Контрольно-измерительные материалы по литературе, 9 класс
учебно-методический материал по литературе (9 класс)
КИМы по литературе соответствуют содержанию курса по литературе за 9 класс, к учебнику В.Я.Коровиной, Литература. М.:" Просвещение", 2014 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kimy_po_literature.docx | 50.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы по литературе 9 класс
Контрольные работы составлены в соответствии с пособием Е.Л. Ляшенко. Тесты по литературе 9 класс. К учебнику Коровиной В.Я.М.: «Просвещение». 2014.
Контрольная работа № 1 по теме "Древнерусская литература"
I. Период в развитии древнерусской литературы с хронологическими границами 16-17 вв. – это:
а) период образования централизованного Русского государства
б) литература Киевской Руси
в) литература периода феодальной раздробленности
II. Определите жанр «Повести о Шемякином суде»:
а) агиография (житие);
б) летопись;
в) воинская повесть;
г) сатирическая повесть
III. Укажите, какой признак не может характеризовать древнерусскую литературу:
1) религиозный характер, вера в Бога-творца
2) стремление следовать церковно-славянскому языку Нового Завета как образцу
3) соблюдение единства действия, места и времени
4) изображение исторических событий (до 17 века)
5) соблюдение этикета (построение текста по канону)
IV. Укажите, кто из перечисленных князей участвовал в походе Игоря:
1) Святослав Киевский (двоюродный брат Игоря)
2) буй тур Всеволод (брат Игоря)
3) Ярослав Осмомысл (тесть Игоря)
4) Владимир (сын Игоря)
Контрольная работа № 2 по произведениям литературы XVIII века
I. К кому из представителей русской литературы 18 века относятся данные характеристики:
1) первый русский профессор химии, автор руководства по риторике
2) был губернатором, написал оды «Бог» и «На взятие Измаила», принимал экзамен у А.С. Пушкина в Лицее
а) М.В. Ломоносов
б) Г.Р. Державин
II. Укажите признак, который не может характеризовать литературу классицизма:
1) отсутствует строгое деление жанров
2) разум подчиняет себе страсти
3) прославляет монархию
4) стремится избавить человека от пороков
III. Укажите жанр низкого стиля в классицизме:
1) сатира
2) героическая поэма
3) трагедия
IV. Укажите, что из нижеперечисленного не может характеризовать вклад Ломоносова в развитие русской литературы:
1) усовершенствовал силлабо-тоническое стихосложение
2) применял хорей в одах
3) ввел три вида рифмы
4) заимствовал из немецкой поэзии одическую строфу
V. Определите в следующих фрагментах «Слова» изобразительно-выразительные средства, типичные для фольклора:
1) «вскочил на борзого коня» а) повтор
2) «Дон шлемами вылить» б) сравнение
3) «поскакал горностаем» в) метафора
4) «думою не сдумать» г) постоянный эпитет
5) «сватов напоили, а сами полегли» д) гипербола
VI. Определите основную мысль «Слова»:
1) поход Игоря оказался неудачным
2) половцы напали на Русь из-за поражения Игоря
3) князьям следует объединяться для защиты родины
4) князьям следует учитывать знамения свыше
VII. Укажите, что из нижеперечисленного входит в сюжет «Слова»:
1) битва с половцами
2) разговор Игоря с Кончаком
3) разговор Святослава с боярами 4) бегство Игоря из плена
5) встреча Игоря с Ярославной
VIII. Укажите, какой признак не может характеризовать поэтику «Слова»:
1) соединение язычества и христианства
2) ритмическая организация текста
3) представление различных точек зрения
4) пафос комического
5) соединение различных жанров
Контрольная работа № 3 по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
I. Выберите правильный вариант в следующих утверждениях о биографии А.С. Грибоедова:
1. Грибоедов родился в
[а) в Москве / б) в Петербурге].
2. Университетским товарищем Грибоедова был
[а) С. Бегичев / П. Чаадаев].
3. В литературной полемике Грибоедов был сторонником
[a) архаистов / б) карамзинистов].
4. Грибоедова считали участником
[а) Северного / б) Южного] общества декабристов.
5. «Горе от ума» в альманахе «Русская Талия» опубликовал
[а) Н. Карамзин / б) Ф. Булгарин].
II. Укажите утверждение, которое не может характеризовать поэтику «Горя от ума»:
1) комедия написана вольным (разностопным) ямбом;
2) образ Чацкого имеет признаки романтического героя;
3) образ Репетилова является обобщенной характеристикой светского общества;
4) комедия является реалистическим произведением;
5) в комедии представлена двойная интрига.
III. Укажите, кто из героев комедии «Горе от ума» произносит следующие крылатые слова:
1) «Счастливые часов не наблюдают» а) Чацкий
2) «Ну как не порадеть родному человечку» б) Софья
3) «Служить бы рад, прислуживаться тошно» в) Фамусов
IV. Укажите функцию следующих персонажей комедии:
1. Скалозуб а) главный герой
2. камергер Кузьма Петрович б) второстепенный персонаж
3. Молчалин в) эпизодический персонаж
4. г. Н. г) внесценический персонаж.
V. Укажите событие, которое реализует в действии комедии «Горе от ума» развязку в любовном конфликте:
1) Чацкий пытается убедить Софью в неискренности чувств Молчалина;
2) Софья тайно наблюдает, как Молчалин ухаживает за Лизой;
3) спор Чацкого и Молчалина;
4) Софья распускает слух о безумии Чацкого.
VI. Определите приемы создания комического в данных фрагментах комедии:
1) «Дома новы, но предрассудки стары» а) ирония
2) «А тем, кто выше, лесть как кружево плели» б) сарказм
3) «Изволили вбежать вы так проворно,//Смешалась я» в) гипербола
4) «Хоть, мошет, видели, здесь полицмейстер пыл» г) сравнение
5) «Дистанции огромного размера» д) метафора
6) «Монашеским известен поведеньем» е) эпитет
7) «шампанское стаканами тянул» ж) пародия
8) «Кто путешествует, в деревне кто живет» з) каламбур (игра слов)
9) «смели предпочесть оригиналы спискам» и) антитеза
10) «жалчайшее созданье» к) интертекст (указания на других авторов)
VII. Укажите, кто из героев комедии произносит следующие слова:
1) «...совет дал жить в деревне» а) Репетилов
2) «А книги сохранят так: для больших оказий» б) супруга Горича
3) «об детях забывал! обманывал жену!» в) Молчалин
4) «угождать всем людям без изъятья» г) Скалозуб
VIII. Укажите стих, отсутствующий в монологе Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера»:
1) «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством»
2) «Не то, чтоб новизны вводили, — никогда»
3) «Не требуя ни мест, ни повышенья в чин»
4) «Прямые канцлеры в отставке по уму»
5) «И точно, можно ли воспитаннее быть!»
Контрольная работа № 4 по творчеству А.С.Пушкина
I. Выберите правильный вариант в следующих утверждениях о биографии А.С. Пушкина:
1. Ибрагим Ганнибал был предком Пушкина по
[а) отцовской / б) материнской] линии.
2. В юности Пушкин был участником литературного общества
[а) «Арзамас» / б) «Беседа»].
3. В 1820-1824 гг. Пушкин жил в
[а) южной ссылке / б) Петербурге].
4. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено
[а) Н.Н. Гончаровой / б) А.П. Керн].
5. При дворе Пушкин исполнял обязанности [а) историографа / б) чтеца и учителя].
II. Определите жанр стихотворения «К морю» (1824):
а) послание;
б) ода;
в) элегия;
г) сонет.
III. Определите изобразительно-выразительные средства в следующих фрагментах стихотворений А.С. Пушкина:
1) «Что чувства добрые я лирой пробуждал» а) олицетворение
2) «Ты ждал, ты звал... я был окован» б) эпитет
3) «Твой грустный шум, твой шум призывный» в) символ
4) «И блеск, и тень, и говор волн» г) инверсия
д) полисиндетон (многосоюзие) е) асиндетон (бессоюзие)
Контрольная работа № 4 по творчеству А.С.Пушкина
I. Выберите правильный вариант в следующих утверждениях о биографии А.С. Пушкина:
1. Ибрагим Ганнибал был предком Пушкина по
[а) отцовской / б) материнской] линии.
2. В юности Пушкин был участником литературного общества
[а) «Арзамас» / б) «Беседа»].
3. В 1820-1824 гг. Пушкин жил в
[а) южной ссылке / б) Петербурге].
4. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено
[а) Н.Н. Гончаровой / б) А.П. Керн].
5. При дворе Пушкин исполнял обязанности [а) историографа / б) чтеца и учителя].
II. Определите жанр стихотворения «К морю» (1824):
а) послание;
б) ода;
в) элегия;
г) сонет.
III. Определите изобразительно-выразительные средства в следующих фрагментах стихотворений А.С. Пушкина:
1) «Что чувства добрые я лирой пробуждал» а) олицетворение
2) «Ты ждал, ты звал... я был окован» б) эпитет
3) «Твой грустный шум, твой шум призывный» в) символ
4) «И блеск, и тень, и говор волн» г) инверсия
д) полисиндетон (многосоюзие) е) асиндетон (бессоюзие)
IV. Укажите тему стихотворения «Памятник» (1836):
а) тема любви;
б) философская тема;
в) назначение поэзии;
г) тема свободы
V. Определите основную мысль стихотворения «Пророк» (1826):
а) помимо материального мира существует мир небесный;
б) ангел очистил пророка от его грехов;
в) пророк должен донести до людей волю Бога;
г) пророк должен исправлять сердца людей.
VI. Определите основную мысль трагедии «Моцарт и Сальери» (1830):
а) художник должен остерегаться завистников;
б) достигнуть вершин в искусстве удается немногим;
в) подражатель не имеет права судить гениального художника;
г) гениальные творения посылаются свыше.
VII. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может» и укажите названия изобразительно-выразительных средств, пропущенные в следующем фрагменте рецензии:
Стихотворение было создано в 1829 году. В это время Пушкин, по словам Ю. Лотмана, влюблялся уже потому, что собирался жениться. Поэт использует (1)_________________ , чтобы указать основную мысль стихотворения — лирический герой любил по-настоящему и не хочет забывать об этом. Его отношение к этому чувству выражают (2)_____________ при глаголах («безмолвно», «нежно» и др.). Разнообразие эмоций влюбленного («то робостью, то ревностью») подчеркивает фигура (3)_______________ . Поэт облекает в форму (4)________________ свое благословение возлюбленной.
IV. Укажите тему стихотворения «Памятник» (1836):
а) тема любви;
б) философская тема;
в) назначение поэзии;
г) тема свободы
V. Определите основную мысль стихотворения «Пророк» (1826):
а) помимо материального мира существует мир небесный;
б) ангел очистил пророка от его грехов;
в) пророк должен донести до людей волю Бога;
г) пророк должен исправлять сердца людей.
VI. Определите основную мысль трагедии «Моцарт и Сальери» (1830):
а) художник должен остерегаться завистников;
б) достигнуть вершин в искусстве удается немногим;
в) подражатель не имеет права судить гениального художника;
г) гениальные творения посылаются свыше.
VII. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может» и укажите названия изобразительно-выразительных средств, пропущенные в следующем фрагменте рецензии:
Стихотворение было создано в 1829 году. В это время Пушкин, по словам Ю. Лотмана, влюблялся уже потому, что собирался жениться. Поэт использует (1)_________________ , чтобы указать основную мысль стихотворения — лирический герой любил по-настоящему и не хочет забывать об этом. Его отношение к этому чувству выражают (2)_____________ при глаголах («безмолвно», «нежно» и др.). Разнообразие эмоций влюбленного («то робостью, то ревностью») подчеркивает фигура (3)_______________ . Поэт облекает в форму (4)________________ свое благословение возлюбленной.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
I. Укажите признак, который не может характеризовать поэтику романа:
1) образ автора связан только с лирическим содержанием романа;
2) образ Ленского имеет признаки сентиментального героя;
3) Онегинская строфа сходна по форме с сонетом;
4) в романе пародируются образы романтической литературы;
5) зеркальность композиции.
II. Укажите фрагмент, который, на Ваш взгляд, отражает основную мысль письма Татьяны:
1) «Никто меня не понимает»
2) «Кто ты, мой ангел ли хранитель»
3) «То в вышнем суждено совете»
4) «Зачем вы посетили нас?»
III. Укажите образные средства, использованные в следующих фрагментах романа:
1) «сатиры смелый властелин, / Блистал Фонвизин» а) метафора
2) «но вреден север для меня» б) эпитет
3) «как женщин, он оставил книги» в) перифраз
4) «деревья в зимнем серебре» г) олицетворение
5) «Заря от утренних долин / Выводит с солнцем за собою / д) сравнение Веселый праздник именин»
6) «С его безнравственной душой, / Себялюбивой и сухой е) иносказание
IV. Укажите выразительные средства, использованные в следующих фрагментах романа:
1) «Всегда скромна, всегда послушна, а) полисиндетон (многосоюзие) Всегда как утро весела» б) асиндетон (бессоюзие)
2) «Забыв и город, и друзей, / И скуку праздничных затей» в) риторическое обращение
3) «Простите, мирные долины, г) инверсия
И вы, знакомых гор вершины» д) анафора (единоначатие)
V. К какому автору относится реминисценция: «несколько творений / Он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана...»
1) Жуковский; 2) Гораций; 3) Карамзин; 4) Байрон
VI. Укажите стих, который не относится к образу Татьяны Лариной:
1) «Задумчивость, ее подруга»
2) «Ее тревожили приметы»
3) «И долго плакала она»
4) «Другой увлек ее вниманье»
5) «Без притязаний на успех»
VII. Заполните пропуски в характеристике литературного героя:
Евгений Онегин — молодой (1)__________ из Петербурга. Он приобрел в высшем свете блестящую репутацию только благодаря тому, что (2)__________ . Юноша часто бывает (3)__________ , следит за своей внешностью и (4)__________ , интересуется не поэзией, а (5)__________ , но не реализует свои знания на практике вследствие поверхностного образования. Онегин знаком с (6)__________ , однако, в отличие от них, не стремится к (7)__________ , а ограничивается тем, что заменяет в своей деревне барщину на легкий (8)__________ . Онегин не привык (9)__________ , так как с юности его занимала (10)__________ . Потеряв интерес к (11)__________ , он скрывает разочарование под условной маской (12)__________ героя. В деревне Онегин (13)__________ так же, как и в столице, поэтому не общался с (14)__________ , но подружился с (15)__________ , который познакомил Онегина с семейством (16)__________ . Онегин отвергает любовь (17)__________ и на ее именинах ухаживает за (18)__________ . Несмотря на искреннюю симпатию к другу, вызвавшему его на дуэль, Онегин не захотел спасти ему жизнь из-за дворянских представлений о чести. Эгоизм Онегина разрушает счастье окружающих его людей. Вернувшись после странствий в (19)__________ , Онегин понимает, что ему нужна не свобода, а (20)__________ , но теперь его чувство (21)__________ ,
Контрольная работа № 5 по творчеству М.Ю.Лермонтова
1. Лермонтов жил в:
А. 1814-1841
Б. 1824-1849
В. 1799-1837
2.Выбрать признаки, характеризующие романтизм:
А. Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии, выступление против религиозной схоластики, в основу положен принцип «подражания природе»
Б. Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражения творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность. Герой – человек неистовых страстей, интеллектуально возвышающийся над толпой, вечно недовольный окружающей обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в мир идеалов
В. Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в повседневности; культ чувства, трогательность, чувствительность, «жизнь сердца», искание идеального образа жизни «вне цивилизаций»; стремление к естественности в поведении человека, к таинственному и ужасному, идеализация средневековья
3. Что такое лирика?
А. Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя
Б. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого
В. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора
Г. Род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом
4. Указать, что не явилось уделом литературного героя ранней лермонтовской поэзии
А. Трагический разлад между мечтой и действительностью
Б. Эпикурейские мотивы
В. Сознание невозможности употребления сил и дарований
Г. Глубокая разобщенность между землей и небом
Д. Замкнутость, угрюмое, безысходное одиночество
5. Соотнести фрагменты из произведений и их названия
А. Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Б. А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
В. Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
1) «Дума» 2) «Нищий» 3) «Смерть поэта»
6. Определить мотивы (темы) лирики Лермонтова по произведениям
А. «Письмо», «Монолог», «К*» 1) Тема поэта и поэзии
Б. «Кладбище», «Исповедь», «Земля и небо» 2) Любовная лирика
В. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт» 3) Мотив богоборчества
Г. «Жалобы турка» 4) Тема Родины
Д. «Парус», «Прощай, немытая Россия» 5) Тема природы
Е. «И скучно, и грустно», «Узник», «Утес» 6) Философская лирика
Ж. «Я к вам пишу», «Кавказ» 7) Вольнолюбивая лирика»
7. Укажите дополнительные элементы композиции литературного произведения
А. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка
Б. Экспозиция, пролог, эпилог, внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления, описания, философские отступления
8. Восстановить по порядку (1-5)композиционные части стихотворения «Смерть поэта», которые, последовательно возвышаясь, создают эмоциональный накал
А. Обращение к свету В. Раздумья об отношениях поэта со светским обществом
Б. Картина гибели поэта Г. Проклятия палачам свободы
Д. Дуэль
9. По данным аннотациям определить название произведения
А. В основу поэмы положен библейский миф о духе зла, восставшем против бога, потерпевшем поражение и изгнанном из рая
Б. История мальчика, который оказался в плену и предпочел смерть вечной неволе
1) «Мцыри» 2) «Демон»
10. Назовите произведение по данному отрывку
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал, А. «Песня про купца Калашникова»
Как за минутою минута, Б. «Мцыри»
Однообразной чередой. В. «Демон»
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья,
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья –
И зло наскучило ему.
11. Соотнесите характеристики и героев
А. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуниженья, смиренный, верноподданный
Б. «Эталон идеальных фразеров», не способный «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением
В. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, имеет критичный и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный
Г. Непосредственная, стихийно-страстная натура, странная, жертвенно любящая
Д. Умная, начитанная, благородная, нравственная, чистая натура
1) Грушницкий 2) Княжна Мери 3) Максим Максимыч 4) Вернер 5) Бэла
12. О ком из героев романа идет речь?
Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. <…> Да-с, с большими был странностями.
А. Грушницкий Б. Максим Максимыч В. Печорин Г. Вернер
13. Определить героя по портрету
Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист, а вместе с этим и поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде был вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета.
А. Грушницкий Б. Печорин В. Вернер Г. Максим Максимыч
14. От чьего лица НЕ ведется повествование?
А.Писатель-офицер Б. Максим Максимыч В. Печорин Г. М.Ю.Лермонтов
15. По приведенным признакам речи определить героя
А. Обилие научно-философской терминологии, речь ироничная, насыщенная яркими неожиданными сравнениями и афоризмами, весьма парадоксальная
Б. Неравнодушие к вычурно-пышной фразе, речь отрывистая, четкая, бесстрастная
В. Изъясняется несколько грубовато, порой неграмотно. В его лексике много простонародных и разговорно-просторечных слов, есть бранные и вульгарные. Изъясняется неторопливо, пространно, без должной определенности.
1) Максим Максимыч 2)Печорин 3) Грушницкий
16. Выбрать мотив лирики, к которому можно отнести стихотворение, фрагмент из которого дан ниже
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит…
............................................
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
А. Свободолюбивая лирика В. Тема природы
Б. Тема поэта и поэзии Г. Тема одиночества
17. Соотнести художественные приемы, средства выразительности и приведенные строки произведений
А. «В пространстве брошенных светил» 1) звукопись
Б. «Под ним Казбек, как грань алмаза» 2) метафора
В. «Один как прежде… и убит! Убит!» 3) антитеза
Г. «Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской» 4) сравнение
Д. «Чернея на черной скале» 5) подхваты
18. В чем трагедия Печорина?
А. В конфликте с окружающими
Б. В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственном ему индивидуализме и скептицизме
В. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям
Г. В эгоистичности
19. Зачем Лермонтов «перемешал» главы романа, нарушив хронологическую последовательность?
А. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа и повысить его напряженность
Б. Чтобы усилить впечатление странности и противоречивости характера героя
В. Чтобы показать яркие, но трагичные возможности его загубленной натуры
Г. Все перечисленное
Д. Без всякого смысла
20. Психологичность пейзажа предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи…
А. Дуэль Печорина и Грушницкого
Б. Похищение Карагеза
В. Гибель Бэлы
Г. Выстрел Вулича
21. Объяснить смысл названия романа
А. В типичности изображаемых героев
Б. В объективном изображении существующей реальности и обстоятельств жизни
В. В героическом начале главного персонажа
Г. Печорин – герой любого времени
Д. В критическом подходе автора к существующей общественно-политической обстановке в России того времени
Контрольная работа № 6 по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души":1.
1.Определите жанр произведения:
а) роман; б) повесть; в) роман-эпопея; г) поэма.
- Как проявляется лирический элемент в «Мертвых душах»?
А) в любовной интриге;
Б) в лирических отступлениях;
В) в пейзажных зарисовках;
Г) во вставных элементах.
- Смысл названия произведения в том, что:
а) автор объявил «мёртвыми душами» крепостных крестьян;
б) автор подробно описал аферу Чичикова с умершими крестьянами;
в) автор стремился создать мистическое произведение;
г) автор объявил «мёртвыми душами» крепостников и чиновников.
- Для чего Чичиков скупал «мёртвых душ»?
а) для того, чтобы считаться богатым помещиком;
б) для того, чтобы выгодно жениться;
в) для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых.
- В произведении главная тема:
а) жизнь помещиков;
б) жизнь чиновников;
в) жизнь крестьянства;
г) жизнь всех слоёв России.
- Все части произведения связаны:
а) образом автора-повествователя;
б) общим сюжетом;
в) общими героями;
г) путешествующим героем.
- Укажите, в какой последовательности заезжал к помещикам Чичиков.
А) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв.
Б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв, Коробочка.
В) Коробочка, Манилов. Собакевич. Ноздрёв. Плюшкин.
Г) Манилов, Коробочка. Ноздрёв. Собакевич, Плюшкин.
- По описанию жилища определите, кому оно принадлежит:
«Дом господский стоял одиноко на юру , открытом всем ветрам… Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»
а) Собакевич; б) Манилов; в) Плюшкин; г) Коробочка.
- Соотнесите художественные детали с характерами помещиков.
А) мешочки, коробочки 1) Манилов
Б) сахар 2) Коробочка
В) куча, прореха 3) Ноздрев
Г) здоровье 4) Плюшкин
- Кого из героев произведения характеризует мечтательность, бесхарактерность, сентиментальность, слащавость?
- Кого из героев произведения характеризует дубинноголовость, невежественность, мелочность?
- Кого из героев произведения характеризует грубость, бесцеремонность.
- Кого из героев характеризует ненасытная жадность, скупость, крохоборство?
- По описанию жилища героев определите, кому оно принадлежит: «На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину»
- Кому из героев принадлежат характерные для них « слова и словечки»?
«Разинь, душенька, ротик», «прелюбезнейший», «майский день, именины сердца», »магнетизм души».
- Кого автор назвал «прорехой на человечестве»?
- Как называлась деревня, в которой жил Манилов?
- Кто был любителем менять ружья, собак, лошадей?
- Кто из героев носил имена Фемистоклюс и Алкид?
- Напишите подробную характеристику одного из героев поэмы
- Представьте, что вы являетесь сценаристами и режиссерами-постановщиками, снимающими художественный фильм по поэме «Мертвые души». Как бы вы решили проблему с многочисленными лирическими отступлениями в поэме Н.В.Гоголя?
Контрольная работа №7 по литературе конца 19 начала 20 века
(по произведениям А.П.Чехова, А.И.Бунина, М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, А.И. Солженицына )
1. Из биографии писателей
Кто из перечисленных писателей (А.П.Чехов, А.И.Бунин, М.А.Булгаков, М.А.Шолохов, А.И. Солженицын )
А) в детстве помогал отцу в бакалейной лавке;
Б) был врачом (получил медицинское образование);
В) был лауреатом Нобелевской премии по литературе;
Г) смог победить рак;
Д) обращался с просьбой к Сталину, чтобы ему дали возможность творить, после этого был назначен на работу в театр рабочей молодежи, а затем и в художественный театр;
Е) в начале своей творческой деятельности был сторонником революции и советской власти, а потом стал ее противником ;
Ж) значительную сумму из полученной Нобелевской премии раздал нуждающимся;
З) эмигрировал в о время революции, умер и похоронен в Париже;
И) работал на продразверстке, был приговорен к расстрелу за превышение полномочий, но затем отпущен;
2. Писатели и их произведения
Кто из перечисленных писателей (А.П.Чехов, А.И.Бунин, М.А.Булгаков, М.А.Шолохов, А.И. Солженицын ) является автором следующих произведений:
А) «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы»;
Б) «Смерть чиновника», «Вишневый сад», «Злоумышленник», «Хирургия»;
В) «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»;
Г) «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Записки юного врача»;
3) Содержание изученных произведений
А) Какова основная тема рассказа А.П.Чехова «Тоска» ?
Б) Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов в рассказе «Смерть чиновника» ?
В) Какую мысль хотел донести до читателя А.И.Бунин своим рассказом «Темные аллеи»?
Г) Против чего направлена сатира Булгакова в повести «Собачье сердце»?
Д) Какое место в рассказе и почему занимает эпизод психологического поединка Соколова с комендантом Мюллером?
Е)Какую роль играет встреча Андрея Соколова с мальчиком Ванюшей в рассказе «Судьба человека»
Ж) Почему главную героиню рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» можно назвать праведницей?
Итоговое тестирование
I. Главная тема «Слова о полку Игореве»:
1. Единство и укрепление границ России.
2. Ответственность за совершаемые деяния.
3. Мужество и героизм русских воинов.
II.«Путешествие из Петербурга в Москву написано в жанре:
1. Психологического очерка.
2. Путевых заметок.
3. Повести.
III. Крылатое выражение из комедии «Недоросль» Фонвизина:
1. «Не хочу учиться, хочу жениться».
2. «И крестьянки любить умеют».
3. «А судьи кто?»
IVКарамзин – основоположник:
1. Классицизма.
2. Сентиментализма.
3. Романтизма.
VОсновной конфликт в комедии «Горе от ума» Грибоедова:
1. Столкновение взглядов Чацкого и фамусовского общества.
2. Драматическая история любви Чацкого и Софьи.
3. Взаимоотношения отцов и детей.
VI. В 1823 году Пушкин написал стихотворение «К морю» в жанре:
1. Элегии.
2. Послания.
3. Оды.
VII. Жанр произведения «Евгений Онегин»
1. Повесть
2. Поэма
3. Роман
VIII. Татьяна Ларина для Пушкина:
1. Загадочный образ
2. Типичная деревенская барышня
3. Идеал русской женщины
IX. Пушкин одного из своих героев назвал «добрый мой приятель». Речь идет:
1. Об Онегине
2. О Дубровском
3. О Гриневе.
Х. Имя Лермонтова стало известным после написания стихотворения:
1. «Поэт»
2. «Смерть Поэта»
3. «Кинжал»
Х1. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» - говорит о себе:
1. Печорин
2. Вернер
3. Княжна Мери
ХII. Для Печорина характерны:
1. Склонность к самоанализу, самопознанию
2. Надменность, презрительность
3. Легкомыслие, бесцельность
ХIII. Род литературы, к которому относится произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души»:
1. Эпос
2. Лироэпос
3. Драма
XIV. Покупая у помещиков мертвые души, Чичиков надеялся:
1. Укрепить материальное благополучие своих будущих детей
2. Выгодно жениться
3. Получить на службе высокую должность
ХV. Образ помещика, данный в развитии:
1. Плюшкин
2. Манилов
3. Собакевич
ХVI. Образ Петербурга есть в произведении:
1. «Дубровский» (Пушкин)
2. «Горе от ума» (Грибоедов)
3. «Евгений Онегин» (Пушкин)
ХVII. Несколько рассказчиков выступают в роли повествователя:
1. В "Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова
2.В «После бала» Л.Н. Толстого
3.В «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина
XVШ. Говорящие фамилии не используют:
1. Гоголь «Мертвые души»
2. Грибоедов «Горе от ума»
3. Достоевский «Белые ночи»
Х1Х. Выберите хронологически верную последовательность:
1.Романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм.
2. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
3. Реализм, романтизм, сентиментализм, классицизм.
ХХ. Назвать автора рассказа “Матренин двор»:
1. Шолохов
2. Твардовский
3. Распутин
4. Солженицын
ХХI. Кому из русских писателей принадлежит рассказ «Темные аллеи?
1) Куприн
2) Бунин
3) Горький
4) Чехов
ХХII. Автор стихотворения «О, весна без конца и без краю…»
1.Есенин
2.Цветаева
3. Блок
4. Заболоцкий
ХХIII. Автор стихотворений «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине», «Край ты мой заброшенный»:
1. Тютчев
2. Фет
3. Ахматова
4. Есенин
ХХIV. Кому из русских поэтов принадлежат книги «Anno Domini» , «Тростник», «Подорожник», «Четки», «Белая стая»:
1. Цветаева
2. Ахматова
3. Блок
4. Маяковский
ХХV. Какое произведение Твардовского написано от лица убитого солдата?
1. «Василий Теркин»
2. «Дом у дороги»
3. «Весенние строчки»
4. «Я убит подо Ржевом»
ХХVI. Жанр произведения Булгакова «Собачье сердце»:
1. Юмористическая повесть
2. Сатирическая повесть
3. Сатирический роман
ХХVII. По мнению профессора Преображенского, разруха поселяется:
1. В сердцах людей
2. В головах людей
3. В домах людей
ХХVIII. Фраза «…две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы»- содержит:
1. Гиперболу
2. Метафору
3. Аллегорию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительный материал за курс 8 класса по русскому языку.
Тест (18 заданий) в виде заданий с выбором ответа или краткой записью ответов по русскому языку за курс 8 класса....
Контрольно-измерительный материал за курс 8 класса по русскому языку.
Тест(18 заданий) за курс 8 класса...
Контрольно-измерительный материал за курс 8 класса по русскому языку.
тест (18заданий)...
Контрольно - измерительный материал по экономике 11 класс ( 2 курс) по профессии "Парикмахер"
Комплект контрольно - измерительного материала по предмету «Экономика» разработан для определения знаний, умений и навыков студентов II- курса в рамках...
Контрольно измерительный материал по геометрии 9 класс к учебнику погорелов
Контрольные работы по геометрии 9 класс...
контрольно-измерительные иатериалы русский язык 5 класс
дидактические материалы...
Контрольный измерительный материал по дисциплине «Литература»
Контрольный измерительный материалпо дисциплине «Литература»Спецификатор КИМ:Тест предназначен для контроля остаточных знаний учащихся 11 класса.Количество разделов (дидактических единиц) ...