Творчество О.Фокиной. "Я помню соседей по тем временам.."
презентация к уроку по литературе (7 класс)
Презентация подробно описывает жизненный путь северной поэтессы О.Фокиной. Подготавливает уч-ся к работе по стихотворению "Я помню соседей по тем временам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_pomnyu_sosedey_po_tem_vremenam.docx | 15.09 КБ |
ya_pomnyu_sosedey_po_tem_vremenam.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Я помню соседей по тем временам,
Которым короткое имя – война.
Короткое имя, а память – долга...
Безмолвна деревня – по трубы в снегах.
Огромную тяжесть держа на весу,
Ни встать-отряхнуться, как ёлке в лесу,
Ни охнуть-вздохнуть ей, ни чем шевельнуть.
Застыла зловещая белая жуть.
Огромное блюдо линялых небес
Всё вычерпано, как отдел райсобес.
И новою, праздною ложкой пустой
Вращается солнышка круг золотой.
Всё помнятся ложки, которые мать
Под матицу вешала – там досыхать,
Чтоб краской не пахли, и целые дни
На них мы глазели – гони не гони.
Потом, получая, пятнали: моя!
Щербинки выкусывали по краям...
И солнышко дразнится: выкуси на!
Там где-то война. А у нас – тишина!
Как тесто, поднявшееся из квашни,
Как белые хлебы, сугробы пышны.
Зайдёшь на задворки – до самых лесов
Насорен-насыпан всё сахар-песок.
И так же блестит он, и так же хрустит!
Вот только ни капли во рту не сластит.
Вот только не сладко в сугробе тонуть
И за уши валенок мамин тянуть:
«Великий, да дикий! И старый, а глуп!
Упёрся: в сугробе остаться ему б!
Разинул, дырявый, голодную пасть
И сахаром-снегом насытился всласть».
Упрашиваю. Не сдаюсь. Волоку.
И чую, как грузнет сума на боку.
Дрожащую руку в суму, как во сне, –
В руке в колобочек сжимается снег.
Я помню соседей по тем временам,
Которым короткое имя – война.
Короткое имя, а память – долга...
Безмолвна деревня – по трубы в снегах.
Огромную тяжесть держа на весу,
Ни встать-отряхнуться, как ёлке в лесу,
Ни охнуть-вздохнуть ей, ни чем шевельнуть.
Застыла зловещая белая жуть.
Огромное блюдо линялых небес
Всё вычерпано, как отдел райсобес.
И новою, праздною ложкой пустой
Вращается солнышка круг золотой.
Всё помнятся ложки, которые мать
Под матицу вешала – там досыхать,
Чтоб краской не пахли, и целые дни
На них мы глазели – гони не гони.
Потом, получая, пятнали: моя!
Щербинки выкусывали по краям...
И солнышко дразнится: выкуси на!
Там где-то война. А у нас – тишина!
Как тесто, поднявшееся из квашни,
Как белые хлебы, сугробы пышны.
Зайдёшь на задворки – до самых лесов
Насорен-насыпан всё сахар-песок.
И так же блестит он, и так же хрустит!
Вот только ни капли во рту не сластит.
Вот только не сладко в сугробе тонуть
И за уши валенок мамин тянуть:
«Великий, да дикий! И старый, а глуп!
Упёрся: в сугробе остаться ему б!
Разинул, дырявый, голодную пасть
И сахаром-снегом насытился всласть».
Упрашиваю. Не сдаюсь. Волоку.
И чую, как грузнет сума на боку.
Дрожащую руку в суму, как во сне, –
В руке в колобочек сжимается снег.
...Идти по деревне куски собирать
Мы сами решили: страшно умирать.
И мать, наклонясь над грудным малышом,
Сказала спокойно: «Ну, что ж, хорошо!»
(Что стоило это спокойствие ей,
Я знаю, пожалуй, получше людей.
Была моя мама добра, но горда:
За спичкой в соседи – и то никогда!
За спичками – стыдно. За солью – вдвойне.
По пятеро нас накопилось к войне.
Кормилец – в могиле, малец в подолу.
Верёвка для петли – в поветном углу.)
Дала нам она по суме из холста,
Велела просить, поминая Христа.
(Безбожница-мама! Колхозный актив!
Тебя не виню я, ты – тоже прости:
Ослушаться смела и, где ни была,
Я имя Христа помянуть не могла.
Зачем поминать? Для кого поминать?
Соседи и сами должны понимать.)
Я криком кричала, молчанье храня:
– Подайте, коль можете, ради меня!
И ради братишек, таких же, как я!
И руку выпрастывала из тряпья.
У каждого дома я помню крыльцо.
И помню ворота. И помню кольцо.
И тёмные сени (а чьи-то – светлей).
И двери тугие (а чьи-то слабей).
И помню пороги: одни – высоки.
Другие – пониже. И помню куски.
И помню глаза подававших людей...
Я вечный должник у деревни моей.
Перила-краюшки, ступеньки-ломти, –
Без этой бы лесенки мне не взойти,
И самую лучшую песню мою
Я людям, соседям моим, отдаю.
Но помню и этот, один изо всех,
Не сдержанный, к корке добавленный, смех.
Безжалостный, сытый, ехидный смешок,
Он ранил навылет, сквозь душу прошёл.
И тем, что живу я, и тем, что дышу,
Я этому смеху, наверное, мщу.
...Идти по деревне куски собирать
Мы сами решили: страшно умирать.
И мать, наклонясь над грудным малышом,
Сказала спокойно: «Ну, что ж, хорошо!»
(Что стоило это спокойствие ей,
Я знаю, пожалуй, получше людей.
Была моя мама добра, но горда:
За спичкой в соседи – и то никогда!
За спичками – стыдно. За солью – вдвойне.
По пятеро нас накопилось к войне.
Кормилец – в могиле, малец в подолу.
Верёвка для петли – в поветном углу.)
Дала нам она по суме из холста,
Велела просить, поминая Христа.
(Безбожница-мама! Колхозный актив!
Тебя не виню я, ты – тоже прости:
Ослушаться смела и, где ни была,
Я имя Христа помянуть не могла.
Зачем поминать? Для кого поминать?
Соседи и сами должны понимать.)
Я криком кричала, молчанье храня:
– Подайте, коль можете, ради меня!
И ради братишек, таких же, как я!
И руку выпрастывала из тряпья.
У каждого дома я помню крыльцо.
И помню ворота. И помню кольцо.
И тёмные сени (а чьи-то – светлей).
И двери тугие (а чьи-то слабей).
И помню пороги: одни – высоки.
Другие – пониже. И помню куски.
И помню глаза подававших людей...
Я вечный должник у деревни моей.
Перила-краюшки, ступеньки-ломти, –
Без этой бы лесенки мне не взойти,
И самую лучшую песню мою
Я людям, соседям моим, отдаю.
Но помню и этот, один изо всех,
Не сдержанный, к корке добавленный, смех.
Безжалостный, сытый, ехидный смешок,
Он ранил навылет, сквозь душу прошёл.
И тем, что живу я, и тем, что дышу,
Я этому смеху, наверное, мщу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнь и творчество Ольга Фокина
Родилась в деревне Артемьевская Корниловского сельского совета Верхнетоемского района Архангельской области 2 сентября 1937 г.
Звездной полночью осенней, С ерп нащупав второпях, Мать меня в холодных сенях Отделила от себя. И в холстинку завитую П оложила жить потом На солому золотую, Тем же сжатую серпом… Так на свет появилась Ольга Фокина, пятый ребенок в семье. Долгожданная девочка…
Ольге шел четвертый годик, когда началась Великая Отечественная война… …В какой из дней В наш тихий край лесной Пришла война, Об этом я не знала… Должно быть, В толстой сумке почтальон ее принес…. И вот отца не стало... С котомкой подбегал к подводе он, Когда в постельке с тополиным пухом Проснулась я, крича: «Меня забыл!» Но лишь ушанка свисившимся ухом Махнула мне с отцовской головы. «Черемуха»
Парады и награды – для живых, Но легших безымянными в могилы Не тронет песня, не разбудит стих И не поднимут слезы самых милых. На празднично гудящих площадях Седым и молодым сегодня тесно. Но тем, кто, живота не пощадя , Упал, – зачем салюты и оркестры? Они не здесь, не в солнечной пыли, Не в отблесках гремящей браво меди, Они – давно земля внутри земли, А из земли взошли березки эти. Вот почему, когда звучит оркестр, Гремит салют во славу Дня Победы, Я ухожу иль уезжаю в лес – Поближе к ним, родным, – отцу и деду. С любой былинкой чувствуя родство, Я радуюсь извечной жизни ладу, И листика простое естество Рассматриваю долго, как награду Отцу – Не награжденному ни разу. 1985
В 3-4 года родились первые мои стихи. Помню, сидела на подоконнике, ждала маму с работы. Все мои эмоции вылились тогда в четверостишье: «Под окошечком растут зеленые цветочки. Мама, любишь ли меня на Сыром окошечке». «Много пела колыбельных, читала стихи Некрасова, Сурикова. Она сама была очень грамотной для деревни, закончила 4 класса церковноприходской школы, стихи очень любила. И еще часто рассказывала нам сказки. Представляешь — зимний вечер, в печке — чугунок с картошкой, за окном поскрипывает снег. Мама управилась со скотиной и легла перед ужином отдохнуть. А мы рядышком слушаем сказку. В избе темно, от маминых слов про злых медведей и жутковато, и интересно..»
Военное детство было голодным и босоногим. Помню , когда у мамы не было в груди молока, от голода плакал младшенький. Картошки хватало до Рождества. Сеяли хлеб вручную, в основном - ячмень. Душили налоги. В доме временами не было ни мыла, ни соли. Мама работала в колхозе, мы - дети чем могли помогали.
Гордая моя мама! Горькая твоя доля Голову носить ниже Так и не научила. Держишь ее – как надо: Дерзостью встретишь дерзость, Вдесятеро заплатишь Людям за доброту… К белым твоим сединам Бережно прикасаюсь, Будто бы это - боли, Собранные в жгуток , Будто бы это – беды, Те, что отбедовала : Густо – к одной - другая… Разбередить… Боюсь. Ю Иллюстрация С.и Ю. Сюхиных
1955 год. Архангельск. Студентка I курса Архангельского медицинского училища
В 1957 году Ольга Фокина – студентка Литературного института им. Горького в Москве
Ю Жизнь интереснее романов: Зачем придумывать сюжет? Лишь зафиксируй, ставши рано, Ее на сломе-рубеже! Жизнь хороша! Ее не бойся! Не огибай! Не сторонись! Проснись. Встряхнись. Снежком умойся, И, как в валы морские, - в жизнь!
Начало 60-х гг. г. Котлас В начале день, недужный По-котласски вполне… Ну, здравствуй, Котлас-Южный На Северной Двине! Состав многооконный Меня, как прочих тож , Из теплого вагона Под моросящий дождь Стряхнул и, опроставшись, Сегодня, как вчера, Стрелой помчался дальше, В иные севера .
Я не устану удивляться: Дождям, закатам и рассветам, И снам цветным, что часто снятся, И тёплым лужам жарким летом. Снежинкам, что в лучах искрятся, Полёту птиц, цветенью сада. Я не устану удивляться, Как мало мне порою надо . Каждое лето, за редким исключением, приезжает поэтесса Ольга Фокина на родину – в Верхнетоемский район. Приезжает, чтобы навестить близких, земляков, чтобы встретиться с родными местами …
Моя родословная Родная земля Творчество Русь, Россия… Северная природа Тема любви Темы творчества О.Фокиной
Вологда
Ольга Фокина с мамой и сыном Сашей. Начало 80-х гг.
И
О, как я жизнь люблю! Мне утро рассказало Губами облаков и голосами птиц, Что радость так близка, и счастья так немало, И столько для пера нетронутых страниц! О. Фокина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человек в горниле времени. Раннее романтическое творчество М.Горького. 11 класс. План-конспект урока и презентация.
Предложенные материалы входят в состав проекта "Золотые уроки учителей Петербурга".Ознакомиться с видео-уроком можно в разделе Видео или на сайте школы №27....
"Весь мир - театр, люди в нем - актеры" (Творчество У.Шекспира в контексте времени)
Интегрированное внеклассное занятие (литература - английский язык), литературно-музыкальная гостиная...
Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года». Педагог- психолог: Токарева Инна Александровна
Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года».Педагог- психолог: Токарева ...
Ретровечер по творчеству группы “Машина времени”
Все началось с «битлов». Было чувство, что всю жизнь в ушах мы носили вату, а тут мы ее внезапно вынули......
Кроссворд по творчеству М.Ю.Лермонтова( "Герой нашего времени")
Материал для урока по литературе...
Конспект урока по теме "Одиночество в творчестве М.Ю. Лермонтова" (По роману "Герой нашего времени"
Основной идеей урока является возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры, что является одним из направлений преподавания в системе новых образовательных стандартов. Отличит...
Литературно-музыкальная композиция по творчеству В.С. Высоцкого "Знаковая личность своего времени..."
Разработка содержит материалы о жизни и творчестве В.С. высоцкого....