Урок- размышление по рассказу А. Алексина «Прости меня, мама…»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Соловцова Светлана Геннадьевна

Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому человеку-  это произведения о матери. Для каждого из нас мама – это самый близкий и дорогой человек. Мама – начало всех начал, продолжательница рода человеческого. Этот рассказ имеет огромное воспитательное значение : воспитывает доброту, искренность, внимательное и чуткое отношение к близким,  чувство ответственности за судьбу дорогих  людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prosti_menya_mama.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Урок- размышление  в 9 классе по рассказу А.Алексина «Прости меня, мама…»

Цели урока:

Приобщить  к искусству художественного слова посредством знакомства с новым произведением;

продолжить работу по усилению коммуникативных свойств речи, овладением выразительными свойствами языка;

учить анализировать, строить аналогии, обобщать;

воспитывать доброту, искренность, внимательное и чуткое отношение к близким,  чувство ответственности за судьбу дорогих людей.

Познавательные УДД:

Познавательные УУД:  

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

деятельности;  

формах;  

- извлекать необходимую информацию из текста;

границы знания/незнания);  

- устанавливать закономерности,  анализировать, строить рассуждения.

Коммуникативные УДД:

- строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

поставленными задачами;  

- оформлять свои мысли в устной форме;

-высказывать свое мнение (точку зрения);  

- анализировать и делать выводы;  

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

мысли;  

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Регулятивные УДД:

грамматическими и синтаксическими нормами родного

грамматическими и синтаксическими нормами родног

 - определять и формулировать цель деятельности на  уроке;

уроке;  

- планировать свою деятельность на уроке;  

- определять последовательность действий на уроке;  

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;  

- принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Форма урока: урок- размышление с элементами презентации  

1.Слово о писателе.

Анатолий Георгиевич Алексин – русский советский прозаик и драматург, родился 3 августа 1924 года в Москве,настоящая  фамилия Гоберман.              Лауреат Международных премий, Государственных премий СССР и России. За свои литературные произведения, удостоенные Государственных премий СССР, России и многочисленных зарубежных наград и "За большой вклад в развитие литературы" награжден высшими советскими орденами: Орденом Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, а также другими высокими зарубежными наградами. Член-корреспондент Российской Академии образования (с 1982 г.). Включен в Международный Почетный список имени Х.-К. Андерсена. Награжден Юбилейной медалью имени А. С. Пушкина и Золотой медалью имени Януша Корчака.

     Творческую жизнь начал ещё с юных лет. С 1950 года, окончив Московский институт востоковедения, начинает серьёзно заниматься литературой и публикует ряд своих рассказов и сборников повестей. С1970 по 1989 годы долгое  время   работал в журнале «Юность». С 1993 года переехал в Израиль, где по сей день и проживает.

2.Эпиграф к уроку

«Я низко кланяюсь вам потому, что вы Женщина. Это ваши муки производят на свет новые жизни. Это ваши бессонные ночи выращивают из беспомощных крикунов старательных  девочек и бесстрашных мальчиков. Это ваше великое терпение, ваши руки и ваши сердца делают из мальчиков и девочек прекрасных девушек и благородных юношей.

        Мира и счастья Земле, по которой идешь ты, Женщина-Мать! Ведь и сама Земля вращается только потому, что ты по ней шагаешь».

Б.Васильев

3.Чтение стихотворения Р.Гамзатова «Воспеваю то, что вечно ново…»

4.Слово учителя.

 Слово «мама»-особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости.

Попробуйте  мысленно построить в ряд ваших родственников, друзей, знакомых, в порядке, так сказать, значимости. Трудно? Почему?

Ничто не может заставить «пересмотреть» роль и значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мать - вне ряда, место её в нашей жизни совершенно особое, исключительное.

А что мы знаем о наших мамах - часто усталых, раздраженных, занятых работой.

Ведь и у родителей могут быть слабости. Почему же то, что мы легко прощаем друзьям, да и самим себе, иногда ставим в вину маме? Может быть, просто нужно поговорить с ней, поговорить  о ней, попросить  прощения  как об этом  пишет А.Алексин.

5.Обратимся к рассказу А.Алексина «Прости меня, мама…»

-Перечитаем первый абзац рассказа.

-Почему автор поставил многоточие после первого предложения? (события,  описываемые в тексте разделены длительным промежутком времени . Автор  пишет  воспоминание о маме  спустя много лет .)

-Какие слова обращают на себя внимание? Почему?

-Какие чувства он испытывает? Как проявляется отношение к маме?

-Какую проблему поднимает А.Алексин в рассказе?

(Рассказ Алексина затрагивает одну из важнейших проблем-проблему уважения,  любви ипонимания в отношениях детей и родителей.Эта  нравственная проблема  важная и актуальная.)

       6.Вспомните рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма», который вы изучали в 8 классе. (ответы учащихся) .Он тоже затрагивает проблему отношений детей и родителей.

-Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко?Всегда ли пишут им письма, умеют проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

(Катерина Петровна доживает свой век в старом доме. Так и не дождалась она своей «ненаглядной дочери. Она, получив письмо матери, не поехала в деревню.)

_-Как могло случиться, что  заботящаяся о других Настя  проявляет невнимание к родной матери?  Одно дело- увлекаться работой, делать её от  всего сердца, отдавать все силы, другое- помнить о близких своих , о матери- самом святом существе на свете.

    7.Вспомните размышления Насти

 «Ненаглядная моя, -вспоминала Настя недавнее письмо.- Ненаглядная. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, скучном Заборье…

-Что ж это , мама?  Что? думала она ничего не видя ,-мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила»

- Что чувствовала Настя?(Чувство вины и невыносимой тяжести, которое посещает её после смерти матери и которое поселится в её душе навсегда.Её никто не сможет простить.)

Как говорит А.Алексин: «Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно!

   8.Он вспоминает, как однажды К.Паустовский подарил ему стихотворение молодого поэта Бориса Лебедева и посоветовал выучить это стихотворение наизусть.

                                 Чтение стихотворения.

-Почему Паустовский дал такой совет? (ТО, что может мать, может только она)

    9. Так получилось , что Анатолий Георгиевич был рядом с мамой  всю жизнь. Творческую жизнь начал ещё с юных лет  и   публиковал свои стихотворения в пионерских изданиях.Когда началась Великая Отечественная война, его освободили от службы в армии и определили работать журналистом. Его мама  работала в руководящей должности в крупном строительном коллективе, который  «был брошен на выполнение «исторического» задания на Урал.

    10. «И мама в пути заболела…

 -Опять многоточие. Случайно ли автор его поставил? Что это значило для него? (незаконченность высказывания, вызванная волнением, переживанием говорящего)

                 Чтение отрывка «Толя, ты должен быть мужчиной… до слов…Могу ли я сомневаться?»

-Почему   Алексин обращается к Богу? А часто ли мы обращаемся к нему?

                Чтение стихотворения А.Дольского «Семейная молитва»

Русский религиозный философ  И.А.Ильин в своей книге «Поющее сердце» писал: «Путь к смыслу и цели жизни прокладывает молитва. Жизнь-это «школа  молитвы». Молитва исходит из глубин сердца, как бы желая осветить и святить    все жизненные содержания души. Жизнеосмысливающее, очистительное и исцеляющее свойство имеет молитва». Молитва- это слово. Не зря говорят, что словом можно убить, словом можно спасти…

         Мама А.Алексина  была всегда рядом. Она была другом, она была корректором, хотя работала по 14 часов.

              Чтение отрывка «Возвращаясь… до слов... в довоенную пору».

-Почему она это делала? (Боялась потерять сына, которому было всего 17 лет. Она знала, какое это время. Одна ошибка могла стоить жизни.)

А потом  случай  со статьёй о прославленном чтеце Всеволоде Аксёнове.Но он не рассказал маме об этой истории, зная , что его мама будет переживать. Он берёг её здоровье, решил не тревожить материнское сердце.

                                 Чтение стихотворения В.Фирсова «Мы часто мать …»

   11.Алексин пишет: «Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос : «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли  то, без чего не может выжить  на земле человек?»

-Согласны ли вы  с этой мыслью? Что таится в этих словах?

               «Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек? На этот вопрос можно ответить стихотворением  Людмилы Татьяничевой:

 Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну, что смогу я им ответить-

Сердцам,

Бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

Вней всё-

И радость,

И терпенье,

И те шальные соловьи…

За это чистое горенье

Спасибо вам,

Сыны мои!

«Жертвенность материнского  чувства  естественна…»- пишет А.Алексин. В самые трудные минуты и в муках мы вспоминаем мать., потому что мы чувствуем тепло исходящее от мамы…

- Чтение отрывка: «Если б здесь у людей этих были матери…  до слов  …И те слова были последними, что произнес мамин голос…»

-Почему произошло чудо?

-Какая  жизненная мудрость заключена в рассказе?(Мы должны сказать матерям все доброе и сделать для них все доброе, пока они с нами рядом с нами.)

 Горький вкус у поздних сожалений,

Счёт обид и радостей иной.

Опоздали вроде на мгновенье,

Да мгновенье это в жизнь длиной.

Что к чему поймём, конечно, сами,

Но как будет не хватать в тот час

Мам, что смотрят вечными глазами

С пожелтевших карточек на нас…

                                                       Ю. Поройков

Помните всегда, что мама-самый родной и близкий нам человек!

Я думаю, что каждый из вас хотел бы сказать своей маме добрые , нежные , ласковые слова.

Чтение стихов о маме.

 Презентация ученика. «Моя мама»

На досуге, в тишине и одиночестве  давайте ещё раз подумаем о маме и, быть может, мы тоже скажем: «Прости меня, мама…»

    Домашнее задание: написать сочинение «Прости меня, мама…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по творчеству А.Алексина "Каждый рассказ имеет продолжение"

"Каждый рассказ имеет продолжение" - это интегрированный урок (русский язык и литература) для 6 класса. В процессе урока использовались разные виды деятельности: коллективная работа, работа в группах,...

План урока Тема: «Не обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!» ( По рассказам В. П. Пугачёвой « Прости меня, мама! и Е.Б.Ауэрбах «Я поздно понял…»)

Методическая разработка о недостойном поведении подростков, о недоброжелательном отношении к матерям....

Прости меня, МАМА...

Прости меня, МАМА......

Конспект урока по литературе по рассказу К.Паустовского "Ты прости меня,мама,прости..."

Урок внеклассного чтения в 8-9 классах.Технология критического мышления.Использование элементов ИКТ.Творческая работа...

Урок нравственности по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» "Прости меня, мама!"

Урок должен вызвать эмоциональный сдвиг у ребят  в отношении к человеку на основе принципов гуманизма, прививать нравственные человеческие ценности....

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Алексина "Безумная Евдокия"

laquo;Лицом к лицу, лица не увидать» процитировала Е.С. и отец Оли в конце говорит «Мы перестали вглядываться друг в друга», они любили и беззаветно доверяли дочери не видя в ее про...