"Чему мы можем научиться на "Уроках французского"
учебно-методический материал по литературе (6 класс)
Урок литературы в 6 классе по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского».
План-конспект урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasputin._uroki_frantsuzskogo.docx | 20.75 КБ |
uroki_frantsuzskogo.pptx | 100.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»
Учитель: Зонова Ирина Владимировна.
Класс: 6 «Е» класс.
Предмет: литература
1. Тема урока: «Чему мы можем научиться на «Уроках французского»
2. Цели урока:
1) Познакомить учеников с жизнью и творчеством В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского»
2) Проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт.
3) Подвести учеников к более глубокому пониманию понятий «доброта», «отзывчивость».
3. Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений.
4. Планируемые результаты:
1) Предметные: формирование навыка анализа художественного произведения, анализ художественного произведения с точки зрения идейного содержания.
2) Метапредметные:
-познавательные – извлечение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей,
-коммуникативные – учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
-регулятивные – постановка учебной задачи, целеполагание, составление плана работы.
3) Личностные – нравственно-этическое оценивание содержания, высказывание собственного отношения к героям, создание монологического высказывания.
5. Методы обучения: наглядный, исследовательский, поисковый, коммуникативный.
6. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
7. Средства обучения: технические, наглядные (презентация, видео).
8. Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Мотивационный этап | Представим себе урок французского: чему нас могут научить на таком уроке? (СЛАЙД 1) | Подготовка к работе. Примерные ответы: -правильному произношению -новым словам -как употреблять слова -как строить предложение | Личностные: Умение вести диалог и монолог; Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |
2. Актуализация знаний | Об этом ли пишет В. Распутин? (СЛАЙД 2) Что мы должны сделать, чтобы понять, чему мы можем научиться на «Уроках французского»? Наша задача сегодня в чем? | Задача – проанализировать текст, разобраться в том, чему нас учит В. Распутин. | Личностные: Умение вести диалог и монолог; Регулятивные: выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению; Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Познакомимся с биографией, чтобы понять принципы, которыми пользовался в рассказе В. Распутин. (СЛАЙД 3) | Индивидуальное задание – рассказ о биографии В. Распутина. Остальные учащиеся слушают, чтобы потом ответить на вопросы. | ||
Вернемся к герою рассказа. Сравним жизнь автора и главного героя рассказа. (СЛАЙД 4) | Работа по рядам (в парах): 1 ряд: рассказ о детстве, жизни в деревне 2 ряд: рассказ о школе, новой, изменившейся жизни героя 3 ряд: рассказ о людях, которые окружают героя в новой школе | ||
3. Выявление главной проблемы текста | Новые обстоятельства и люди, которые окружают героя, сильно влияют на его жизнь. Кто является самым главным человеком в жизни героя? И почему? (СЛАЙД 5) Что мы узнаем о Лидии Михайловне? Какая у нее реакция на синяки главного героя? Зачем ЛМ проводит герою дополнительные уроки французского? Что ЛМ делает для главного героя? (поступки) (СЛАЙД 6) Смотрим отрывок из фильма – как ведет себя ЛМ? | Отвечают на вопросы, подбирают цитаты из текста, которые подкрепляют их ответ. Лидия Михайловна Она помогает герою в трудной ситуации Спокойная, разговаривает, узнает причину. Спасти мальчика от азартных игр и побоев. Поступки ЛМ: -посылка (почему главный герой понял, что она не от мамы?), -дополнительные занятия + приглашает обедать, -игра на деньги (почему мы не осуждаем ЛМ за игру на деньги с учеником?) Ведет себя, как ребенок, жульничает. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: Планирование сотрудничества со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Познавательные: формулирование проблемы Личностные: умение мыслить критически, умение высказывать свое мнение |
4. Разработка проекта выхода из затруднения | Немного отвлечемся и поговорим о важной философской категории – выбор. (СЛАЙД 7) Какой выбор мы совершаем каждый день? А когда перед человеком встает серьезный выбор – к чему это может привести? Перед кем в рассказе стоит серьезный моральный выбор? | Какую рубашку надеть, что поесть на завтрак и т.п. К развитию личности Перед ЛМ: когда их застал за игрой директор школы. | Метапредметные: уметь формулировать точку зрения и аргументированно ее доказать Личностные: развитие умения выстраивать логические цепочки и причинно-следственные связи |
5. Закрепление нового знания | Сцена последней игры ЛМ с героем (читаем) Как повела себя ЛМ? Почему? Почему ЛМ даже не стала объяснять директору причину своего поступка? Какое впечатление производит ЛМ, когда уже уезжает к себе на родину? | Всю вину взяла на себя, т.к. мальчику нужно учиться Он не понял бы ЛМ. Все еще заботится о мальчике – присылает посылку. | Личностные: умение прочувствовать произведение и понять его содержание. регулятивные: прогнозирование результата коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения |
6. Рефлексия | С какими чувствами вспоминает свою учительницу герой? Чему он научился у ЛМ? Чему учит нас В.Распутин? (СЛАЙД 8) | Несколько цитат о добре – учащиеся выбирают более подходящую для рассказа. Объясняют свой выбор Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек. Добро – самая великая тайна на земле. Добро распространяется от одного человека к другому. Добро не требует награды. (СЛАЙД 9) | Предметные: анализ художественного произведения, Личностные: перенос поступков и опыта других людей на свой опыт Коммуникативные: умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, выражение своих собственных мыслей и эмоций. |
7. Домашнее задание | 1.Написать письмо благодарности учительнице 2. Рассказ о человеке, который бескорыстно делал добрые дела. (СЛАЙД 10) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чему мы учимся на у роках французского?
Чему мы учимся на «Уроках французского»?
Валентин Распутин В деревне была только начальная школа Районный центр Усть-Уда (50км от дома) «До того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым»
Рассказ автобиографический
Самый главный человек – Лидия Михайловна Какие поступки она совершает ради главного героя?
ВЫБОР
Выводы С какими чувствами вспоминает свою учительницу герой? Чему он научился у Лидии Михайловны? Чему учит нас Валентин Распутин ?
Цитата… Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек. Добро – самая великая тайна на земле. Добро распространяется от одного человека к другому. Добро не требует награды.
Домашнее задание 1 . Написать письмо благодарности учительнице от лица главного героя 2. Рассказ о человеке, который бескорыстно делал добрые дела (свой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чему НЕОБХОДИМО научить ребенка
Рекомендации психологов...
Внеклассное мероприятие игра-конкурс "Чему мы научились в этом году".
Игра проводилась 18 мая 2013 года среди учащихся 2-х классов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4210293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"480"}}]][[...
Чему необходимо научить ребенка?
информация для родителей...
Эссе "Чему учитель может научиться у своих учеников"
Размышления о вечерней школе в исправительной колонии строгого режима, о ее буднях и праздниках....
Сочинение - эссе "Чему я могу научиться у своих учеников?"
Работа была представлена на конкурс сочинений эссе в рамках педагогического фестиваля " Век живи - век учись"...
Чему я должен научить школьников сегодня, чтобы они стали успешными завтра?
Этот вопрос, как мне кажется, стоит перед каждым педагогом, независимо от его возраста и стажа работы. Потому что ответ на этот вопрос определяет содержание всех проводимых уроков, и, в конечном счете...
Великие спортсмены (или чему мы можем у них поучиться)
Данная презентация посвящена великим спортсменам нашей страны -Шаваршу Карапетяну, Ирине Родниной, Фёдору Емельяненко и другим. Материал может быть использован при проведении классных часов и других в...