Технологическая карта урока «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Курочкина Евгения Александровна

Урок литературы в 8 классе «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени».

По типу урок художественного восприятия произведения.

На уроке обучающиеся познакомились с  с биографией А. И. Куприна и его рассказом «Куст сирени», обладающим высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства: любовь и счастье, совершенствовали навыки  анализа художественного текста;  учились  анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы; работали с учебником, раздаточным материалом; говорили о нравственных семейных ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»

Учебный предмет

Литература

Учитель

Курочкина Евгения Александровна

Класс

8 класс

Тип урока

Урок художественного восприятия произведения

Цели урока

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с биографией А. И. Куприна и его рассказом «Куст сирени», обладающим высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства: любовь и счастье.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки  анализа художественного текста;
  • развивать творческие способности;
  • учиться  анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы;
  • развивать умения обучающихся работать с учебником, раздаточным материалом;
  • развивать  коммуникативные компетенции.

Воспитательные:

  • обратить внимание  на  нравственные семейные ценности; воспитывать чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека;
  • продолжить формирование интереса к предмету;
  • осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Технологии, методы, приёмы

Проблемно-диалогический, личностно-ориентированный,   работа в группе, развитие творческих способностей.

Основные понятия, термины

Композиция, проблема, антитеза, нравственность

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Планируемые результаты

Предметный:

  •  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;
  •  определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  •  создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  •  работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

        

Личностный:

  • совершенствование  духовно-нравственных  качеств личности,  уважительного  отношения  к русской литературе;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет –ресурсы, учебник );
  • формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;

        потребность в самовыражении через слово.

Метапредметный:

  • самостоятельно формулировать  проблему и цели урока;
  • адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
  • оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения;
  • давать определения понятиям;
  • обобщать понятия;
  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
  • пользоваться изучающим видом чтения;
  • осуществлять сравнение;
  • излагать содержание прочитанного текста выборочно;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять анализ;
  • умение самостоятельно  организовывать  собственную деятельность, оценивать её, определять сферу  своих интересов.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная,  в группе, фронтальная.

Романс С.Рахманинова «Сирень».

Картина П.Кончаловского «Сирень в корзине».

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени».

Учебник по литературе 8 кл, часть 2/В.Я.Коровина и др.

Технология обучения

Этап

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

Приветствие учителя. Включение в работу.

Учащиеся проверяют готовность к уроку

Регулятивные УУД (осуществлять

самоконтроль;

слушать и

понимать

речь других)

Мотивация. Актуализация знаний и мыслительных процессов

Слайд с портретом А.И.Куприна

- Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном произведении

А.И. Куприна «Куст сирени». Этот рассказ был написан в 1894 году, опубликован 17 октября 1894 года в газете «Жизнь и искусство». Рассказ, который мы будем анализировать сегодня, называется «Куст сирени».

Слушают информацию учителя

Регулятивные УУД (определять границы

собственного знания (незнания); слушать и понимать речь учителя)

- Перед вами репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Какие чувства, ассоциации у вас вызывает? Почему?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Значит, сирень – цветок влюблённых.

В мифологии  – символ Вселенной, а сирень имеет 4 лепестка. А ещё есть и пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Сирень – символ доброты и великодушия. Сирень символизирует личность отзывчивую, чуткую и сердечную.

- Как вы думаете, почему так называется рассказ?

(Ассоциации записать на доске)
Пишут на доске, говорят:
«Сирень – солнце, весна, тепло, красота, счастье, любовь и т.д.
Я чувствую запах сирени, любуюсь её красотой.

Рассказ так называется, потому что именно сирень приносит героям счастье

Регулятивные УУД (определять границы

собственного знания (незнания); слушать и понимать речь учителя)

Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, какова тема этого произведения?

- На какой вопрос необходимо ответить в конце урока?

О любви, о счастье, о взаимоотношениях людей. (Запись темы в тетради)

-Какой видит любовь А. Куприн?

Регулятивные УУД

(определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления, обнаруживать и формулировать учебную проблему).

Проблемное объяснение нового материала

Анализ текста

Слайд с толкованием слов

а) Словарная работа

В тексте рассказа встречаются незнакомые для вас слова, некоторые даже устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование. Эту работу выполнила в качестве домашнего задания (имя ученицы).

Индивидуальное задание презентация (педант, ридикюль, ломбард, солитер)

Познавательные УУД

(умение использовать презентацию)

Коммуникативные УУД

(оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации)

Слайд с частями рассказа

б) Работа с текстом

 - На сколько частей можно разделить произведение? Озаглавьте их.

Дайте краткое описание содержания частей

1 часть – «Горе» (Алмазов приходит домой убитый горем)

2 часть – «Надежда» (молодые супруги посещают оценщика и садовника)

3 часть – «Счастье» (Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось)

Познавательные УУД (установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений; доказательство; давать определения понятиям)

Слайд

- Какой приём лежит в основе построения композиции рассказа?

Антитеза

-Какую жизненную проблему нужно было решить героям?

Найти выход из трудного положения: помочь герою всё-таки поступить в академию.

Познавательные УУД (формулирование проблемы)

Слайд

Слайд с заданием.

Раздаточный материал

- Это проблема, которая встала перед персонажами рассказа. Нам нужно определить проблему, поставленную в произведении. Прийти к её определению помогут герои, их поступки, характеры.

Поговорим об образах главных героев

- Сейчас вы будете работать в парах (группах):

1 и 2 ряды готовят карты о персонажах (Николае и Верочке по рядам);

Инструкция:

  • Подчеркните в тексте строки, в которых описывается поведение героя;
  • Подготовьте рассказ о том, как ведёт себя герой в сложившейся ситуации;

Определите, какие черты характера героя проявляются в данных ситуациях. Выпишите их на листок (раздаточный материал)

Работают с текстом, делают  характеристику персонажей

Познавательные УУД

(самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации,  осуществлять анализ и синтез;)

Беседа:1 часть – «Горе»

- Какое несчастье произошло с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Какова роль деталей?

Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».

Алмазов говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче, срывает злость на Вере.

Деталь: «…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами»

«Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону».

«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил тяжело и раздражённо…»

«Во всё время разговора он вытаскивал из стоящей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол».

Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем. Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Под воздействием жены он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями.

«Наконец она заговорила с ним первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого тяжелобольного человека».

Коммуникативные УУД

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Познавательные УУД

(излагать содержание прочитанного текста выборочно)

Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения)

Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

«Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова»

Алмазова по-настоящему жаль. Верочка любящая, добрая, отзывчивая.

Слайд с выводами

-Как выглядит герой в этой ситуации? А Верочка?

Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех.

«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли»

«Алмазов уговаривал жену отправиться домой»

2 часть – «Надежда»

- Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.

«Вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла…»

«Вера возразила, топнув ногой»

Познавательные УУД

(излагать содержание прочитанного текста выборочно, осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи)

Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения)

Коммуникативные УУД

(уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения)

- Как вы относитесь к решению героини посадить кусты?

Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героиню русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни.

- Какие ещё герои появляются в рассказе? Что о них говорит автор?

Оценщик долго рассматривает привезенные вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза. Перед нами человек, давно привыкший к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.

Садовник  был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.

- Почему герои решили посадить именно куст сирени»? 

«Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»

Слайд с выводами 16

- А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем.

Обобщим сказанное: несмотря на то, что поведение Николая и Верочки было противоречивым, нашли ли выход из сложившейся ситуации герои? Что им помогло?

Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.

Чувство любви

3 часть – «Счастье»

- Что произошло на другой день?

Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

«Подпрыгивающая походка, лицо его сияло торжеством одержанной победы»

«Она заставляла его ещё и ещё раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором»

«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя.

- Каким вы видите профессора?

«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя.

Это только его точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре. А вот после диалога Алмазова с профессором наше отношение к профессору меняется. Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.

- Человеку нужна такая черта характера?

Высказывают мнения.

Д) Дискуссия о нравственном выборе

- Как можно оценить поступок героев с моральной точки зрения, ведь они обманули старого преподавателя?

-Ребята, обманывать плохо. Каждый из нас об этом знает. Но в жизни порой трудно выбрать между истиной и состраданием, между правдой и ложью. Видимо есть и ложь во спасение. Именно об этом говорит А.И.Куприн  в данном рассказе.

Даже фамилия семьи очень светлая, прозрачная. Не случайно автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией. Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намек на чистые, светлые отношения между супругами.

Этой говорящей фамилии Куприн нам намекает, что и на обман наши герои пошли из – за великой любви. Именно большая любовь к мужу двигает Веру на обман, ради него она готова идти на любые жертвы.  Ведь они победили. А победителей не судят.

Высказывают мнения.

Личностные УУД

(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)

Слайд 17

- Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.

- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

На что способен любящий человек ради счастья любимого!

- Какую проблему поднимает А.Куприн в своем рассказе, так описывая героев.

Высказывают мнения

В рассказе Куприна звучат важные нравственные проблемы счастья, упорства и любви.

Познавательные УУД (формулирование проблемы)

Слайд с выводами 18

  - Таким образом, что значит любовь по Куприну?

Автор утверждает, что счастье в семье возможно при полном  согласии и взаимопонимании.

Вы согласны с автором?

Ответили ли мы на поставленный вопрос в начале урока?

Что нам помогло это сделать?

    Любовь способна облагородить душу любящего человека.

Герои жертвуют ради спокойствия и счастья любимого человека и находят в этом своё счастье.

Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга.

Любовь – умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого человека счастливым.

Анализ текста

  1. композиция рассказа
  2.  герои, их характеры
  3. поступки героев

Личностные УУД

(ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение)

Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Коммуникативные УУД

(выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)

Личностные УУД

(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)

Рефлексия учебной деятельности

Романс С.Рахманинова «Сирень»

Слайд с заданием и инструкцией по написанию

Под романс С.Рахманинова «Сирень»

Корзина мыслей

  1. Рассказ «Куст сирени» помогает понять, что…
  2. Я понял, что трудности можно преодолеть, если…
  3. Для меня стало открытием, что…
  4. Я задумался…

Пишут с последующей проверкой

Домашнее задание.

Выставление оценок.

Слайд с д/з

Сочинение-рассуждение «Что значит быть счастливым человеком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")

Урок - практикум. Цель урока: определение идейного звучания произедения....

Презентация к открытому уроку по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")

Презентация к открытому уроку по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")...

Самоанализ урока по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")

Самоанализ урока  по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")...

Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")

Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....

"Представление о любви и счастье в семье" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени". Тема: "Представление о любви и счастье в семье"...

Урок по литературе «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Класс: 8Тема урока: «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»УМК: В.Я.КоровинаТип урока: урок художественного восприятия произведенияЦели: Образовательные:познакомить уч...

Тема: «Мастерская по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»

Урок-занятие представляет собой мастерскую по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени". Цель урока: помочь детям погрузиться в себя; обнаружить многочисленные связи с миром, сформировать у учащих...