Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)
Материалы содержат важную информацию по теории литературы. Что собой представляет художественный образ, что такое система образов-персонажей, позиция автора и способы ее выражения...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_k_ege_liter.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по литературе. Организация художественного произведения.
Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:
• Внешние черты - лицо, фигура, костюм;
• Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи.
• Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;
• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;
• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;
• Наличие или отсутствие прототипа.
2. Основные приемы создания образа-персонажа:
• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);
• Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);
• Прямая авторская характеристика;
• Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;
• Характеристика героя другими действующими лицами;
• Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);
3. Виды образов-персонажей:
лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);
драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);
эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).
4. Система образов-персонажей.
Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.
Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).
Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.
Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным.
Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).
5. Позиция автора и способы ее выражения:
· Авторские оценки: прямые и косвенные.
· Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).
· Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).
Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста
Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.
Речь повествователя - оценка событий и их участников.
Своеобразие словопользования общенародного языка(активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).
Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы для подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ
В этой папке я собираю все найденные мной материалы для подготоки учащихся к выпускным экзаменам. Это огромный банк аргументов, примеров, схем, сайтов для успешной сдачи экзаменов....
Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по Русскому языку
В папке собраны материалы из разных источников: интернет, сборники по подготовке к ЕГЭ, учебные пособия....
Материалы для подготовки учащихся к ГИА в части, касающейся написания сочинения-рассуждения.
Представленные материалы помогут ученику 8-9 классов и учителю в подготовке к ГИА по русскому языку в части, касающейся написания соч...
материалы по подготовке учащихся к сдаче ГИА , устная часть
SKILLS TO BE TESTEDThe student is expected to demonstrate her/his ability to:- elicit the needed information by asking questions- maintain and conclude the conversations- be active and polite...
Материалы для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ.
Эти материалы помогут преподавателям, работающим в 9-х классах в подборе различных заданий по геометрии. Они распределены по темам....
Тренировочно-диагностические материалы для подготовки учащихся к обязательному государственному экзамену по русскому языку в 7 классе
В данной работе приводятся примеры тренировочно-диагностических материалов, содержащих комплексный анализ текста, для 7 класса. Задания носят разноуровневый характер и содержат все р...