Урок литературы в 8 классе. Г.Р. Державин.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе.
Г.Р. Державин.
Тема урока: «…Я жил, сколь мог, для общего добра»
Цели урока:
- изучение жизни и творчества Г.Р.Державина;
- развитие творческих и коммуникативных способностей;
- формирование устойчивого интереса к литературе.
- сопоставление стихотворений поэтов, выявление сходств и различий по
содержанию и форме.
Оборудование:
Презентация с музыкальным сопровождением: Шопен «Фантазия-экспромт», Бетховен «К Элизе».
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Имя Державина современному читателю не так хорошо знакомо, как имена Пушкина или Лермонтова. Но, видимо, неслучайно В.Г. Белинский назвал “пушкинскую поэзию своевременно явившейся и «благоуханно» расцветшей поэзией державинской”. Что же совершил Державин, что позволяет его считать предтечей Пушкина? Задача сегодняшнего урока — ответить на этот вопрос.
2. Индивидуальное сообщение (предварительное домашнее задание) по биографии Г.Р. Державина.
Знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины 18 и первой четверти 19 столетия Предок его, татарский мурза Багрим, в ХVстолетии, в княжение Василия Васильевича Темного, выехал из Большой Орды на службу к великому князю, был крещен и получил при этом имя Ильи. У одного из сыновей его, Димитрия, был сын Держава, начавший службу в Казани. От него и пошел род Державиных, служивших «по городу Казани», почему они и называются в актах Казанцами..
3-го июля 1743 г. родился Гавриил Романович. Родиной его, по его собственным словам, была Казань, хотя существует предание, что он родился в 40 верстах от Казани, в Кармачах, либо Сокурах. Кроме Гавриила, у его родителей были еще дети: сын, умерший в юных годах, и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения. Будущий поэт так же родился хилым ребенком (см.примеч.).
Под руководством матери, женщины, едва умевшей читать, но умной и заботливой, которая понимала цену образования, Гавриил Романович уже на пятом году выучился читать. В ноябре 1754 года отец Державина скончался, оставив семью почти без всяких средств: вдова его не в состоянии была заплатить даже 15 руб. долга, оставшегося после мужа. Сверх того у нее на руках очутилась тяжба с соседом из-за клочка родовой собственности, причинявшая семье много горя. Фекла Андреевна принуждена была выносить хлопоты и унижения, посещая с детьми судей, от которых ничего не добившись, не раз возвращалась домой в слезах. Эти ранние примеры людской несправедливости и людского жестокосердия столь сильно запали во впечатлительную и восприимчивую душу Гавриила Романовича, что он во всю свою жизнь никогда не мог смотреть равнодушно ни на какую несправедливость, особенно на притеснение вдов и сирот.
Домашнее образование 1759-1762 – Казанская гимназия. Незаурядные способности к музыке, рисованию, поэзии.
Правитель Тамбовской губернии Не умел я притворяться 1762г. – Преображенский полк 1777г. –перевод на стат-скую службу 1783г.- губернатор Оло-нецкой губернии 1785г. – губернатор Там-бовской губернии 1791г. – статс-секретарь имп. Екатерины 1798-1803 – «служба у двух государей»
ПРИМЕЧАНИЕ. Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше...
Будущий поэт родился хилым ребенком. Чтобы сохранить в нем слабый огонек жизни, согреть, его, по народному обычаю, запекали в хлебе, сажая на лопате в негорячую русскую печь. (Это крайняя мера, после применения которой младенец должен или умереть, или выздороветь). Такое крестьянское средство помогло — мальчик выжил и стал нормально развиваться, Впоследствии Державин говаривал, что в обстоятельствах его начальных дней был предсказан дальнейший многотрудный путь его жизни, потому что во младенчестве он уже прошел огонь, сидя в русской печи, и воду, когда его окунали в купель по обряду церковного крещения.
«Записки» Державина о себе: «в младенчестве был весьма мал, слаб и сух, так что, по тогдашнему в том краю непросвещению обычаю народному, должно было его (о себе писал во 2 лице) запекать в хлебе, дабы получил он сколько-нибудь живности».
3. Рассказ о дружбе с Суворовым.
Много лет был Державин знаком и дружен с Суворовым. Поэт восхищался подвигами великого полководца, любил его как смелого и прямого человека, не боявшегося высказывать то, что думал, и поступать так, как считал нужным. В Суворове Державин ценил черты гражданина, беспредельно преданного своему отечеству. Скромность и простота Суворова разительно отличали его в кругу вельмож. Он как можно реже старался бывать во дворцах, деля и труды свои и досуг вместе с армией.
За всю свою жизнь Суворов не потерпел ни одного поражения на поле боя. А свою первую победу он одержал еще в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр Суворов был небольшого роста, худым и очень болезненным. Но в слабом теле мальчика жил могучий дух.
Александр любил читать книги по истории, о войнах, о полководцах. Суворов отлично знал историю, географию, несколько иностранных языков, любил поэзию.
Он с детства твёрдо решил стать военным и готовил себя к службе. В любую погоду занимался спортом: бегал, прыгал, плавал и скакал на лошади. Приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к простой одежде и еде.
В 17 лет Суворов начал армейскую жизнь. С увлечением постигал трудную солдатскую науку: учился стрелять, действовать штыком, саблей.
Суворов был человеком высокой культуры. Он умел понимать и уважать своих подчиненных – офицеров и солдат. «Мне солдат дороже себя», - говорил он.
Суворов лично заботился о пище и одежде солдат, об их здоровье. В походе, в военном лагере, в бою он был всегда рядом с ними. Умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, шли за ним беззаветно и побеждали.
Много стихотворений в творчестве Державина, которые он посвятил Суворову. Что привлекало Державина в Суворове?
Информация для учителя:
Державин посвящает А. В. Суворов следующие стихи:
- «Песнь на победы Суворова» (1794),
Он прославлял победы русского оружия и полководческое искусство своего героя. Под его пером Суворов получал вид былинного богатыря. Чертами народной поэзии отмечены посвященные ему строки стихотворения:
Вихрь полуночный, летит богатырь!
Тьма от чела, с посвиста пыль!
Молньи от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы — горы трещат,
Ляжет на воды — воды кипят,
Граду коснется — град упадает,
Башни рукою за облак кидает;
Дрогнет природа, бледнея пред ним;
Слабые трости щадятся лишь им.
- На пребывание Суворова в Таврическом дворце
- «На победы в Италии» (1799)
- «Орел» (1799)
- ода «На переход Альпийских гор» (1799)
- «Снигирь»
4. Темы памяти и поэта и поэзии.
В 1795 году (Державину 52 г.) поэт обращается к одной из самых важных тем в своем творчестве.
Стоит учесть, что, кроме трёх самых известных «Памятников» Ломоносова, Державина, Пушкина («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), аналогичные стихи есть у К.Батюшкова, А.Фета, В.Брюсова, В.Ходасевича, С.Шервинского, Л.Мартынова и других. Впрочем, и Гораций («К Мельпомене» - обращение к Музе) позаимствовал эту тему у своих предшественников).
Почему обращались к этой теме столько поэтов? (ответы учеников)
Для начала давайте познакомимся со стихотворением Г. Р. Державина «Памятник» и подумаем о смысле названия. Изначально поэт хотел назвать его «К Музе» (Муза – источник вдохновения).
В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному, вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Стихотворение захватывает тему бессмертия поэта в его творениях. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.
Идея стихотворения заключается в том, что Державин считал цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы. Державин отмечал, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.
Державин намекает на то, что ему удалось «очеловечить» поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной.
Стихотворение Державина написано ямбом, в каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, то есть перекрестная рифма.
Основные темы и идеи. Главная тема стихотворения — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта.
Художественное своеобразие. Стихотворение Державина, созданное в жанре оды, вернее особой ее разновидности, соответствует этому высокому жанру по стилю, Оно написано ямбом с пиррихием, который придает его звучанию особую торжественность. Интонация и лексика здесь очень торжественны, ритм медленный, величественный. Его помогают создать многочисленные ряды однородных членов, синтаксический параллелизм, а также наличие риторических восклицаний и обращений. Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств, Автор широко употребляет возвышенные эпитеты (чудесный, вечный, быстротечный, в народах неисчетных, возгордись заслугой справедливой). В стихотворении присутствует много славянизмов и архаизмов, что также подчеркивает его торжественность (воздвиг, тлен, доколь, дерзнул, славянов род, презрит чело и др.).
-Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворении?
Державин: « Как из безвестности я тем известен стал…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», « И истину царям с улыбкой говорить». Державин начал свой путь безвестным солдатом, долго и трудно выбивался в "большие люди".
- С чем сравнивается памятник в стихотворении Державина?
(“металлов выше он и тверже пирамид”).
-Почему именно с ними? (Крепость, вечность)
Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает переносный смысл.
-Какую мысль помогает утвердить данные сравнения?
(Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).
А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике?
( «чудесный, вечный»)
Поэты убеждены, что сила поэзии могущественнее законов природы и времени. В каких строках об этом сказано?
Г.Р. Державин:
(«Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит»). Прокомментируйте мысль Державина.
(Его памятник не подвластен вихрям, громам, времени).
2 строфа .
-В чём видит Державин прочность славы?
( « И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить»)
-Как вы понимаете эти слова?
(Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает себя национальным русским поэтом)
3 строфа.
- Какие места нашей необъятной родины упоминает поэт в стихотворении?
Слайд. Полюбуемся просторами нашей России.
4 строфа.
-Что ставят поэты себе в заслугу?
Державин: « Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…»
Почему поэтом выбран глагол «дерзнул»?
(1.Дерзать-осмеливаться на что-нибудь. 2.Смело стремиться к чему-нибудь благородному, высокому, новому)
-На что осмелился поэт? (« о добродетелях Фелицы возгласить»)
-« И истину царям с улыбкой говорить».
Державин видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность. Он один из немногих, кто позволял себе прямо критиковать те или иные поступки царицы, вельмож.
Поэтому Державин смотрит на поэта как на служителя и на поборника истины.
Почему с улыбкой? ( Шутка-главная стилистическая особенность новой поэзии Д.) Слова Д: « Будучи поэт по вдохновению, я должен был говорить правду; политик или царедворец по услужению моему при дворе, я принуждён был закрывать истину иносказанием и намёками»
Державин видит свою заслугу и в том, что сделал русский слог « забавным». - Подберите синонимы к этому слову. (Весёлым, простым, острым)
Последняя строфа. К кому обращены последние строфы стихотворений?
( К Музе)
Слайд. Какое значение имеет это слово?
- Муза - Богиня - покровительница искусств и наук
Муза - Источник поэтического вдохновения
Муза - Само вдохновение, творчество.
-Понаблюдайте за лексикой последней строфы. Найдите слова высокого стиля. (Возгордясь, чело, венчай, презрит)
- Для чего Державин их вводит в стихотворение? (Для создания интонации торжественности)
- Какой классицистический жанр требовал торжественного прочтения? ( Ода)
-Дайте определение этому жанру.
- Почему « Памятник» относится к жанру оды? (Говорит о величии творчества, поэзии, об общественной роли поэта, его долга перед Отечеством).
Перед нами ода, и Державин, разрушитель всех канонов, тем не менее в последней строфе создаёт интонацию торжественности и славит здесь отнюдь не себя. А что славит? (Творчество, поэзию)
-А в 1836 году русский поэт А.С. Пушкин напишет стихотворение «Памятник» и за основу возьмёт вольное переложение оды Горация Державиным. «Памятник» Г.Р.Державина станет пьедесталом «Памятнику» А.С. Пушкина.
Подведение итогов
Домашнее задание
Вывод. Поэт был прав. Память о нем жива, потому что он содействовал распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, проповедовал истину и справедливость, обличал зло, смело вводил в поэтическую речь слова, понятные народу, и придал русскому стиху живость и естественность. Этот поэтический язык Державин назвал «забавным русским слогом» (в стихотворении «Памятник»).
Комментарий:
Тлен — гниение, разрушение, распад.
Доколь — до тех пор, пока.
Славянов род — здесь: русских людей.
Вселенна — Вселенная.
Чтить — чувствовать и проявлять глубокое уважение к кому-либо .
От Белых вод до Чёрных - от Белого моря до Чёрного .
Рифей — название Уральских гор.
Народах неисчетных — имеется в виду большое количество народов, национальностей, населявших территорию России.
Возгласить — сказать.
Добродетель — положительное нравственное качество человека.
Фелица — героиня оды Г.Р.Державина «Фелица», посвященной Екатерине П. В оде императрица выведена под именем персонажа сказки, написанной самой Екатериной для маленького внука, будущего Александра I.
Чело - лоб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Презентация к уроку литературы 9 класс Ломоносов и Державин
Урок проводится в 9 классе . Изучение особенностей литературы 18 века . Сравнение творчества М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина...
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....