Рабочая программа по родной (русской) литературе 5-9
рабочая программа по литературе
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО МОУ Ганусовской СОШ,
принятой на заседании педагогического совета 27.08.2020 г. протокол №1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ганусовская средняя общеобразовательная школа
п. Рылеево
«УТВЕРЖДАЮ» И. о. директора МОУ Ганусовской СОШ ____________________ С. С. Сидорова Приказ № 75 от «01» сентября 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ
основное общее образование
5 -9 классы
Составители: Примак Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории,
Сидорова Светлана Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
Осипенко Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
Редникина Эльвира Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
Буриева Ирина Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2020-2025 год
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка ………….………………………………… | 3 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса … | 4 |
3 | Содержание учебного предмета, курса …………………………… | 19 |
4 | Тематическое планирование ………….…………………………… | 26 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» составлена на ступень основного общего образования для обучающихся 5-9 классов в соответствии с рекомендациями авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной. Рабочая программа по предмету родная (русская) литература соотносится с программой основного курса литературы, но не дублирует, а дополняет ее.
Целями и задачами изучения родной литературы являются:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Согласно учебному плану МОУ Ганусовской СОШ на изучение родной (русской) литературы в 5-9 классах отводится:
5 класс - 0,5 часа в неделю, 17 учебных часов в год;
6 класс - 0,5 часа в неделю, 17 учебных часов в год;
7 класс - 0,5 часа в неделю, 17 учебных часов в год;
8 класс - 0,5 часа в неделю, 17 учебных часов в год;
9 класс - 0,5 часа в неделю, 17 учебных часов в год.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты освоения учащимися основной школы программы «Родная (русская) литература»:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения учащимися основной школы программы «Русский язык»:
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
- идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
- выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
- обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- различать результаты и способы действий при достижении результатов;
- определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
- соотносить свои действия с целью обучения.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
- принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
- определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
- выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
- выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
- распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
- формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
- использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
- оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
- оперировать данными при решении задачи;
- выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения первого года обучения (5 класс) учебного предмета «Родная (русская) литература»:
Учащиеся научатся:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;
- сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- под руководством учителя вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице);
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Предметные результаты освоения второго года обучения (6 класс) учебного предмета «Родная (русская) литература»:
Учащиеся научатся:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказок художественные приёмы;
- сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- под руководством учителя вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении фольклора, обосновывая свой выбор; сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Предметные результаты освоения третьего года обучения (7 класс) учебного предмета «Родная (русская) литература»:
Учащиеся научатся:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- под руководством учителя вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Предметные результаты освоения четвертого года обучения (8 класс) учебного предмета «Родная (русская) литература»:
Учащиеся научатся:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
- под руководством учителя вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Предметные результаты освоения пятого года обучения (9 класс) учебного предмета «Родная (русская) литература»:
Учащиеся научатся:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
- под руководством учителя вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Учащиеся получат возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Первый год обучения (5 класс)
Своеобразие родной литературы.
Слово как средство создания образа. Родная (русская) литература как национально-культурная ценность народа.
Раздел I. Русский фольклор.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Раздел II. Древнерусская литература.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Сказание о Борисе и Глебе». Житийный канон. Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.
Раздел III. Литература XIX века.
Басни. Л. Н. Толстой. «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
В. И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Сочинение «Добро и зло в сказке».
Поэзия ХIХ века о родной природе
П. А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.
Рекомендуемые темы проектных работ
- Звукопись в лирике русских поэтов.
- Портрет русского народного характера.
- Словарь русской сказки.
- Новая сказка на старый лад.
- Мини-сборник «зимних» стихотворений.
- Книги вчера, сегодня, завтра.
Раздел IV. Литература XX века.
Е. А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В. А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю. Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение «Мир глазами ребенка».
Родная природа в произведениях поэтов ХХ века.
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы.
Резерв учебного времени
Второй год обучения (6 класс)
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная (русская) литература как способ познания жизни.
Раздел I. Русский фольклор.
Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Раздел II. Древнерусская литература.
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. «Вечный сюжет» единоборства. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Раздел III. Литература ХIХ века.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Нравственное испытание. Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей.
Поэтический образ Родины.
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.
Раздел IV. Литература ХХ века.
Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Глава «Бунт Мартина». Формирование характера подростка. Настоящая дружба. Образ средневекового города. Нравственные уроки повести.
С. Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Война и дети. Смелость, мужество героев, вера в человека, в его лучшие душевные качества.
А. Г. Алексин. «Самый счастливый день». Значение семьи. «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.
А. В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.
Ю. Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».
Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
Стихи о прекрасном и неведомом.
А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…»; Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве…»; Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи»; А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.
Рекомендуемые темы проектных работ
- Мудрость русского народа в произведениях фольклора.
- Героический характер в произведениях литературы XX века.
- Мини-сборник стихотворений о Родине.
- Родина в моих стихах.
- Мои ровесники в произведениях литературы.
- Круг чтения моих одноклассников.
Резерв учебного времени
Третий год обучения (7 класс)
Русская литература – культурное наследие России и мира.
Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.
Раздел I. Русский фольклор.
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь».
Раздел II. Древнерусская литература.
«Моление Даниила Заточника» - памятник гражданственности, духовности и нравственности; «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.
Раздел II. Литература XVIII века.
И. И. Дмитриев. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
Раздел III. Литература XIX века.
И. А. Крылов. Русская басня. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.
И. С. Тургенев. «Бурмистр», влияние крепостного права на людей; «Певцы», роль таланта.
А. И. Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».
Раздел IV. Литература ХХ-XXI веков.
В. П. Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.
В. О. Богомолов. Рассказ «Рейс «Ласточки». Краткие сведения о писателе-фронтовике. Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю. Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
Сочинение «Великие люди России в произведениях литературы».
В. Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».
Е. Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.
Е. В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.
Рекомендуемые темы проектных работ
- Особенности русского героического эпоса.
- Былина о герое-современнике.
- Связь поколений в произведениях русской литературы.
- Новая басня на старый лад.
- Мои ровесники в произведениях литературы.
- Говорящие фамилии в произведениях писателей.
Резерв учебного времени
Четвертый год обучения (8 класс)
Место родной (русской) литературы в современности.
Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
Раздел I. Русский фольклор.
Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы.
Роль народных песен («Как во городе было во Казани» и «Не шуми, мати зеленая дубравушка» и другие) в произведениях А.С. Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).
Раздел II. Древнерусская литература.
Образное отражение жизни в древнерусской литературе. Жанр хождений в древнерусской литературе. Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря».
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей.
Раздел III. Литература XVIII века.
Н. М. Карамзин. Повесть «Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов.
Раздел IV. Литература XIX века.
Е. А. Баратынский. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.
А. С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.
Л. А. Чарская. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
А. Толстой. Слово о поэте. «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.
Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе».
Раздел V. Литература XX века.
А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.
М. Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.
Л. Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.
Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
Рекомендуемые темы проектных работ
- Юмор в литературе.
- Место народной песни в современном мире.
- По мотивам народной песни.
- Мини-сборник народных песен.
- Читательский интерес моего класса.
- Памятники литературным героям.
Резерв учебного времени
Пятый год обучения (9 класс)
Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
Раздел I. Древнерусская литература.
Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения русской земли.
Раздел II. Русская литература XVIII века.
Н. М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике.
Русские баснописцы 18 века. В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков. Басня «Ворона и лиса».
Раздел III. Литература XIX века.
А. Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.
Л. Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
Раздел IV. Литература ХХ-XXI веков.
Ю. П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
Психологизм рассказа «Запах хлеба». Смысл названия рассказа.
К. Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
Б. П. Екимов «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.
В. Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них.
Сочинение «Испытания нравственности, порожденные войной».
Т. Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки».
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
Рекомендуемые темы проектных работ
- Психологический портрет.
- Картина Родины в русской поэзии.
- Проблема нравственного выбора в произведениях о Великой Отечественной войне.
- Летопись войны на страницах произведений русской литературы.
- Неповторимые черты русской литературы.
Резерв учебного времени
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения (5 класс)
№ | Разделы и темы | Кол-во часов |
Своеобразие родной литературы | 1 | |
I | Русский фольклор | 2 |
II | Древнерусская литература | 1 |
III | Литература XIX века | 6 |
IV | Литература XX века | 6 |
Резерв учебного времени | 1 | |
Итого | 17 |
Второй год обучения (6 класс)
№ | Разделы и темы | Кол-во часов |
Книга как духовное завещание одного поколения другому | 1 | |
I | Русский фольклор | 1 |
II | Древнерусская литература | 1 |
III | Литература ХIХ века | 2 |
IV | Литература ХХ века | 11 |
Резерв учебного времени | 1 | |
Итого | 17 |
Третий год обучения (7 класс)
№ | Разделы и темы | Кол-во часов |
Русская литература – культурное наследие России и мира | 1 | |
I | Русский фольклор | 1 |
II | Древнерусская литература | 2 |
III | Литература XVIII века | 1 |
IV | Литература ХIХ века | 3 |
V | Литература ХХ-XXI веков | 8 |
Резерв учебного времени | 1 | |
Итого | 17 |
Четвертый год обучения (8 класс)
№ | Разделы и темы | Кол-во часов |
Место родной (русской) литературы в современности | 1 | |
I | Русский фольклор | 2 |
II | Древнерусская литература | 2 |
III | Литература XVIII века | 1 |
IV | Литература ХIХ века | 5 |
V | Литература ХХ века | 5 |
Резерв учебного времени | 1 | |
Итого | 17 |
Пятый год обучения (9 класс)
№ | Разделы и темы | Кол-во часов |
Значение художественного произведения в культурном наследии страны | 1 | |
I | Древнерусская литература | 1 |
II | Литература XVIII века | 2 |
III | Литература ХIХ века | 2 |
IV | Литература ХХ-XXI веков | 10 |
Резерв учебного времени | 1 | |
Итого | 17 |
«СОГЛАСОВАНО» Методическое объединение учителей русского языка, литературы и иностранных языков Руководитель МО _____________ О. В. Паркулевич Протокол №___________ от ____»_____________2020г. |
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР _____________________ О. В. Мылкина «____» ______________ 2020 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной (русской) литературе
Рабочая программа по родной (русской) литературе предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы...
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
Рабочая программа по родной русской литературе для 10-11 класов
Один из вариантов рассмотрения родной русской литературы в старшей школе...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс
Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса рассчитана на 17 часов...
Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса
Аннотация включает в себя цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...