство Бунина прошло в небольшом родовом поместье близ Ельца. Видимо, домашний учитель Николай Осипович Ромашков, человек образованный, знавший несколько языков, пробудил в маленьком Бунине страсть к стихотворству. Николай Осипович оказался оригинальным педагогом. Он учил Ваню по “Одиссее” Гомера. В 10 лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. Но проучившись там 4 года, оставляет её. Дальнейшее образование ему даёт старший брат – Юлий . Он прочёл своему младшему брату весь курс гимназии, а по отдельным предметам – курс университета. Бунин продолжает писать стихи и начинает писать рассказы. В 17 лет началась его литературная деятельность: вышел сборник его рассказов. Он знакомится со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. Но особенная дружба связывала его с Антоном Павловичем Чеховым. Чехов предсказал, что из Бунина выйдет “большой писатель”. Предсказание Чехова сбылось – Бунин был дважды награждён Пушкинской премией, с гордостью носил звание почетного академика Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, а в 1933 году он первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии. За шестьдесят лет литературной деятельности выпустил около тридцати книг стихов и прозы. Самостоятельно выучил английский язык. Переводил Байрона, американского поэта Генри Лонгфелло (особенно прославился переводом «Песни о Гайавате», 1898 г.), а также украинского поэта Тараса Шевченко. Больше всего на свете, кроме поэзии и прозы, он любил путешествия. Изъездил весь юг России, в Крыму был 6 раз, неоднократно навещал в Ялте А.П.Чехова, с которым был дружен. Много странствовал по Востоку (интересовался мусульманством и буддизмом), хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри; бывал на Цейлоне и в Африке. Сам писатель считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной драмой своей жизни. Тоска по Родине терзала его неотступно. Он ненавидел фашизм, отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами, приветствовал победу Советского Союза. После войны Бунину предложили приехать в СССР, но он – не без колебаний – все же отклонил это предложение. За границей Бунин написал 10 книг прозы, в том числе множество рассказов и повестей о любви. Любовь всегда была одной из главных бунинских тем. Темы и сюжеты для рассказов Бунину подсказывала сама жизнь: – первая любовь к Варваре Владимировне Пащенко длилась 5 лет, но не закончилась браком, потому что родители невесты были против этого союза, – женитьба на гречанке Анне Николаевне Цакне, рождение сына. Вскоре брак распался, а любимый сын Коленька умер в возрасте 5 лет от скарлатины. У Бунина детей больше никогда не было. С фотографией сына он не расставался до конца своих дней, – Вера Николаевна Муромцева стала верным и преданным другом до конца его дней. Иван Алексеевич Бунин не принял Октябрьскую революцию и 1920 году вместе с женой он навсегда покинул Россию, но долго мучился от разлуки с родиной. 33 года Бунин прожил во Франции, последние годы в крайней бедности. И.А.Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище Сен – Женевьев - де - Буа. Французы называют его РУССКИМ кладбищем Слово учителя - Возврат к фото: как вы думаете, почему в глазах немолодого уже писателя стоят слёзы? – ответы учащихся. – Знакомо ли вам слово НОСТАЛЬГИЯ? – Тоска по родине. Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу “Тёмные аллеи”. Это рассказы о любви: взаимной и прекрасной, неразделённой и мучительной, трагической. Сегодня мы будем говорить об одном из таких рассказов. Он называется “Кавказ» | Выступления детей Делают записи в тетрадь. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом. |
5. Физминутка. | Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) | Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями | Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний. | Обсуждение рассказа. (Домашним заданием было прочитать рассказ.) - Когда и где происходит действие рассказа? (Сначала в Москве, потом на Кавказе). – Летом - подтверждение текстом. Слайды – Москва, Арбат начала 20 века. - Прочитаем первые три абзаца рассказа. Обратите внимание, какой эпитет выражает настроение героя? (Жил томительно)-- Счастлив ли герой в своём томлении? (Да, он любит) - Какой стилистический приём в словосочетаниях «была бледна прекрасной бледностью», «потрясало меня жалостью и восторгом» подчёркивает взволнованность героя, трепетность в любви и в то же время тревожность? (Оксюморон – соединение противоречивого). Этот приём писатель использует часто в своих произведениях. - Перескажите сжато сюжет рассказа. - В чём счастье и несчастье героев? ( Разные ответы по поводу несчастья: не могут быть вместе, смерть мужа героини…. Итог: счастье – в любви, несчастье – тоже в любви; но уже неразделённой, трагической. - В какой части рассказа мы видим, что герои счастливы? (В начале) - Всё ли так спокойно? (Нет, присутствует ощущение беды, опасности) Слово учителя. Бунин очень интересен как писатель. Он говорил, что главное для него – «найти звук, мелодию рассказа». К.Г. Паустовский говорил, что «у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения». -- Попытаемся найти звук, краски и свет в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Для этого разделимся на 3 группы и проанализируем эпизоды по вопросам и заданиям. – Предлагаю такие эпизоды (учитель указывает страницы и абзацы): 1 ряд - Эпизод 1 «Вокзал. Отправление поезда» 2ряд - Эпизод 2 «Утро в поезде и прибытие на место» до слов «… горячие, весёлые полосы света» 3 ряд - Эпизод 3 со слов «Когда жар спадал» с до слов « …смотрела поздняя луна» – Задания (на слайде): Найдите и выпишите слова, которые выражают: 1пара - цвет, свет, 2 пара-пространство, 3 пара- настроение и ощущения героев, 4 пара--звуки (на общую работу вам 5 минут ) Беседа (зачитывание ответов с примерами) – Как в связи с изменениями внутреннего психологического состояния героев рассказа Бунина «Кавказ» меняется окружающая их обстановка? – Вот что у нас получилось. ВЫВОД: (запись в тетрадь) краски от чёрно-белых в 1 эпизоде становятся цветными, яркими, сочными во 2 и 3 эпизодах.; пространство расширяется, появляется свет, прозрачность; настроение меняется от тревожного до радостного, счастливого, а звуки -- от глухих до сильных, выразительных. Художественно-выразительные средства в рассказе. Задание: какие средства художественной выразительности использует автор для передачи настроения героев, состояния окружающей среды? (Задание по группам: 1ряд - эпитеты, 2 ряд – метафоры, 3 ряд – сравнения; время работы 3-5 минут) – Вывод: эпитеты, метафоры, сравнения, – всё помогает автору «просто, точно» выразить свои ощущения. -- Какие средства встретились ещё? Олицетворение (глядела луна) -- Для передачи чувств и мыслей Бунин использует паузы – Синтаксис: тире, многоточие (запись в тетрадь ) ВЫВОД: Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, - выражаясь словами Бунина, - чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и поразительнейших деталей и оттенков. - Какую роль играет последний эпизод, описывающий бурю, удары грома? (Предвещает трагедию). В литературе, как вы знаете, это приём предвещания трагической развязки. - Действительно, сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть... Кто в ней виноват? (Мы , наверное, не имеем права судить героя и отвечать на этот вопрос) - Имеют ли право на счастье герои? (Да. Слова Бунина этому подтверждение – см. эпиграф) (Нет, разрушила жизнь мужа. ВЫВОД: однозначного ответа нет) - Вызывает ли сочувствие самоубийца? (Нет, сильный офицер не выдержал. Да, он глубоко несчастный человек, потерял цель и смысл жизни) Для русского дворянства и офицерства защита чести вплоть до риска жизнью была святым долгом. Муж героини, понимая, что он обманут, что его честь запятнана, не смог перенести предательство жены и жить с этим позором и предпочел смерть. - Почему же все-таки герои – муж и жена - не могли расстаться, не мучая друг друга, и разойтись, как это принято сейчас? Слово учителя - Бракоразводные процессы в дореволюционной России были исключены (0,4% от заключенных браков, в то время как сейчас эта цифра – 50%). - Мог ли он поступить иначе? (Дворянин, офицер должен был смыть позор кровью своей или противника) - Почему он стреляет в виски из двух револьверов? (Убивает в себе офицера, а потом человека) - Как Бунин через пейзаж показывает внутреннее состояние героев? - Почему автор назвал свой рассказ «Кавказ»? - Пейзаж помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг нее - реальность, грозящая катастрофой. - Каков же главный звук в рассказе? (Звук выстрела: пугающий и вместе с тем освобождающий от уз брака героиню. Он разрешил все проблемы). - Рассказ разделён на 2 части, резко отличающиеся одна от другой. Как называется такой композиционный приём в литературе? (Антитеза) - Что противопоставлено у Бунина? (Жизнь и смерть, любовь и предательство, ощущения героев в Москве и на Кавказе, цвет, свет, природа…) - В каком произведении вы встречали этот приём? (Л.Н.Толстой ,После бала») - На описание предчувствия счастья и само счастье влюблённых И.Бунин отводит 3 страницы текста, а на несчастье и смерть – 7 строчек. – Как вы думаете, почему? | Ответы на вопросы учителя. Анализируют рассказ. Делают выводы.
| Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке | - Какова же, по вашему мнению, основная проблема рассказа «Кавказ»? Посмотрите на эпиграф в тетради. (Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль) - Рассказ «Кавказ» драматичен и даже трагичен. Герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. |
Делают вывод | Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке | Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» | Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. | Напишите мини-сочинение «Бунин и я. Что нового открыл для себя?» , «Мое восприятие рассказа Бунина». Конспект биографии И.А.Куприна. Читать «Куст сирени». | Записывают д.з. в дневник | Регулятивные: принимают учебную задачу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"
Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....
Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"
Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....
Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.
На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...
«Всякая любовь – великое счастье». Тема любви в рассказах И.А.Бунина.
И.А.Бунин. Сборник рассказов "Тёмные аллеи". Удивительная, неповторимая книга о любви. Фрагменты урока, посвящённые автору, книге, рассказам "Тёмные аллеи", "Чистый понедельник", "Холодная осень"...
Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе с использованием технологии проблемного обучения. Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения и рассчитан на 2 часа....
Тема любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Данная презентация может быть использована на уроках литературы при изучении рассказа А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...
Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»
Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни И.Бунина, определить особенности изображения темы любви в ...