Представление о сатире и юморе. И.А.Крылова "Свинья под Дубом"
методическая разработка по литературе (6 класс)
Конспект урока по литературе для 6 класса по учебнику И.Н.Сухих. Тема: "Представление о сатире и юморе.И.А.Крылов "Свинья под Дубом". Конспект сопровождается презентацией, в которую включены видеоматериал (Ералаш № 217. "Жажда знаний") и аудиозапись басни "Свинья под Дубом". Для полноценного изучения материала прилагается рабочий лист.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_predstavlenie_o_satire_i_yumore._svinya_pod_dubom.docx | 17.1 КБ |
prilozhenie.docx | 24.67 КБ |
predstavlenie_o_satire_i_yumore._svinya_pod_dubom.pptx | 721.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление о сатире и юморе. И.А.Крылов «Свинья под Дубом»
Цель:
1)Формировать представление о сатире и юморе на примере басен И.А Крылова;
2)Понять мораль басни «Свинья под Дубом» и научиться узнавать пороки и недостатки, о которых идет речь
Задачи:
- Вспомнить творчество И.А.Крылова.
- Познакомиться с басней «Свинья под Дубом» и выразительно прочитать ее.
- Проанализировать басню.
- Понять разницу между юмором и сатирой, научиться их различать.
Планируемые результаты:
- познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
- личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: Литература. Учебник для 6 класса под редакцией И.Н.Сухих.
АКТУАЛИЗАЦИЯ знаний:
-Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам посмотреть интересный видеоролик.
Ералаш № 217. Жажда знаний.
Слайд 1.
Введение в тему:
- Вам понравилось? Было весело? Что вызвало вашу улыбку и смех? Над чем смеется автор этого сюжета? А вы можете назвать писателей и поэтов, чьи произведения заставляют нас смеяться? (Алиса в стране чудес Л.Кэролла, Малыш и Карслон Астрид Диндгрен и др.)
Слайд 3
-Вы, наверное, догадались, о чем сегодня мы будем говорить. Об оттенках смеха.
Формулировка темы урока.
Тема урока: «Представление о юморе и сатире».
-Мы знакомы с творчеством И.А.Крылова. И уже говорили о том, что в своих баснях он высмеивает недостатки человека.
Сегодня мы познакомимся еще с одним его знаменитым творением – басней «Свинья под Дубом»
Запишите тему урока.
Слайд 4.
Определение цели и задач урока.
-Обратившись к теме, давайте определим цели урока.
Что мы будем делать, чтобы добиться целей урока?
Дома вы повторили уже знакомые нам басни «Зеркало и Обезьяна» и «Волк и Ягненок».
Давайте вспомним их. Кто выразительно прочтет басню «Зеркало и обезьяна»? Над чем смеется Крылов в этой басне? (Над глупостью, самоуверенностью, самонадеянностью)
А теперь послушаем басню «Волк и Ягненок». Что высмеивается в ней?
Какова мораль басни? (Вседозволенность лиц власти имущих и бесправие простого народа)
Слайд 7. В какой из прослушанных басен высмеиваются недостатки персонажа, а в какой-пороки общества? Какая из басен юмористическая, а какая - сатирическая?
(см.учебник стр.239)
Открытие новых знаний путем выполнения заданий
Слайд 8-9.
Создание синквейна со словами юмор и сатира
Слайд 10.
Знакомство с басней «Свинья под Дубом».
Анализ басни. Слайд 11. Заполнение рабочих листов (Приложение)
Сопоставление с пословицами
Подведение итогов.
Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Приложение
И.А.Крылов. Басня «Свинья под Дубом»
Персонажи басни
_________________________ _______________________ _________________________
_________________________ ________________________ _________________________
_________________________ ________________________ _________________________
_________________________ ________________________ _________________________
_________________________ ________________________ _________________________
__________________________ ________________________ _________________________
КОНФЛИКТ
Невежество Просвещение
МОРАЛЬ:_________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Вывод:___________________________________________________________________________________________________
НЕВЕЖДА, -ы, м. и ж. Малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-н. области. (Словарь С.Ожегова)
НЕВЕЖА, -и, м. и ж. Грубый, невоспитанный человек. (Словарь С.Ожегова)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Андреевич Крылов (1769-1844) « Люблю, где случай есть, пороки пощипать!..»
Тема урока: Представление о сатире и юморе. И. А. Крылов. Басня «Свинья под Дубом».
Цели урока: 1)формировать представление о сатире и юморе на примере басен И.А Крылова; 2)понять мораль басни «Свинья под Дубом » и научиться узнавать пороки и недостатки, о которых идет речь
Зеркало и Обезьяна
Волк и Ягнёнок «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву».
В какой из прослушанных басен высмеиваются недостатки персонажа, а в какой-пороки общества? Какая из басен юмористическая , а какая - сатирическая? (см. определения на стр.239 учебника)
Задание: создать синквейны со словами ЮМОР и САТИРА ( см.учебник стр.239-240) 1 строка- одно существительное, выражающее тему синквейна ; 2 строка- два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3 строка- три глагола, обозначающих действия в рамках заданной темы; 4 строка- предложение, раскрывающее суть темы; 5 строка-синоним ключевого слова
Синквейн на тему «Юмор» Юмор ___________ , ______________ _________ , _________ , ___________ Высмеивает____________________ . _________________
Свинья под Дубом
Вопросы и задания: Назовите персонажей басни «Свинья под Дубом ». Какое отношение вызвали у вас они? Какими качествами наделил героев басни И.А.Крылов ? Какие художественные средства использованы в описании Свиньи? Между какими героями происходит конфликт? В чем он заключается? Какова мораль этой басни? Чему она учит?
Подберите пословицы, отображающие мораль басни
Домашнее задание: Выучить наизусть басню И.А.Крылова «Свинья под Дубом». Письменно ответить на вопрос: « В какой жизненной ситуации можно использовать мораль басни «Свинья под Дубом»»?
Н.В.Гоголь сказал о творчестве баснописца: «Басни И.А.Крылова – это книга мудрости самого народа». А какие знания вы приобрели сегодня ? Что бы вы могли записать в свою книгу мудрости?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учись у них - у дуба, у березы..." Готовимся к ГИА: пишем сочинение
Перед Вами - конспект урока по русскому языку в 8 классе, главной целью которого является подготовка к ГИА - обучение написанию сочинений (творческих элементов). Подробно расписаны этапы работы, шаги ...
Урок литературы в 5 классе «Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом». Аллегория и мораль».
Концепция урока - выяснить идейный смысл, показать специфику и особенности произведения. Урок направлен на приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы; в содержание урока включено рассм...
К изучению творчества А.А.Фета.Литературно-музыкальная композиция:"Учись у них:у дуба,у берёзы..."
Данная литературно-музыкальная композиция посвящена одному из замечательных поэтов "чистого искусства" - А.А.Фету. Приводятся не только интересные факты из жизни поэта, но и передаются основные этапы ...
И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».
-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...
Моделирование фрагмента урока на тему «Волшебные краски осеннего дерева» в 1 классе с демонстрацией педагогического рисунка берёзы, ели, дуба.
Методика изображения осенного дерева (педагогический рисунок)....
Представление о сатире и юморе. И.А.Крылов "Свинья под Дубом"
Конспект урока по литературе для 6 класса по учебнику И.Н.Сухих. Тема: "Представление о сатире и юморе.И.А.Крылов "Свинья под Дубом". Конспект сопровождается презентацией, в которую вкл...
Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"
Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...