Материалы к урокам
презентация к уроку по литературе
Презентации и задания к урокам литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lirika_n.a._nekrasova.pptx | 2.12 МБ |
m._gorkiy_zhizn_i_tvorchestvo.ppt | 1.03 МБ |
osnovnye_motivy_liriki_lermontova.ppt | 1.62 МБ |
roman_oblomov.ppt | 1.25 МБ |
prestuplenie_rodiona_raskolnikova.docx | 17.69 КБ |
proverochnaya_rabota_po_zhizni_i_tvorchestvu_dostoevskogo.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Периоды творчества Н.А. Некрасова
Особенности поэзии Н.А. Некрасова открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды и страдания, стремления; новые герои новая речь - грубая, неблагозвучная, повседневная; полифонизм : голоса автора и героев сливаются; социальна : отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений; говорит о повседневных непоэтических явлениях; интонация живой речи влияет на характер стиха, его ритмику трехсложные рифмы.
Основные темы и мотивы лирики Н.А. Некрасова стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле (" Орина , мать солдатская", "В полном разгаре страда деревенская ... " и др.) лирические стихи о любви, о сложных взаимоотношениях любящих людей ("Ты всегда хороша несравненно...", "Мы с тобой - бестолковые люди ... " и др.) стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом (" Блажен незлобивый поэт...", "Поэт и гражданин" и др.) стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям (" На смерть Шевченко", "Белинский" и др.)
Основные темы и мотивы лирики Н.А. Некрасова стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека ("Что ни год - уменьшаются силы...", "Саша" и др.) недовольство собой, рефлексия ("Рыцарь на час" и т.д.) с атира ("Современная ода" и т.д.) пейзажная лирика ("Несжатая полоса", "Зеленый шум" и т.д.)
Вершины поэтического творчества Н.А. Некрасова 1867-1877 гг. поэмы о декабристах ("Дедушка", "Русские женщины"), сатирические поэмы ("Недавнее время", "Современники"), поэма "Кому на Руси жить хорошо?"; элегические произведения ("Душно без счастья и воли...", "Три элегии", "Уныние", "Утро", "Элегия"); лирический цикл "Последние песни" (1876-1877 гг.) ("Сеятелям", "Скоро стану добычею тленья...", "Зине", "О муза! я у двери гроба!..")
Тема народа
Тема Родины Центральная тема творчества Н.А. Некрасова. Не небесам чужой отчизны – Я песни Родине слагал, Программное стихотворение – «Родина» (долго было под запретом): Выражение ненависти к дворянскому усадебному быту; Грудь стесняют «злоба и хандра» , т.к. в памяти возникают картины «бесплодной и пустой» жизни отцов: И вот они опять, знакомые места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства;
Тема Родины
«Родина» В основе стихотворения лежит конфликт между лирическим героем и поместно-дворянским миром. Автор не жалеет красок, чтобы показать ненависть лирического героя к дворянскому усадебному быту. Лирический герой Некрасова – человек, размышляющий о прошлой жизни родового имения, о горестной судьбе своей матери, сестры и о своей собственной судьбе. Главная тема стихотворения «Родина» – тема деспотизма и угнетения, выходящая далеко за рамки семейной хроники. Главная сюжетно-тематическая ситуация стиха – «возвращение на родину».
Любовная лирика
Любовная лирика Любовная лирика – во многом лирический дневник Н.А. Некрасова, в котором он поведал о самых сокровенных сердечных переживаниях. Нет ничего романтического, но именно « заземлённость » придавала его стихам особый драматизм, в них отчётливо проступала проза жизни. Почти все любовные признания были посвящены его единственной музе – Авдотье Яковлевне Панаевой. « Панаевский цикл»
« Панаевский цикл» мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно — отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. « Панаевским » стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год — сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).
Тема поэта и поэзии
Тема поэта и поэзии Все стихотворения этой тематики объединены идеей служения народу. Стихотворения стали призывом поэта к своим коллегам писать о насущном, свободе, равенстве, справедливости и необходимости политических реформ.
Тема поэта и поэзии
Тема поэта и поэзии
Тема идеала общественного деятеля Идеал – человек, пронизанный беспредельной любовью к родине, способный отдать во имя нее жизнь . В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.
Наизусть Н.А. Некрасов Муза (Нет, Музы ласково поющей и прекрасной) - половина В полном разгаре страда деревенская Несжатая полоса Забытая деревня Элегия - половина Размышления у парадного подъезда ( с начала – до «…с непокрытыми шли головами»; от «А владелец роскошных палат» до «…возвеличенный громкой хвалой!»; от «Впрочем, что ж мы такую особу…» и до конца)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в мещанской семье. в 3 года лишился отца, в 11 лет – матери; воспитывался в семье деда Василия Каширина. «Домик Каширина»
Лето 1884 года - едет в Казань, надеясь поступить в Казанский университет; но не хватило денег. Активное участие в студенческих кружках, увлечение революционными идеями, конфликты с полицией. Казанский университет
Трудовая жизнь Горького началась с 11 лет, после окончания ремесленного училища. «Ранние лишения, странствия по Руси преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира».
Начало литературной деятельности Горький начинал как провинциальный газетчик. В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» появился рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом - М.Горький. 1895 год опубликовался в популярном журнале «Русское богатство»: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе».
1897 – 1898 - работает в газете «Нижегородский листок». 1898 – «Очерки и рассказы» (книга вышла в Петербурге и имела огромный успех) 1899 – повесть «Фома Гордеев»
С 1901года М. Горький – глава издательства «Знание». 1902 году избран в почетные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (звание аннулировано правительством).
Вершина раннего творчества – пьеса «На дне» (постановка Станиславского).
1905 год: вступает в РСДРП; активно сотрудничает с большевиками. знакомится с Лениным.
1906 г. – 1913 г. – эмиграция на Капри. после объявления политической амнистии возвращается в Россию, в Петербург.
Творчество Повесть «Исповедь» (1908) Роман «Мать», повесть «Городок Окуров» (1909) Повесть «Детство» (1913-1914) «Сказки об Италии» (1913)
В 1913-1921 г.г. вместе с Ладыжниковым и Тихоновым организует издательство «Парус» , издает журнал «Летопись», в 1917 г. – газету «Новая жизнь» Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Как же мы потом жить будем? Что нам этот ужас принесет? Что теперь от ненависти к людям Душу мою спасет? М.Горький, 1914
Творчество 1916 - «В людях», 1923 – «Мои университеты» Цикл рассказов «По Руси» (1912-1917)
Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года Горький воспринимает неоднозначно. « Русский народ заплатит за это озерами крови…» 1918
Вторая эмиграция в Италию (1921 – 1928) «Рассказы 1922 – 1924 годов» Роман «Дело Артамоновых» (1925) «Жизнь Клима Самгина» (1925 – 1936) «Литературные портреты» о Короленко, Чехове и др. Сорренто
1928, 1933 – возвращение в СССР. «У НИХ – очень большие цели. И это оправдывает для меня все». (М.Горький) ведет широкую общественно-литературную деятельность, создает новые журналы, возглавляет Союз писателей СССР (1934)
Последние годы жизни Горького С одной стороны, благоволение властей, «дружба» со Сталиным, высокая награда (орден Ленина, 1932); с другой – тщательный контроль за перепиской, контактами, поездками. М. Горький умер 18 июня 1936 года.
Драматургия был продолжателем лучших традиций классической драматургии; обогатил русскую драматургию; утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы; его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта и в методе изображения действительности.
Романтический пафос ранних рассказов Горького Борьба за определенность и действенность идеалов. Мерило ценности человеческой личности - способность действовать во имя человека. Драматическая судьба героев. Идея самопожертвования. Тема подвига в жизни человека.
«Горький остался всем сердцем связанным с судьбой угнетенных и борющихся за освобождение. Это сохранило ему творческие силы и обеспечило бессмертие его произведениям. Горький расширил область литературного творчества, открыл новые пути и перспективы для мировой литературы. Он дал новые темы и нового читателя. Горький первый ввел в литературу, в качестве героев ее, представителей того класса, который до того в литературе представлен не был». Г. Манн
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Блиц-опрос О чем говорят эти даты? 1814г. 1832 г. 1837 г. 1840 г. 1841 г. Какие факты из биографии поэта говорят о том, что он талантливый и трудолюбивый человек? Какие поступки Лермонтова говорят о его гражданской смелости? Почему судьба молодого поэта оказалась столь же трагичной, как и судьба Пушкина?
Детство Лермонтов родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814г . Детские годы будущего поэта с марта 1815 г. прошли в с. Тарханы. Мария Михайловна Лермонтова, мать поэта. Неизвестный художник. 1810-е Юрий Петрович Лермонтов, отец поэта. Неизвестный художник. 1810-е Получил домашнее образование.
1832 год. Начало службы в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; в 1834 выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка.
"Смерть поэта" (1837) 18 февраля был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. 1837 год. Первая ссылка
1840 год. Вторая ссылка В 1840 году выходит первый сборник стихов. Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк.
Дуэль состоялась 15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера. Памятник на месте дуэли Лермонтова Автор - скульптор Б. М. Микешин. 1841 год. Смерть поэта
Периоды творчества 1828-1836 гг. – ранняя лирика : гражданские мотивы, свободолюбивые настроения; мотивы тоски, подавленности, уныния; влияние романтических настроений Байрона. 1837-1841 гг. - зрелая лирика: размышления о судьбе своего поколения; тема трагической любви; философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
Вольнолюбивая лирика «Парус», «Узник», «Пленный рыцарь» и т.д. жажда свободы, вольности, борьбы; противопоставляет тирании свободу; лирический герой, неудовлетворенный жизнью, мечтающий о настоящей деятельности.
Любовная лирика "Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю ...", "Расстались мы, но твой портрет..." и т.д. поэт безнадежно одинок; любовь приносит не радость и счастье, а грусть и страдания; проникают социально-философские обобщения о месте человека в мире.
Тема Родины "Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта", "Дума", "Бородино", "Родина" и т.д. критика самодержавия и светского общества; осмысление судьбы своего поколения; положение народа и Родины; «немытая Россия», «страна рабов, страна господ».
Тема поэта и поэзии "Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк" и т.д. трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии; трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире.
Философская лирика "В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива..." и т.д. разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ; неверие в бессмертие и человеческую память; стремление к космическому, вселенскому мироощущению.
Домашнее задание Мини-сочинение. Тема на выбор: «Мое любимое стихотворение Лермонтова» (кратко об истории написания, тема, идея, особенности, чем нравится). «Причины трагического мироощущения Лермонтова» (на примере его жизни и творчества).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания 1847 г. – замысел романа 1849 г. – публикация главы «Сон Обломова» 1859 г. – напечатан весь роман
«Обломов и обломовщина... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи» (А.В. Дружинин). «Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда, при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежания, и зародилось неясное представление об „обломовщине“ (И.А. Гончаров)
Точки зрения на Обломова «совершенно инертный» и «апатичный» барин, символ косности крепостнической России. Добролюбов «Что такое обломовщина» (1859) «самостоятельная и чистая», «нежная и любящая натура», далекая от модных веяний и сохранившая верность главным ценностям бытия
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. Идея - показать, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, к распаду личности. Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства И.А. Гончаров
Поднимает вопросы: Подлинная дружба; Любовь; Гуманизм; Равноправие женщины; Настоящее счастье; Дворянский романтизм. В образе Обломова – блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности.
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ОБЛОМОВКА ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА ОБЛОМОВ ОБЛОМОВ ШТОЛЬЦ ОЛЬГА ОЛЬГА Агафья Матвеевна
КОМПОЗИЦИЯ экспозиция – 1 часть и 2-е первые главы 2-ой части (описание Обломова и образа его жизни); завязка – 3-я и 4-ая главы 2-ой части (знакомство с Ольгой Ильинской); развитие действия – 6-ая – 11-ая главы 2-ой части; кульминация – 12-ая глава 3-ей части (объяснение в любви и разрыв); развязка – несостоятельность и банкротство Обломова; постпозиция – 4-ая часть (угасание Обломова); эпилог – 11-ая глава 4-ой части (смерть Обломова, судьба Захара, Штольца и Ольги).
Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам. Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени – около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории. Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге – Пшеницына, Захару – Анисья.
Домашнее задание учебник Лебедева Ю.В./электронная версия: «Полнота и сложность характера Обломова» (с.19/18), «Андрей Штольц как антипод Оболмова» (с.22/21); подобрать материал для характеристики Обломова и Штольца; сон Обломова; начать заполнение таблицы.
Рабочий лист критерии воспитание цель жизни содержание деятельности отношение к женщине семейная жизнь жизненная позиция Обломов. Штольц. Вывод. Ответ на проблемный вопрос. Штольц – антипод или двойник Обломова?
Предварительный просмотр:
Преступление Родиона Раскольникова
Работа в группах:
1группа: Образ Родиона Раскольникова
1.Используя текст романа (цитаты), составьте характеристику Родиона Раскольникова:
- внешность,
- возраст,
- образование,
- история жизни,
- отношение к жизни и людям,
- черты характера.
2.Попробуйте составить опорную схему по данной теме, а также распределить черты характера главного героя на положительные и отрицательные. Обоснуйте свое мнение.
3.Сделайте вывод по образу героя.
2 группа: Причины преступления
- Прочитайте часть 1, главы 1-6. Определите цели, заставившие Раскольникова совершить преступление.
- Распределите по нарастающей события, подталкивающие Раскольникова к принятию решения об убийстве старухи-процентщицы. Прокомментируйте их.
- Составьте таблицу или опорную схему «Мотивы преступления Родиона Раскольникова».
- Какие мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство?
- Подготовьтесь к представлению результата своей работы. Не забывайте о цитатах.
3 группа: Хронология преступления
Как задумано и как реализовано преступление
- Перечитайте первую часть романа главы 1-7. Определите хронологию убийства (как оно было изначально задумано). А как было реализовано? Все ли удалось Раскольникову? Не забывайте о цитатах из текста.
- Зачем так подробно описаны подготовка к убийству и само убийство?
- Почему так много случайностей в истории преступления?
- Составьте таблицу или опорную схему. Подготовьтесь к ее представлению.
4 группа: Теория о делении людей на два разряда
Основываясь на данных ниже вопросах, составьте опорную схему по теме «Теория о делении людей на два разряда» (не забудьте о цитатах). Подготовьтесь к защите своей схемы.
- Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана? (Ч. 1 гл. 6)
- Вспомните содержание статьи Раскольникова (ч. 3. гл.5). В чем суть теории "двух разрядов"? Что побудило героя создать такую теорию? Как монолог Разумихина помогать понять идею Раскольникова?
- К какому выводу пришел герой, размышляя над историей?
- В чем суть теории героя, в которую он верит?
- К какому разряду людей принадлежит сам герой?
- Что несет обездоленным теория Раскольникова?
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по жизни и творчеству Ф.М. Достоевского
Если вы согласны с высказыванием, то поставьте напротив номера высказывания – «+», если не согласны – «-».
Ответы располагайте по порядку в три столбца.
1 | 6 | 11 |
2 | 7 | 12 |
3 | 8 | 13 |
4 | 9 | 14 |
5 | 10 | 15 |
1. Ф.М. Достоевский родился в богатой семье.
2. Закончил словесное отделение Московского университета.
3. Учился в Петербургском военно-инженерном училище .
4. Первый роман – «Подросток».
5. Роман «Бедные люди» получил высокую оценку Некрасова и Белинского.
6. Был участником кружка М.В. Петрашевского.
7. Был арестован и приговорен к 15 годам каторги.
8. Самым ярким впечатлением по пути на каторгу была встреча в Тобольске с женами декабристов.
9. Чтобы не сойти с ума на каторге, находит выход в религии.
10. О каторге не упоминал ни в одном из своих произведений.
11. Входил в состав редакции журнала «Современник».
12. Придерживался западнических настроений.
13. Речь Достоевского на открытии памятника Пушкину имела огромный успех.
14. После каторги посвятил свою жизнь военной службе.
15. В 1861-1865 гг. издавал вместе с братом журнал «Время», а после его запрещения – журнала «Эпоха».
Если вы правильно выполнили задание, то при соединении положительных ответов вы получите фигуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать звуки ш-ж”. Учить учащихся г...
Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.
Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4. Даёт технологию...
Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока
Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ
Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...