УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка по литературе
Методические разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русская литература 17-18 вв. - расслоение литературы: дворянская, литература верхов и демократическая литература Черты демократической литературы: Отражала народные идеалы Герои- простые люди Народно-поэтическая речь, просторечие
Повесть о Шемякином суде –одно из произведений демократической литературы
Дмитрий Шемяка – галицкий князь, ослепивший своего брата московского князя Василия II и прослывший неправедным судьёй
Самостоятельная работа Кто герои повести? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления героя? Кто из героев наказан? Кого высмеивает повесть? О каком суде говорят: «Шемякин суд»?
Источники иллюстраций: http://ishop.top-kniga.ru/data/m_ishc/928/928132.jpg http://www.chtivo.ru/getpic3d/16775388/350/55198.jpg http://www.chtivo.ru/getpic3d/16775388/350/167640.jpg http://www.pravenc.ru/data/989/484/1234/i800.jpg http://anton1996.ucoz.ru/_fr/0/5462411.jpg http://starina-rus.ru/kartinki/kp/ill-3/17.jpg
Предварительный просмотр:
Практическая работа по теме «Русские поэты о Родине, родной природе и о себе»
№1. И.Анненский «Снег»
1. В какое время поэт видит снег? По каким приметам вы догадались об этом?
2. Анафора – это (единоначатие) повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Выпишите из стихотворения примеры анафоры, подчеркните её.
3. Как называется стилистический приём, состоящий в нарушении порядка слов с целью усилить выразительность речи? Приведите 2 примера из данного стихотворения.
4. Эпитет - это слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Приведите примеры эпитетов в этом стихотворении (не менее 3-х)
5. Выпишите из текста стихотворения сравнение.
6.Какие слова в стихотворении, на ваш взгляд, вы не встретите у другого поэта? Запишите их.
№2. Д.Мережковский «Родное»
1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие слова из текста помогают это понять?
2. Выпишите из стихотворения сравнения.
3. Приведите примеры эпитетов.
4. Выпишите строчку с риторическим обращением.
№3. Д.Мережковский. «НЕ НАДО ЗВУКОВ»
- Какое настроение передаёт нам поэт в стихотворении?
- Над чем заставляет задуматься стихотворение?
- Выпиши строчку с лексическим повтором.
- Какой стихотворный размер используется в стихотворении – ямб или хорей?
№4. Н.Заболоцкий «Вечер на Оке»
1) Почему подлинная радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику?
- Что происходит с природой, когда «вечерний луч таинственно блеснёт?
3) Впиши названия терминов, соответствующих данным примерам из стихотворения: метафора, эпитет, олицетворение, сравнение
«грудь реки» | «в нежном…огне» | «природа смотрит» | Как будто под руками ювелира, |
№5. Н.Заболоцкий «Уступи мне, скворец, уголок»
1. С кем ведёт диалог поэт в стихотворении? В чём его смысл? Что происходит в природе?
2. Приведите примеры 1) сравнения; 2) олицетворения, 3) метафоры
3. Выпишите из 3-й строфы просторечные слова
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (гл.1-3) | |
Отметь верные утверждения знаком «+» | |
Остап четыре раза закапывал свой букварь. | |
Тарас Бульба хотел видеть своих детей образованными. | |
Остапа тронули слёзы матери при расставании. | |
Андрий был изобретателем, хорошо учился. | |
Остап никогда не надеялся на помилование. | |
Остап мечтал о подвиге. | |
Однажды Андрий познакомился с панночкой. | |
Путь Тараса с сыновьями лежит через реку Дон. | |
Казаки в мирное время изучают военную науку. | |
Курень – это место для курения | |
Остап и Андрий скучают по дому, по бурсе, их не интересует новая жизнь в Сечи | |
Воровство считалось позорным у казаков, за него жестоко наказывали | |
Старому Тарасу не была по душе мирная праздная жизнь |
Проверочная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (гл.1-3) | |
Отметь верные утверждения знаком «+» | |
Андрий четыре раза закапывал свой букварь. | |
Тарас Бульба был против учения и учёности | |
Остапа не тронули слёзы матери при расставании. | |
Андрий был изобретателем, хорошо учился. | |
Остап никогда не надеялся на помилование за свои проказы | |
Андрий мечтал о подвиге. | |
Однажды Остап познакомился с панночкой. | |
Путь Тараса с сыновьями лежит через реку Днепр. | |
Казаки в мирное время изучают военную науку. | |
Курень – это место для курения | |
Остап и Андрий скучают по дому, по бурсе, их не интересует новая жизнь в Сечи | |
Воровство считалось позорным у казаков, за него жестоко наказывали | |
Старому Тарасу не была по душе мирная праздная жизнь |
Автор-составитель: Захарьина Е.А.
Публикация на сайте: http://www.saharina.ru/metod/lit/
Отметь верные утверждения знаком «+» | |
Остап четыре раза закапывал свой букварь. | |
Тарас Бульба хотел видеть своих детей образованными. | |
Остапа тронули слёзы матери при расставании. | |
Андрий был изобретателем, хорошо учился. | |
Остап никогда не надеялся на помилование. | |
Остап мечтал о подвиге. | |
Однажды Андрий познакомился с панночкой. | |
Путь Тараса с сыновьями лежит через реку Дон. | |
Казаки в мирное время изучают военную науку. | |
Курень – это место для курения | |
Остап и Андрий скучают по дому, по бурсе, их не интересует новая жизнь в Сечи | |
Воровство считалось позорным у казаков, за него жестоко наказывали | |
Старому Тарасу не была по душе мирная праздная жизнь |
Отметь верные утверждения знаком «+» | |
Андрий четыре раза закапывал свой букварь. | |
Тарас Бульба был против учения и учёности | |
Остапа не тронули слёзы матери при расставании. | |
Андрий был изобретателем, хорошо учился. | |
Остап никогда не надеялся на помилование за свои проказы | |
Андрий мечтал о подвиге. | |
Однажды Остап познакомился с панночкой. | |
Путь Тараса с сыновьями лежит через реку Днепр. | |
Казаки в мирное время изучают военную науку. | |
Курень – это место для курения | |
Остап и Андрий скучают по дому, по бурсе, их не интересует новая жизнь в Сечи | |
Воровство считалось позорным у казаков, за него жестоко наказывали | |
Старому Тарасу не была по душе мирная праздная жизнь |
Отметь верные утверждения знаком «+» | |
Остап четыре раза закапывал свой букварь. | |
Тарас Бульба хотел видеть своих детей образованными. | |
Остапа тронули слёзы матери при расставании. | |
Андрий был изобретателем, хорошо учился. | |
Остап никогда не надеялся на помилование. | |
Остап мечтал о подвиге. | |
Однажды Андрий познакомился с панночкой. | |
Путь Тараса с сыновьями лежит через реку Дон. | |
Казаки в мирное время изучают военную науку. | |
Курень – это место для курения | |
Остап и Андрий скучают по дому, по бурсе, их не интересует новая жизнь в Сечи | |
Воровство считалось позорным у казаков, за него жестоко наказывали | |
Старому Тарасу не была по душе мирная праздная жизнь | |
Отметь верные утверждения знаком «+» | |
Андрий четыре раза закапывал свой букварь. | |
Тарас Бульба был против учения и учёности | |
Остапа не тронули слёзы матери при расставании. | |
Андрий был изобретателем, хорошо учился. | |
Остап никогда не надеялся на помилование за свои проказы | |
Андрий мечтал о подвиге. | |
Однажды Остап познакомился с панночкой. | |
Путь Тараса с сыновьями лежит через реку Днепр. | |
Казаки в мирное время изучают военную науку. | |
Курень – это место для курения | |
Остап и Андрий скучают по дому, по бурсе, их не интересует новая жизнь в Сечи | |
Воровство считалось позорным у казаков, за него жестоко наказывали | |
Старому Тарасу не была по душе мирная праздная жизнь |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»
Автор-составитель: Захарьина Е.А.
Проверочная работа по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» Вариант I | |
Отметьте верные утверждения знаком «+», неверные – «- » | |
№1. В поэме «Медный всадник» на протяжении всего повествования у А.Пушкина восторженное отношение к Петру I. | |
№2. В поэме описывается стихийное бедствие 1824 года. | |
№3. В поэме описывается стихийное бедствие – землетрясение. | |
№4. В поэме упоминается только один русский император - Петр I. | |
№5. Главного героя зовут Евгений. | |
№6. Герой живёт в Москве. | |
№7. Герой – бедный чиновник. | |
№8. Дом невесты Параши снесло водой. | |
№9. Когда герой понял, что Параша с матерью погибли, он заплакал. | |
№10. Евгений сходит с ума, скитается по городу. | |
№11. Евгений случайно оказывается на площади возле памятника. | |
№12. На площади возле всадника на бронзовом коне Евгений увидел сторожевых львов. | |
№13. Медный всадник на самом деле мчался за героем. | |
№14. В поэме трагический финал – герой сходит с ума и умирает. |
Адрес публикации: http://www.saharina.ru/metod/lit/
Проверочная работа по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» Вариант II | |
Отметьте верные утверждения знаком «+», неверные – «- » | |
№1. В поэме «Медный всадник» у А.Пушкина двойственное отношение к Петру I. | |
№2. В поэме описывается стихийное бедствие середины 19 века. | |
№3. « В тот грозный год /Покойный царь ещё Россией /Со славой правил». Речь идёт о Петре I. | |
№4. В поэме описывается стихийное бедствие – наводнение. | |
№5. Главного героя зовут Евгений Онегин. | |
№6. Герой живёт в Коломне. | |
№7. Герой – знатный дворянин. | |
№8. Дом невесты Параши снесло водой. | |
№9. Когда герой понял, что Параша с матерью погибли, он захохотал. | |
№10. После наводнения Евгений бродит по городу, спит на пристани. | |
№11. Евгений идёт на площадь и встречает скачущего на лошади Петра I | |
№12. На площади возле всадника на бронзовом коне Евгений увидел сторожевых львов. | |
№13. Медный всадник мчался за героем – так было только в его воображении. | |
№14. В поэме счастливый финал – герой продолжает служить, женится. |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по пьесе А.Н.Островского «Гроза» | ||
Обозначьте верные утверждения знаком «+» | ||
1 | Действие пьесы происходит в городе Калининграде. | |
2 | Эта фраза принадлежит Дикому: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» | |
3 | Речь Катерины поэтическая, она напоминает заклинание, плач или песню, наполнена народными элементами. | |
4 | Кулигин сам себя называет самоучкой-механиком. | |
5 | В доме родителей Катерине жилось тоже трудно, плохо. | |
6 | Борис – это сын Дикого. | |
7 | Глаша – это сестра Тихона. | |
8 | Катерина очень любит своего мужа Тихона. | |
9 | Тихон – самостоятельный, волевой человек, с характером. | |
10 | Феклуша помогает Катерине встретиться с Борисом. | |
11 | Тихон ездил по делам в Москву. | |
12 | Борис соглашается взять Катерину с собой в Сибирь. | |
Проверочная работа по пьесе А.Н.Островского «Гроза» | ||
Обозначьте верные утверждения знаком «+» | ||
1 | Город Калинов, где разворачивается действие пьесы, расположен на берегу реки Дон. | |
2 | Эта фраза принадлежит Кабановой: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». | |
3 | Речь Дикого характеризует как человека образованного, он употребляет «научные» слова и поэтические фразы. | |
4 | Тихон – это племянник Дикого. | |
5 | Катерина сравнивает себя с птицей. | |
6 | Катерина с почтением относится к Кабанихе, не грубит ей. | |
7 | Катерина уезжает с Борисом в Сибирь. | |
8 | Кудряш – самый образованный человек в городе. | |
9 | «Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - эти слова сказаны о Феклуше | |
10 | Тихон – безвольный, бесхарактерный человек. | |
11 | Мёртвую Катерину находит Тихон. | |
12 | В пьесе ни разу не упоминается ГРОЗА как явление природы. | |
Проверочная работа по пьесе А.Н.Островского «Гроза» | ||
Обозначьте верные утверждения знаком «+» | ||
1 | Действие пьесы происходит в городе Калинове. | |
2 | Эта фраза принадлежит Варваре: «Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». | |
3 | Эта фраза принадлежит Борису: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» | |
4 | Речь Дикого изобилует грубыми словами и ругательствами. | |
5 | Кудряш – это племянник Дикого. | |
6 | «Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - эти слова сказаны о Кабанихе. | |
7 | Катерина не любит Тихона, а жалеет. | |
8 | Тихон ездил по делам в Саратов. | |
9 | «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!» - советует Варвара Борису | |
10 | Катерина встречалась с Борисом десять дней. | |
11 | Мёртвую Катерину находит Кулигин. | |
12 | В пьесе есть героиня Глаша. |
Автор-составитель: Захарьина Е.А.
Публикация на сайте http://www.saharina.ru/metod/lit/
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по роману И.А.Гончарова «Обломов» (ч.2, гл.1-4)
Вариант 1 | |
Отметьте верные утверждения знаком «+», неверные – знаком «-» | |
1. Штольц был немец по происхождению и говорил только по-немецки | |
2. Немцы считаются очень педантичными людьми. Согласны ли Вы с тем, что педантичность – это взыскательность, въедливость, требовательность? | |
3. Штольц в детстве никогда не играл с деревенскими мальчишками. | |
4. Мать хотела вырастить из маленького Андрюши работягу, трудягу, как и отец его. | |
5. Обломов был старше Штольца. | |
6. Штольцу не свойственна мечтательность. | |
7. Штольц был порывистым, непредсказуемым в своих чувствах, часто поддавался страстям. | |
8. Штольц был очень целеустремлённым человеком. | |
9. Штольц часто отрывался от дел и светской толпы и приезжал к Обломову. | |
10. Обломов с радостью ездит со Штольцем по Петербургу | |
11. Мечты Обломова об идеальной жизни в будущем Штольц назвал обломовщиной. | |
12. Обломова и Штольца связывали детство и школа. | |
13. «Где же тут человек? Где его целость? Куда скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» - эти слова принадлежат Штольцу. | |
Проверочная работа по роману И.А.Гончарова «Обломов» (ч.2, гл.1-4) | |
Вариант 2 | |
Отметьте верные утверждения знаком «+», неверные – знаком «-» | |
1. С детства Штольц не проявлял желания учиться. | |
2. Штольц в детстве вместе с деревенскими мальчишками разорял птичьи гнёзда. | |
3. Штольц по происхождению был наполовину немцем. | |
4. Немцы считаются очень педантичными людьми. Согласны ли Вы с тем, что педантичность – это поверхностность? | |
5. Мать боялась, что Штольц по отношению к труду, деятельности будет похож на своего отца. | |
6. Штольц был ровесник Обломову. | |
7. Штольц был мечтателем. | |
8. В романе сказано: «У него [Штольца ] не было и … дилетантизма…» . Согласны ли Вы с тем, что дилетантизм – поверхностное отношение к чему-либо, отсутствие необходимых специальных умений? | |
9. Штольц был очень сдержанным в чувствах человеком. | |
10. Выше всего для Штольца была настойчивость в достижении целей. | |
11. Обломов и Штольц были очень похожи друг на друга. | |
12. Обломов протестовал против суеты, активной жизни, к которой приучал его Штольц. | |
13. «Где же тут человек? Где его целость? Куда скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» - эти слова принадлежат Штольцу. |
Публикация на сайте: http://www.saharina.ru/metod/lit/
Автор-составитель: Захарьина Е.А.
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по роману Ф.Достоевского (ч.1 гл.2-6) Вариант 1 | ||
Верные утверждения отметь знаком «+», неверные – «-» | ||
1. | Данное описание соответствует отцу Раскольникова: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной…» | |
2. | Мармеладов был титулярным советником. | |
3. | Раскольников знакомится с Мармеладовым в полицейском участке | |
4. | Раскольникову иногда приходилось ночевать на Неве, на сенных барках. | |
5. | Раскольников получил письмо от сестры. | |
6. | Эти слова принадлежат Катерине Ивановне: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» | |
7. | Впервые о герое Свидригайлове мы узнаём из письма матери. | |
8. | В письме, адресованному Раскольникову, сообщается, что Дуня выходит замуж за Петра Петровича Лужина. | |
9. | Единственный друг Раскольникова, бывший товарищ по университету - Разумихин | |
10. | Раскольников видит себя во сне счастливым ребёнком. | |
11. | Это Соня Мармеладова: «Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет…» | |
12. | Раскольников случайно услышал разговор Алёны Ивановны с мещанином |
Проверочная работа по роману Ф.Достоевского (ч.1 гл.2-6) Вариант 2 | ||
Верные утверждения отметь знаком «+», неверные – «-» | ||
1. | Это описание Мармеладова: «Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье». | |
2. | Раскольников знакомится с Мармеладовым в трактире. | |
3. | Раскольников был бывшим статским советником. | |
4. | Мать сообщает в письме, что Дуня поступила в институт. | |
5. | Эти слова принадлежат Мармеладову: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» | |
6. | Единственный друг Раскольникова, бывший товарищ по университету - Разумихин | |
7. | Свидригайлов – очень порядочный человек, помогающий семье Раскольниковых | |
8. | В письме матери сообщается о том, что Дуня собирается замуж за Свидригайлова. | |
9. | Весть о предстоящем замужестве сестры очень обрадовала Раскольникова | |
10 | Раскольников видит себя во сне семилетним ребёнком | |
11. | Раскольников случайно услышал разговор Лизаветы Ивановны с мещанином | |
12. | Раскольников вспоминает подслушанный им разговор двух студентов о старухе-процентщице, когда уже решился на преступление |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по тексту романа «Отцы и дети» (1-11 гл.). Вариант 1.
Поставьте «+» (утверждение верно), «-» (утверждение неверно)
1. Аркадий Кирсанов, которого поджидал отец, вылез из тарантаса не один, а с девушкой | |
2. В повествование включена развёрнутая биография Матвея Ильича Колязина | |
3. Базаров принадлежал к сословию мещан | |
4. Главное увлечение Базарова – естественные науки | |
5. Николай Петрович Кирсанов имел душистые усы, изящно одевался. | |
6. Базаров пользовался доверием простых людей, но никогда им не потакал и обходился с ними небрежно. | |
7. Павел Петрович Кирсанов любил употреблять слово «принсИп». | |
8. Деревня, где жили Кирсановы, называлась Марьино, потому что так звали покойную жену Николая Петровича. | |
9. Базаров и Павел Петрович спорили о положении рабочего класса | |
10. Нигилист – «это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами», который все отрицает | |
11. Это высказывание принадлежит Е.Базарову: «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания… от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет». |
Проверочная работа по тексту романа «Отцы и дети» (1-11 гл.). Вариант 2.
Поставьте «+» (утверждение верно), «-» (утверждение неверно)
1. Места, по которым ехали Кирсановы домой, были очень живописными: довольство, трудолюбие, богатство, преобразования чувствовались во всём. | |
2. В повествование включена развёрнутая биография Фенечки | |
3. Базаров принадлежал к сословию дворян | |
4. Аркадий был категорически против отношений своего отца с Фенечкой. | |
5. Базаров уважал простых людей | |
6. Это описание матери Аркадия Кирсанова: «Это была молодая женщина» лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками». | |
7. Базаров и Павел Петрович нашли общий язык | |
8. Аркадий Кирсанов любил играть на виолончели и читать стихи Пушкина. | |
9. Николай Петрович подарил Фенечке кольцо с вырезанным на камне сфинксом. | |
10. Базаров отрицает искусство, поэзию | |
11. В романе упоминаются герои Пётр, Митюха, Егоровна |
Автор-составитель: Захарьина Е.А.
Публикация на сайте: http://www.saharina.ru/metod/lit/
Проверочная работа по тексту романа «Отцы и дети» (1-11 гл.). Вариант 3.
Поставьте «+» (утверждение верно), «-» (утверждение неверно)
1. Николай Петрович по дороге домой рассказывает сыну, что хозяйственные дела у него плохи, крестьяне не платят оброк, портят имущество. | |
2. В повествование включена развёрнутая биография Павла Петровича | |
3. Аркадий Кирсанов принадлежал к сословию разночинцев | |
4. Лицо Базарова выражало самоуверенность и ум | |
5. Отец Базарова был полковым доктором, теперь он уездный лекарь. | |
6. Павел Петрович Кирсанов любил употреблять слово «прЫнцип» | |
7. Павел Петрович был очень образованным человеком. | |
8. Жену Павла Петровича в молодости звали княгиня Р. | |
9. Николай Петрович, разговаривая с крестьянами, морщится и нюхает одеколон | |
10. Павел Петрович ненавидел Базарова, считал его циничным человеком | |
11. Аркадий и Базаров называют себя нигилистами |
Проверочная работа по тексту романа «Отцы и дети» (1-11 гл.). Вариант 4.
Поставьте «+» (утверждение верно), «-» (утверждение неверно)
1. Места, по которым ехали Кирсановы домой, не были живописными: нищета, жалкий вид, безотрадность ощущались во всём. | |
2. В повествование включена развёрнутая биография Базарова | |
3. Николай Петрович Кирсанов принадлежал к сословию крестьян | |
4. Николай Петрович по дороге домой рассказывает сыну, что хозяйственные дела у него в порядке. | |
5. Отец Базарова – аристократ | |
6. Аркадий с пониманием отнёсся к тому, что его отец живёт с простой девушкой Фенечкой. | |
7. Павла Петровича раздражало общение с Базаровым. | |
8. Павел Петрович не был образованным, прочёл всего пять, шесть французских книг. | |
9. Базаров и Павел Петрович спорили об искусстве и науке. | |
10 Нигилист – это революционер | |
11. В романе упоминаются герои Прокофьич, Дуняша, Агафоклея Кузьминишна |
Автор-составитель: Захарьина Е.А.
Публикация на сайте: http://www.saharina.ru/metod/lit/
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по главе «Тамань» Отметь верные утверждения знаком «+» | |
1. Повествование в «Тамани» ведётся от лица странствующего офицера. | |
2. Тамань, по мнению Печорина, - «скверный городишко». | |
3. Приехав в Тамань, Печорин сразу лёг спать. | |
4. Хата, в которой устроился Печорин, считалась «нечистым» местом в городе. | |
5. В доме жили хозяйка, слепой мальчик-сирота. | |
6. Слепой сразу вызвал подозрение у Печорина. | |
7. Слепой ночью встретился с женщиной и говорил с ней о Янко. | |
8. Печорин в Тамани знакомится с Верой. | |
9. Поющую на крыше девушку Печорин сравнил с царевной. | |
10. Ундина - это русалка. | |
11. Печорин сам назначил ночью девушке свидание. | |
12. Девушка хотела утопить Печорина. | |
13. Янко не взял с собой слепого мальчика | |
14. Печорин был рад, что разрушил идиллию контрабандистов. |
Проверочная работа по главе «Тамань» Отметь верные утверждения знаком «+» | |
1. Повествование в «Тамани» ведётся от лица Печорина. | |
2. Печорин был рад тому, что приехал в Тамань. | |
3. Печорин расположился в лучшем доме города. | |
4. В доме жили хозяйка, немой мальчик | |
5. Ночью Печорин следил за слепым. | |
6. Слепой сразу встретился с Янко. | |
7. Печорин в Тамани знакомится с княжной Мери. | |
8. Поющую на крыше девушку Печорин сравнил с русалкой. | |
9. Ундина – это царица. | |
10.Ундина - это русалка | |
11. Девушка назначила Печорину ночное свидание. | |
12. Девушка хотела утопить Печорина. | |
13.Янко забирает с собой ундину и слепого. | |
14. Печорин сожалеет о том, что разрушил мирное течение жизни контрабандистов. |
Проверочная работа по главе «Тамань» Отметь верные утверждения знаком «+» | |
1. Повествование в «Тамани» ведётся от лица странствующего офицера. | |
2. Тамань, по мнению Печорина, - «скверный городишко». | |
3. Приехав в Тамань, Печорин сразу лёг спать. | |
4. Хата, в которой устроился Печорин, считалась «нечистым» местом в городе. | |
5. В доме жили хозяйка, слепой мальчик-сирота. | |
6. Слепой сразу вызвал подозрение у Печорина. | |
7. Слепой ночью встретился с женщиной и говорил с ней о Янко. | |
8. Печорин в Тамани знакомится с Верой. | |
9. Поющую на крыше девушку Печорин сравнил с царевной | |
10. Ундина - это русалка. | |
11. Печорин сам назначил ночью девушке свидание. | |
12. Девушка хотела утопить Печорина. | |
13. Янко не взял с собой слепого мальчика | |
14. Печорин был рад, что разрушил идиллию контрабандистов. |
Проверочная работа по главе «Тамань» Отметь верные утверждения знаком «+» | |
1. Повествование в «Тамани» ведётся от лица Печорина. | |
2. Печорин был рад тому, что приехал в Тамань. | |
3. Печорин расположился в лучшем доме города. | |
4. В доме жили хозяйка, немой мальчик | |
5. Ночью Печорин следил за слепым. | |
6. Слепой сразу встретился с Янко. | |
7. Печорин в Тамани знакомится с княжной Мери. | |
8. Поющую на крыше девушку Печорин сравнил с русалкой. | |
9. Ундина – это царица. | |
10.Ундина - это русалка | |
11. Девушка назначила Печорину ночное свидание. | |
12. Девушка хотела утопить Печорина. | |
13.Янко забирает с собой ундину и слепого. | |
14. Печорин сожалеет о том, что разрушил мирное течение жизни контрабандистов. |
Предварительный просмотр:
В каких произведениях русской литературы описан сон героя?
Какой смысл заключён в нём?
Произведение | Смысл сна |
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Сон о забитой кляче | Раскольников во сне видит себя ребёнком, что особенно важно для писателя, как важна для него тема детства, восприятие жизни глазами чистоты, непорочности. Человек изначально чист, добр, но беззащитен в своём протесте против насилия – такова идея Достоевского. Герой ощущает себя ребёнком, который становится свидетелем варварски жестокого поступка – избиения загнанной лошади. Эту лошадь в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует приём противопоставления: большая телега и маленькая, тощая клячонка. Даже не кляча, а клячонка – что-то жалкое, заморенное, заезженное. Смех пьяных седоков, разгульная песня противостоят страданиям измученной, забиваемой лошади. Это тоже как бы уличная сценка. Но в ней до такой степени всё сгущается, что она явно выбивается из реальной жизни. Обычное, повседневное становится необычным. Страшная картина. Мечется в бессилии ребёнок, но никто не предотвращает это бессмысленное, жестокое убийство, потому что озверевший мужик – хозяин клячонки. Эта сцена насилия над беззащитным существом, когда насилие теряет цель и превращается в насилие ради насилия. Образ лошади соотносится с кроткими, смиренными людьми (Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны, которая впоследствии сравнит себя с заезженной клячей. Миколка – хозяева жизни – лужины и свидригайловы. Маленький ребёнок протестует против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствует чужой боли. Так автор показывает, что у Раскольникова изначально тонкая, добрая душа. |
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Сон Раскольникова в эпилоге | Отражением постоянных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных - тех, кто должен спастись и спасти других. Конечно же, «властелины», по теории Раскольникова, готовые к преступлению, не могут быть чистыми. Значит, здесь идет речь о других людях, воплощающих в себе высшую ценность. Кто же это - люди, зараженные трихинами? Люди, одержимые безоглядной верой в себя, свои идеи, они страшны, ибо не способны слышать и понимать друг друга, не способны почувствовать угрозу гибели. Сон подчеркивает и наметившееся в подсознании героя новое соотношение людей. Если раньше он считал, что «... людей с новою мыслию... необыкновенно мало рождается», то сон пронизан другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдает свои идеи за великие истины, ужасающие много. |
И.А.Гончаров «Обломов» Сон Обломова | Это условный сон – мечта. Гончаров показывает идиллию детства героя, идиллию поместной жизни, покоя, сладостного сна, застывшей жизни. Пора детства для человека очень важна, в детстве формируется его нравственный фундамент, способность любить, ценить близких людей, семью, родной дом. Именно в Обломовке истоки формирования жизненной позиции: «душа не рвётся, ум спит спокойно» |
Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» | Сны Катерины Львовны символичны. В них появляется образ кота, какого-то сверхъестественного существа («как туман, так мимо пальцев у неё и проходит»). Во втором сне кот принимает облик Бориса Тимофеевича, убитого свёкра Катерины Львовны («голова у того кота Бориса Тимофеевича во всю величину, как была у покойника, и вместо глаз по огненному кружку так и вертится, так и вертится!»). Кот напоминает нечистую силу, это олицетворённый грех героини, её совесть. |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» | Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например, «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», кровавые лужи» - это не только образы сна, это страшные картины, увиденные Гринёвым после взятия Белогорской крепости. |
А.Н.Островский «Гроза» | Сны Катерины раскрывают внутренний мир героини, мечтательность, поэтичность натуры. Сны неопределённые, смутные, волнующие. |
В.Быков «Сотников» | В повести "Сотников" показан сон героя накануне его казни. Во сне Сотников видит отца, вспоминает эпизод из детства, когда взял оружие отца и нечаянно выстрелил. Как бы ни боялся он в детстве отца, но мать уговорила сына самого признаться в содеянном. Отец сердился, но не наказал его. Герой честен перед собой, непреклонен. Сон - это своеобразное объяснение читателям, откуда в этом больном и тщедушном человеке кроется сила, которая помогает бойцу не сломаться, выстоять, погибнуть, но остаться человеком, не изменить себе и своим принципам. |
Публикация на сайте http://www.saharina.ru/metod/lit/
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тест по сказке В.Жуковского «Спящая царевна»
1. Царя в сказке звали: 1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей
2. Какое существо напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак, 3) щука, 4) шмель
3. Сколько чародеек позвали на пир? 1) 10, 2) 11, 3) 12, 4) 13
4. В сказке царь назван 1) разумным, 2) справедливым, 3) честным, 4) мудрым
5. Что случилось, когда гости собрались на пир? 1) не пришла царица, 2) царь заболел, 3) украли блюдо, 4) гром загремел
6. Что предсказала ведьма молодой царевне? 1) смерть от укола иголки; 2) жизнь долгую и счастливую; 3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет, 4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.
7. Сколько лет должна была проспать царевна? 1) сто, 2) двести, 3) триста, 4) пятьсот
8. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? 1) князь, 2) сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.
9. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? 1) молитву прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую воду.
10. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты? 1) губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза
11. Что пробудило царевну от сна? 1) прикосновение к кольцу, 2) поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно.
Источник иллюстрации: http://www.optimistik.ru/images/ae3482af3eeff04518087bccbdd2373d.jpg
Публикация на сайте: http://www.saharina.ru/metod/lit/
Тест по сказке В.Жуковского «Спящая царевна»
1. Царя в сказке звали: 1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей
2. Какое существо напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак, 3) щука, 4) шмель
3. Сколько чародеек позвали на пир? 1) 10, 2) 11, 3) 12, 4) 13
4. В сказке царь назван 1) разумным, 2) справедливым, 3) честным, 4) мудрым
5. Что случилось, когда гости собрались на пир? 1) не пришла царица, 2) царь заболел, 3) украли блюдо, 4) гром загремел
6. Что предсказала ведьма молодой царевне? 1) смерть от укола иголки; 2) жизнь долгую и счастливую; 3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет, 4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.
7. Сколько лет должна была проспать царевна? 1) сто, 2) двести, 3) триста, 4) пятьсот
8. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? 1) князь, 2) сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.
9. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? 1) молитву прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую воду.
10. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты? 1) губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза
11. Что пробудило царевну от сна? 1) прикосновение к кольцу, 2) поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно.
Тест по сказке В.Жуковского «Спящая царевна»
1. Царя в сказке звали: 1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей
2. Какое существо напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак, 3) щука, 4) шмель
3. Сколько чародеек позвали на пир? 1) 10, 2) 11, 3) 12, 4) 13
4. В сказке царь назван 1) разумным, 2) справедливым, 3) честным, 4) мудрым
5. Что случилось, когда гости собрались на пир? 1) не пришла царица, 2) царь заболел, 3) украли блюдо, 4) гром загремел
6. Что предсказала ведьма молодой царевне? 1) смерть от укола иголки; 2) жизнь долгую и счастливую; 3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет, 4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.
7. Сколько лет должна была проспать царевна? 1) сто, 2) двести, 3) триста, 4) пятьсот
8. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? 1) князь, 2) сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.
9. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? 1) молитву прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую воду.
10. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты? 1) губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза
11. Что пробудило царевну от сна? 1) прикосновение к кольцу, 2) поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно.
Тест по сказке В.Жуковского «Спящая царевна»
1. Царя в сказке звали: 1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей
2. Какое существо напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак, 3) щука, 4) шмель
3. Сколько чародеек позвали на пир? 1) 10, 2) 11, 3) 12, 4) 13
4. В сказке царь назван 1) разумным, 2) справедливым, 3) честным, 4) мудрым
5. Что случилось, когда гости собрались на пир? 1) не пришла царица, 2) царь заболел, 3) украли блюдо, 4) гром загремел
6. Что предсказала ведьма молодой царевне? 1) смерть от укола иголки; 2) жизнь долгую и счастливую; 3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет, 4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.
7. Сколько лет должна была проспать царевна? 1) сто, 2) двести, 3) триста, 4) пятьсот
8. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? 1) князь, 2) сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.
9. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? 1) молитву прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую воду.
10. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты? 1) губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза
11. Что пробудило царевну от сна? 1) прикосновение к кольцу, 2) поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно.
Тест по сказке В.Жуковского «Спящая царевна»
1. Царя в сказке звали: 1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей
2. Какое существо напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак, 3) щука, 4) шмель
3. Сколько чародеек позвали на пир? 1) 10, 2) 11, 3) 12, 4) 13
4. В сказке царь назван 1) разумным, 2) справедливым, 3) честным, 4) мудрым
5. Что случилось, когда гости собрались на пир? 1) не пришла царица, 2) царь заболел, 3) украли блюдо, 4) гром загремел
6. Что предсказала ведьма молодой царевне? 1) смерть от укола иголки; 2) жизнь долгую и счастливую; 3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет, 4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.
7. Сколько лет должна была проспать царевна? 1) сто, 2) двести, 3) триста, 4) пятьсот
8. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? 1) князь, 2) сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.
9. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? 1) молитву прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую воду.
10. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты? 1) губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза
11. Что пробудило царевну от сна? 1) прикосновение к кольцу, 2) поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно.
Тест по сказке В.Жуковского «Спящая царевна»
1. Царя в сказке звали: 1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей
2. Какое существо напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак, 3) щука, 4) шмель
3. Сколько чародеек позвали на пир? 1) 10, 2) 11, 3) 12, 4) 13
4. В сказке царь назван 1) разумным, 2) справедливым, 3) честным, 4) мудрым
5. Что случилось, когда гости собрались на пир? 1) не пришла царица, 2) царь заболел, 3) украли блюдо, 4) гром загремел
6. Что предсказала ведьма молодой царевне? 1) смерть от укола иголки; 2) жизнь долгую и счастливую; 3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет, 4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.
7. Сколько лет должна была проспать царевна? 1) сто, 2) двести, 3) триста, 4) пятьсот
8. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? 1) князь, 2) сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.
9. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? 1) молитву прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую воду.
10. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты? 1) губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза
11. Что пробудило царевну от сна? 1) прикосновение к кольцу, 2) поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....