Басни И.Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Серегина Ольга Егоровна

Заключительный урок по басням И.Крылова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basni_i.krylova.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Басни И.Крылова»

Цель урока: 

- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова

Планируемые образовательные результаты

Личностные

 умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

выяснить степень освоения обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание)

Тип урока: комбинированный, обобщающий
Форма урока: урок-практикум с элементами игры
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная
Возрастная категория5 класс
Вид урокаурок систематизации и обобщения знаний

УМК:

— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2019

— раздаточный материал.

Оборудованиелистыс названиями произведений Крылова, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова

Эпиграф:
Люблю, где случай есть пороки пощипать.
И.А.Крылов


Организационная структура урока:

1 .Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа с эпиграфом.

2. Актуализация знаний.
Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали?

 Что такое басня? 
 Кто герои басен?
Расскажите о памятниках великому баснописцу. (Сообщения – презентации обучающихся о памятниках Крылову).

3. Обобщение и систематизация знаний.
1. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности

- Повторение литературоведческих терминов.

-Что такое басня?
-Какое художественное средство используется в басне?
2. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
-А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?
4. Применение знаний и умений в новой ситуации, решение нестандартных лингвистических

1 задание. Узнай героя.

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

2)Продолжите крылатые слова. (групповая работа)

 Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
^ Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
 3)Угадай название басни по её морали.

     а) Случается нередко нам
      И труд и мудрость видеть там,
      Где стоит только догадаться,
      За дело просто взяться. «Ларчик» 

      б) Примолвить к речи здесь годится,
      Но ничьего не трогая лица,
      Что делом, не сведя конца,
      Не надобно хвалиться. «Синица»

      в) Свет полон дружбою такою.
      Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
      Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
      Послушать — кажется, одна у них душа, —
      А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»

      г) Невежи судят точно так:
      В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно».

4)  «Угадай басню».

 Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.
Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.
Цитаты: 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)


«А Васька слушает да ест…» 
(«Кот и Повар»)

«А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

«Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)

 5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выполнение проверочной работы

Иван Крылов «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

  1. Выпишите мораль басни

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите олицетворение

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите аллегорию

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иван Крылов «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».-
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»

 Выпишите мораль басни

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите олицетворение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите аллегорию

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иван Крылов «Свинья»

Свинья на барский двор когда-то затесалась;
Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;
В сору, в навозе извалялась;
В помоях по-уши до-сыта накупалась:
И из гостей домой
Пришла свинья-свиньей.
«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?»
Свинью спросил пастух:
«Ведь и́дет слух,
Что всё у богачей лишь бисер да жемчу́г;
А в доме, так одно богатее другого?»
Хавронья хрюкает: «Ну, право, порют вздор.
Я не приметила богатства никакого:
Всё только лишь навоз, да сор;
А кажется, уж, не жалея рыла,
Я там изрыла
Весь задний двор».

Не дай бог никого сравненьем мне обидеть !
Но как же критика Хавроньей не назвать,
Который, что́ ни станет разбирать,
Имеет дар одно худое видеть?

  1. Выпишите мораль басни

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите олицетворение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите аллегорию

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сергей Михалков «Заяц и черепаха»

Однажды где-то под кустом
Свалила Зайца лихорадка.
Болеть, известно, как не сладко:
То бьет озноб его, то пот с него ручьем,
Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе...
Случилось на него наткнуться Черепахе.

Вот Заяц к ней: "Голубушка... воды...
Кружится голова... Нет сил моих подняться,
А тут рукой подать - пруды!"
Как Черепахе было отказаться?..
Вот минул час, за ним пошел другой,
За третьим начало смеркаться,
Все Черепаху ждет Косой.
Все нет и нет ее. И стал больной ругаться:

"Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь!
Попутал бес просить тебя помочь!
Куда же ты запропастилась?
Глоток воды, поди, уж сутки жду..."

"Ты что ругаешься?" - Трава зашевелилась.
"Ну, наконец, пришла, - вздохнул больной.
Явилась!"
"Да нет, Косой, еще туда-а иду..."

Я многих черепах имею здесь в виду.
Нам помощь скорая подчас нужна в делах,
Но горе, коль она в руках
У черепах!

  1. Выпишите мораль басни

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите олицетворение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите аллегорию

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сергей Михалков «Муха и пчела»

Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала...

"Летим со мной! - так, обратясь к Пчеле,
Сказала Муха, глазками вращая.
Я угощу тебя! Там - в доме, на столе
Такие сладости остались после чая!
На скатерти - варенье, в блюдцах - мед.
И все - за так! Все даром лезет в рот!"

"Нет! Это не по мне!" - ответила Пчела.
"Тогда валяй трудись!" - лентяйка прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала...

Не так ли папенькины дочки и сынки,
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!

  1. Выпишите мораль басни

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите олицетворение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите и выпишите аллегорию

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.  Рефлексия (подведение итогов занятия). Формирование выводов по изученному материалу.

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

 Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?
Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

7. Домашнее задание: 
Выполнить проект по басням И.Крылова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по басням И.Крылова

Красочная и яркая презентация сопровождает двухчасовой интегрированный  урок "Мне чин один лишь лестен был...чин человека"...

Презентация к уроку по басням И.Крылова

Красочная и яркая презентация сопровождает двухчасовой интегрированный  урок "Мне чин один лишь лестен был...чин человека"...

Литературная викторина "Басни дедушки Крылова"

ЦЕЛЬ ВИКТОРИНЫ: Обобщение знаний учащихся о баснях И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе....

Урок внеклассного чтения "Басни дедушки Крылова" 7 кл

в помощь педагогам коррекционных школ...

Урок-игра по басням И. Крылова

Тема: Урок-игра по басням И. КрыловаЦели:Учебная: Обобщить, углубить  знания учащихся по басням И. Крылова.Развивающая: развитие навыков  выразительного чтения, организаторских и ...

Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”

Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...