Проектная работа "Времена года глазами 5Б класса"
проект по литературе (5 класс)
Проектная работа содержит анализ рассказов М.Пришвина о природе. Анализируется стиль писателя через его рассказы "Времена года", углубляется знание учащихся о творческом наследии писателя. По аналогии с пришвинскими рассказами учащиеся создали свои рассказы-миниатюры, которые были оформлены в альбом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа содержит анализ рассказов М.Пришвина о природе. | 46.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Вавожская СОШ»
МО «Вавожский район» Удмуртской Республики
«Времена года
глазами учащихся 5Б класса»
Проект
учащихся 5Б класса МБОУ «Вавожская СОШ»
Муинджоновой Мадины, Бушуевой Изабеллы.
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Вавожская СОШ»
Головина Вера Александровна
Вавож, 2017
Паспорт исследовательской (проектной) работы
№ | Характеристика | Содержание |
1 | Наименование работы | «Времена года глазами учащихся 5Б класса» |
2 | Фамилия Имя Отчество автора | Муинджонова Мадина, Бушуева Изабелла |
3 | Район | Вавожский |
4 | Населенный пункт | село Вавож |
5 | Полное наименование образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вавожская средняя общеобразовательная школа» |
6 | Почтовый адрес учреждения с индексом | 427310 Вавожский район, с. Вавож, улица Интернациональная, д.64 |
7 | Фамилия, имя, отчество руководителя работы | Головина Вера Александровна |
8 | Проблема (почему выполнялось исследо-вание, проект?) | Поэты, писатели воспевают красоту природы, читатели красотой природы восхищаются, и, вместе с тем, её постепенно уничтожают. Почему так происходит? |
9 | Объект и предмет (что исследовалось, проектировалось? | Рассказы М.М. Пришвина о природе «Времена года», духовное завещание М.М.Пришвина |
10 | Гипотеза (главная авторская идея) | «Только любя, а, не любуясь, можно уберечь и защитить этот удивительный мир – природу» (М.М.Пришвин). |
11 | Практическая значимость работы | Работа адресована одноклассникам с целью углубления их знаний о творческом наследии и стиле М.М.Пришвина, материал работы ознакомит их с мировоззрением писателя, особенностями пришвинских миниатюр о природе. А также работа может быть полезна учителям русского языка и литературы и всем, кто интересуется произведениями о природе. |
12 | Полученный результат | Выявлены особенности изображения природы М.М.Пришвиным. Проанализирован стиль писателя через его рассказы «Времена года». Изучено духовное завещание М.М. Пришвина. Созданы рассказы-миниатюры по аналогии с пришвинскими. Оформлен альбом. |
Информационная карта проекта
Ф.И.О. учителя – руководителя проекта | Головина Вера Александровна |
Учебный год | 2016-2017 учебный год |
Предмет | литература |
Класс | 5Б класс |
Тема и примерное содержание проекта | «Времена года глазами учащихся 5Б класса». Содержание: о творческом наследии и стиле М.М.Пришвина, об особенностях пришвинских миниатюр о природе. |
Тип проекта по количеству участников | Групповой |
По предметному содержанию | Монопроект |
По доминирующей деятельности | Групповой |
По продолжительности работы | Мини-проект |
По характеру контактов | Внутриклассный |
Продукт | Альбом «Времена года глазами учащихся 5Б класса» |
Пояснительная записка
Природа - источник энергии подъема сил человека. Природа - часть нас, людей, а мы - часть её, природы. Она окружает нас повсюду. Но человек привык считать себя вершиной творения природы, и относится к ней, как квечной, неиссякаемой; разучился «говорить на языке природы», находить в повседневной жизни радостные мгновения и радоваться этим мгновениям. Сидя за школьной скамьей, мы учимся, у нас происходит формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Но выходя в мир, на природу, мы забываем изученные правила и начинаем активно природу загрязнять, уничтожать, приносить ей боль и страдание. Своей проектной работой мы хотим обратить внимание, насколько наша жизнь тесно связана с природой, человек должен научиться ценить и понимать «дыхание природы».
Противоречие:
· Наследие писателя отражает его высокую гражданскую позицию, пристальное внимание к проблемам современности. Почему его современники говорили о нем как о социально равнодушном человеке?
Проблема:
М.М. Пришвин, как и многие другие поэты, писатели, воспевает мир природы, показывает, какими должны быть взаимоотношения человека и природы, а проблемы загрязнения, уничтожения окружающей среды – остаются неизменными до сих пор. Почему?
Цель проекта:
Анализ рассказов М.М.Пришвина о природе «Времена года», выявление позиции писателя по заявленной проблеме и создание альбома творческих миниатюр по аналогии с произведением М.М.Пришвина «Времена года».
Задачи:
- Найти и изучить критическую литературу по теме проекта.
2. Познакомиться с биографией М.М.Пришвина.
3. Выявить особенности жанра пришвинской миниатюры: идея, тема, композиция, живописность языка.
4. Формировать у учащихся умение видеть в природе прекрасное, находить в повседневной жизни радостные мгновения, чувствовать единение с природой через создание собственных творческих миниатюр по аналогии с пришвинскими.
Практическая значимость: работа адресована одноклассникам с целью углубления их знаний о творческом наследии и стиле М.М.Пришвина, материал работы ознакомит их с мировоззрением писателя, особенностями пришвинских миниатюр о природе. А также работа может быть полезна учителям русского языка и литературы и всем, кто интересуется произведениями о природе.
I. Планирование работы: анализ проблемы; совместная разработка плана выполнения проекта; формирование проектной группы, выбор методов; определение источников информации; распределение обязанностей в группе.
II. Выполнение проектной работы: сбор и уточнение информации; изучение литературоведческой литературы; анализ рассказов М.М.Пришвина «Времена года» как миниатюрного жанра; создание собственных творческих миниатюр по аналогии с М.М.Пришвиным; обработка и анализ полученных результатов.
III. Рефлексия: анализ выполнения проекта (достигнутые результаты – успехи и неудачи, их причины); анализ достижения цели и задач; оценка работы каждого в группе; самооценка проекта.
IV. Оформление материалов проекта: оформление альбома.
Участники проекта:
- Бушуева Изабелла, МуинджоноваМадина – подготовка теоретического материала и ознакомление класса с изученным материалом; оформление альбома творческих работ, выполнение презентации.
- Учащиеся 5Б класса – создание творческих работ в стиле пришвинских миниатюр о природе.
Использованная литература
Сборники рассказов М.М.Пришвина о природе.
Интернет-ресурсы.
Проектная работа по литературе
«Времена года глазами учащихся 5Б класса»
« Мир Прекрасен, если человек умеет слушать, чувствовать,
понимать природу…» (М.М.Пришвин)
Природа - источник энергии подъема сил человека. Природа - часть нас, людей, а мы - часть её, природы. Она окружает нас повсюду. Но человек привык считать себя вершиной творения природы, и относится к ней, как квечной, неиссякаемой; разучился «говорить на языке природы», находить в повседневной жизни радостные мгновения и радоваться этим мгновениям. Своей проектной работой мы хотим показать, насколько наша жизнь тесно связана с природой, человек должен научиться ценить и понимать «дыхание природы».
Проникнуть в тайны природы нам помогла книга М.Пришвина «Времена года». С помощью волшебного пришвинского слова мы соприкоснулись с чудным миром природы. М.Пришвин привёл нас к мысли, чтокрасота природы подобна "тончайшей и сложной, как причудливое сплетение ветвей неодетой березе", творчество природы - неиссякаемо, неповторимо. В ходе работы мы поставили ряд вопросов и нашли на них ответы.
Как состоялось открытие Пришвиным своего мира природы? Сам М.М. Пришвин говорил: «Почему я всё пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Многие говорят, что ограничиваю свой талант, выключая свое внимание к самому человеку. А пишу я о природе, потому что хочу о хорошем писать, о душах живых, а не мертвых. И вот мое открытие: когда свое же человеческое, столь мне привычное добро найдешь у животных, верят все, все хвалят и благодарят, радуются. Итак, я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой».
Когда состоялось открытие Пришвиным своего мира природы? Сам М.Пришвин говорит, что оно началось с того дня, когда он понял, что за «неведомым» вовсе не надо мчаться за тысячи верст от родного дома. Он воспринимал природу и человека как единый живой организм:«Природа для меня — огонь, вода, ветер, камни, растения, животные — все это части разбитого единого существа. А человек в природе — это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство».Писатель уверен, что человек должен судить природу по себе. Только тот сможет больше увидеть в природе, кто умеет чувствовать её.
В чем суть открытия Пришвиным мира природы? Оно заключено в его жизнеутверждающем и творческом начале, которое находит писатель в мире природы, о том, как обогащает, очищает и укрепляет человека прикосновение к земле. Недаром М.Пришвин говорил: «Красотой природы насыщаешься, как пищей; тебе дано столько-то вместить, и больше не можешь. Но если ты сумеешь это выразить, то рано или поздно придет человек другой, и на твое прибавит свое, а после другого - третий, дальше, дальше: человек в красоте не насытим».
Пришвин-новатор? И в чем заключено новаторство Пришвина? По мнению литературоведов, Пришвин-новатор.Но, он является новатором не потому, что экспериментирует и сознательно ищет новых путей словесного изображения действительности, а потому, что ново его видение мира. И главная его новизна заключается в раскрытии творческого взаимодействия человека с природой. Для новаторского отношения Пришвина к природе очень важно, что он говорит не только о встрече со зверем, но о встречах с рекой, долиной, лесными оврагами. Он душевно вникает в их сущность. Он вступает в общение с деревьями и ручьями, открывая них всё новые и новые черты, и в то же время, не переставая открывать новое в самом себе, применяя свои открытия к жизни человека.
Нельзя не отметить, что решая для себя многие из поставленных проблем на протяжении всего своего творчества, он помогал решать их своим читателям. В этом отношении его "творческий пульс" бился в унисон с пульсом его времени.
Что помогало писателю обрести единство с природой, подмечать тончайшие нюансы? Пришвин «приходил» в природу, привнося в нее и отношение к ней своих современников, и частицу самого себя, приходил со своими идеалами и сомнениями, не оставаясь бездумным регистратором ее красот.
Есть ли характерная, отличительная черта пришвинского стиля? Пришвин считает своим писательским долгом беспрестанно возвращаться к одному и тому же материалу, каждый раз освещая его по-новому. Так, раздел «Времена года» мы встречаем в трех книгах Пришвина разных периодов его творчества. Впервые «Времена года» появляются в цикле «Календарь природы» (1926), затем в «Лесной капели» (1940) и, наконец, в посмертно изданной дневниковой книге «Глаза земли». Эти постоянные возвращения к одним и тем же темам вызваны у Пришвина его верой в неповторимость каждого явления жизни и природы. Ни одно существо не похоже на другое и ничто в мире не повторяется: ни одно утро, ни один день, ни один год, ни одна весна.
М. М. Пришвин «Времена года». В предисловии к “Родникам Берендея” (1926 года) писатель так объяснил особенности своего жанра: “Эта книга началась от чтения фенологических записей Сокольницкой биостанции юных натуралистов. Сухие научные записи хода весны читались мной с большим интересом, потому что сама жизнь, движение нашей планеты, нарастала и усложнялась независимо от чувств и дум наблюдателя. Я использовал силу этого движения в своём опыте. Мои записки не условная и любимая мной литературная форма, а действительно записки под диктовку весны – почти без всякой последующей обработки и связанные только силой движения в природе, вызывающей ответное движение в душе человека”.
“Времена года” состоят из миниатюр, входящих в разные произведения. Например, раздел “Весна”: миниатюра “Голубые тени” взята из “Времён года”; “Берёзовый сок” – из произведения “Дорога к другу”; “Неведомому другу” – из “Фацелии”. Раздел “Лето”: “Молодые листики” – из “Фацелии”; “Красные шишки” – из “Времён года”. Раздел “Осень”: “Осинкам холодно” – из “Времён года”; “Поздняя осень” – из “Времён года”; “Первый зазимок” – из “Календаря природы”; “Иван-да-Марья” – из “Рассказов егеря Михал Михалыча”. Раздел “Зима”: “Лиловое небо” (“Скорая любовь”) и “Деревья в снегу” из “Времён года”.
По жанру главы «Времен года» представляют собой лирические миниатюры. Они соединяют в себе лирику и эпос. По содержанию - это произведения лирические (в них переданы чувства автора); по форме – прозаические (свойства эпоса); по объему – миниатюрные.
Миниатюры Пришвина необычайно красивы. К. Паустовский писал: «Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу: «Это настоящее колдовство». Волшебство… Но ведь Пришвин – не сказочник. Секрет колдовства Пришвина в его зоркости.
Что же увидел он в каждом времени года? Всякое время года интересно, оно манит писателя своей красотой и неповторимостью. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой. Описание природы начинается с весны. Весна, особенно ранняя, - самое любимое время года для М. М. Пришвина. Он даже придумал образное выражение – «весна света», - символизирующее радость жизни. Постепенно отдельные зарисовки превращаются в прекрасную яркую картину жизни окружающего мира.Читая миниатюрные зарисовки из «Времена года» М.Пришвина, мы открыли для себя много интересного. Мы не догадывались, что осинкам бывает холодно, что из двойного цветка Ивана-да-Марьи до зимы доживает лишь один Иван. Далеко не каждому человеку природа раскрывает тайны. Она доверяет их только редким людям – таким, каким был М.М.Пришвин.
«Времена года» Пришвина – это гимн природе, проникнутый чувством восторга писателя перед каждым трепетным ее движением.
По роду своего таланта М.М.Пришвин - лирик, а по складу личности - мыслитель-моралист. Поэтому избранный им литературный род - это философско-лирическая проза. Именно в таком роде созданы самые задушевные произведения Пришвина. В чем же особенность пришвинских миниатюр о природе?
Во-первых, сам М.М. Пришвин признавался, что « пишу о природе, сам же только о людях думаю». Поэтому в его рассказах и деревья, и растения похожи на людей. Например, это видно в названиях рассказов: «Деревья в снегу», “Осинкам холодно” и др. М.Пришвин - певец природы, стремившийся всегда "искать и отбывать в ней прекрасные стороны души человеческой".
Во-вторых, М.М.Пришвин пользуется «приёмом оживления природы»: “каждый кустик глядит в зеркало”, “из-под снега выпрыгивают лапки елей”, «муравьи и берёзы предчувствуют сильный мороз», «дятел устал, присел отдохнуть». Или, например, видит в двух елках прообраз счастливой семейной пары.
В-третьих, средством создания образа у Пришвина, как правило, служит метафора в самых разных масштабах и разновидностях. Посредством метафор М.М. Пришвин создаёт замечательные словесные образы-портреты, образы-картины, передаёт тончайшие оттенки чувств, состояния природы. Часто М.М. Пришвин использует метафоры в названиях миниатюр: «Лесная книга», «Дыханье леса», «Светильники осени», «Берёзкам зябко», «Весна теней», «Весна звука» и т.д. Они помогают автору привлечь внимание читателей и отражают его восприятие окружающего мира.
В основу пришвинской метафоризации положено сходство самых различных признаков предметов. Например, наиболее типичные метафоры М.М. Пришвина:
1) Сходство предметов по цвету: А в белые просветы между деревьями сюда врываются пучками светлые лучи, и последние золочёные листики лещины горят в них, как и вправду золотые («Зазимок»); И ещё бывает осенью, когда берёзки, перед тем как скрыться, прощаются своим золотом («Берёзы»).
2) Сходство формы, внешнего вида предметов: Ни одна иголочка не пошевельнётся от бури, и только ветки-крылья, покачиваясь, как будто спрашивают совета друг у друга: как же дальше нам быть? («Терпение ёлки»); Папоротники окружили маленькую ёлку так плотно, что от неё осталась только головка крестиком, рыжая шейка и покатые плечи из двух веток… («Папоротники»); По утрам множество грачей разгуливает на тонких своих ножках в густых широких штанишках («Грачи»).
3) Сходство количества предметов: Видно, как ручей под этим тончайшим льдом гонит огромное стадо пузырей… («Чувство земли»); Стена ёлок, казалось, вышла на борьбу с дубом и, раздумывая, остановилась («Заброшенная поляна»); Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов («Реки цветов»).
4) Сходство действия, состояния предметов. Общие черты в характеристике действия, состояния создают большие возможности для метафоризации глаголов: Вечер зацвёл на закате голубыми снегами, розовым лесом, а небо кругом горело… («Вечер зацвёл»); На лугах ночевал туман («Дождь»); Ведь чем тише сам, тем больше замечаешь и ценишь движение жизни («Движенье»); Это соединение между собою живых материалов сопровождается вспышкой радости («Спящие почки»).
5) Сходство впечатления, ассоциаций: Замечаю, что весна в душах людей современных стала раньше наступать, чем в далёкие времена, когда жизнь была спокойнее («Весна»); Раньше в этом мартовском солнце видел цветы на кофточках, а теперь вижу цветы в глазах у людей... («Мартовское солнце»); В полях началась рябь проталин, пестрота, «сорочье царство» («Река отделилась»).
Одухотворяя природу, автор делает её понятнее, ближе и ярче. Природа у него, как и человек, может быть весёлой и грустной, радостной и печальной, ясной и суровой. Например: … осина голая, сердитая, вся пропитанная своим горьким осиновым соком («Сосна»); Утро встало со всех сторон светлое, и дымки поднялись бодро кверху… («Утренник»). «Слова у этого писателя цветут, сверкают, они то шелестят как травы, то пересвистываются как птицы, то позванивают как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобным течению звезд»,- так сказал об этом писателе К. Г. Паустовский.
В-четвертых, в его рассказах нет главных и второстепенных героев, нет привычного развития сюжета, нет описания приключений. Писатель, создавая миниатюры, находится под впечатлением от встречи с чудом. Он, подобно художнику, взял в руку карандаш и поспешил нанести на холст штрихи тех мгновений из жизни природы, которые он заворожено наблюдал.
В-пятых, М.М.Пришвин подчеркивает самые мельчайшие личные проявления жизни природы.
В-шестых, пейзаж стал одним из главных элементов композиции произведений, он сделал его средством выражения человека. Это был его собственный, пришвинский вклад в "художественное развитие человечества".
Оказало ли влияние на творческий стиль писателя его мировоззрение и его жизненный путь? Да, он родился в имении Хрущево Орловской губернии. Уже в раннем детстве полюбил природу и стремился научиться понимать ее. Окончил Лейпцигский университет и в 1902 году стал агрономом. Но вскоре оставил свою службу и стал бродить по северным губерниям. В результате появились замечательные произведения о природе: «За волшебным колобком», «В краю непуганых птиц», «Кладовая солнца», цикл рассказов «Времена года» и многие другие .
Михаилу Пришвину свойствен в высшей степени русский психологический склад ума, склонность к "лукавому мудрствованию", желание определить свой, особенный взгляд на вещи. Он стремится "дойти до корня", ему свойственно страстное правдоискательство. Писатель считал себя вправе поведать "читателю-другу" лишь ту правду, которая выстрадана опытом собственной жизни. Он учился у великих русских художников чувствовать высокую моральную ответственность за все, созданное его руками. Он непоколебимо верил в то, что его страна дождется "весны света", он всегда стремился принести людям радость.
Что связывает человека и природу воедино, по мнению Пришвина?
- ...Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна.
- Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.
- Природа явилась нам, как родина, и родина-мать обратилась в отечество.
- В природе нам дорого, что жизнь в смысле бессмертия одолевает смерть.
- Охранять природу — значит охранять Родину.
- ..Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.
Таким образом, тема природы - главная тема философско-лирической прозы Пришвина. Обращаясь к читателям в миниатюре «Неведомому другу», М. М. Пришвин призывает нас смелее открывать красоту природы и радоваться ей. Его слово проникнуто восхищением природой, способствует нравственному совершенствованию человека. В заключительных строках этой миниатюры выражена главная мысль всего творчества писателя: природа дарит нам радость от общения с ней, а мы должны помогать солнцу делать добрые дела.
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина» (Константин Паустовский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности в 5 классе 2011г
Темы проектов по математике 5 класс 2010-2011г.г.,Содержание проектной работы,Защита проектной работы.(руководитель проекта Потехина Т.В.)...
Отечественная война 1812 года глазами художников - баталистов
Урок - беседа для учащихся 5 - 7 классов по изобразительному искусству.Цель:создание условий для изучения обучающимися исторического и культурного наследия России.Задачи:Способствовать формированию пр...
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6 "А" КЛАССА по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ в 2014 - 2015 уч.году.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6 "А" КЛАССА по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ в 2014 - 2015 уч.году.Тема: " Я - лучший гид. Интерактивная экскурсия по городу (Лондон. Москва)."...
Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"
Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...
Презентация на тему "Год за годом" (Времена года Spotlight) 5 класс
Презентация к уроку английского языка в 5 классе к учебнику “Spotlight&rdquo...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...