М. Цветаева « Красною кистью рябина зажглась…».
план-конспект урока по литературе
Накануне своего очередного дня рождения М.Цветаева написала в сентябре 1916 года стихотворение "Красною кистью..."Накануне своего очередного дня рождения М.Цветаева написала в сентябре 1916 года стихотворение "Красною кистью..."Уже первая строка «Красной кистью рябина зажглась» содержит множество символов. Если в фольклорной поэзии красный цвет всегда обозначал красоту, радость, торжество, то в преддверии 1917 года и Октябрьской революции упоминание красного цвета невольно рождает мысль о предвидении трагических событий в жизни самой Цветаевой и всей России.
Наканун
Нака
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_9_klass_tsvetaeva.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель : Познакомить со стихотворением М. И. Цветаева: « Красною кистью рябина зажглась…».
Задачи.
Образовательная:
- исследовать язык поэтического текста М.И. Цветаевой через её биографию;
- найти заключённую в стихотворении образную информацию и вместе с тем не лишить стихотворение его поэтического очарования и прелести;
- раскрыть своеобразие поэзии Цветаевой.
Развивающая:
- развивать навык текстологического анализа художественного произведения;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать психические и логические процессы, которые помогают учащимся думать, рассуждать, приходить к умозаключению, которые необходимы при анализе текста.
Воспитательная:
- воспитывать любовь и интерес к поэзии, показать учащимся величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которые мастерски использует М.И. Цветаева.
Ход урока
- Проверка ДЗ
-1СЛАЙД (прослушивание романса Цветаевой (Мне нравится, что Вы…. Из к/ф «Ирония судьбы или с легким паром»
- Кто узнал этот романс?
-На чьи стихи он написан?
-Какое ДЗ вам было задано?
- Кто первый желает рассказать из биографии Марины Цветаевой?
2 СЛАЙД
Родители М Цветаевой
3 СЛАЙД
Музей Пушкина
4СЛАЙД
Дом в Елабуге Марина Ивановна с 16-летним сыном, которого она звала Муром, прибыли в Елабугу на пароходе 17 августа 1941 года. Путь занял 10 дней, Мур писал, что спать приходилось сидя, в темноте и вони. Пока ждали прописки, ночевали в библиотечном техникуме. В маленький дом по ул. Ворошилова, 10, переехали только 21 августа.
На работу ее нигде не брали, денег у них не было, друзья оказались далеко.
5 СЛАЙД
Предсмертная записка сыну
6 СЛАЙД
Могила Цветаевой в военные годы затерялась. Подлинное место неизвестно, но есть символическое захоронение. В 1990 году Марину Цветаеву заочно отпели в Покровском соборе Елабуги по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. При отпевании её самоубийство назвали «убийством от режима».
В настоящее время поэзия М Цветаевой нашла своих читателей и поклонников.
- Тема урока
И мы сегодня будем знакомиться непосредственно с творчеством М. Цветаевой
7 СЛАЙД
Тема урока
8 СЛАЙД
Звон колоколов в храме
- Какое время года на картинке?
- Какая музыка звучит?
- Кто слышал звон колоколов?
-По каким случаям он такой веселый, торжественный?
- Накануне своего очередного дня рождения М.Цветаева написала в сентябре 1916 года стихотворение "Красною кистью..."
9ЛАЙД
СТИХ «Красною кистью…
ЗАПИСЬ
Для нее рябина - это символ родины.
Она это дерево олицетворяет с осенью, со своим днем рождения, ведь она родилась тогда, когда "красною кистью рябина зажглась..."
Уже первая строка «Красной кистью рябина зажглась» содержит множество символов. Если в фольклорной поэзии красный цвет всегда обозначал красоту, радость, торжество, то в преддверии 1917 года и Октябрьской революции упоминание красного цвета невольно рождает мысль о предвидении трагических событий в жизни самой Цветаевой и всей России.
Еще одно важное событие, связанное с датой рождения, - день евангелиста Иоанна Богослова. Марина Ивановна появилась на свет в этот церковный день, когда «спорили сотни колоколов» в храмах.
- Что значит: СПОРИЛИ?
(во всех храмах били колокола и это было слышно на всю округу)
Конечно, христианство в жизни любого русского человека играло немаловажную роль. Однако у Марины было довольно сложное отношение к религии. В этом стихотворении героиня все-таки придает большое значение тому, что родилась в христианский праздник, ведь в самые трагические моменты своей жизни ей ничего не остается, как уповать только на Бога, ища защиты и успокоения.
К тому же и день был религиозный "Иоанн Богослов", чередование "колоколов - Богослов" придают стихотворению некоторую религиозность, праздничность.
Осенний пейзаж навевает с одной стороны грусть о того, что скоро наступит зима, а с другой - придает торжественность, так как именно в этот день родилась будущая поэтесса.
Быстротечность жизни, в том числе и своей, ощущается в этом стихотворении, хотя напрямую об этом и не говорится. И особо заставляет задуматься последняя строфа стихотворения, в которой появляется глагол "грызть", который дает нам понять, что не все в жизни Цветаевой было так просто:
- ПРОЧИТАЙТЕ ПРОСЛЕДНЕЕ четверостишие
Мне и доныне
хочется грызть
жаркой рябины
горькую кисть.
Так завершается стихотворение несколько неожиданно: героиня признается, что ей хочется грызть«жаркой рябины горькую кисть.Что же касается горечи, то у Марины Цветаевой эпитет вновь многозначен. Да, можно понять буквально, что красная рябина на вкус горькая. Она становится слаще после первых заморозков. Но горькой кисть может стать и от перенесенных в жизни испытаний, оставляющих привкус горечи на всю жизнь.
АНАЛИЗ ВТОРОГО СТИХ-Я
Как мы знаем из биографии поэтессы, она была человеком влюбчивым и страдающим от этого…
Марина Цветаева периодически влюблялась в мужчин. Среди ее избранников был и Осип Мандельштам, с которым Цветаева познакомилась в 1916 году.
10 СЛАЙД
Этот роман протекал весьма своеобразно, так как влюбленных разделяли сотни километром. Мандельштам жил в холодном и промозглом Петербурге, считая этот город самым лучшим на земле. Цветаева же с трудом представляла себе существование вне Москвы, где прошли ее детство и юность. Поэтому короткие встречи сменялись длинными письмами и стихотворными дуэлями, в которых не было победителей и побежденных.
Однако в 1920 году Марина Цветаева осознала, что ее связывают с Мандельштамом не столько чувства, сколько общие взгляды на творчество. С этого момента их отношения изменились, приняв более спокойный и уравновешенный характер. К тому же Иосиф Мандельштам встречает свою будущую супругу Надежду Хазину, понимая, что именно с этой женщиной он может быть по-настоящему счастлив. В итоге Цветаева отправляет ему стихотворение «Вчера еще в глаза глядел…», которому суждено поставить точку в этом непростом и необычном романе.
10 СЛАЙД (СЛ ЗВУКОМ) СИТ-Е « ВЧЕРА еще в глаза глядел…
С первого взгляда может показаться, что поэтесса упрекает возлюбленного в том, что он «нынче все косится в сторону», избегает встреч и ведет себя так, словно бы их разделяет пропасть. Поэтому вполне естественно, что Цветаева задается исконно женским вопросом: «Мой милый, что тебе я сделала?». Она понимает, что любовь, какой бы сильной они ни была рано или поздно проходит. И тогда уже от двух некогда близких людей напрямую зависит то, как сложатся их отношения. Чаще всего они расстаются, и в этом Цветаева видит определенную закономерность.
Но пережить ту боль, которую она испытывает, не так-то просто. Поэтессе остается лишь просить прощение за все свои ошибки, ведь когда двое расстаются, то каждый виноват в том, что произошло.
Стоит отметить, что Цветаева и Мандельштам все же смогли остаться добрыми друзьями, хотя судьбе было угодно, чтобы они больше никогда не встретились. В 1922 году Марина Цветаева эмигрировала за границу и воссоединилась с супругом Сергеем Эфроном. Когда же семья поэтессы вновь вернулась в Россию, то Иосиф Мандельштам по обвинению в антисоветской деятельности уже был арестован и расстрелян.
ПАМЯТНИК
Место для установки памятника было выбрано не случайно - в доме напротив Марина Цветаева прожила восемь лет. В этом доме, который она очень любила, прошли ее самые счастливые годы жизни. Этому дому поэтесса посвятила множество стихотворений. Из этого дома она уехала в эмиграцию, покинув город, который любила, где родилась, где прожила много и многое.
Памятник Марине Цветаевой - это не только дань памяти таланту поэтессе, но и памятник человеку, кто навечно прославил русский язык.
Скульптор - Нина Матвеева, архитекторы - Сергей Бурицкий и Александр Дубовский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
«"Красною кистью рябина зажглась…": очерк жизни Марины Цветаевой»
Урок изучения нового материала....
"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)
Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе МариныЦв...
Вечер, посвященный юбилею М. И. Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась..."
Литературно-музыкальная композиция , составленное из стихов М.И.Цветаевой, песен на ее стихи, воспоминаний о ней....
Урок литературы в 9 классе. "Красною кистью рябина зажглась...Марине Ивановне Цветаевой посвящается".
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой;развивать устную речь, умение выступать перед аудиторией, творческие способности учащихся;воспитывать любовь к искусству слова, к музыке....
М. Цветаева « Красною кистью рябина зажглась…».
Осенний пейзаж навевает с одной стороны грусть о того, что скоро наступит зима, а другой - придает торжественность, так как именно в этот день родилась будущая поэтесса. Быстротечность жизни, в том чи...
- Мне нравится (1)