Что значит быть счастливым? 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс)

Муравьева Камилла Фаниловна

Тема урока: ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_schaste.pptx382.79 КБ
Файл chto_takoe_schaste_8_klass.docx220.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо … А. Гайдар

Слайд 2

Тема урока Счастье…Что это такое? (по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А. И. Куприна)

Слайд 3

Цели урока Обобщить полученные знания по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого , А.П. Чехова, И.А . Бунина, А. И. Куприна Найти ответ на вопрос о счастье . Развивать навыки исследовательской работы по тексту, монологическую речь . Подготовиться к домашнему сочинению.

Слайд 4

Критерии оценок Глубина содержания выступления Манера изложения

Слайд 5

«Исследователи рассказа Н.С. Лескова» В чем заключается счастье героев в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений»? 1. Какая ситуация лежит в основе рассказа? 2. Как автор относится к героине ? 3. Что означает слово гений? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? 4. А какой гений у Лескова? 5. Как вы понимаете смысл эпиграфа? 6. Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему ? 7. Прошло уже более 100 лет после написания рассказа. Бывают ли подобные ситуации сейчас?

Слайд 6

«Исследователи рассказа Л.Н. Толстого» Как изменилось понятие о счастье у героя рассказа Л.Н. Толстого «После бала»? 1. В какое историческое время происходят события рассказа? 2. На сколько частей можно разделить рассказ, как они соотносятся между собой? 3. В чём смысл названия рассказа? 4. Что понял Иван Васильевич туманным утром? 5. Как изменились его взгляды и чувства ? 6. Какие средства и приемы использует автор, чтобы донести до читателя ответы на эти вопросы?

Слайд 7

1. Сюжет рассказа. Смысл названия. 2. Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору ? 3. Почему герои скрывали свои чувства ? 4. Почему герои рассказа А.П. Чехова не могут быть счастливы ? Какие вопросы их мучат? 5. Как вы понимаете слова Алёхина: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.” «Исследователи рассказа А.П. Чехова» Почему не могут быть счастливы герои А. П. Чехова в рассказе «О любви»?

Слайд 8

«Исследователи рассказа И.А. Бунина» Как решается проблема счастья в рассказе И. Бунина «Кавказ»? 1. Каким настроением проникнут рассказ? 2. Как вы можете охарактеризовать любовные отношения героев ? 3. Какую роль играют картины природы? 4. Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа ? Почему вы так думаете? 5. Счастливы ли герои в своих отношениях ? 6. Почему герой покончил жизнь самоубийством? 7 Смогут ли после всего герои быть счастливы?

Слайд 9

1. Какое настроение вызывает рассказ «Куст сирени»? 2. Счастливы ли герои рассказа? Почему? 3. Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? 4. На что готова героиня ради счастья своей семьи? 5. В чем смысл счастья героев? 6. Какую проблему поднимает Куприн в своём рассказе? «Исследователи рассказа А.И. Куприна» На что готовы ради счастья герои А. Куприна в рассказе «Куст сирени»?

Слайд 10

Счастье … Что это такое?

Слайд 11

Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю… А. Гайдар Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо …

Слайд 12

Домашнее задание Сочинение на тему «Что значит быть счастливым?» (на примере рассказов Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А. И. Куприна)



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе

Тема: Что значит быть счастливым?

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.

Цель: обобщить и систематизировать знания по изученных текстам (Н. Лесков «Старый гений», Л.Н. Толстой «После бала», А.П. Чехов «О любви», И. Бунин «Кавказ»,

А.И. Куприн «Куст сирени»).

Ход урока

I. Организационный момент.  

Отсутствующие, проверка готовности к уроку.

1. Сегодняшний урок я бы хотела начать с высказывания А. Гайдара «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо..»

Попробуйте сформулировать тему урока (варианты учащихся)

-Какая цель сегодня на уроке стоит перед нами?

- Ребята, сегодня у нас очень интересная, своеобразная тема. Мы попробуем ответить на вопрос: что такое счастье? Это основной вопрос нашего урока.

- Можно ли ответить на этот вопрос однозначно?

- Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы обратимся к произведениям

Н. С. Лескова, Л.Н. Толстого А.П. Чехова И. Бунина  и А.И. Куприна, каждое из них не похоже на другое , но у каждого своя истина.  

Вспомним, как их герои воспринимали счастье. И итогом нашего сегодняшнего урока будет домашнее  сочинение по озвученной теме. А так же мы будем развивать монологическую речь, хотелось бы услышать от вас развернутые ответы.

Запишите  тему  и эпиграф  урока в тетрадь.

2.  К этому уроку вы  провели в группе исследование, работали над проблемным вопросом.

Но прежде чем вы начнете свое выступление, я предлагаю вам заполнить кластер, что для вас является составляющими счастья.

 (составление кластера)

Предлагаю оставить свободными несколько стрелочек, возможно к концу урока у вас появятся новые ответы.

3 Оценочный лист.

Во время выступления группы остальные внимательно слушают, у вас есть возможность дополнить выступление ребят, высказать свое мнение, и в то же время вы сегодня будете оценивать работу одноклассника, а так же оценивать свою работу в группе. Для этого у вас у каждого на столе есть «Оценочный лист» обратите внимание на критерии. Я также буду оценивать каждого,  и по итогам урока средняя арифметическая оценка будет выставлена в журнал.

Если нет вопросов, приступим.  Начнем мы с Лескова

Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразия русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему.

Выступление 1 группы

1 группа работала с произведением Лескова «Старый гений»

«В чем заключается  «счастье» героев в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений»?

  1. Какая ситуация лежит в основе рассказа?
  2.  Как автор относится к героине?
  3. Что означает слово гений? Какие ассоциации возникают у вас  с этим  словом?
  4. А какой гений у Лескова?
  5. Как вы понимаете смысл эпиграфа?
  6.  Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему?
  7. Что общего у рассказа «Старый гений» с нашим временем?
  8. Прошло уже более 100 лет после написания рассказа. Что-то изменилось в России с тех пор?

        

Вывод учителя. У Лескова Россия - страна умелых и талантливых людей. В рассказе «Старый гений» свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.

Бедная старушка, потерявшая всё из-за своей доброй души, в конце рассказа  счастлива. Не теряя надежду на светлое будущее, она стояла на своём, была уверена, что когда-нибудь она отстоит свои убеждения и права и будет счастлива. И своими упорными стараниями и помощи «гения»  она смогла вернуть то,  что потеряла и своё доброе и честное имя.

Оценивание группы

Название рассказа «После бала» поначалу  настраивает читателя на увлекательное чтение, кажется, что нас ждет повествование о пышной и красивой жизни, о любви и счастье героев. Но что на самом деле происходит после бала и как это событие повлияло на главного героя об это нам расскажет 2 группа , которая исследовала рассказ Толстого «После бала»

Выступление 2 группы.

  1. В какое историческое время происходят события рассказа?
  2. На сколько частей можно разделить рассказ, как они соотносятся между собой?
  3. Смысл названия рассказа?
  4. Что понял Иван Васильевич тем туманным утром? 
  5. Как изменились его взгляды и чувства?
  6. Какие средства и приемы использует автор, чтобы донести до читателя ответы на эти вопросы? 

Вывод учителя. Изначально герой видел счастье в любви, но все изменилось и теперь смысл жизни для Ивана Васильевича (а за персонажем, очевидно, стоит и сам автор) заключается не в любви, семейном благополучии, бытовом и обыденном счастье, а в чем - то большем, великом и разумном. И это великое и разумное не допускает насилия человека над человеком, лицемерия в отношениях между людьми и самое главное – лжи, проникающей в жизнь. Ложь, несправедливость и насилие несовместимы с ощущением счастья, умещающегося обычно в один краткий миг, к которому человек стремится всю жизнь.

Оценивание группы

А.П. Чехов  сказал «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть»

Почему не могут быть счастливы герои  рассказа  «О любви»?

……………….

Выступление 3 группы.

  1. Сюжет рассказа. Смысл названия.
  2. Почему герои рассказа А.П. Чехова не могут быть счастливы? Какие вопросы  их мучат?
  3. Как вы понимаете слова Алёхина: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.”
  4. Почему герои скрывали свои чувства?
  5. Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
  6. Какое значение имеют картины природы в рассказе?

Вывод учителя. Герои рассказа не могут признаться  друг другу в любви. Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счастье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда. Алехин понял, «как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить» . На осознание этой ошибки у героев ушли годы, нравственные сомнения отняли у них обоих счастье. Алехин остался одинок. 
Именно из-за увлечения этими вопросами: к чему приведет их любовь? Честно ли это? – не сумел возвысить свою душу Алехин и упустил свое счастье.

Оценивание группы

Теперь давайте обратимся к рассказу И.А. Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое влюблённых или и во взаимном чувстве может быть что-то, что мешает героям, тревожит их, омрачает их радость.

Выступление 4 группы.

  1. Каким настроением проникнут рассказ?
  2.  Как вы можете охарактеризовать любовные отношения героев?
  3. Какую роль играют картины природы?
  4. Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа?  Почему вы так думаете?
  5. Счастливы ли герои в своих отношениях?
  6.  Почему герой покончил жизнь самоубийством?
  7.  Смогут ли после всего герои быть счастливы?

Вывод учителя. Рассказ Бунина драматичен и даже трагичен. Автор размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.  Мы увидели, что герои Бунина, в отличие от чеховских, пытаются быть счастливыми , несмотря ни на что. Но их счастье кратковременно, а воспоминания о нём обязательно будут вызывать горечь и душевную боль. Любовь не выдерживает испытания жизнью – вот печальный итог рассказа. 

И наверное, не будет ошибкой сказать, что  творенья бунинского пера «никогда не истлеют». Писатель сумел сохранить и донести в каждом слове своего рассказа богатство, трепет и красоту жизни, многообразной и сложной, не дающей однозначных ответов на поставленные вопросы.

Оценивание группы

Следующий автор утверждал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья».

На что же  готовы ради счастья герои  А. Куприна в рассказе «Куст сирени»?

Выступление 5 группы.

  1. Какое настроение вызывает рассказ «Куст сирени»?
  2. Счастливы ли герои рассказа? Почему?
  3. Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  4. На что готова героиня ради счастья своей семьи?
  5. В чем смысл счастья героев?
  6. Какую проблему поднимает Куприн в своём рассказе?

Вывод учителя.

Возможно, этот рассказ о жертвенной любви. Когда кто-то в семье готов ради другого на все ради общего счастья. Но они вдвоем достигли этого счастья. Она счастлива, потому что  у её любимого человека все получилось и он пойдет дальше. А он счастлив, потому что рядом есть любящая жена, которая всегда поможет и поддержит. Она ведь составляет его опору по жизни. И автор не скрывает своей симпатии к ней, как к человеку.

Оценивание группы

Итак, наше исследование подошло к концу. Давайте вернемся к началу нашего урока, вспомним,  какие цели мы ставили (ответы учащихся)

Нашли ли мы ответ на вопрос,  поставленный нами в начале урока?

Можно ли однозначно ответить на этот вопрос?

Вернемся к кластеру, который мы начали заполнять в начале урока, что ещё можно вписать? (заполнение кластера)

ВЫВОД Я считаю, сколько людей, столько и мнений. У каждого автора своё мнение, своя точка зрения на счастье. Счастье — это то, что окружает нас, всё то, что мы видим, ощущаем, но некоторые не замечают самого элементарного, самых простых вещей, но все это счастье.

Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю.

.

МКартинки по запросу кластер что такое счастье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что значит быть патриотом. Урок обществознания - 6 класс

Технологическая карта и конспект урока по обществознанию в 6 классе. Учебник "Обществознание" Боголюбов Л.Н....

Что значит быть патриотом. Презентация по обществознанию - 6 класс

Презентация дополняет урок обществознания в 6 классе по теме "Что значит быть патриотом". Учебник "Обществознания" Боголюбов Л.Н....

Урок в 6 классе "Что значит быть патриотом"

Материал для проведения открытого урока ....

«Быть современным, значит быть толерантным!»

      Цели:1.     Улучшение психологического климата в группе.2.     Создание условий для формирования терпимости к различ...

Быть здоровым – значит быть красивым!

Классный час для учащихся 5-6 классов...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Быть подлинным значит быть верным самому себе. Сочинение-рассуждение по творчеству И.С.Тургенева. Направление "Верность и измена"

Данная презентация поможет в подготовке к написанию сочинения-рассуждения по творчеству И.С.Тургенева ("Отцы и дети") и в подготовке к итоговому сочинению (или к РПР в 10 кл.)...