"Чему мы можем научиться на "Уроках французского"
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

Урок литературы в 6 классе по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского». 

План-конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasputin._uroki_frantsuzskogo.docx20.75 КБ
Файл uroki_frantsuzskogo.pptx100.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»

Учитель: Зонова Ирина Владимировна.

Класс: 6 «Е» класс.

Предмет:  литература

1. Тема урока: «Чему мы можем научиться на «Уроках французского»

2. Цели урока:

1) Познакомить учеников  с жизнью и творчеством В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского»

2) Проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт.

3) Подвести учеников к более глубокому пониманию понятий «доброта», «отзывчивость».

3. Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений.    

4. Планируемые результаты:

1) Предметные: формирование навыка анализа художественного произведения, анализ художественного произведения с точки зрения идейного содержания.

2) Метапредметные:

-познавательные – извлечение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей,

-коммуникативные – учёт позиции других людей, умение слушать и  вступать в диалог, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

-регулятивные – постановка учебной задачи, целеполагание, составление плана работы.

3) Личностные – нравственно-этическое оценивание содержания, высказывание собственного отношения к героям, создание монологического высказывания.

5. Методы обучения: наглядный, исследовательский, поисковый, коммуникативный.

6. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

7. Средства обучения: технические, наглядные (презентация, видео).

8. Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Мотивационный этап

Представим себе урок французского: чему нас могут научить на таком уроке? (СЛАЙД 1)

Подготовка к работе.

Примерные ответы:

-правильному произношению

-новым словам

-как употреблять слова

-как строить предложение

Личностные:

Умение вести диалог и монолог;

Коммуникативные: 

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

2. Актуализация знаний

Об этом ли пишет В. Распутин? (СЛАЙД 2)

Что мы должны сделать, чтобы понять, чему мы можем научиться на «Уроках французского»?

Наша задача сегодня в чем?

Задача – проанализировать текст, разобраться в том, чему нас учит В. Распутин.

Личностные:

Умение вести диалог и монолог;

Регулятивные: выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению;

Коммуникативные: 

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Познакомимся с биографией, чтобы понять принципы, которыми пользовался в рассказе В. Распутин. (СЛАЙД 3)

Индивидуальное задание – рассказ о биографии В. Распутина.

Остальные учащиеся слушают, чтобы потом ответить на вопросы.

Вернемся к герою рассказа.

Сравним жизнь автора и главного героя рассказа. (СЛАЙД 4)

Работа по рядам (в парах):

1 ряд: рассказ о детстве, жизни в деревне

2 ряд: рассказ о школе, новой, изменившейся жизни героя

3 ряд: рассказ о людях, которые окружают героя в новой школе

3. Выявление главной проблемы текста

Новые обстоятельства и люди, которые окружают героя, сильно влияют на его жизнь.

Кто является самым главным человеком в жизни героя? И почему? (СЛАЙД 5)

Что мы узнаем о Лидии Михайловне?

Какая у нее реакция на синяки главного героя?

Зачем ЛМ проводит герою дополнительные уроки французского?

Что ЛМ делает  для главного героя? (поступки)

(СЛАЙД 6)

Смотрим отрывок из фильма – как ведет себя ЛМ?

Отвечают на вопросы, подбирают цитаты из текста, которые подкрепляют их ответ.

Лидия Михайловна

Она помогает герою в трудной ситуации

Спокойная, разговаривает, узнает причину.

Спасти мальчика от азартных игр и побоев.

Поступки ЛМ:

-посылка (почему главный герой понял, что она не от мамы?),

-дополнительные занятия + приглашает обедать,

-игра на деньги (почему мы не осуждаем ЛМ за игру на деньги с учеником?)

Ведет себя, как ребенок, жульничает.

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:

Планирование сотрудничества со сверстниками;

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: формулирование проблемы

Личностные: умение мыслить критически, умение высказывать свое мнение

4. Разработка проекта выхода из затруднения

Немного отвлечемся и поговорим о важной философской категории – выбор. (СЛАЙД 7)

Какой выбор мы совершаем каждый день?

А когда перед человеком встает серьезный выбор – к чему это может привести?

Перед кем в рассказе стоит серьезный моральный выбор?

Какую рубашку надеть, что поесть на завтрак и т.п.

К развитию личности

Перед ЛМ: когда их застал за игрой директор школы.

Метапредметные: уметь формулировать точку зрения и аргументированно ее доказать

Личностные: развитие умения выстраивать логические цепочки и причинно-следственные связи

5. Закрепление нового знания

Сцена последней игры ЛМ с героем (читаем)

Как повела себя ЛМ? Почему?

Почему ЛМ даже не стала объяснять директору причину своего поступка?

Какое впечатление производит ЛМ, когда уже уезжает к себе на родину?

Всю вину взяла на себя, т.к. мальчику нужно учиться

Он не понял бы ЛМ.

Все еще заботится о мальчике – присылает посылку.

Личностные: умение прочувствовать произведение и понять его содержание.

регулятивные:

прогнозирование результата

коммуникативные:

умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения

6. Рефлексия

С какими чувствами вспоминает свою учительницу герой?

Чему он научился у ЛМ?

Чему учит нас В.Распутин?

(СЛАЙД 8)

Несколько цитат о добре – учащиеся выбирают более подходящую для рассказа. Объясняют свой выбор

Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек.

Добро – самая великая тайна на земле.

Добро распространяется от одного человека к другому.

Добро не требует награды.

(СЛАЙД 9)

Предметные: анализ художественного произведения,

Личностные: перенос поступков и опыта других людей на свой опыт

Коммуникативные:

умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, выражение своих собственных мыслей и эмоций.

7. Домашнее задание

1.Написать письмо благодарности учительнице

2. Рассказ о человеке, который бескорыстно делал добрые дела.

(СЛАЙД 10)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 6 классе Рассказ «Уроки французского» Материал подготовила Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №74 г. Кирова Зонова Ирина Владимировна Киров 2021 г

Слайд 2

Чему мы учимся на у роках французского?

Слайд 3

Чему мы учимся на «Уроках французского»?

Слайд 4

Валентин Распутин В деревне была только начальная школа Районный центр Усть-Уда (50км от дома) «До того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым»

Слайд 5

Рассказ автобиографический

Слайд 6

Самый главный человек – Лидия Михайловна Какие поступки она совершает ради главного героя?

Слайд 7

ВЫБОР

Слайд 8

Выводы С какими чувствами вспоминает свою учительницу герой? Чему он научился у Лидии Михайловны? Чему учит нас Валентин Распутин ?

Слайд 9

Цитата… Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек. Добро – самая великая тайна на земле. Добро распространяется от одного человека к другому. Добро не требует награды.

Слайд 10

Домашнее задание 1 . Написать письмо благодарности учительнице от лица главного героя 2. Рассказ о человеке, который бескорыстно делал добрые дела (свой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чему НЕОБХОДИМО научить ребенка

Рекомендации психологов...

Внеклассное мероприятие игра-конкурс "Чему мы научились в этом году".

Игра проводилась 18 мая 2013 года среди учащихся 2-х классов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4210293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"480"}}]][[...

Чему необходимо научить ребенка?

информация для родителей...

Эссе "Чему учитель может научиться у своих учеников"

Размышления о вечерней школе в исправительной колонии строгого режима, о ее буднях и праздниках....

Сочинение - эссе "Чему я могу научиться у своих учеников?"

Работа была представлена на конкурс сочинений эссе в рамках педагогического фестиваля " Век живи - век учись"...

Чему я должен научить школьников сегодня, чтобы они стали успешными завтра?

Этот вопрос, как мне кажется, стоит перед каждым педагогом, независимо от его возраста и стажа работы. Потому что ответ на этот вопрос определяет содержание всех проводимых уроков, и, в конечном счете...

Великие спортсмены (или чему мы можем у них поучиться)

Данная презентация посвящена великим спортсменам нашей страны -Шаваршу Карапетяну, Ирине Родниной, Фёдору Емельяненко и другим. Материал может быть использован при проведении классных часов и других в...