Проектная работа "Времена года глазами 5Б класса"
проект по литературе (5 класс)

Проектная работа содержит анализ рассказов М.Пришвина о природе. Анализируется стиль писателя через  его рассказы "Времена года", углубляется знание учащихся о творческом наследии писателя.  По аналогии с пришвинскими рассказами учащиеся создали свои рассказы-миниатюры, которые были оформлены в альбом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Вавожская СОШ»

МО «Вавожский район» Удмуртской Республики

«Времена года

глазами учащихся 5Б класса»

                                                     Проект

                                                      учащихся 5Б класса МБОУ «Вавожская СОШ»

                                                      Муинджоновой Мадины, Бушуевой Изабеллы.

                                                      Научный руководитель:

                                                      учитель русского языка и литературы

                                                      МБОУ «Вавожская СОШ»

                                                      Головина Вера Александровна

Вавож, 2017

Паспорт исследовательской (проектной) работы

Характеристика

Содержание

1

Наименование работы

«Времена года глазами учащихся 5Б класса»

2

Фамилия Имя Отчество автора

Муинджонова Мадина, Бушуева Изабелла

3

Район

Вавожский

4

Населенный пункт

село Вавож

5

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вавожская средняя общеобразовательная школа»

6

Почтовый адрес учреждения с индексом

427310 Вавожский район, с. Вавож, улица Интернациональная, д.64

7

Фамилия, имя, отчество руководителя работы

Головина Вера Александровна

8

Проблема (почему выполнялось исследо-вание, проект?)

Поэты, писатели воспевают красоту природы, читатели красотой природы восхищаются, и, вместе с тем, её постепенно уничтожают.   Почему так происходит?

9

Объект и предмет (что исследовалось, проектировалось?

Рассказы М.М. Пришвина о природе «Времена года», духовное завещание М.М.Пришвина

10

Гипотеза (главная авторская идея)

«Только любя,  а, не любуясь, можно уберечь и защитить этот удивительный мир – природу» (М.М.Пришвин).

11

Практическая значимость работы

Работа адресована одноклассникам с целью углубления их знаний  о творческом  наследии и стиле М.М.Пришвина, материал  работы ознакомит  их с мировоззрением писателя,  особенностями  пришвинских миниатюр о природе. А также работа может быть полезна  учителям русского языка и литературы и всем, кто  интересуется произведениями о природе.

12

Полученный результат

Выявлены особенности изображения природы М.М.Пришвиным.

Проанализирован стиль писателя через его рассказы «Времена года».

Изучено духовное завещание М.М. Пришвина.

Созданы рассказы-миниатюры по аналогии с пришвинскими. Оформлен альбом.

Информационная карта проекта

Ф.И.О. учителя – руководителя проекта

Головина Вера Александровна

Учебный год

2016-2017 учебный год

Предмет

литература

Класс

5Б класс

Тема и примерное содержание проекта

«Времена года глазами учащихся 5Б класса».

Содержание: о творческом  наследии и стиле М.М.Пришвина, об   особенностях  пришвинских миниатюр о природе.

Тип проекта по количеству участников

Групповой

По предметному содержанию

Монопроект

По доминирующей деятельности

Групповой

По продолжительности работы

Мини-проект

По характеру контактов

Внутриклассный

Продукт

Альбом «Времена года глазами учащихся 5Б класса»

Пояснительная записка

         Природа  - источник энергии подъема  сил человека. Природа  - часть нас, людей, а мы - часть её, природы. Она окружает нас повсюду. Но человек привык  считать себя вершиной творения природы, и относится к ней, как квечной, неиссякаемой; разучился «говорить на языке природы», находить в повседневной жизни радостные мгновения и радоваться этим мгновениям. Сидя за школьной скамьей, мы учимся, у нас происходит формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях.  Но выходя в мир, на природу, мы забываем изученные правила и начинаем активно природу загрязнять, уничтожать, приносить ей боль и страдание. Своей проектной работой мы хотим обратить внимание, насколько наша жизнь тесно связана с природой, человек должен научиться ценить и понимать «дыхание природы».

        Противоречие:

·    Наследие писателя отражает его высокую гражданскую позицию, пристальное внимание к проблемам современности. Почему его современники говорили о нем   как о социально равнодушном человеке?

         Проблема:

        М.М. Пришвин, как и многие другие поэты, писатели, воспевает мир природы, показывает, какими должны быть взаимоотношения человека и природы, а проблемы загрязнения, уничтожения  окружающей среды – остаются неизменными до сих пор. Почему?

         Цель проекта:

        Анализ  рассказов   М.М.Пришвина  о природе «Времена года», выявление позиции писателя по заявленной проблеме и создание альбома творческих миниатюр по аналогии с произведением М.М.Пришвина «Времена года».

         Задачи:

  1. Найти и изучить критическую литературу по теме проекта.

2.  Познакомиться с биографией М.М.Пришвина.     

3.   Выявить особенности жанра пришвинской миниатюры: идея, тема, композиция, живописность языка.

4.     Формировать у учащихся умение видеть  в природе прекрасное, находить в повседневной жизни радостные мгновения, чувствовать единение с природой  через создание собственных творческих миниатюр по аналогии с пришвинскими.

        Практическая значимость: работа адресована одноклассникам с целью углубления их знаний  о творческом  наследии и стиле М.М.Пришвина, материал  работы ознакомит  их с мировоззрением писателя,  особенностями  пришвинских миниатюр о природе. А также работа может быть полезна  учителям русского языка и литературы и всем, кто  интересуется произведениями о природе.

        Этапы  работы  над проектом.

I. Планирование работы: анализ проблемы;  совместная разработка плана выполнения проекта;  формирование проектной группы, выбор методов;  определение источников информации;  распределение обязанностей в группе.

II. Выполнение проектной  работы: сбор и уточнение информации;  изучение литературоведческой литературы;  анализ рассказов  М.М.Пришвина  «Времена года»  как миниатюрного жанра;   создание собственных творческих миниатюр по аналогии с М.М.Пришвиным;  обработка и анализ полученных результатов.

III. Рефлексия: анализ выполнения проекта (достигнутые результаты – успехи и неудачи, их причины);  анализ достижения цели и задач; оценка работы каждого в группе; самооценка проекта.

IV. Оформление материалов проекта: оформление альбома.

Участники проекта:

  1. Бушуева Изабелла, МуинджоноваМадина – подготовка теоретического материала и ознакомление класса с изученным материалом; оформление альбома творческих работ, выполнение презентации.
  2. Учащиеся 5Б класса – создание творческих работ в стиле пришвинских миниатюр о природе.

Использованная литература

Сборники  рассказов М.М.Пришвина  о природе.

Интернет-ресурсы.

 

Проектная работа по литературе

«Времена года глазами учащихся 5Б класса»

« Мир Прекрасен, если человек умеет слушать, чувствовать,

понимать природу…» (М.М.Пришвин)

Природа  - источник энергии подъема  сил человека. Природа  - часть нас, людей, а мы - часть её, природы. Она окружает нас повсюду. Но человек привык  считать себя вершиной творения природы, и относится к ней, как квечной, неиссякаемой; разучился «говорить на языке природы», находить в повседневной жизни радостные мгновения и радоваться этим мгновениям. Своей проектной работой мы хотим показать, насколько наша жизнь тесно связана с природой, человек должен научиться ценить и понимать «дыхание природы».

Проникнуть в тайны природы нам помогла книга М.Пришвина «Времена года». С помощью волшебного пришвинского слова мы соприкоснулись с чудным миром природы. М.Пришвин привёл нас к мысли, чтокрасота природы подобна  "тончайшей и сложной, как причудливое сплетение ветвей неодетой березе",  творчество  природы -  неиссякаемо, неповторимо. В ходе работы мы поставили ряд вопросов и нашли на них ответы.

Как состоялось открытие Пришвиным  своего мира природы? Сам М.М. Пришвин говорил: «Почему я всё пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Многие говорят, что ограничиваю свой талант, выключая свое внимание к самому человеку. А пишу я о природе, потому что хочу о хорошем писать, о душах живых, а не мертвых. И вот мое открытие: когда свое же человеческое, столь мне привычное добро найдешь у животных, верят все, все хвалят и благодарят, радуются. Итак, я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой».

Когда состоялось открытие Пришвиным  своего мира природы? Сам М.Пришвин говорит, что оно началось с того дня, когда он понял, что за «неведомым» вовсе не надо мчаться за тысячи верст от родного дома. Он воспринимал природу  и человека как единый живой организм:«Природа для меня — огонь, вода, ветер, камни, растения, животные — все это части разбитого единого существа. А человек в природе — это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство».Писатель уверен, что человек должен судить природу по себе. Только тот сможет больше увидеть в природе, кто умеет чувствовать её.

В чем суть открытия Пришвиным  мира природы? Оно заключено в его жизнеутверждающем и творческом начале, которое находит писатель  в мире природы, о том, как обогащает, очищает и укрепляет человека прикосновение к земле. Недаром М.Пришвин говорил: «Красотой природы насыщаешься, как пищей; тебе дано столько-то вместить, и больше не можешь. Но если ты сумеешь это выразить, то рано или поздно придет человек другой, и на твое прибавит свое, а после другого - третий, дальше, дальше: человек в красоте не насытим».

Пришвин-новатор? И в чем заключено новаторство Пришвина? По мнению литературоведов, Пришвин-новатор.Но, он является новатором  не потому, что экспериментирует и сознательно ищет новых путей словесного изображения действительности, а потому, что ново его видение мира. И главная его новизна  заключается в раскрытии творческого взаимодействия человека с природой. Для новаторского отношения Пришвина к природе очень важно, что он говорит не только о встрече со зверем, но о встречах с рекой, долиной, лесными оврагами. Он душевно вникает в  их сущность. Он вступает в общение с деревьями и ручьями, открывая них всё новые и новые черты, и в то же время, не переставая открывать новое в самом себе, применяя свои открытия к жизни человека.

Нельзя не отметить, что решая для себя многие из поставленных проблем на протяжении всего своего творчества, он помогал решать их своим читателям. В этом отношении его "творческий пульс" бился в унисон с пульсом его времени.

Что помогало писателю обрести единство с природой, подмечать тончайшие нюансы? Пришвин «приходил» в природу, привнося в нее и отношение к ней своих современников, и частицу самого себя, приходил со своими идеалами и сомнениями, не оставаясь бездумным регистратором ее красот.

Есть ли характерная, отличительная черта пришвинского стиля? Пришвин считает своим писательским долгом беспрестанно возвращаться к одному и тому же материалу, каждый раз освещая его по-новому. Так, раздел «Времена года» мы встречаем в трех книгах Пришвина разных периодов его творчества. Впервые «Времена года» появляются в цикле «Календарь природы» (1926), затем в «Лесной капели» (1940) и, наконец, в посмертно изданной дневниковой книге «Глаза земли». Эти постоянные возвращения к одним и тем же темам вызваны у Пришвина его верой в неповторимость каждого явления жизни и природы. Ни одно существо не похоже на другое и ничто в мире не повторяется: ни одно утро, ни один день, ни один год, ни одна весна.

М. М. Пришвин «Времена года». В предисловии к “Родникам Берендея” (1926 года) писатель так объяснил особенности своего жанра: “Эта книга началась от чтения фенологических записей Сокольницкой биостанции юных натуралистов. Сухие научные записи хода весны читались мной с большим интересом, потому что сама жизнь, движение нашей планеты, нарастала и усложнялась независимо от чувств и дум наблюдателя. Я использовал силу этого движения в своём опыте. Мои записки не условная и любимая мной литературная форма, а действительно записки под диктовку весны – почти без всякой последующей обработки и связанные только силой движения в природе, вызывающей ответное движение в душе человека”.

“Времена года” состоят из миниатюр, входящих в разные произведения. Например, раздел “Весна”: миниатюра “Голубые тени” взята из “Времён года”; “Берёзовый сок” – из произведения “Дорога к другу”; “Неведомому другу” – из “Фацелии”. Раздел “Лето”: “Молодые листики” – из “Фацелии”; “Красные шишки” – из “Времён года”.  Раздел “Осень”: “Осинкам холодно” – из “Времён года”; “Поздняя осень” – из “Времён года”; “Первый зазимок” – из “Календаря природы”; “Иван-да-Марья” – из “Рассказов егеря Михал Михалыча”. Раздел “Зима”: “Лиловое небо” (“Скорая любовь”) и “Деревья в снегу” из “Времён года”.

По жанру главы «Времен года» представляют собой лирические миниатюры. Они соединяют в себе лирику и эпос.   По содержанию - это произведения лирические (в них переданы чувства автора); по форме – прозаические (свойства эпоса); по объему – миниатюрные.
Миниатюры Пришвина необычайно красивы. К. Паустовский писал: «Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу: «Это настоящее колдовство». Волшебство… Но ведь Пришвин – не сказочник. Секрет колдовства Пришвина в его зоркости.

Что же увидел он в каждом времени года? Всякое время года интересно, оно манит писателя своей красотой и неповторимостью. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой.  Описание природы начинается с весны. Весна, особенно ранняя, - самое любимое время года для М. М. Пришвина. Он даже придумал образное выражение – «весна света», - символизирующее радость жизни.  Постепенно отдельные зарисовки  превращаются  в прекрасную яркую картину жизни  окружающего мира.Читая миниатюрные зарисовки  из «Времена года» М.Пришвина, мы открыли для себя много интересного. Мы не догадывались, что осинкам бывает холодно, что из двойного цветка Ивана-да-Марьи  до зимы доживает лишь один Иван. Далеко не каждому человеку природа раскрывает тайны. Она доверяет их только редким людям – таким, каким был М.М.Пришвин.

«Времена года» Пришвина – это гимн природе, проникнутый чувством восторга  писателя перед  каждым трепетным  ее движением.

По роду своего таланта М.М.Пришвин - лирик, а по складу личности - мыслитель-моралист. Поэтому избранный им литературный род - это философско-лирическая проза. Именно в таком роде созданы самые задушевные произведения Пришвина. В чем же особенность пришвинских миниатюр о природе?

Во-первых, сам М.М. Пришвин признавался, что « пишу о природе, сам же только о людях думаю». Поэтому  в его рассказах и деревья, и растения  похожи на людей. Например, это видно в названиях рассказов:  «Деревья в снегу», “Осинкам холодно” и др. М.Пришвин - певец природы, стремившийся всегда "искать и отбывать в ней прекрасные стороны души человеческой".

Во-вторых, М.М.Пришвин пользуется «приёмом оживления природы»: “каждый кустик глядит в зеркало”, “из-под снега выпрыгивают лапки елей”,  «муравьи и берёзы предчувствуют сильный мороз», «дятел устал, присел отдохнуть». Или, например, видит в двух елках прообраз счастливой семейной пары.

В-третьих, средством создания образа у Пришвина, как правило, служит метафора в самых разных масштабах и разновидностях. Посредством метафор М.М. Пришвин создаёт замечательные словесные образы-портреты, образы-картины, передаёт тончайшие оттенки чувств, состояния природы. Часто М.М. Пришвин использует метафоры в названиях миниатюр: «Лесная книга», «Дыханье леса», «Светильники осени», «Берёзкам зябко», «Весна теней», «Весна звука» и т.д. Они помогают автору привлечь внимание читателей и отражают его восприятие окружающего мира.

В основу пришвинской метафоризации положено сходство самых различных признаков предметов. Например, наиболее типичные метафоры М.М. Пришвина:

1) Сходство предметов по цвету: А в белые просветы между деревьями сюда врываются пучками светлые лучи, и последние золочёные листики лещины горят в них, как и вправду золотые («Зазимок»);  И ещё бывает осенью, когда берёзки, перед тем как скрыться, прощаются своим золотом («Берёзы»).

2) Сходство формы, внешнего вида предметов: Ни одна иголочка не пошевельнётся от бури, и только ветки-крылья, покачиваясь, как будто спрашивают совета друг у друга: как же дальше нам быть? («Терпение ёлки»); Папоротники окружили маленькую ёлку так плотно, что от неё осталась только головка крестиком, рыжая шейка и покатые плечи из двух веток… («Папоротники»); По утрам множество грачей разгуливает на тонких своих ножках в густых широких штанишках («Грачи»).

3) Сходство количества предметов: Видно, как ручей под этим тончайшим льдом гонит огромное стадо пузырей… («Чувство земли»); Стена ёлок, казалось, вышла на борьбу с дубом и, раздумывая, остановилась («Заброшенная поляна»); Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов («Реки цветов»).

4) Сходство действия, состояния предметов. Общие черты в характеристике действия, состояния создают большие возможности для метафоризации глаголов: Вечер зацвёл на закате голубыми снегами, розовым лесом, а небо кругом горело… («Вечер зацвёл»); На лугах ночевал туман («Дождь»); Ведь чем тише сам, тем больше замечаешь и ценишь движение жизни («Движенье»); Это соединение между собою живых материалов сопровождается вспышкой радости («Спящие почки»).

5) Сходство впечатления, ассоциаций: Замечаю, что весна в душах людей современных стала раньше наступать, чем в далёкие времена, когда жизнь была спокойнее («Весна»); Раньше в этом мартовском солнце видел цветы на кофточках, а теперь вижу цветы в глазах у людей... («Мартовское солнце»); В полях началась рябь проталин, пестрота, «сорочье царство» («Река отделилась»).

Одухотворяя природу, автор делает её понятнее, ближе и ярче. Природа у него, как и человек, может быть весёлой и грустной, радостной и печальной, ясной и суровой. Например: … осина голая, сердитая, вся пропитанная своим горьким осиновым соком («Сосна»); Утро встало со всех сторон светлое, и дымки поднялись бодро кверху… («Утренник»). «Слова у этого писателя цветут, сверкают, они то шелестят как травы, то пересвистываются как птицы, то позванивают как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобным течению звезд»,- так сказал об этом писателе К. Г. Паустовский.

В-четвертых, в его рассказах нет главных и второстепенных героев, нет привычного развития сюжета, нет описания приключений. Писатель, создавая миниатюры, находится под впечатлением от встречи с чудом. Он, подобно художнику, взял в руку карандаш и поспешил нанести на холст  штрихи  тех мгновений из жизни природы, которые  он заворожено  наблюдал.

В-пятых, М.М.Пришвин подчеркивает самые мельчайшие личные проявления жизни природы.

В-шестых, пейзаж стал одним из главных элементов композиции произведений, он сделал его средством выражения человека. Это был его собственный, пришвинский вклад в "художественное развитие человечества".

        Оказало  ли влияние на творческий стиль писателя его мировоззрение  и его жизненный путь?  Да, он родился в имении Хрущево Орловской губернии. Уже в раннем детстве полюбил природу и стремился научиться понимать ее. Окончил Лейпцигский университет и в 1902 году стал агрономом. Но вскоре оставил свою службу и стал бродить по северным губерниям. В результате появились замечательные произведения о природе: «За волшебным колобком», «В краю непуганых птиц», «Кладовая солнца», цикл рассказов  «Времена года» и многие другие .

Михаилу Пришвину свойствен в высшей степени русский психологический склад ума, склонность к "лукавому мудрствованию", желание определить свой, особенный взгляд на вещи. Он стремится "дойти до корня", ему свойственно страстное правдоискательство. Писатель считал себя вправе поведать "читателю-другу" лишь ту правду, которая выстрадана опытом собственной жизни.  Он учился у великих русских художников чувствовать высокую моральную ответственность за все, созданное его руками. Он непоколебимо верил в то, что его страна дождется "весны света", он всегда стремился принести людям радость.

        Что связывает человека и природу воедино, по мнению Пришвина?  

  • ...Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна.
  • Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.
  • Природа явилась нам, как родина, и родина-мать обратилась в отечество.
  • В природе нам дорого, что жизнь в смысле бессмертия одолевает смерть.
  • Охранять природу — значит охранять Родину.
  • ..Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.

        Таким образом, тема природы - главная тема философско-лирической прозы Пришвина. Обращаясь к читателям в миниатюре «Неведомому другу», М. М. Пришвин призывает  нас смелее  открывать  красоту природы  и радоваться ей.   Его слово проникнуто восхищением природой, способствует нравственному совершенствованию человека. В заключительных строках этой миниатюры выражена главная мысль всего творчества писателя: природа дарит нам радость от общения с ней, а мы должны помогать солнцу делать добрые дела.

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина» (Константин Паустовский).

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности в 5 классе 2011г

Темы проектов по математике 5 класс 2010-2011г.г.,Содержание проектной работы,Защита проектной работы.(руководитель проекта Потехина Т.В.)...

Отечественная война 1812 года глазами художников - баталистов

Урок - беседа для учащихся 5 - 7 классов по изобразительному искусству.Цель:создание условий для изучения обучающимися исторического и культурного наследия России.Задачи:Способствовать формированию пр...

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6 "А" КЛАССА по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ в 2014 - 2015 уч.году.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6 "А" КЛАССА по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ в 2014 - 2015 уч.году.Тема: " Я - лучший гид. Интерактивная экскурсия по городу (Лондон. Москва)."...

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"

Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...

Презентация на тему "Год за годом" (Времена года Spotlight) 5 класс

Презентация к уроку английского языка в 5 классе к учебнику “Spotlight&rdquo...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...