Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина
методическая разработка по литературе (5 класс)

Зрелова Елена Михайловна

Нетрадиционный урок литературы / внеклассное мероприятие для обучающихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_turnir_po_skazkam.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина

 Цель игры: Развитие эстетического вкуса, расширение кругозора.

 Привитие интереса к учёбе в целом и к урокам литературы в частности.                                      

Оборудование : рисунки детей, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Класс разбит на 4 команды.

Домашнее задание(за 2 недели до турнира):

1) придумать название, девиз.( названия должны иметь непосредственное отношение к тематике игры)

2) подготовить «немое кино» (фрагмент из сказки)

3)каждая из команд предлагает свой вариант костюмов для героев «Сказки о рыбаке и рыбке»

1.Организационный момент .

   Представление жюри.

Участникам сегодняшней игры в ходе весёлых состязаний предстоит доказать не только то, что они любят сказки, но и что они очень хорошо их знают.

2.Представление команд.

3.Проверка домашнего задания: Команды представляют друг другу в форме пантомимы фрагменты одной из сказок. Командам –соперницам необходимо назвать сказку.

 4. « Из суфлёрской будки»: помогите актёрам, исполнителям ролей героев сказок Пушкина, вспомнить слова роли.

1)А Балда братца гладит, приговаривает…( Братец мой любимый,

                                                                           Устал,  бедняжка!

                                                                          Отдохни,    родимый)

2)Вот мудрец перед Дадоном  встал

 И вынул из мешка золотого петушка:…(Посади ты эту птицу, -

                                                                     Молвил он царю,- на спицу;

                                                                     Петушок мой золотой

                                                                     Буден верный сторож твой)

3)Лебедь около плывёт

Злого коршуна клюёт

Гибель близкую торопит

И царевичу потом

Молвит русским языком:… ( Ты , царевич, мой спаситель,

                                                 Мой могучий избавитель

                                                Не тужи, что за меня

                                               Есть не будешь ты 3 дня)

4)И привёз гонец хмельной

В тот же день приказ такой:…(Царь велит своим боярам

                                                         Времени не тратя даром

                                                         И царицу и приплод

                                                        Тайно бросить в бездну вод

5.Конкурс капитанов(запись ответов на листочке):дать полное название сказке о  царе Салтане.(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Команды в это время попеременно отвечает на вопросы:

1)Как долго нёс бесёнок Кобылу?(2 шага шагнул, на3 упал)

2)Какую песню поёт белочка?( « Во саду ли в огороде»)

3)Сколько времени сидел смирно петушок? (год)

4)На что понадеялся поп , услышав от Балды «В год 3 щелка тебе по лбу»(Авось)

1)Какие желания старухи исполнила золотая рыбка?(новое корыто, избу, сделала старуху столбовою дворянкой, царицей)

2)Что предлагает царь Дадон звездочёту вместо Шамаханской царицы?( казну, чин боярский, коня с конюшней царской, полцарства)

3)В кого превращался Гвидон? (в комара,муху, шмеля)

4) С кем творили зло ткачиха с поварихой? ( с сватьей бабой Бабарихой)

 

6.Кто это? Вопросы командам задаются по очереди.

1)Видят: холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зелёный над холмом ( Гвидон и царица)

2)Около царя сидят

Злыми жабами глядят (Ткачиха, повариха с Бабарихой)

3)Без шеломов и без лат ,

Оба мёртвые лежат,

Меч вонзили друг во друга(Сыновья Дадона)

4)И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала(Царевна)

1)А сама-то величава

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит(Царевна-лебедь) 

2)В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на ней кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни.(Старуха)

3)Вдруг в толпе увидел он:

В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец.(Мудрец-звездочёт)

4)Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт да сам и облупит (Балда)

7.Проверка 2-го домашнего задания.

Конкурс театральных костюмеров. Каждая из команд предлагает свой вариант костюмов для героев «Сказки о рыбаке и рыбке»

8.Бюро находок :  Кому из героев вы бы вернули утерянные предметы:

Яблоко,

 зеркало,

 верёвку,

 шёлковый шнурок,

мешок,

спицу,

 веретено.

9.Центон-произведение, составленное из отрывков и строк, собранных из различных произведений одного и того же автора.

Слово «центон» произошло от латинского названия покрывала, сшитого из разноцветных кусков. Докажите, что это центоны. Из каких они сказок?

1)Царь слезами залился

Обнимает он царицу

 И сынка , и молодицу

 И садились все за стол,

 И весёлый пир пошёл

А царица вдруг пропала

Будто вовсе не бывала»(«Сказка о царе Салтане , о сыне его славном  и    

                                          могучем  богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о  

                                          прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом

                                          петушке»

2)Час обеда приближался

Топот по двору раздался

Входят семь богатырей.

Семь румяных усачей.

Все красавцы удалые

Великаны молодые

Все равны как на подбор

С ними дядька Черномор  («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,

                                              « Сказка о царе Салтане…»

3)Раз он в море закинул невод,-

Пришёл невод с травой морскою

В третий раз закинул он невод,

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, -золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи , что за меня

Есть не будешь ты три дня. («Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе      

                                                     Салтане…»

4)Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная картина!

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов.     («Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой

                                                 царевне и о 7 богатырях»

10.Подведение итогов.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина...

"В гостях у сказки" Литературная гостиная по сказкам А.С.Пушкина.

Эту гостиную ребята- старшеклассники проводили для учащихся начальной школы в рамках "Коммунарского сбора"...

Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина

Игра, целью которой является обобщение и закрепление знаний учащихся по сказкам А.С.Пушкина, а так же совершенствование умения читать и анализировать произведения поэта через формирование положительно...

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина

Данный турнир провожу между 6-7 классами коррекционной школы 8 вида...

Литературный бой, посвященный сказкам А.С.Пушкина «Сказка-ложь, да в ней намек…»

СЦЕНАРИЙЛитературный бой «Сказка ложь, да в ней намек…» по сказкам А.С.Пушкина.       Оформлена книжная выставка «Что за прелесть эти сказки», выставка иллюстраций п...

Литературная инсценировка по сказке А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Литературная инсценировка по сказке А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»...

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»...