Материал к уроку «Сопоставительный анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Мой дар убог, и голос мой не громок…», «Болящий дух врачует песнопенье…», «Не ослеплён я музою моей…» и И.А. Бродского «Посвящение»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
И у Баратынского, и у Бродского нет заискивания перед читателями, а есть глубокое родство стихов и их авторов. Их стихотворения являются примером самобытности осмысления каждым поэтом своего места в литературе и в жизни, а также свидетельствует о том, что характер поэта отражён в его творчестве и что у них – разных поэтов разных эпох – так много общего, которое их сближает и роднит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotvoreniy.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к уроку «Сопоставительный анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Мой дар убог, и голос мой не громок…», «Болящий дух врачует песнопенье…», «Не ослеплён я музою моей…» и И.А. Бродского «Посвящение»
Стихотворения Е.А. Баратынского “Мой дар убог, и голос мой не громок…”, “Болящий дух врачует песнопенье…”, “Муза”– это своеобразный поэтический автопортрет, в котором автор осмысляет своё поэтическое творчество и своё место в литературе. Но если Баратынского отличает скромность, сдержанность, деликатность: “Мой дар убог…”, “не ослеплён я музою моею”, её лица “необщим выражением”, “ни склонности у ней, ни дара нет”, то в стихотворении ”Посвящение” сразу чувствуется другой поэт, другая эпоха. Вначале И.Бродский ошеломляет читателя многократно усиленным отрицанием ”ни“ и прямым и резким обращением к нему на “ты”. Причём смысл этого обращения сводится к довольно грубому “Ты для меня не существуешь”.
Вчитываемся дальше, ищем (при яркости различий) общие точки пересечения. Баратынский, скромно оценивая своё поэтическое творчество, понимает под ним выражение своей жизни на земле: “на земле мое… бытие”, “душа моя”. А так как бытие, душа поэта (“болящий дух”, “бунтующая страсть”) отражены в его творчестве, то и сам поэт, и его творчество не могут быть не интересны. Ведь в стихотворении поэт не рассказывает о себе, о своей жизни, он только выражает свои чувства, а в них читатель может узнать и свои переживания и настроения. Так через поэзию происходит поиск родства душ автора и читателя, устанавливается их контакт, их общение. Баратынский высказывает важную, дорогую для него мысль о возможности встречи поэта с читателем, которого сравнивает с другом. Друзей обычно немного, ведь здесь важно душевное родство, способность услышать другого и себя в другом. Поэт, нашедший “друга в поколенье”, надеется найти “читателя” “в потомстве”, когда “душа моя окажется с душой его в сношенье”, что подчёркивает способность стиха, с одной стороны, передать неповторимое бытие их автора, а с другой, найти читателя-друга.
А к какому выводу приходит Бродский, который о своём отношении к читателю говорит “Ты для меня не существуешь”? Автор показывает, как враждебны окружающие вещи и люди поэзии, какие чужие они ей: “читатель” в одном ряду со “шторой“ и “мебелью“, “сдача с лучшей пачки балерин” напоминает о сдаче с пачки папирос. Художественные пространства читателя и поэта словно находятся на разных полюсах, они совсем разные, несхожие между собой. Отсюда как читатель не существует для поэта, так и поэт не существует для читателя: “я в глазах твоих – кириллица, названье…”. Причём поэт у Бродского обозначается иносказательно – он то, “что… из-под пера стремится”. Поэт как его произведение – это мысль особенно важна для Бродского. Сразу вспоминается Баратынский с его “болящим духом”, “бунтующей страстью”, “душой” – всем тем, что составляет его творчество. И как для Баратынского важно “сношенье” душ, то, что его найдут, так и для Бродского “сходство двух систем небытия сильнее, чем двух форм существованья”. Две “системы небытия” абсолютно разные, но в чём-то и “сходны”. В чём? Что же общего между поэтом, для которого не существует писатель, и читателем, для которого не существует поэт? Ответ на этот вопрос содержится в призыве поэта к читателю: “Листай меня…”. Кого? Книгу, поэта, который есть то, “что… из-под пера стремится”? Как Баратынский надеется через поэзию обрести родство душ поэта и читателя, так и Бродский выражает надежду на взаимность с читателем в живом языке поэзии, ему тоже нужен собеседник: “Листай меня”, “Ты – всё или никто”. Теперь понятно утверждение Бродского, что вещи и события внешнего мира не имеют отношения к поэзии, которая занимается внутренним миром человека, через поэзию происходит поиск родства душ, когда ”языка безадресная искренность взаимна”. Говоря о безадресности языка поэзии, Бродский подчёркивает одну особенность лирики, которая позволяет и поэту, и читателю быть взаимно искренними, раскрывать свои чувства, обретать родство душ.
Стихотворения и Е.Баратынского, и И.Бродского никому конкретно не адресованы, и каждый, читая их стихи, чувствует себя избранным читателем, другом, “всем”. Уже не коробит и не кажется грубым “ты” Бродского, и даже не возмущает “ты для меня не существуешь”Понимаешь, что “ты “, то есть мы , читатели, очень разные, и как поэты надеются на обретение родной души среди читателей, на взаимность посредством живого языка поэзии, так и мы, читатели, в поиске “своего” поэта, который для нас был бы тоже “всё”.
И у Баратынского, и у Бродского нет заискивания перед читателями, а есть глубокое родство стихов и их авторов. Их стихотворения являются примером самобытности осмысления каждым поэтом своего места в литературе и в жизни, а также свидетельствует о том, что характер поэта отражён в его творчестве и что у них – разных поэтов разных эпох – так много общего, которое их сближает и роднит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»
Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...
Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»
Предлагается сравнительный анализ двух лирический произведений, связанных одной темой....
Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».
В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" и А.С.Пушкина "Монастырь на скале". Предназначена для учащихся и учителей....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)
Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....
Урок-практикум "Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой. 11 класс"
Работа состоит из сопоставления стихотворений "Как люблю, как любила глядеть я..." и "Москва! - Какой огромный" по трём уровням сожности. Рассчитано на 45 минут после изучения творчества Ахматов...
Опыт сопоставительного анализа стихотворений Ф.Тютчева и А.С. Пушкина.«Нежней мы любим и суеверней…» Урок литературы в 10 классе
Опыт сопоставительного анализа стихотворений Ф.Тютчева и А.С. Пушкина.«Нежней мы любим и суеверней…» Урок литературы в 10 классе...