Технологическая карта урока «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок литературы в 8 классе «Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени».
По типу урок художественного восприятия произведения.
На уроке обучающиеся познакомились с с биографией А. И. Куприна и его рассказом «Куст сирени», обладающим высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства: любовь и счастье, совершенствовали навыки анализа художественного текста; учились анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы; работали с учебником, раздаточным материалом; говорили о нравственных семейных ценностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Тема любви в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени»
Учебный предмет | Литература | ||||||
Учитель | Курочкина Евгения Александровна | ||||||
Класс | 8 класс | ||||||
Тип урока | Урок художественного восприятия произведения | ||||||
Цели урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| ||||||
Технологии, методы, приёмы | Проблемно-диалогический, личностно-ориентированный, работа в группе, развитие творческих способностей. | ||||||
Основные понятия, термины | Композиция, проблема, антитеза, нравственность | ||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация. | ||||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметный:
| Личностный:
потребность в самовыражении через слово. | ||||||
Метапредметный:
| |||||||
Организация пространства | |||||||
Формы работы | Ресурсы | ||||||
Индивидуальная, в группе, фронтальная. | Романс С.Рахманинова «Сирень». Картина П.Кончаловского «Сирень в корзине». Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени». Учебник по литературе 8 кл, часть 2/В.Я.Коровина и др. | ||||||
Технология обучения | |||||||
Этап | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||
Организационный | Приветствие учителя. Включение в работу. | Учащиеся проверяют готовность к уроку | Регулятивные УУД (осуществлять самоконтроль; слушать и понимать речь других) | ||||
Мотивация. Актуализация знаний и мыслительных процессов | Слайд с портретом А.И.Куприна | - Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном произведении А.И. Куприна «Куст сирени». Этот рассказ был написан в 1894 году, опубликован 17 октября 1894 года в газете «Жизнь и искусство». Рассказ, который мы будем анализировать сегодня, называется «Куст сирени». | Слушают информацию учителя | Регулятивные УУД (определять границы собственного знания (незнания); слушать и понимать речь учителя) | |||
- Перед вами репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Какие чувства, ассоциации у вас вызывает? Почему? Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Значит, сирень – цветок влюблённых. В мифологии – символ Вселенной, а сирень имеет 4 лепестка. А ещё есть и пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Сирень – символ доброты и великодушия. Сирень символизирует личность отзывчивую, чуткую и сердечную. - Как вы думаете, почему так называется рассказ? | (Ассоциации записать на доске) Рассказ так называется, потому что именно сирень приносит героям счастье | Регулятивные УУД (определять границы собственного знания (незнания); слушать и понимать речь учителя) | |||||
Постановка учебной задачи | - Как вы думаете, какова тема этого произведения? - На какой вопрос необходимо ответить в конце урока? | О любви, о счастье, о взаимоотношениях людей. (Запись темы в тетради) -Какой видит любовь А. Куприн? | Регулятивные УУД (определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления, обнаруживать и формулировать учебную проблему). | ||||
Проблемное объяснение нового материала Анализ текста | Слайд с толкованием слов | а) Словарная работа В тексте рассказа встречаются незнакомые для вас слова, некоторые даже устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование. Эту работу выполнила в качестве домашнего задания (имя ученицы). | Индивидуальное задание презентация (педант, ридикюль, ломбард, солитер) | Познавательные УУД (умение использовать презентацию) Коммуникативные УУД (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации) | |||
Слайд с частями рассказа | б) Работа с текстом - На сколько частей можно разделить произведение? Озаглавьте их. Дайте краткое описание содержания частей | 1 часть – «Горе» (Алмазов приходит домой убитый горем) 2 часть – «Надежда» (молодые супруги посещают оценщика и садовника) 3 часть – «Счастье» (Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось) | Познавательные УУД (установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; давать определения понятиям) | ||||
Слайд | - Какой приём лежит в основе построения композиции рассказа? | Антитеза | |||||
-Какую жизненную проблему нужно было решить героям? | Найти выход из трудного положения: помочь герою всё-таки поступить в академию. | Познавательные УУД (формулирование проблемы) | |||||
Слайд Слайд с заданием. Раздаточный материал | - Это проблема, которая встала перед персонажами рассказа. Нам нужно определить проблему, поставленную в произведении. Прийти к её определению помогут герои, их поступки, характеры. Поговорим об образах главных героев - Сейчас вы будете работать в парах (группах): 1 и 2 ряды готовят карты о персонажах (Николае и Верочке по рядам); Инструкция:
Определите, какие черты характера героя проявляются в данных ситуациях. Выпишите их на листок (раздаточный материал) | Работают с текстом, делают характеристику персонажей | Познавательные УУД (самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, осуществлять анализ и синтез;) | ||||
Беседа:1 часть – «Горе» - Какое несчастье произошло с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Какова роль деталей? | Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание». Алмазов говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче, срывает злость на Вере. Деталь: «…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами» «Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону». «Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил тяжело и раздражённо…» «Во всё время разговора он вытаскивал из стоящей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол». Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем. Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Под воздействием жены он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. «Наконец она заговорила с ним первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого тяжелобольного человека». | Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Познавательные УУД (излагать содержание прочитанного текста выборочно) Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения) | |||||
Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова? | «Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова» Алмазова по-настоящему жаль. Верочка любящая, добрая, отзывчивая. | ||||||
Слайд с выводами | -Как выглядит герой в этой ситуации? А Верочка? | Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. «Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли» «Алмазов уговаривал жену отправиться домой» | |||||
2 часть – «Надежда» - Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику? | Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи. «Вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла…» «Вера возразила, топнув ногой» | Познавательные УУД (излагать содержание прочитанного текста выборочно, осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи) Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения) Коммуникативные УУД (уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения) | |||||
- Как вы относитесь к решению героини посадить кусты? | Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героиню русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни. | ||||||
- Какие ещё герои появляются в рассказе? Что о них говорит автор? | Оценщик долго рассматривает привезенные вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза. Перед нами человек, давно привыкший к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю. Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им. | ||||||
- Почему герои решили посадить именно куст сирени»? | «Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени» | ||||||
Слайд с выводами 16 | - А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем. Обобщим сказанное: несмотря на то, что поведение Николая и Верочки было противоречивым, нашли ли выход из сложившейся ситуации герои? Что им помогло? | Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца. Чувство любви | |||||
3 часть – «Счастье» - Что произошло на другой день? | Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.) «Подпрыгивающая походка, лицо его сияло торжеством одержанной победы» «Она заставляла его ещё и ещё раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором» «Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя. | ||||||
- Каким вы видите профессора? | «Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя. Это только его точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре. А вот после диалога Алмазова с профессором наше отношение к профессору меняется. Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется. | ||||||
- Человеку нужна такая черта характера? | Высказывают мнения. | ||||||
Д) Дискуссия о нравственном выборе - Как можно оценить поступок героев с моральной точки зрения, ведь они обманули старого преподавателя? -Ребята, обманывать плохо. Каждый из нас об этом знает. Но в жизни порой трудно выбрать между истиной и состраданием, между правдой и ложью. Видимо есть и ложь во спасение. Именно об этом говорит А.И.Куприн в данном рассказе. Даже фамилия семьи очень светлая, прозрачная. Не случайно автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией. Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намек на чистые, светлые отношения между супругами. Этой говорящей фамилии Куприн нам намекает, что и на обман наши герои пошли из – за великой любви. Именно большая любовь к мужу двигает Веру на обман, ради него она готова идти на любые жертвы. Ведь они победили. А победителей не судят. | Высказывают мнения. | Личностные УУД (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор) | |||||
Слайд 17 | - Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? | Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими. | |||||
- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? | На что способен любящий человек ради счастья любимого! | ||||||
- Какую проблему поднимает А.Куприн в своем рассказе, так описывая героев. | Высказывают мнения В рассказе Куприна звучат важные нравственные проблемы счастья, упорства и любви. | Познавательные УУД (формулирование проблемы) | |||||
Слайд с выводами 18 | - Таким образом, что значит любовь по Куприну? Автор утверждает, что счастье в семье возможно при полном согласии и взаимопонимании. Вы согласны с автором? Ответили ли мы на поставленный вопрос в начале урока? Что нам помогло это сделать? | Любовь способна облагородить душу любящего человека. Герои жертвуют ради спокойствия и счастья любимого человека и находят в этом своё счастье. Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Любовь – умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого человека счастливым. Анализ текста
| Личностные УУД (ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение) | ||||
Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Коммуникативные УУД (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Личностные УУД (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор) | |||||||
Рефлексия учебной деятельности | Романс С.Рахманинова «Сирень» Слайд с заданием и инструкцией по написанию | Под романс С.Рахманинова «Сирень» Корзина мыслей
| Пишут с последующей проверкой | ||||
Домашнее задание. Выставление оценок. | Слайд с д/з | Сочинение-рассуждение «Что значит быть счастливым человеком? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")
Урок - практикум. Цель урока: определение идейного звучания произедения....
Презентация к открытому уроку по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")
Презентация к открытому уроку по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")...
Самоанализ урока по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")
Самоанализ урока по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")...
Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")
Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....
"Представление о любви и счастье в семье" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"
Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени". Тема: "Представление о любви и счастье в семье"...
Урок по литературе «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»
Класс: 8Тема урока: «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»УМК: В.Я.КоровинаТип урока: урок художественного восприятия произведенияЦели: Образовательные:познакомить уч...
Тема: «Мастерская по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»
Урок-занятие представляет собой мастерскую по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени". Цель урока: помочь детям погрузиться в себя; обнаружить многочисленные связи с миром, сформировать у учащих...