раб.программа по литературе 5 кл.
рабочая программа по литературе (5 класс)

Екатерина Владимировна Мартемьянова

адаптированная рабочая программа для детей сЗПР по литературе 5 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp-5a_lit.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОГЛАСОВАНО

Протоколом заседания методического

объединения от 24.08.2021 №1

УТВЕРЖДЕНО
приказом МОУ школа-интернат
от 31.08.2021 №117-У

Рабочая программа

обучающихся с ЗПР

по литературе

5а класс
2021-2022 учебный год

Составил:
учитель Мартемьянова Екатерина Владимировна

г. Жуковский

2021г.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа разработана на основе:

- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1997;

-с использованием  материалов  сайта  https://ikp-rao.ru/frc-ovz/,

 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

  Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

-с учётом авторской программы В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина «Литература» 5-9 классы (авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин). Адаптированная рабочая программа ориентирована на учебник «Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В,И. Коровина.- 10-е изд., перераб.- М.: Просвещение,2019.- 303 с. Программа рассчитана на 102 часа (34 недели, 3 часа в неделю).

В классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития). Согласно заключению ПМПК, этим детям рекомендовано обучение по адаптированной программе. Работа с ними строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д. 

ЦЕЛЬЮ изучения предмета «Литература» в 5 классе является создание условий для  формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

ЗАДАЧИ:

• создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания,

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

• формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения обучающимися в первый год обучения в основной школе программы по литературе являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
  • развитие эстетического самосознания через освоение художественного наследия народов России;
  • развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Метапредметными результатами освоения обучающимися в первый год обучения в основной школе программы по литературе являются:

регулятивные УУД

  • умение понимать проблему, составлять план, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение организовывать собственную деятельность, адекватно ее оценивать;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль в соответствии с предложенным планом (алгоритмом), корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

познавательные УУД

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение формулировать несложные понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

коммуникативные УУД

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами освоения обучающимися в первый год обучения в основной школе программы по литературе являются:

Устное народное творчество

Обучающийся научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; иметь представление о различиях фольклорных и литературных произведений; сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм) на основе предложенного алгоритма, перечня вопросов/ плана;
  • выделять по наводящим вопросам нравственную проблематику сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
  • ориентироваться в чертах русского национального характера в героях русских сказок с порой на план/ перечень вопросов.
  • уметь выбирать сказки для самостоятельного чтения;
  • уметь выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • уметь пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы с порой на план (в том числе, картинный), перечень вопросов;
  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки с порой на образец, отличать литературную сказку от фольклорной с опорой на перечень характерных признаков.

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Обучающийся научится:

  • уметь адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов; интерпретировать прочитанное на основе приобретенных знаний и опыта;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять с помощью учителя для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • уметь выявлять авторскую позицию, определяя свое к ней отношение с опорой на перечень наводящих вопросов;

учится работать с книгой как источником информации

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

ПЯТЫЙ КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжеству- ет, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул вол- шебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

памятник.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Лирическое послание (начальные пред- ставления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка XIX века

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.) Те о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»;

А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок);

И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок);

А. Н. Майков. «Ласточки»;

И. З. Суриков. «Зима» (отрывок);

А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Русская литературная сказка XX века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении —жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»;

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о родине, родной природе

И. Бунин«Помню — долгий зимний вечер...»;

Н. Рубцов. «Родная деревня»;

Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь (начальные представления).

персонажей.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Аллегория

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Драматическая поэма (углубление понятия).

Э. Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о писателе, художнике, зоологе. «Арно». Своеобразие книги «Рассказы о животных»: изображение зверей как добрых знакомых, близких друзей. Героическая судьба почтового голубя. Смысл противопоставления Арно и Большого Сизого.

Использование сравнений для характеристики героя.

Современная зарубежная и отечественная

литература для детей

Ульф Старк. Краткий рассказ о творчестве шведского писателя. Рассказ «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Мир ребёнка мир старого человека. Осознание необходимости общения, духовного взаимообогащения этих миров.

Ая эН (И. Б. Крестьева). Краткий рассказ о творчестве современной писательницы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Содержание раздела

часы

Планируемые результаты

личностные

предметные

метапредметные

Устное народное творчество

6

Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания

Знать: фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания  жанров фольклора.

извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника

Из древнерусской литературы XVIII и XIX веков

50

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения

Знать: особенности повествования

Уметь: воспринимать и анализировать текст

читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе

2

Уметь: сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследования художественного своеобразия поэтич.текстов

Умение понимать проблему.

Из русской литературы XIX- XX века

27

Воспитание чувства любви к Отечеству и русской литературе

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность

Поэты о Великой Отечественной Войне(1941-1945г.г.)

1

Уважения к

Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, воспитание чувства ответственности и долга перед

Родиной.

Война -обостренно трагическая и героическая тема

произведений о Великой Отечественной войне. Понимание авторской позиции и своего отношения к ней

Извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника

Поэты ХХ века о родине, родной природе и о себе

1

Знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей.

Познакомить с творчеством

поэтов XX века;

совершенствовать навыки

выразительного

чтения.

Создание собственных иллюстраций. Сопоставление образов русской природы в сказках и в стихах

Из зарубежной литературы

8

Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов

Знать своеобразие

 Зарубежной литературы,

Владеть навыком

Создания портретной и

сравнительной

характеристики

героев; знать жанровые и

композиционные особенности

сказки, уметь сравнивать

уметь

самостоятельно

организовывать собственную деятельность, оценивать ее.

Произведения о животных

7

закрепить представления учащихся об образах животных и образах людей в литературе.

чтение фрагментов рассказа; устные пересказы; беседа по вопросам учебника

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы

102

Приложение № 1      
к рабочей программе

МОУ школа-интернат

по литературе

Календарно-тематическое планирование уроков родной литературы

в 5а классе

на 2021-2022 учебный год

Учитель: Е.В.Мартемьянова

№ п/п

урока

в разделе,

теме

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Плановая

Скорректированная

Устное народное творчество (6ч.)

Введение.  Учебник литературы и работа с ним.

Фольклор как коллективное устное народное творчество. Русские народные сказки.

«Царевна-лягушка». Сюжет волшебной сказки.

Система образов. Народная мораль в характере и поступках героев.

Сказки о животных и бытовые сказки. "Журавль и цапля".

Сказка " Солдатская шинель". Из рассказов о сказочниках.

Из древнерусской литературы XVIII и XIX веков (50 ч.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

Нравственная основа подвигов героев древнерусских летописей.

Басни.А.П. Сумароков."Кокушка".

И.И.Дмитриев."Муха".

И.А. Крылов – выдающийся русский баснописец. Мораль басни «Волк на псарне».

«Ворона и лисица». Осмеяние человеческих пороков.

Выражение народной мудрости в  баснях и их поучительный характер.

РР Мои любимые басни И.А. Крылова

В.А. Жуковский – сказочник. «Спящая царевна».

Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.

Баллада В.А. Жуковского «Кубок». Сюжет и герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Из истории создания баллады "Кубок"

А.С. Пушкин. Рассказ о жизни поэта." У лукоморья дуб зеленый…"

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о  семи богатырях». Сюжет сказки (сопоставление его с сюжетами народной сказки и сказками Жуковского).

Герои сказки. Противостояние добрых и злых сил.

Художественное совершенство пушкинской сказки.

О сказках Пушкина. Русская  литературная сказка.

РР Обучение устному сочинению - сравнительной   характеристике «Царевна и царица: красота истинная и ложная»

Урок текущего контроля. Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

Фантастическое и реальное в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители».

Нравоучительное содержание  и причудливый сюжет сказки.

Сказочно-условное фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Обучение пересказу и анализу на примере  эпизода спасения Чернушки.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос

стихотворения.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Проблематика и поэтика.

Н.В. Гоголь. О "Вечерах на хуторе  близ Диканьки"

«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий.

Сочетание комического и трагического, реального и фантастического.

Из воспоминаний современников о Н.В. Гоголе.

Н.А. Некрасов (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Изображение мира детства в стихотворении.

Н.А. Некрасов. Картины природы и жизнь народа.

И.С. Тургенев. Слово о писателе.

«Муму» как повесть о крепостном        праве и протест против рабства.

Система образов.

Духовные и нравственные  качества Герасима.

Смысл названия рассказа.

РР Подготовка к сочинению- индивидуальной характеристике «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?»

РР Сочинение-индивидуальная характеристика «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?»

А.А. Фет «Чудная картина…», «Весенний дождь», Изображение природы в стихотворениях поэта.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Из истории рассказа "Кавказский пленник".

Русский офицер в плену у горцев.

Жилин и Костылин – два разных       характера, две разные судьбы.

Обучение пересказу по эпизоду ( побег).

Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов.

Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

Работа над литературными понятиями: идея, сюжет, рассказ

РР Подготовка к сочинению- сравнительной характеристике «Жилин и Костылин: два

характера, две судьбы».

Анализ написанной работы.

Урок текущего контроля. Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

А.П. Чехов «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев. Особенности чеховского юмора

Внеклассное чтение. Сюжеты и образы ранних юмористических рассказов А.П. Чехова.

О смешном в литературном  произведении. Юмор.

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе (2ч.).

Поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. Стихотворения Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. Стихотворения И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова.

        Из русской литературы XIX- XX века (27ч.)

И.А. Бунин Рассказ " В деревне".

Тема природы и отношение человека к природе в рассказе И. А. Бунина «В деревне»

И.А. Бунин " Лапти"

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Судья и его дети.

Семья Тыбурция.

В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела»

Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Глава «Кукла» — кульминация повести.

Простота и выразительность языка повести.

Р р Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Р р письменный ответ на один из проблемных вопросов по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Анализ письменного ответа на один из проблемных вопросов по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Павел Петрович Бажов — уральский сказитель.

Сказ П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»: реальность и фантастика.  

Нравственные качества мастеровых людей.

Особенности сказа как жанра литературы.

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки.

Нравственные проблемы сказки.

К.Г. Паустовский.«Заячьи лапы»

Смысл названия рассказа.

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Пьеса-сказка и ее народная основа.

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Проблемы и герои.

А.П. Платонов «Никита». Душевный мир главного героя.

Быль и фантастика в рассказе

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа.

"Уроки выживания".

Становление характера главного  героя.

Урок текущего контроля. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:1.Какой изображена природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева?2.Какие поступки сверстников и черты характера вызывают мое восхищение в произведениях Короленко, Паустовского, Платонова, Астафьева?

        Поэты о Великой Отечественной Войне(1941-1945г.г.) (1ч.)

1.

Стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Патриотический подвиг детей в годы Великой Отечественной войны.

        Поэты ХХ века о родине, родной природе и о себе (1ч.)

1.

Поэты ХХ века о родине, родной природе и о себе. Стихотворения И.А. Бунина, Н.М. Рубцова, Дон-Аминадо

        Из зарубежной литературы(8ч.)

Д.Дефо «Робинзон Крузо»: удивительная книга об удивительных приключениях.

Характер главного героя и его поступки. Книга о силе человеческого духа.

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Реальность и фантастика.

Сказка о великой любви и настоящей красоте.

М. Твен «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

Тема дружбы в произведении.  

Д. Лондон «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

Мастерство писателя.

Произведения о животных (7ч.)

Рассказы о животных. Эрнест Сетон-Томпсон."Арно"

Эрнест Сетон-Томпсон "Арно". Трагическая судьба голубя.

Ульф Старк."Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?

Мир ребёнка и мир старого человека.

Ая эН (Ирина Борисовна Крестьева)." Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом."

Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит» как юмористическое произведение

Литературные места России. Краткие сведения о некоторых лит.местах, связанных с именами рус. писателей XX века. Подведение итогов.

Итого:

По программе 102 ч.

Выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...