Г.Скребицкий "Весна-красна"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Цель:Продолжать знакомство с произведениями Г.Скребицкого.
Задачи:
образовательные:
- формировать умение анализировать художественное произведение;
- отрабатывать навыки правильного, беглого, выборочного чтения, умение работать с текстом.
коррекционно - развивающие:
-развивать устную речь через расширение словаря учащихся, его уточнения; выразительное , интонированное чтение произведения;
- развивать мыслительные операции (обобщения, анализа) при работе над содержанием прочитанного текста.
воспитательные:
– развивать умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину;
- создать условия для воспитания чувства бережного отношения к природе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_-krasna.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата _11.03.2019_ Класс 5 «А» Предмет: чтение и развитие речи Учитель Карпович Н.Г.
Тема: Г.Скребицкий «Весна - красна».
Цель: Продолжать знакомство с произведениями Г.Скребицкого.
Задачи:
образовательные:
- формировать умение анализировать художественное произведение;
- отрабатывать навыки правильного, беглого, выборочного чтения, умение работать с текстом.
коррекционно - развивающие:
-развивать устную речь через расширение словаря учащихся, его уточнения; выразительное, интонированное чтение произведения;
- развивать мыслительные операции (обобщения, анализа) при работе над содержанием прочитанного текста.
воспитательные:
– развивать умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину;
- создать условия для воспитания чувства бережного отношения к природе;
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и приемы: словесные, репродуктивные, практические, наглядные.
Основные знания: весенние признаки.
Понятийные значения на уроке: невозможно представить родину без родной природы.
Оборудование: демонстрационный материал в форме компьютерной презентации, учебник чтения, индивидуальные карточки, иллюстрации, видео «Весна» А. Вивальди.
.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | БУД | Коррекционная работа | ||
1.Организация начала урока Цель : подготовка учащихся к работе на уроке | Проверка готовности к уроку. -Желаю вам быть на уроке активными и внимательными. | Организация рабочего места. Мы сюда пришли учиться. Не лениться, а трудиться. Работаем старательно. Слушаем внимательно. | Л1.,Л2.,К1.,К2.,К3.,К4,П3,.Р1 Соблюдать общепринятые правила и нормы, положительная мотивация к учёбе, вступает в контакт со сверстниками и педагогом, слушает собеседника, умение принимать простую инструкцию, принимать цели и задачи. | Создание эмоционально- положительного настроя. | ||
2.Проверка домашнего задания. Цель : установить правильность и осознанность выполнения д/з, определить типичные недостатки, устранить их в ходе проверки, обнаружение пробелов в знаниях. |
Учитель: -Скажите, какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. А) Чтение скороговорки учителем Сидел сугроб в лесу на пне (слайд 1) И грустно думал о весне: — Весна наступит, а весной Сугроб становится водой. Б) Поэтическая минутка. А. Толстой Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет; Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет! В) Чтение стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает» учащимся. Итог. Похвалить лучших. – Какое произведение мы читали? (слайд 2) - Кто автор этого произведения? - От чьего имени ведется рассказ? - О чем идет речь в рассказе? Учебник, стр.143. а) Прочитайте, как описывает автор родную природу. (слайд 3) картина природы - Как вы думаете, ребята, почему я записала на доске 3 слова из прочитанного вами отрывка? Родина, родная, природа. - Как должен относиться человек к родине и родной природе? Вывод: Родная природа неотъемлимая часть родины. Невозможно представить родину без родной природы, так же как и немыслима и родная природа без родины. -Как выглядела Малеевка в начале марта, когда в ней поселился автор? Прочитайте выразительно. -Как назвал автор эту пору весны? Почему? (выборочное чтение) - Что назвал автор первыми вестниками наступающих теплых дней? (выборочное чтение) (слайд 4) Индивидуально - дифференцированная работа. 3 гр. составляет рассказ «Какие изменения происходят в природе весной?» Карточки. Работа с 1-2 группой. Выборочное чтение. -Как появились первые проталины? - Как вели себя птицы, какой цветок распустился первым? Как назвал эту пору автор? (выборочное чтение) - Как понимаете? Проверка задания по карточкам. Итог. Молодцы, вы хорошо выполнили домашнее задание, были очень внимательны, заметили каждую мелочь. |
стр. 142-143 Выразительное чтение цепочкой. Чтение наизусть стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает» учащимся. Рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого « От первых проталин до первой грозы» Портрет писателя. Рассказ ведется от имени самого автора. Он ведет речь о своем детстве. О первой встрече с родной природой. Чтение на стр.143, 2,3,4 абзацев учащимися. Невозможно представить родину без родной природы. Любить и охранять природу. Овраг, лес, поляна- было укрыто глубоким снегом. Начало весны света не на снегу, а в воздухе, в небе. Все бело, все искрится, на снегу тени от деревьев синие- синие. Пушистые кучевые облака. Карточка. Вставьте пропущенные слова. Прочитайте рассказ. Снег____ на полях. Солнышко _____всё______. По небу _______кучевые облака. Кругом виднеются _______. На ольхе и орешнике качаются длинные _________. Птицы _______ звонкие песни. Вспыхнул ____________мать -и- мачехи. ( Тает, греет, жарче, плывут, проталины, сережки, первый цветок, распевают) На пригорках появились глубокие округлые воронки. Дятлы выбивали барабанную дробь. Синицы и овсянки распевали песни. Вспыхнул первый цветок мать -и- мачехи. Наступила настоящая весна, не только весна света, но и пора весенних талых вод. Ребята 3 группы читают составленный рассказ. | Л2.Л7.,К1,К2.,К3,К4.,К6.,Р1 Стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, вступает в контакт со сверстниками и педагогом, уважительно относится к разнообразию народных традиций, умеет отвечать на вопросы, собеседника слушает, принимает и использует помощь , вступает в диалог и поддерживает диалог, использует разные речевые высказывания, принимает чужое мнение, приводит простые доказательства, принимает правильную точку зрения, умение работать в группе, сотрудничать | Коррекция планирующей функции речи, долговременной памяти, монологической речи. | ||
3. Физминутка. Цель: смена деятельности; снятие напряжение мышц спины, плечевого пояса, кистей рук/ отдых для глаз, снятие напряжения. | - По календарю весна уже наступила, но зима ещё не сдаётся. Давайте позовём весну и вместе с ней отдохнём. Какой жанр устного народного творчества поможет её позвать? Отворяй-ка ворота. Первый март пришёл, Белый снег сошёл. Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С радостью, радостью, С великою милостью. - Весна приносит с собой и первый весенний праздник: Масленицу. А это проводы зимы, веселье, песни, смех, игры. Давайте и мы поиграем. | Дети определяют: закличка. Закличка (хоровод). Игра «Кружева» | Л2.,Л3.,К1.,К6.,Р1.,Р2.,Р4 Стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, адекватный этический отклик, вступает в контакт со сверстниками. | Снятия напряжения. Игровой приём здоровьесбереже ния учащихся | ||
4. Актуализация знаний, сообщение новой темы. Цель : установить уровень усвоения произведения ; привлечь внимание и вызвать интерес к теме.
| 1. Подведение к теме. На доску выставляется «Г. А. Скребицкий «Весна-красна». | Весна-красна | Л1,.Л2.,Л3.,К1.,К2.,К3.,К6 Соблюдать общепринятые правила и нормы, стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, умеет задавать вопрос по теме общения, адекватный этический отклик. | Коррекция планирующей функции речи, мышления, коррекция зрительного и слухового восприятия. . | ||
5. Закрепление нового материала. Цель: Научить находить в тексте ответы на вопросы, развивать умение объяснять трудные слова, расширять кругозор, словарный запас учащихся. | 1.трудные слова -В произведении есть слова, которые требуют объяснения. - Среди букв найти слова, которые встретятся в произведении. -Объясним значение слов.( Слайд 5,6,7,8) Скворечник-дом для птиц. Проталина- место, где ста́ял снег и открылась земля. Половодье- вода выходит из берегов при этом затапливает землю. Отрапортую- доклад. Причалил- подошел к берегу. 2. Работа над текстом. Чтение учителем и хорошо читающими учениками. учебник стр.145-147 - Сейчас вы будете знакомиться с произведением, а ребята вашего класса покажут инсценировку сказки. Чтение 1 абзаца. - Как встретили приход весны воробьи? -Что изменилось в их поведении? - А дальше слушайте внимательно. Чтение 2 абзаца -На что автор обратил внимание, посмотрев вверх? -Как называются такие облака? -С чем автор сравнивает кучевые облака? Слайд 9 Чтение до слов «На днях мама рассказала …. .» - А сейчас эту сказку буду рассказывать вам я, а помогать мне будут ребята. - Смотрите и слушайте внимательно, вы должны будете ответить на вопрос: -Кто прилетел на север раньше – птицы или облака? - Какую особенность заметили люди с той поры? | АПРУскворечникТРПИМпроталинаПОАСРполоводьеХЩотрапортуюВПЕНпричалил Распускают крылышки, наскакивают друг на друга. Спорят, кому занять скворечник. Они создают гнезда. На пушистые облака. Кучевые облака. Сравнивает со стаей огромных белоснежных птиц. – Что означает появление кучевых облаков на небе? Инсценировка сказки. Раньше прилетели кучевые облака? Если появятся на небе кучевые облака, значит пришла весна. | Л2., Л3., Л5., К1., К3., К4., К6., Р1., Р2.,П3.. Стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, адекватный этический отклик, вступает в контакт со сверстниками, умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы, вступает в контакт со сверстниками, с педагогами, умеет отвечать на вопросы, собеседника слушает, использует разные речевые высказывания, принимает чужое мнение, принимает правильную точку зрения, умение работать в группе, сотрудничать, умение удерживать инструкции, применение полученных знаний в учебном процессе. | Коррекция личностных качеств, установление причинно- следственных связей. Коррекция памяти, мышления, произвольного внимания. | ||
6. Физминутка. Цель: смена деятельности; снятие напряжение мышц спины, плечевого пояса, кистей рук/ отдых для глаз, снятие напряжения. | Физкультминутка Под весенние напевы Повернитесь вправо, влево, Потянитесь, улыбнитесь, И хоть чуточку встряхнитесь. Головою покачайте, а затем и повращайте. На указку все смотрите, глазками за ней ведите. Дружно все глаза закройте, Сосчитайте до пяти. А теперь глаза прошу открыть И про отдых позабыть. Итог. Вы хорошо справились с заданием. Продолжаем читать произведение. | Дети выполняют движения. | Л2.,Л3.,К1.,К6.,Р1.,Р2.,Р4 Стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, адекватный этический отклик, вступает в контакт со сверстниками. | Снятия напряжения. Игровой приём здоровьесбереже ния учащихся | ||
7. Закрепление нового материала. Цель: Научить находить в тексте ответы на вопросы, развивать умение объяснять трудные слова, расширять кругозор, словарный запас учащихся. | Чтение эпизода о Михалыче. стр.146 - О чём рассказал Михалыч? -С чем сравнивает Михалыч весенние облака? Чтение последнего абзаца. -Какой радостный РАПОРТ (доклад) ждал Михалыча? - Согласно маминой сказке, чего теперь надо ждать? Какие изменения в природе последуют? Итог: Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть – с этим март справится; землю разбудить и отогреть – апрель с этим и займется; тёплую землю в зелень разодеть – это достанется маю, он лес нарядит, лето в гости пригласит. | Читает подготовленный ученик. Весенние облака сравнивает с кораблями под белыми парусами, воздушный корабль. Читает подготовленный ученик. - Первый корабль причалил сегодня прямо к нашему тополю. | Л2., Л3., Л5., К1., К3., К4., К6., Р1., Р2.,П3.. Стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, адекватный этический отклик, вступает в контакт со сверстниками, умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы, вступает в контакт со сверстниками, с педагогами, умеет отвечать на вопросы собеседника. | Коррекция личностных качеств, установление причинно- следственных связей. Коррекция памяти, мышления, произвольного внимания. | ||
8. Подведение итогов урока, оценивание обучающихся. Цель : сделать вывод, подвести итог работы класса и отдельных учеников, отметить работу обучающихся.
| -Много сегодня мы назвали весенних признаков, прочитали, какая весна у Г. Скребицкого. А сейчас мы послушаем, какая весна у итальянского композитора А. Вивальди, увидим её в цвете. (звон капели, жужжание шмеля) - Какие звуки весны вы услышали сегодня на уроке? («Отчаянное» чириканье воробьёв, звонкий говор весенних ручьёв, тихий шелест леса у Г. Скребицкого, звон капели, жужжание шмеля у А. Вивальди) -Проанализируйте своё отношение к произведению. - Какое настроение осталось у вас после сегодняшнего урока? Итог. Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке, вы читали хорошо, высказывали свои мысли, старались говорить правильно, четко И мне хочется всем поставить хорошие и отличные оценки. Спасибо вам за то, что порадовали меня! Оценки за урок. | Просмотр видео «Весна» под музыку А. Вивальди | К6.,Р1., Р2., Р4.,П3 Адекватное восприятие результатов достижений сверстников, принимает правильную точку зрения, умение работать в группе, сотрудничать, умение удерживать инструкцию, адекватная реакция на замечания, оценку, самостоятельно исправляет недочет. | Коррекция личностных качеств. | ||
9.Домашнее задание. Цель: озвучить задание, нацелить обучающихся на работу, предупредить возможные ошибки при выполнении задания. | 1 гр.-2 гр. Пересказ маминой сказки. 3 гр. – 5 вопрос Сравнить описание зимнего и весеннего неба. | Л2.,К1.,Р1.,Р2., Р4.,П3 Положительная мотивация к учёбе, стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, адекватное восприятие результатов достижений сверстников, умеет задавать вопрос по теме общения, применение полученных знаний в учебном процессе. | Выработка новых знаний и умений, навыка самостоятельного мышления, умение контролировать себя, воспитание ответственности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольный экологический праздник - « Приходи к нам весна красная»
Наши предки ощущали своё единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, танцами, хороводами, таинствами и обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца. Появлению цв...
"Встреча Весны-красны" (обряд закликания весны)
Урок знакомит учеников с народным обрядом закликания весны, весенними приметами, песнями веснянками....
Сценарий праздника во 2-й младшей группе "Приди, весна красная"
Сценарий праздничного утренника во 2-младшей группе детского сада...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе с заиканием «Весна-красна!» (с использованием компьютерных технологий – мультимедийная презентация, логоритмики)
Конспект открытого логоритмического занятия для родителей....
"Весна Красна. Образ весны в изображении русских поэтов и художников"
Внеклассное мероприятие в 7 классе с использованием ИКТ...
Презентация к уроку чтения и развития речи в 5 классе по теме: Г.Скребицкий "Весна-красна"
Презентация содержит интерактивные задания для составления заголовков к сказке о весне; восстановления правильного порядка пунктов плана; поможет в пересказе текста....
Сборник частушек «Весна, весна – красна!»
Сборник частушек «Весна, весна – красна!»...