М. Цветаева « Красною кистью рябина зажглась…».
план-конспект урока по литературе

Анкудинова Ольга Александровна

Накануне своего очередного дня рождения М.Цветаева написала в сентябре 1916 года стихотворение "Красною кистью..."Накануне своего очередного дня рождения М.Цветаева написала в сентябре 1916 года стихотворение "Красною кистью..."Уже первая строка «Красной кистью рябина зажглась» содержит множество символов. Если в фольклорной поэзии красный цвет всегда обозначал красоту, радость, торжество, то в преддверии 1917 года и Октябрьской революции упоминание красного цвета невольно рождает мысль о предвидении трагических событий в жизни самой Цветаевой и всей России.

 

 

 

 

 

Наканун

 

Нака

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_9_klass_tsvetaeva.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : Познакомить со стихотворением М. И. Цветаева: « Красною кистью рябина зажглась…».

Задачи.

Образовательная:

  • исследовать язык поэтического текста М.И. Цветаевой через её биографию;
  • найти заключённую в стихотворении образную информацию и вместе с тем не лишить стихотворение его поэтического очарования и прелести;
  • раскрыть своеобразие поэзии Цветаевой.

Развивающая:

  • развивать навык текстологического анализа художественного произведения;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать психические и логические процессы, которые помогают учащимся думать, рассуждать, приходить к умозаключению, которые необходимы при анализе текста.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь и интерес к поэзии, показать учащимся величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которые мастерски использует М.И. Цветаева.

 Ход урока

  1. Проверка ДЗ

-1СЛАЙД (прослушивание романса Цветаевой (Мне нравится, что Вы…. Из к/ф «Ирония судьбы или с легким паром»

- Кто узнал этот романс?

-На чьи стихи он написан?

-Какое ДЗ вам было задано?

- Кто первый  желает рассказать из биографии Марины Цветаевой?

 2 СЛАЙД

Родители М Цветаевой

3 СЛАЙД

Музей Пушкина

4СЛАЙД  

Дом в Елабуге Марина Ивановна с 16-летним сыном, которого она звала Муром, прибыли в Елабугу на пароходе 17 августа 1941 года. Путь занял 10 дней, Мур писал, что спать приходилось сидя, в темноте и вони. Пока ждали прописки, ночевали в библиотечном техникуме. В маленький дом по ул. Ворошилова, 10, переехали только 21 августа.

На работу ее нигде не брали, денег у них не было, друзья оказались далеко.

5 СЛАЙД

Предсмертная записка сыну 

6 СЛАЙД

  Могила Цветаевой в военные годы затерялась. Подлинное место неизвестно, но есть символическое захоронение. В 1990 году Марину Цветаеву заочно отпели в Покровском соборе Елабуги по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. При отпевании её самоубийство назвали «убийством от режима».

 В настоящее время поэзия М Цветаевой нашла своих читателей и поклонников.

  1. Тема урока

И мы сегодня будем знакомиться непосредственно с творчеством М. Цветаевой

7 СЛАЙД

Тема урока

8 СЛАЙД

Звон колоколов в храме

- Какое время года на картинке?

- Какая музыка звучит?

- Кто слышал звон колоколов?

-По каким случаям  он такой веселый, торжественный?

    - Накануне своего очередного дня рождения М.Цветаева написала в сентябре 1916 года стихотворение "Красною кистью..."

9ЛАЙД

СТИХ «Красною кистью…

ЗАПИСЬ

Для нее рябина - это символ родины.

 Она это дерево олицетворяет с осенью, со своим днем рождения, ведь она родилась тогда, когда "красною кистью рябина зажглась..."

Уже первая строка «Красной кистью рябина зажглась» содержит множество символов. Если в фольклорной поэзии красный цвет всегда обозначал красоту, радость, торжество, то в преддверии 1917 года и Октябрьской революции упоминание красного цвета невольно рождает мысль о предвидении трагических событий в жизни самой Цветаевой и всей России.

Еще одно важное событие, связанное с датой рождения, - день евангелиста Иоанна Богослова. Марина Ивановна появилась на свет в этот церковный день, когда «спорили сотни колоколов» в храмах.

- Что значит: СПОРИЛИ?

(во всех храмах били колокола и это было слышно на всю округу)

 Конечно, христианство в жизни любого русского человека играло немаловажную роль. Однако у Марины было довольно сложное отношение к религии. В этом стихотворении героиня все-таки придает большое значение тому, что родилась в христианский праздник, ведь в самые трагические моменты своей жизни ей ничего не остается, как уповать только на Бога, ища защиты и успокоения.

К тому же и день был религиозный "Иоанн Богослов", чередование "колоколов - Богослов" придают стихотворению некоторую религиозность, праздничность.

Осенний пейзаж навевает с одной стороны грусть о того, что скоро наступит зима, а с другой - придает торжественность, так как именно в этот день родилась будущая поэтесса.

Быстротечность жизни, в том числе и своей,  ощущается в этом стихотворении, хотя напрямую об этом и не говорится. И особо заставляет задуматься последняя строфа стихотворения, в которой появляется глагол "грызть", который дает нам понять, что не все в жизни Цветаевой было так просто:

- ПРОЧИТАЙТЕ ПРОСЛЕДНЕЕ четверостишие


Мне и доныне 
хочется грызть
жаркой рябины
горькую кисть. 

Так завершается стихотворение несколько неожиданно: героиня признается, что ей хочется грызть«жаркой рябины горькую кисть.Что же касается горечи, то у Марины Цветаевой эпитет вновь многозначен. Да, можно понять буквально, что красная рябина на вкус горькая. Она становится слаще после первых заморозков. Но горькой кисть может стать и от перенесенных в жизни испытаний, оставляющих привкус горечи на всю жизнь.

АНАЛИЗ ВТОРОГО СТИХ-Я

Как мы знаем из биографии поэтессы, она была человеком влюбчивым и страдающим от этого…

Марина Цветаева периодически влюблялась   в мужчин. Среди ее избранников был и Осип Мандельштам, с которым Цветаева познакомилась в 1916 году.

10 СЛАЙД

Этот роман протекал весьма своеобразно, так как влюбленных разделяли сотни километром. Мандельштам жил в холодном и промозглом Петербурге, считая этот город самым лучшим на земле. Цветаева же с трудом представляла себе существование вне Москвы, где прошли ее детство и юность. Поэтому короткие встречи сменялись длинными письмами и стихотворными дуэлями, в которых не было победителей и побежденных.

Однако в 1920 году Марина Цветаева осознала, что ее связывают с Мандельштамом не столько чувства, сколько общие взгляды на творчество. С этого момента их отношения изменились, приняв более спокойный и уравновешенный характер. К тому же Иосиф Мандельштам встречает свою будущую супругу Надежду Хазину, понимая, что именно с этой женщиной он может быть по-настоящему счастлив. В итоге Цветаева отправляет ему стихотворение «Вчера еще в глаза глядел…», которому суждено поставить точку в этом непростом и необычном романе.

10 СЛАЙД  (СЛ ЗВУКОМ) СИТ-Е « ВЧЕРА еще в глаза глядел…

С первого взгляда может показаться, что поэтесса упрекает возлюбленного в том, что он «нынче все косится в сторону», избегает встреч и ведет себя так, словно бы их разделяет пропасть. Поэтому вполне естественно, что Цветаева задается исконно женским вопросом: «Мой милый, что тебе я сделала?». Она понимает, что любовь, какой бы сильной они ни была рано или поздно проходит. И тогда уже от двух некогда близких людей напрямую зависит то, как сложатся их отношения. Чаще всего они расстаются, и в этом Цветаева видит определенную закономерность.

     Но пережить ту боль, которую она испытывает, не так-то просто. Поэтессе остается лишь просить прощение за все свои ошибки, ведь когда двое расстаются, то каждый виноват в том, что произошло.

Стоит отметить, что Цветаева и Мандельштам все же смогли остаться добрыми друзьями, хотя судьбе было угодно, чтобы они больше никогда не встретились. В 1922 году Марина Цветаева эмигрировала за границу и воссоединилась с супругом Сергеем Эфроном. Когда же семья поэтессы вновь вернулась в Россию, то Иосиф Мандельштам по обвинению в антисоветской деятельности уже был арестован и расстрелян.

ПАМЯТНИК

Место для установки памятника было выбрано не случайно - в доме напротив Марина Цветаева прожила восемь лет. В этом доме, который она очень любила, прошли ее самые счастливые годы жизни. Этому дому поэтесса посвятила множество стихотворений. Из этого дома она уехала в эмиграцию, покинув город, который любила, где родилась, где прожила много и многое.

Памятник Марине Цветаевой - это не только дань памяти таланту поэтессе, но и памятник человеку, кто навечно прославил русский язык.

Скульптор - Нина Матвеева, архитекторы - Сергей Бурицкий и Александр Дубовский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)

Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   МариныЦв...

Вечер, посвященный юбилею М. И. Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась..."

Литературно-музыкальная композиция , составленное из стихов М.И.Цветаевой, песен на ее стихи, воспоминаний о ней....

Урок литературы в 9 классе. "Красною кистью рябина зажглась...Марине Ивановне Цветаевой посвящается".

 Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой;развивать устную речь, умение выступать перед аудиторией, творческие способности учащихся;воспитывать любовь к искусству слова, к музыке....

М. Цветаева « Красною кистью рябина зажглась…».

Осенний пейзаж навевает с одной стороны грусть о того, что скоро наступит зима, а другой - придает торжественность, так как именно в этот день родилась будущая поэтесса. Быстротечность жизни, в том чи...