А.П.Чехов "Толстый и тонкий"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока по литературе А.П.Чехов " Толстый и тонкий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov_tolstyy_i_tonkiy_urok_6_klass_1425885429_55690.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
Тема урока: « А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»»
Цель урока: знакомство с творчеством А. П. Чехова.
Задачи: дать понятие о героях – антиподах;
повторить литературные термины: сатира, юмор, псевдоним, рассказ;
развивать умение анализа художественного произведения с опорой на текст;
воспитывать у детей положительные качества на примерах литературных героев, на примерах жизни писателей.
Оборудование: книги с рассказом «Толстый и тонкий», раздаточные карточки для работы, тетради, ПК, презентация.
Ход урока.
I. Организация класса.
- Сегодняшний урок мне хочется начать следующими слова: «..Он – несравненный художник. ДА, да, именно: несравненный … Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное.. Он брал из жизни то, что видел.. и если брал что – нибудь, то передавал удивительно образно и понятно до последних чёрточек.»
- Как вы думаете, о ком эти слова?
- Правильно, это всё сказано о великом таланте русской литературы – А.П. Чехове.
- Вам предстоит сегодня познакомиться с его жизнью и творчеством. Вы сами постараетесь открыть для себя творчество писателя, работая в 3 группах, выполняя предложенные мною задания, анализируя произведение.
- Вы готовы работать? Оцените свою работоспособность: выберите любой цвет.
Красный - «у меня нет настроя на работу, мне сегодня будет тяжело работать с учителем»; синий – « мне хочется работать, я постараюсь, но не уверен, что все удастся»; зеленый – «я настроен на работу, буду работать в полную силу. Хочу узнать и научиться новому».
(цвета – полоски на столе перед каждым ребенком; значения на плакате, на доске.
- Я рада, что вы готовы со мною работать, желаю вам успехов.
II. Изучение нового материала.
1. Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:
1 группа: Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Дед и отец писателя были крепостными крестьянами. Деду, человеку способному и волевому, удалось выкупить себя и свою семью из крепостной неволи. Отец был владельцем бакалейной лавки.
Но в 1867 году дела пошатнулись, лавка была закрыта, семья переехала в Москву. В Таганроге остался Антон вместе с братом Иваном. Будущий писатель учился в гимназии и одновременно зарабатывал на жизнь частными уроками.
2 группа: В 1879 году Чехов окончил гимназию, переехал к семье в Москву и поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил в 1884 году.
Первая публикация его произведений осуществилась в начале 1880 года в журнале «Стрекоза». Далее он сотрудничает в журналах: «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Русский сатирический листок». Талантливыми были названы его рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник».
3 группа: Это его ранние рассказы, а затем он много пишет пьес для постановки на сценах различных театров. Пьесы имели успех не только в России, но и за ее пределами. Известность к Чехову пришла при жизни. Его считали «Пушкиным в прозе». В произведениях он был всегда искренен. Язык его произведений удивителен.
Однако, он прожил недолгую жизнь, в 1904 году писателя не стало.
- Отвечает один человек от группы.
- Ответы – рассказы групп.
- Беседа по прочитанному:
- Какое произведение А.П. Чехова вычитали дома?
- Какое это произведение по жанру?
- Что такое рассказ?
(Найдите определение в задании № 2 раздаточного материала).
- Каким вам кажется рассказ: смешным, грустным, смешным и грустным одновременно?
- В литературе существуют понятия : юмор и сатира. Давайте с ними разберемся. (задание №2 Р/М).
- Что такое юмор?
- Что такое сатира?
- Вспомните: мы с вами говорили: «смех может быть добрый» и «смех может быть злой»?
- Как это соотносится с понятиями юмор и сатира?
- Мы должны будем в конце урока сделать вывод: это юмористический рассказ или сатирический.
- Ещё раз скажите, как называется рассказ?
- Какой прием использован Чеховым в названии?
- Что такое антитеза?
(Найдите определение в задании №2)
- Определите, о ком из героев данное описание:
1 группа: А) «… Только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.»
2 группа: Б) «Только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.»
3 группа: В) « Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею..»
«Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.»
- Встречается ли антитеза в этих отрывках? Где? Приведите примеры.
(Р/М задание 3)
5. «Узнай новое!»
- Когда герои изображаются такими, какими вы их назвали сейчас, их называют герои – антиподы.
- Что такое герои - антиподы?
- Выясните в задании №4. Р/М.
- Антиподы - герои, противопоставленные друг другу в произведении.
Запишите определение в тетради.
6. Работа с текстом.
1 группа: А) Приятная и неожиданная встреча. Докажите текстом.
2 группа: Б) Разговор о жизни. Изменения в поведении героев. Докажите текстом.
3 группа: В) Расставание «друзей». Поведение героев. Докажите текстом.
(Р/М задание 5)
7. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?
А) «- привычка гнуть шею перед начальством;
- инстинкт лакейства;
- угодничество.»
Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;
- важно для него то, что это друг детства;
- дороги воспоминания о прошлом.»
8. Словарная работа.
- Чехов – мастер слова. Употребленные им слова помогают передать изображаемую эпоху, характер героев. Согласны Вы с этим? Давайте докажем. Выполним задание 6.
- Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:
Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).
Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.
Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.
Херес – сорт крепкого виноградного вина.
Душунок – милый, приятный человек.
- Проверка выполнения индивидуальных заданий.
- Соотнесите стрелками слова и их значения:
Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,
нарядно одетый, франт
Казённый Военная или гражданская форменная
одежда
Щёголь Почитание старших по чину, по
служебному положению
Мундир Первая железная дорога между
Москвой и Петербургом
Чинопочитание Государственный
Благоговение Глубочайшее почтение
- Индивидуальное задание.
Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Соотнеси глаголы и их значения.
Глагол | Лексического значение глагола |
Лосниться | Поцеловаться |
Навьючить | Блестеть, отсвечивать |
Облобызаться | Крайне удивиться, внезапно озадачить |
Ошеломить | Засмеяться тихо или исподтишка, со злорадством |
Ябедничать | То же, что во фронт вытянуться (стойка смирно) |
Вытянуться во фрунт | Заявить о своём несогласии, высказать возражение |
Помиловать | Заниматься ябедами (то есть мелкими доносами, клеветой), наушничать |
Съёжиться | Направить, обратить на кого- нибудь что – нибудь |
Захихикать | Положить вьюками или нагрузить вьюками (вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, также сумка для такой поклажи |
Возразить | Придвинуть одну ногу к другой, ударяя слегка каблук о каблук (знак вежливости, приветствие у мужчин) |
Шаркнуть ногой | Сутулясь, сжиматься всем телом (от холода, стеснения) |
Устремиться | Пощадить, простить кому – нибудь вину |
Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?
Группы в это время соединяют слова.
9. «Внимательный ли ты читатель!»
1 группа: А)
- Как звали тонкого?
- Как звали толстого?
- Имя жены тонкого?
- Имя сына тонкого?
- Прозвище тонкого в гимназии?
- Прозвище толстого в гимназии?
2 группа: Б) - Кто такой Герострат?
- Почему и за что толстого так дразнили в школе?
3 группа: В) – Кто такой Эфиальт?
- За что тонкий получил такое прозвище?
10. Сделаем вывод:
- Сатирическое или юмористическое произведение?
- Что высмеивает рассказ?
III. Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению: Чехов «Смерть чиновника», чтение по ролям.
IV. Итоги урока.
- Любой рассказ А.П. Чехова воспитывает. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, в душа, и мысли,» Для этого человек должен воспитывать себе хорошие качества. В письме брату Николаю они писал, что значит быть «воспитанными людьми». Выберите, что больше всего важно с вашей точки зрения:
(Р/М)
Воспитанные люди (из письма А.П. Чехова брату Николаю)
- «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступительные…»
- «Они состарадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой.»
- «Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.»
- «Они чистосердечны и боятся лжи, как огня»
- «Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие.»
- «Они не суетны.»
- «Если они имеют в себе талант, то уважают его.
- «Они воспитывают в себе эстетику.»
Рефлексия (Р/М на каждого обучающегося)
- Выберите то, что вы думаете о сегодняшнем уроке.
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен легким
Литература:
- Ахмадуллина Р.Г. Рабочая тетрадь. Часть 1, 6 класс. –М: Просвещение, 2015
- Тяпугина Н.Ю. Антон Павлович Чехов в школе. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 2002.
- Чехов А.П. Сочинения в 2 томах. Том 1. Повести и рассказы. –М: «Художественная литература», 1982.
Приложение
1 группа
Карточка для работы над произведением А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
1. Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:
1 группа: Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Дед и отец писателя были крепостными крестьянами. Деду, человеку способному и волевому, удалось выкупить себя и свою семью из крепостной неволи. Отец был владельцем бакалейной лавки.
Но в 1867 году дела пошатнулись, лавка была закрыта, семья переехала в Москву. В Таганроге остался Антон вместе с братом Иваном. Будущий писатель учился в гимназии и одновременно зарабатывал на жизнь частными уроками.
2.Выберите правильно определения понятиям.
Рассказ –
Юмор –
Сатира –
Псевдоним –
Антитеза -
А) Противопоставление героев. события, явлений в произведении.
Б) Высмеивание пороков человека и общества.
В) Смешные поступки героев, смешные события и истории.
Г) Вымышленные имена или фамилии.
Д) Прозаическое произведение небольшое по объёму.
3. Определите, о ком из героев данное описание:
А) «… Только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.»
4. Узнай новое!
Антиподы - герои, противопоставленные друг другу в произведении.
Запишите определение в тетради.
- Работа с текстом.
А) Приятная и неожиданная встреча. Докажите текстом.
6. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?
А) «- привычка гнуть шею перед начальством;
- инстинкт лакейства;
- угодничество.»
Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;
- важно для него то, что это друг детства;
- дороги воспоминания о прошлом.»
7. Словарная работа.
- Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:
Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).
Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.
Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.
Херес – сорт крепкого виноградного вина.
Душунок – милый, приятный человек.
Соотнесите стрелками слова и их значения:
Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,
нарядно одетый, франт
Казённый Военная или гражданская форменная
одежда
Щёголь Почитание старших по чину, по
служебному положению
Мундир Первая железная дорога между
Москвой и Петербургом
Чинопочитание Государственный
Благоговение Глубочайшее почтение
Индивидуальное задание.
Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Соотнеси глаголы и их значения.
Глагол | Лексического значение глагола |
Лосниться | Поцеловаться |
Навьючить | Блестеть, отсвечивать |
Облобызаться | Крайне удивиться, внезапно озадачить |
Ошеломить | Засмеяться тихо или исподтишка, со злорадством |
Ябедничать | То же, что во фронт вытянуться (стойка смирно) |
Вытянуться во фрунт | Заявить о своём несогласии, высказать возражение |
Помиловать | Заниматься ябедами (то есть мелкими доносами, клеветой), наушничать |
Съёжиться | Направить, обратить на кого- нибудь что – нибудь |
Захихикать | Положить вьюками или нагрузить вьюками (вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, также сумка для такой поклажи |
Возразить | Придвинуть одну ногу к другой, ударяя слегка каблук о каблук (знак вежливости, приветствие у мужчин) |
Шаркнуть ногой | Сутулясь, сжиматься всем телом (от холода, стеснения) |
Устремиться | Пощадить, простить кому – нибудь вину |
Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?
8. «Внимательный ли ты читатель!»
А)
- Как звали тонкого?
- Как звали толстого?
- Имя жены тонкого?
- Имя сына тонкого?
- Прозвище тонкого в гимназии?
- Прозвище толстого в гимназии
2 группа
Карточка для работы над произведением А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
- Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:
В 1879 году Чехов окончил гимназию, переехал к семье в Москву и поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил в 1884 году.
Первая публикация его произведений осуществилась в начале 1880 года в журнале «Стрекоза». Далее он сотрудничает в журналах: «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Русский сатирический листок». Талантливыми были названы его рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник».
2.Выберите правильно определения понятиям.
Рассказ –
Юмор –
Сатира –
Псевдоним –
Антитеза -
А) Противопоставление героев. события, явлений в произведении.
Б) Высмеивание пороков человека и общества.
В) Смешные поступки героев, смешные события и истории.
Г) Вымышленные имена или фамилии.
Д) Прозаическое произведение небольшое по объёму.
3. Определите, о ком из героев данное описание:
Б) «Только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.»
4. Узнай новое!
Антиподы - герои, противопоставленные друг другу в произведении.
Запишите определение в тетради.
5. Работа с текстом.
Б) Разговор о жизни. Изменения в поведении героев. Докажите текстом.
6. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?
А) «- привычка гнуть шею перед начальством;
- инстинкт лакейства;
- угодничество.»
Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;
- важно для него то, что это друг детства;
- дороги воспоминания о прошлом.»
7. Словарная работа.
- Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:
Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).
Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.
Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.
Херес – сорт крепкого виноградного вина.
Душунок – милый, приятный человек.
Соотнесите стрелками слова и их значения:
Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,
нарядно одетый, франт
Казённый Военная или гражданская форменная
одежда
Щёголь Почитание старших по чину, по
служебному положению
Мундир Первая железная дорога между
Москвой и Петербургом
Чинопочитание Государственный
Благоговение Глубочайшее почтение
Индивидуальное задание.
Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Соотнеси глаголы и их значения.
Глагол | Лексического значение глагола |
Лосниться | Поцеловаться |
Навьючить | Блестеть, отсвечивать |
Облобызаться | Крайне удивиться, внезапно озадачить |
Ошеломить | Засмеяться тихо или исподтишка, со злорадством |
Ябедничать | То же, что во фронт вытянуться (стойка смирно) |
Вытянуться во фрунт | Заявить о своём несогласии, высказать возражение |
Помиловать | Заниматься ябедами (то есть мелкими доносами, клеветой), наушничать |
Съёжиться | Направить, обратить на кого- нибудь что – нибудь |
Захихикать | Положить вьюками или нагрузить вьюками (вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, также сумка для такой поклажи |
Возразить | Придвинуть одну ногу к другой, ударяя слегка каблук о каблук (знак вежливости, приветствие у мужчин) |
Шаркнуть ногой | Сутулясь, сжиматься всем телом (от холода, стеснения) |
Устремиться | Пощадить, простить кому – нибудь вину |
Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?
8. «Внимательный ли ты читатель!»
Б) - Кто такой Герострат?
- Почему и за что толстого так дразнили в школе?
3 группа
Карточка для работы над произведением А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
- Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:
Это его ранние рассказы, а затем он много пишет пьес для постановки на сценах различных театров. Пьесы имели успех не только в России, но и за ее пределами. Известность к Чехову пришла при жизни. Его считали «Пушкиным в прозе». В произведениях он был всегда искренен. Язык его произведений удивителен.
Однако, он прожил недолгую жизнь, в 1904 году писателя не стало.
2.Выберите правильно определения понятиям.
Рассказ –
Юмор –
Сатира –
Псевдоним –
Антитеза -
А) Противопоставление героев. события, явлений в произведении.
Б) Высмеивание пороков человека и общества.
В) Смешные поступки героев, смешные события и истории.
Г) Вымышленные имена или фамилии.
Д) Прозаическое произведение небольшое по объёму.
3. Определите, о ком из героев данное описание:
В) « Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею..»
«Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.»
4. Узнай новое!
Антиподы - герои, противопоставленные друг другу в произведении.
Запишите определение в тетради.
5. Работа с текстом.
В) Расставание «друзей». Поведение героев. Докажите текстом.
6. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?
А) «- привычка гнуть шею перед начальством;
- инстинкт лакейства;
- угодничество.»
Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;
- важно для него то, что это друг детства;
- дороги воспоминания о прошлом.»
7. Словарная работа.
- Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:
Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).
Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.
Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.
Херес – сорт крепкого виноградного вина.
Душунок – милый, приятный человек.
Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?
8. «Внимательный ли ты читатель!»
В) – Кто такой Эфиальт?
- За что тонкий получил такое прозвище?
1. Индивидуальное задание
- Соотнесите стрелками слова и их значения:
Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,
нарядно одетый, франт
Казённый Военная или гражданская форменная
одежда
Щёголь Почитание старших по чину, по
служебному положению
Мундир Первая железная дорога между
Москвой и Петербургом
Чинопочитание Государственный
Благоговение Глубочайшее почтение
2.Индивидуальное задание.
Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Соотнеси глаголы и их значения.
Глагол | Лексического значение глагола |
Лосниться | Поцеловаться |
Навьючить | Блестеть, отсвечивать |
Облобызаться | Крайне удивиться, внезапно озадачить |
Ошеломить | Засмеяться тихо или исподтишка, со злорадством |
Ябедничать | То же, что во фронт вытянуться (стойка смирно) |
Вытянуться во фрунт | Заявить о своём несогласии, высказать возражение |
Помиловать | Заниматься ябедами (то есть мелкими доносами, клеветой), наушничать |
Съёжиться | Направить, обратить на кого- нибудь что – нибудь |
Захихикать | Положить вьюками или нагрузить вьюками (вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, также сумка для такой поклажи |
Возразить | Придвинуть одну ногу к другой, ударяя слегка каблук о каблук (знак вежливости, приветствие у мужчин) |
Шаркнуть ногой | Сутулясь, сжиматься всем телом (от холода, стеснения) |
Устремиться | Пощадить, простить кому – нибудь вину |
Какие из этих глаголов относятся к толстому, какие – к тонкому?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Восток-дело тонкое"
Презентация к семинару 11 класс по теме: " Типичные виды хозяйственной деятельности в Юго-Западной Азии....
Функции тонкого и толстого кишечника
Урок содержит: - Презентацию. - Тест. Презентация разбита на архивы - извлеч их в одну папку....
Эссе" Тонкое искусство"
Для этого я стараюсь быть для своих учеников наставником: другом, помощником, союзником....
Эссе "Тонкое искусство"
Размышления о том, как стать другом своим ученикам. Была представлена на конкурс эссе "Тонкое искусство" на портале "Продленка."...
Эссе"Тонкое искусство"
Статья о том, каим должен бть учитель современной школы сегодня....
Осторожно! Тонкий лёд!
Наш поселок находится возле реки Илим – знаменитой во всей Сибири. Каждый опасный сезон (осень – весна) в нашей школе проходит месячник Безопасности на льду. С целью профилактики безопасного поведения...
А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация
Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.Задачи:Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».Развитие культуры речи...